Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ 7
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 7
1.2 Виды чтения 13
1.3 Методы и принципы обучения чтению 18
1.4 Поисковое чтение как средство изучения иностранного языка 23
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 30
2.1 Типы упражнений на овладение навыками поискового чтения 30
2.2 Контроль сформированности умений поискового чтения 35
2.3 Практический опыт применения поискового чтения на старшей ступени
обучения иностранному языку 38
Выводы по Главе 2 51
Заключение 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
За все время обучения иностранному языку обучение чтению было одним из самых главных целей педагогов. Навыки и умения чтения - это целое искусство, требующее целостного подхода и являющееся системообразующей основой, помогающее формировать информационно-академические умения.
В своих исследованиях профессор Леднев В. С. тоже рассматривал чтение как одно из существенно-важных видов коммуникативной и познавательной деятельности учащихся. Функции чтения при этом самые разные: во-первых, с помощью чтения происходит практическое овладение иностранным языком, во-вторых, изучаются различные культурные особенности языков и стран, и в-третьих, чтение необходимо для самообразования и саморазвития.
На старшем этапе обучения английскому языку, чтение становится неотъемлемым видом коммуникативно-познавательной деятельности старшеклассников. Именно благодаря чтению новая информация усваивается лучше, запоминается благодаря своей наглядности, тем самым расширяя словарный запас ученика и развивая способности критического мышления.
При обучении чтению важно показать учащимся, какие виды чтения существуют, как их использовать, и какие виды чтения лучше подходят при выполнении разного вида упражнений или коммуникативных задач.
Обучение поисковому чтению играет очень важную роль, поскольку этот вид чтения может применяться как сопутствующее упражнение для работы над другими видами чтения, а также может выступать как полноценный самостоятельный вид чтения. В любом случае, поисковое чтение требует умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста и умений находить конкретную информацию, отсеивая все остальные детали.
Актуальность данного исследования заключается в том, что обучение навыкам и умениям поискового чтения, применение специальных поэтапных заданий и упражнений на поисковое чтение служат основой обучения быстрому и корректному усвоению и пониманию содержания текста на английском языке.
Объектом исследования является поисковое чтение как один из механизмов повышения скорости понимания текста.
Предмет исследования - методы и упражнения на развитие поискового чтения на старшем этапе обучения английскому языку для повышения скорости понимания текста.
Цель исследования - выявление способов обучения учащихся извлекать информацию из текста, применяя поисковое чтение, которое обеспечивает эффективное формирование механизмов скорости понимания текста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1) проанализировать значение овладения навыками и умениями чтения на иностранном языке;
2) изучить различные виды чтения, которые способствуют повышению уровня языковой компетенции учащихся;
3) сформулировать теоретические основы обучения поисковому чтению;
4) рассмотреть методы и упражнения на развитие навыков и умений применения поискового чтения;
5) разработать фрагменты уроков работы на поисковое чтение на старшей ступени обучения;
6) выявить трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе работы с текстом и исследовать пути их преодоления.
Научная новизна исследования состоит в выявлении эффективных способов обучения поисковому чтению на английском языке и в разработке упражнений, повышающих мотивацию на выполнение заданий по поисковому чтению.
Гипотеза: результаты, достигнутые при выявлении наиболее эффективных способов обучения поисковому чтению, усовершенствуют и ускорят механизмы скорости понимания текста.
Методы исследования:
Теоретический метод - сбор, анализ и синтез литературы по теме работы, классификация информации по параграфам, выявление ключевых закономерностей и построение выводов на основе обобщения известных фактов.
Эмпирический метод - исследование информации по теме работы, проведение эксперимента на выявление эффективности поискового чтения, сравнение результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать взгляды ученых на проблему обучения чтению на уроках иностранного языка.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно использовать при проведении уроков по иностранному языку, а также при проведении семинаров и практикумов по методике преподавания чтения в старших классах.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении представлена актуальность исследования данной темы, цель исследования, задачи для достижения поставленной цели, методы, используемы в процессе проведения исследования, а также теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе дается информация о чтении, как о виде речевой деятельности, о видах чтения, об этапах работы над текстом, о методах, задачах и принципах обучения поисковому чтению.
Во второй главе поясняются методы применения поискового чтения, этапы работы над текстом, даются задания и упражнения на поисковое чтение на каждом этапе, и показывается их эффективность и необходимость на уроках.
В заключении приводятся основные выводы и результаты исследования. В приложении включены тексты, которые были использованы при проведении фрагментов уроков.
Современное общество сложно представить без английского языка, который может понадобиться в любой сфере. Поэтому обучение английскому языку в образовательных учреждениях стало приобретать более серьезный характер, чтобы у учеников, действительно, был хороший результат по данному предмету.
Обучение чтению всегда было одной из первостепенных задач педагогов, а интерес к чтению всегда был велик в изучении иностранных языков. Существуют различные классификации чтения, и в настоящее время широкое распространение получила классификация С. К. Фоломкиной. По ее классификации основными видами чтения являются ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Ознакомительное чтение - это чтение с понимание основного содержания текста, изучающее чтение - чтение с полным пониманием содержания, просмотровое - чтение с общим представлением о теме, рассматриваемой в тексте и поисковое - чтение с быстрым нахождением в тексте определенных фактов, показателей, дат и других данных.
Любой вид чтения предполагает поэтапную работу с текстом. Существуют три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Во время предтекстового этапа происходит подготовка к чтению текста, знакомство с темой, с понятиями, которые есть в тексте и выполняются упражнения на снятие языковых трудностей. Во время текстового этапа происходит знакомство с самим текстом, и во время этого этапа выполняются задания и упражнения непосредственно во время чтения. А предтекстовый этап предусматривает интеграцию чтения с продуктивными коммуникативными умениями.
При обучении чтению материал может быть отрывком из художественной или публицистической литературы, научные, газетные статьи, материалы профессионально-ориентированного вида. Тексты должны соответствовать практическим, познавательным, возрастным принципам, а также по степени увлекательности и по степени обработки полученной информации.
Поисковому чтению начинают обучать на среднем этапе. Тренировка поискового чтения ведет к формированию навыков быстрого понимания основного содержания и умения правильно выделять ключевые моменты в тексте.
Поисковое чтение может использоваться как самостоятельный вид чтения, так и как сопутствующее упражнение при работе над другими видами чтения. Если во время чтения ученики будут понимать хотя бы 70% содержания текста, то это поможет им справляться со многими коммуникативными задачами. Поэтому обучение поисковому чтению помогает быстрее достигнуть цели, а именно понять основные моменты текста.
Чтобы контролировать развитие навыков и умений поискового чтения у учеников, существует комплекс упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Поэтапная работа ускоряет механизмы восприятия логико-смысловой структуры текстов.
На предтекстовом этапе даются упражнения на работу с заглавием текста, на распознование структурных особенностей текста.
На текстовом этапе даются упражнения, направленные на определение темы, на работу с содержанием текста, на выявление ключевых моментов, слов и выражений.
На предтекстовом этапе даются упражнения на проверку и контроль уровня понимания содержания.
Чтобы достичь цель нашего исследования и подтвердить гипотезу о результатах, которые ученики могут показать при использовании поискового чтения, были проведены фрагменты уроков в 10 Б классе в МБОУ «Гимназия п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ», с использованием текстов из УМК «Spotlight 10» (под ред. Афанасьева). Для этого были подготовлены фрагменты уроков, в которых мы сравнили скорость и степень понимания содержания текста при разных видах чтения. В результате выяснилось, что самой низкой эффективностью является ознакомительное чтение, изучающее чтение занимает много времени, а поисковое чтение дает возможность выявить и проанализировать все важные моменты в тексте за короткое время.
Успешность использования поискового чтения заключался в поэтапной работе и четкости упражнений на данный вид чтения. Задания предтекстового этапа помогали настраивать учащихся на чтение и на обдумывание темы текста. При выполнении заданий текстового этапа ученикам было необходимо найти правильные ответы, обращая внимание на нужные моменты в тексте. А на предтекстовом этапе, чтобы ученики точно разобрались с содержанием текста, задания были на заполнение пропусков и на сопоставление дат и событий.
В итоге, наша гипотеза подтвердилась, и был сделан вывод, что благодаря поисковому чтению ученики быстрее справлялись с пониманием содержания текста, потому что их внимание было направлено на поиск ключевых слов и выражений, основных моментов и необходимых дат и значений.
1. Адонина Л.В., Фисенко О.С., Чернова Н.В. Техника «направленное чтение» как интерактивный метод работы над текстом в иностранной аудитории // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12-1. - С. 119-121
2. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / [О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др] - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 248 с.
3. Андронкина Н. М. Проблемы обучения иноязычному
общению в преподавании иностранного языкакак специальности
// Обучение языкам в школе и вузе. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 190 с.
4. Балкирева, М. Использование книг для чтения на уроках иностранного языка / М. Балкирева // Первое сентября. - 2008. - №8. - С. 1517.
5. Банникова Л.С. Методика обучения поисковому чтению:
Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., - 1981. - 20 с.
6. Блохина, С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / С. А. Блохина, М. Л. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. - 2007. -№1. - С. 2-5.
7. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе.- 1991г.- №2. - С.22-24.
8. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: РАО, 2005. - С.174-181.
9. Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого
образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122-132.
10. Г альскова Н. Д., Г ез Н. Н. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. - 336 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
12. Гаспарян Е. Б. Развитие ключевых компетенций у студентов
неязыковых вузов в рамках обучения иностранному (английскому) языку // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: мат-лы науч.метод. межвуз. семинара. М.: МГИМО- Университет, 2010. - С. 88-91.
13. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 1984. - №6. - С.68-73.
14. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2005. - № 1. - С. 181-188.
15. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 5-12.
16. Данилина Ю.С., Плоцкая Ю.В. Профессионально-ориентированное чтение как один из методов формирования речевой компетентности специалиста-медика // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: Материалы конференции. - 2012. - С. 465-468.
17. Игумнова О.В. Урок чтения английского языка в 8 классе // Иностранные языки в школе. - 2006. - №2. - С.42-47.
18. Иличкина Е.В. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению // Иностранные языки в школе. - 2006. - №6. - С.48-52.
19. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков - СПБ.: БЛИЦ, 2001. - С.39- 52.
20. Колыхалова О.А. Билингвизм и гуманитарное образование // О. А. Колыханова. - Педагог. - 2000. - №2. - С.10-12.
21. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку - СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004.- 144с.
22. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Академия. - 2010. - 192 с.
23. Кузнецова С. А., Мусницкая Е. В. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей / Под ред. К. Г. Павловой. М.: Москов. гос. лингвистический ун-т. - 2004. - 20 с.
24. Кузьменко, О. Д. Учебное чтение, его содержание и формы / О. Д. Кузьменко, Г. В. Рогова. - 2008 - С. 238-252.
25. Купарёва В.В. Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - С.16 - 19.
26. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.
27. Миролюбов А.А. Майкл Уэст и его методика обучения чтению // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - С.22-26.
28. Мусагитова Г.Н. Реализация компетентностного подхода при
обучении иностранному языку в техническом вузе в условиях двухуровневого образования // Профессиональное образование: двухуровневое и модульное обучение, кредитные системы, компетентностный подход: Материалы юбилейной межвузовской
научно-методической конференции. - Омск: СибАДИ, 2010. - С. 30-32
29. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.
30. Никитенко З.Н. Методика обучения технике чтения в УМК по английскому языку для начальной школы // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 5. - С.23-28.
31. Новиков А.И. Лингвистические вопросы алгоритмической обработки сообщений. - М.: Наука, 2001. - С.41-47.
32. Нуждина М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С.17-23
33. Няшина С. Г. О проблеме организации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе // Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: сб. науч. ст. Минск: Изд-во БГУ,
2009. Вып. 1. - С. 42-50.
34. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / Под ред. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.
35. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. - М.: 2011. - 360 с.
36. Пассов Е.И. Контроль как методический феномен: тезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения) // контроль в обучении иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение 1986.- С. 13-19.
37. Салтовская Г.М. Приёмы обучения различным видам чтения // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 4. - С.10-16.
38. Селиванова Н. А Домашнее чтение - важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2004. - №4. - С.1-26.
39. Сечина К.А. Чтение оригинальной литературы по
специальности в процессе обучения иностранному языку в
неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57222
40. Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 2. - С.2 - 10.
41. Тэн Э.Г. Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе. - 2002. - №4. - С.31-35.
42. Фадеев В.М. «Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля», ИЯШ, № 6. - 1979. - С. 30.
43. Федорова Г.Н., Юрчишина Г.В. Приёмы обучения проблемно - поисковому чтению на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 2006. - №2. - С.28-32.
44. Феклистов Г.Е. Проблемы изучения английского языка в школе.
- М.: РАО, 2004. - 224 с.
45. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М.: Высшее образование, 2008. - 156 с.
46. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб.-метод. пособие. Изд-е 2-е. М.: Высшая школа, 2005. -255 с.
47. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 49-53.
48. Abramova R. N. Essential Geology. Student’s Book: учеб. пособие по профессион. англ. яз. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 227 с.
49. Carrell P.L., Devine О. and Eakey D.E. Interactive approaches to second language reading. Cambridge: CUP, 1998. - 334 p.
50. Kolesnikova I.L. Dolganova O. A. A handbook of English - Russian Terminology for Language Teaching. BLITZ St. Petersburg, 2001. - 236 p.