ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические предпосылки игровой познавательной деятельности 8
1.1. История происхождения игрового обучения 8
1.2 Психология детской игровой деятельности 11
1.3 Дидактические основы игровой деятельности 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Методика разработки и реализации учебно-познавательных игр 18
2.1 Методика разработки познавательных игр на уроках физики 18
2.2 Методика установления взаимосвязи физики с дисциплинами
технического цикла на основе познавательных игр 22
2.3 Методика организации познавательных игр на уроках физики и
производственного обучения 27
Выводы по II главе 33
Глава III. Учебно-познавательные игры на уроках физики 35
3.1 Использование учебно-познавательных игр на уроках физики 35
3.2 Познавательные игры на уроках физики для повторения и контроля
пройденного материала 38
3.3 Познавательные игры на уроках физики для актуализации учебного
материала 39
3.4 Познавательные игры на уроках физики для изучения новых тем и их
систематизации 40
3.5 Внеурочные познавательные игры на физико-технических вечерах 41
3.6 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы по III главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ I 54
ПРИЛОЖЕНИЕ II 78
ПРИЛОЖЕНИЕ III 81
Глава I. Теоретические предпосылки игровой познавательной деятельности 8
1.1. История происхождения игрового обучения 8
1.2 Психология детской игровой деятельности 11
1.3 Дидактические основы игровой деятельности 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Методика разработки и реализации учебно-познавательных игр 18
2.1 Методика разработки познавательных игр на уроках физики 18
2.2 Методика установления взаимосвязи физики с дисциплинами
технического цикла на основе познавательных игр 22
2.3 Методика организации познавательных игр на уроках физики и
производственного обучения 27
Выводы по II главе 33
Глава III. Учебно-познавательные игры на уроках физики 35
3.1 Использование учебно-познавательных игр на уроках физики 35
3.2 Познавательные игры на уроках физики для повторения и контроля
пройденного материала 38
3.3 Познавательные игры на уроках физики для актуализации учебного
материала 39
3.4 Познавательные игры на уроках физики для изучения новых тем и их
систематизации 40
3.5 Внеурочные познавательные игры на физико-технических вечерах 41
3.6 Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы по III главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ I 54
ПРИЛОЖЕНИЕ II 78
ПРИЛОЖЕНИЕ III 81
Повышение эффективности урока - важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Нужны нестандартные, оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к знаниям.
Анализ современной психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, изучение передового опыта показывает, что игровое обучение (деловая игра) находит применение в школах, вузах, дошкольных учреждениях, а также при подготовке руководящих кадров. Повышение интереса к игровому обучению вызвано тем, что среди средств активации процесса обучения, воспитания и развития игровая деятельность имеет исключительно действенное педагогическое значение.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между устаревшими педагогическими концепциями формирования личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новыми требованиями жизни к подрастающей личности, между требуемым и наличным уровнем знаний, умений, навыков и умственного развития школьников.
Современные требования, предъявляемые к формированию личности и активации познавательной деятельности школьников, выдвигают задачу поисков новых подходов в школьном обучении. Одной из актуальнейших проблем, отвечающих этим задачам, является проблема использования игровых форм обучения как способа активации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Традиционная форма обучения не позволяет поднять качество обучения и пробудить интерес к учению. Значит, нужна такая форма обучения, которая с одной стороны, наиболее естественна и интересна, а с другой - служит подготовке к будущей профессиональной деятельности. Такими качествами обладает игровая форма обучения, которая наряду с другими педагогическими задачами выполняет функции метода обучения и метода учебной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость теоретического изучения игровой познавательной деятельности в различных аспектах: психологическом, дидактическом, методическом. Внедрение игр в познавательный процесс требует такой методики, которая бы естественно вписывалась в урок. Сегодняшнее состояние обучения показывает значительное замедление процесса формирования у учащихся практических и профессиональных качеств: определенных предметных действий, знаний, навыков. Поэтому можно предположить, что использование познавательных игр, позволит учащимся более свободно ориентироваться в условиях изменения содержания профессиональной деятельности.
Однако до сих пор исследованию игровой познавательной деятельности в условиях общеобразовательного и профессионально-технического обучения уделялось недостаточно внимания. Малочисленность подобных исследований объясняется, в первую очередь, отсутствием на сегодняшний день научно-обоснованной и общепринятой педагогической теории игр, их классификации, которые позволяли бы не только применять познавательные игры в учебном процессе, но и шире и глубже исследовать эту сложную и многоаспектную проблему.
Актуальность изучения основ игрового обучения определяется ещё и тем, что игра вызывает интерес к учению, который в последнее время имеет тенденцию к снижению. Кроме того, игровое обучение создаёт психологическую основу приобщения детей к трудовой деятельности. А вот в практике обучения сложилось определённое противоречие, выражающееся в следующем. С одной стороны, падает уровень подготовки учащихся и их интерес к общеобразовательным знаниям, а с другой - преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин не владеют высокоэффективным игровым методом обучения.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность игровых форм обучения как способа активации познавательной деятельности учеников на уроках физики.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи:
1. Разобрать классификации игр по типам урока;
2. Подготовить и провести познавательную игру по физике «Счастливый случай» среди учащихся 11В класса МАОУ «Гимназия №19» города Казани;
3. Выполнить анализ и сравнение результатов проверочных работ учеников до и после проведения игры и дать им педагогическую интерпретацию.
Для достижения поставленной цели и решения задач применялась совокупность методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Широкое применение нашли различные виды педагогического наблюдения и опросов (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Объект исследования - игровой процесс обучения учащихся на уроках физики.
Предмет исследования - формы и методы активации познавательной деятельности учеников с помощью игрового обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определена структура и разработаны рекомендации по организации познавательных игр на уроках физики;
- определены педагогические задачи, решаемые с применением игровой формы обучения: развитие инициативности учащихся, вовлечение учеников в учебный процесс, более качественное усвоение материала учащихся;
- расширены теоретические представления о структуре организации учебного процесса в общеобразовательной школе, обоснованы пути повышения эффективности обучения методом использования познавательных игр на занятиях.
Рассмотренная и изученная методика позволяет более адекватно сформировать современные представления о сущности, содержании и организации процесса обучения школьников.
Практическая значимость исследования:
- использование познавательных игр на уроках может быть рекомендовано для повышения эффективности обучения, улучшения качества получаемых знаний, повышения интереса к изучаемому предмету;
- сформулированные практические рекомендации могут быть использованы преподавателями и учителями как на уроке физики, так и на внеклассном мероприятии. На результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных подходов к организации обучения физике на уроках и тематических вечерах.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ современной психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, изучение передового опыта показывает, что игровое обучение (деловая игра) находит применение в школах, вузах, дошкольных учреждениях, а также при подготовке руководящих кадров. Повышение интереса к игровому обучению вызвано тем, что среди средств активации процесса обучения, воспитания и развития игровая деятельность имеет исключительно действенное педагогическое значение.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между устаревшими педагогическими концепциями формирования личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новыми требованиями жизни к подрастающей личности, между требуемым и наличным уровнем знаний, умений, навыков и умственного развития школьников.
Современные требования, предъявляемые к формированию личности и активации познавательной деятельности школьников, выдвигают задачу поисков новых подходов в школьном обучении. Одной из актуальнейших проблем, отвечающих этим задачам, является проблема использования игровых форм обучения как способа активации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Традиционная форма обучения не позволяет поднять качество обучения и пробудить интерес к учению. Значит, нужна такая форма обучения, которая с одной стороны, наиболее естественна и интересна, а с другой - служит подготовке к будущей профессиональной деятельности. Такими качествами обладает игровая форма обучения, которая наряду с другими педагогическими задачами выполняет функции метода обучения и метода учебной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость теоретического изучения игровой познавательной деятельности в различных аспектах: психологическом, дидактическом, методическом. Внедрение игр в познавательный процесс требует такой методики, которая бы естественно вписывалась в урок. Сегодняшнее состояние обучения показывает значительное замедление процесса формирования у учащихся практических и профессиональных качеств: определенных предметных действий, знаний, навыков. Поэтому можно предположить, что использование познавательных игр, позволит учащимся более свободно ориентироваться в условиях изменения содержания профессиональной деятельности.
Однако до сих пор исследованию игровой познавательной деятельности в условиях общеобразовательного и профессионально-технического обучения уделялось недостаточно внимания. Малочисленность подобных исследований объясняется, в первую очередь, отсутствием на сегодняшний день научно-обоснованной и общепринятой педагогической теории игр, их классификации, которые позволяли бы не только применять познавательные игры в учебном процессе, но и шире и глубже исследовать эту сложную и многоаспектную проблему.
Актуальность изучения основ игрового обучения определяется ещё и тем, что игра вызывает интерес к учению, который в последнее время имеет тенденцию к снижению. Кроме того, игровое обучение создаёт психологическую основу приобщения детей к трудовой деятельности. А вот в практике обучения сложилось определённое противоречие, выражающееся в следующем. С одной стороны, падает уровень подготовки учащихся и их интерес к общеобразовательным знаниям, а с другой - преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин не владеют высокоэффективным игровым методом обучения.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность игровых форм обучения как способа активации познавательной деятельности учеников на уроках физики.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи:
1. Разобрать классификации игр по типам урока;
2. Подготовить и провести познавательную игру по физике «Счастливый случай» среди учащихся 11В класса МАОУ «Гимназия №19» города Казани;
3. Выполнить анализ и сравнение результатов проверочных работ учеников до и после проведения игры и дать им педагогическую интерпретацию.
Для достижения поставленной цели и решения задач применялась совокупность методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Широкое применение нашли различные виды педагогического наблюдения и опросов (анкетирование, интервьюирование, беседа).
Объект исследования - игровой процесс обучения учащихся на уроках физики.
Предмет исследования - формы и методы активации познавательной деятельности учеников с помощью игрового обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определена структура и разработаны рекомендации по организации познавательных игр на уроках физики;
- определены педагогические задачи, решаемые с применением игровой формы обучения: развитие инициативности учащихся, вовлечение учеников в учебный процесс, более качественное усвоение материала учащихся;
- расширены теоретические представления о структуре организации учебного процесса в общеобразовательной школе, обоснованы пути повышения эффективности обучения методом использования познавательных игр на занятиях.
Рассмотренная и изученная методика позволяет более адекватно сформировать современные представления о сущности, содержании и организации процесса обучения школьников.
Практическая значимость исследования:
- использование познавательных игр на уроках может быть рекомендовано для повышения эффективности обучения, улучшения качества получаемых знаний, повышения интереса к изучаемому предмету;
- сформулированные практические рекомендации могут быть использованы преподавателями и учителями как на уроке физики, так и на внеклассном мероприятии. На результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных подходов к организации обучения физике на уроках и тематических вечерах.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ разработки и применения учебно-познавательных игр на уроках физики и во внеурочных мероприятиях показал, что их использование может быть достаточно эффективным в зависимости от:
• конкретного содержания учебного материала;
• сюжета игры.
Применение таких видов активизации познавательной деятельности дает возможность не только эффективно обучить учащихся основам физики и техники, но и стимулирует их к дальнейшему творческому решению различных производственных проблем. Познавательная игра на уроках физики решает следующие задачи [10]:
1) развивает инициативность учащихся;
2) способствует расширению базовых знаний по предмету;
3) формирует основные профессиональные качества;
4) обеспечивают правильную ориентацию в выборе будущей профессии.
Учебно-познавательная игра рассматривается нами в единстве со сложившимися в общеобразовательной и профессиональной школе формами и методами обучения. Учебная игра - тот обязательный компонент современной системы обучения, который позволяет осуществлять как обучение действиям, так и актуализировать, углублять и оптимизировать учебную деятельность учащихся. В познавательных играх реализуется на практике несколько важнейших принципов современного развивающего обучения [15]:
1) создание проблемных ситуаций;
2) специальное формирование приемов умственной деятельности, как алгоритмических (например, стереотип деятельности), так и творческих, эвристических;
3) осуществляется связь общеобразовательной и трудовой подготовки и т.д.
Точное следование предписаниям, даваемым такими приемами, как алгоритм действий, может обеспечить успешное решение целей и задач обучения [15].
Исследования, проведенные нами в данной работе, учитывая поставленные задачи, позволяют сделать следующие выводы:
1) Рассмотрены классификации игр по типам урока. Выявлена структура и алгоритм проведения познавательных игр на уроках физики.
2) проведён урок в игровой форме - «Счастливый случай» (описание и правила проведения игры, презентация представлены в Приложении I-II)
3) Проведен анализ результатов проверочных работ до и после проведения урока игры.
Также нами составлено, проведено и проанализировано анонимное анкетирование учеников. Полученные результаты анкетирования, описанные в нашем исследовании, могут служить доказательством достоверности полученных результатов об эффективности игровой формы обучения на уроках физики.
• конкретного содержания учебного материала;
• сюжета игры.
Применение таких видов активизации познавательной деятельности дает возможность не только эффективно обучить учащихся основам физики и техники, но и стимулирует их к дальнейшему творческому решению различных производственных проблем. Познавательная игра на уроках физики решает следующие задачи [10]:
1) развивает инициативность учащихся;
2) способствует расширению базовых знаний по предмету;
3) формирует основные профессиональные качества;
4) обеспечивают правильную ориентацию в выборе будущей профессии.
Учебно-познавательная игра рассматривается нами в единстве со сложившимися в общеобразовательной и профессиональной школе формами и методами обучения. Учебная игра - тот обязательный компонент современной системы обучения, который позволяет осуществлять как обучение действиям, так и актуализировать, углублять и оптимизировать учебную деятельность учащихся. В познавательных играх реализуется на практике несколько важнейших принципов современного развивающего обучения [15]:
1) создание проблемных ситуаций;
2) специальное формирование приемов умственной деятельности, как алгоритмических (например, стереотип деятельности), так и творческих, эвристических;
3) осуществляется связь общеобразовательной и трудовой подготовки и т.д.
Точное следование предписаниям, даваемым такими приемами, как алгоритм действий, может обеспечить успешное решение целей и задач обучения [15].
Исследования, проведенные нами в данной работе, учитывая поставленные задачи, позволяют сделать следующие выводы:
1) Рассмотрены классификации игр по типам урока. Выявлена структура и алгоритм проведения познавательных игр на уроках физики.
2) проведён урок в игровой форме - «Счастливый случай» (описание и правила проведения игры, презентация представлены в Приложении I-II)
3) Проведен анализ результатов проверочных работ до и после проведения урока игры.
Также нами составлено, проведено и проанализировано анонимное анкетирование учеников. Полученные результаты анкетирования, описанные в нашем исследовании, могут служить доказательством достоверности полученных результатов об эффективности игровой формы обучения на уроках физики.



