Разработка и использование виртуальных экскурсий для изучения географии региона (Методика преподавания географии, Омский Государственый Педагогический Университет)
В практической части работы были разработаны виртуальные экскурсии для изучения на уроках географии «Регион – Республики Карелия».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы разработки и применения в образовательном процессе виртуальных экскурсий 5
1.1. Сущность понятия «виртуальная экскурсия» 5
1.2. Специфика создания виртуальных экскурсий 9
Глава 2. Методические аспекты применения на уроках географии в качестве обучающего метода виртуальных экскурсий 14
2.1. Место виртуальной экскурсии на уроках географии 14
2.2. Главные составляющие успешного проведения виртуальной экскурсии на уроках географии 17
Глава 3. Разработка виртуальных экскурсий для изучения на уроках географии темы «Регион – Республики Карелия». 22
3.1. Методическая разработка урока – виртуальной экскурсии по теме «Петрозаводск, исторический центр города» 22
3.2. Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания по теме «Охраняемые природные территории и объекты Карелии, перспективы развития» и применением виртуальной экскурсии 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Актуальность исследования. В настоящее время система образования стремительно меняется, а это значит, что меняется подход к обучению и требования к профессиональной деятельности педагога. Современный учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика), а также владеть ИКТ-компетенциями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отражены результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, такие как: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Достижение данных образовательных результатов требует внесения изменений в стратегию обучения в курсе географии за счет использования в образовательном процессе современных ИКТ. К ним относятся виртуальные экскурсии.
Цель исследования – изучить специфику применения в курсе географии виртуальных экскурсий как метода обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы разработки и применения в образовательном процессе виртуальных экскурсий.
2. Определить методические аспекты применения на уроках географии в качестве обучающего метода виртуальных экскурсий.
3. Разработать и апробировать виртуальные экскурсии для изучения на уроках географии темы «Регион – Республики Карелия».
Объект исследования – образовательный процесс по географии.
Предмет исследования – специфика применения в курсе географии виртуальных экскурсий как метода обучения.
Гипотеза исследования: виртуальные экскурсии позволяют вызвать у учащихся 8-х классов интерес к изучению географии.
В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы и опыта работы учителей географии по организации уроков географии с использованием такого метода обучения, как виртуальные экскурсии; методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическая основа исследования. Проблема использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе по географии раскрыта в научных трудах М.Ю. Бухариной, О.В. Насса, Н.В. Шараповой и др. Методика разработки и применения виртуальных экскурсий на уроках географии проанализированы в работах И.Г. Захаровой, Ю.В. Фенько и др. Методические аспекты использования виртуальных экскурсий на уроках географии определены в научных работах Г.Т. Жуковой, В.М. Пакуловой, В.А. Трайнева и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.
Анализ литературы показал, что, учитывая особенности школьного возраста, как сензитивного периода в формировании ценностного отношения к природе и окружающему миру, необходимым является создание психологопедагогических условий для развития познавательной активности детей на занятиях по экологии. В этом отношении важным является изучение возможностей виртуальной экскурсии как средства формирования познавательной активности и усвоения школьниками экологических знаний.
Виртуальные экскурсии позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.
Активное введение в традиционный учебный процесс по географии разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер учащегося, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач деятельности современного педагога. Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Правильно организованные виртуальные экскурсии способствуют пониманию и раскрытию причинно-следственных связей, пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
В ходе исследования для учащихся 8-го класса было разработаны виртуальные экскурсии по теме «регион – Республика Карелия».
1. Батурина Г.И. Дидактика педагогического процесса. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
2. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: Монография. – М. Прометей, 2013. – 144 с.
3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. – Волгоград: Учитель, 2015. – 145 с.
4. Гакаев Р.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р.А. Гакаев, М.А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
5. Гакаев Р.А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р.А. Гакаев, М.Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
6. Гезеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС / В.В. Гезеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
7. Гейтс Б. Компьютер в образовании / Б. Гейтс. – М.: Эксмо, 2011. – 356 с.
8. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К.Р. Глазкова, С.А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
9. Головина С.В. Современный урок географии: проблемы, перспективы / С.В. Головина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 76 с.
10. Горбатова О.Н. Методика преподавания географии: учеб. пособие / О.Н. Горбатова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
11. ГОСТ Р 53620 – 2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
12. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. – СПб.: Речь, 2016. – 978 с.
13. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 521 с.
14. Жукова Г.Т. Основные компоненты структуры учебного предмета // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
15. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии. – Брест, 2012. – 306 с.
16. Москоленко М.В. Совершенные требования к уроку // Педагогика. – 2012. – №3. – С. 22-26.
17. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. – М.: Изд-во МПГУ, 2010. – 156 с.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Можеев, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 456 с.
19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Академия, 2012. – 902 с.
20. Пакулова В.М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
21. Пахомова Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт): монография / Л.С. Пахомова. – Москва – Берлин: Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
22. Соколова Ф.П. Современный образовательный процесс // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
23. Сушенцова А.С. Методика проведения уроков географии. – М.: ВОИПКиПРО, 2012. – 369 с.
24. Трайнев В.А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
25. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: Академия, 1987. – 874 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
27. Феклистова О.В. Интеграция знаний через проектно- исследовательскую деятельность // Материалы семинара для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин «Возможности интеграции в условиях современной школы». – Ижевск, 2016. – С. 10-14.
28. Фенько Ю.В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
29. Шарапова Н.В. Педагогические технологии на уроках географии. – СПб.: Питер, 2015. – 236 с.
30. Шишкова И.Л. Современные педагогические технологии. – Волгоград: Учитель. 2015. – 362 с.