ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ЛЕСУ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РФ 5
1.1. Воздействие экстремальных температур 6
1.2. Организация питания в экстремальных условиях, борьба с болезнями и
укусами насекомых, животных 11
1.3. Потеря ориентировки и подача сигналов бедствия 23
Вывод по первой главе 26
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, УЧАЩИХСЯ СПОСОБАМ ВЫЖИВАНИЯ В ЛЕСАХ РФ 27
2.1. Особенности методики факультативных занятий 27
2.2. Исследование эффективности методики факультативных занятий по
выживанию в лесах 30
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность. Проблема формирования знаний и умений выживания у учащихся всегда являлась приоритетной задачей предмета «Безопасность жизнедеятельности». На выполнение этой задачи в основном и ориентирована данная работа.
Все мы считаем, что с нами ничего не может случиться. Что на поезд никогда не сойдет с рельсов, машина не остановится посреди дороги с пробитым колесом, а поход за грибами закончится удачно, и тропинка приведет прямо к дому. Обычно, в 99,9% случаев, именно так и бывает. В программе предмета безопасности жизнедеятельности в школах практически очень мало уделено внимания проблемам выживания при экстремальных условиях. География нашей страны очень обширна. Россия занимает около 1/3 территории Евразии и 1/9 земной суши. Лесные ресурсы составляют 22% площади лесов всего мира и У мировых запасов древесины. Лесом покрыто более 50% территории страны. Поэтому, мы обязательно должны знать правила автономного выживания в лесах средней полосы Российской Федерации.
Объект исследования: Процесс формирования знаний школьников в области безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: Методические основы выживания в лесу средней полосы России.
Цель работы: Раскрыть особенности методики обучения школьников, по выживанию в экстремальных ситуациях характерных для лесостепной зоны России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Изучить вероятные случаи экстремальных ситуаций, характерных для средней полосы.
3. Раскрыть наиболее эффективные формы и методы обучения, учащихся выживанию в лесу.
4. Выявить влияние практических занятий в лесу на уровень знаний школьников.
Методы исследования: В исследовании использован комплекс общетеоретических методов, (анализ, синтез, тестирование и др.) и сравнительно-сопоставительный анализ уровня знаний учеников городской и сельской школ в области безопасности и жизнедеятельности, касающейся экстремальных условий.
Гипотеза исследования. Влияние практических занятий в лесу на уровень знаний школьников о выживании в лесу средней полосы России.
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы преподавателями ОБЖ средних учебных заведений при обучении учащихся 10 классов выживанию в лесу.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящей работе была рассмотрена тема по применению методики выживания в лесах средней полосы Российской Федерации. Было рассмотрено множество техник и методик по обучению детей выживанию. Все эти приемы были применены на практике. По всем показателям уровень знаний существенно вырос. Лучше всего по знаниям ориентирования. Объяснить можно тем, что в процессе факультативных занятий в основном работа направлена на освоение ориентировке на местности. По знаниям съедобных грибов у школьников так же возрос показатель более чем на половину. Показатели знаний о растениях выросли чуть меньше чем показатели знания грибов. Самая наименьшая эффективность занятий выявилась в результатах о внешних факторах. В разбивке бивака дети разобрались наилучшим образом, чего нельзя сказать о разведении костров.
Проверив знания школьников Елабужской СОШ №8 были выявлены следующие результаты, которые изображены на рисунке №19. Школьники жители большого населенного пункта по сравнению с жителями маленького населенного пункта хуже знакомы с условиями жизни в лесу и плохо ориентируются и не могут найти некоторые виды съедобных растений грибов. После методики явно видно, что показатели школьников городской школы выросли и достигли уровня результатов школьников сельской школы.
Таким образом факультативные занятия по основам выживания необходимо проводить с практическим выходом в лес. Только так школьники смогут получить практические знания по сбору грибов и растений, опознанию следов животных, съедобных насекомых, разбивке бивака, разведению костров, приготовления пищи из найденных продуктов питания. Заочное знакомство (просмотр рисунков, слайдов, прослушивание лекций) не позволит выработать подобные умения и знания.
1. Антоненков А.И. Мониторинг, прогнозирование, экономическая оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Учеб. - практ. Пособие / И.Антоненков, О.Н.Батян, Н.Т.Волосатова; Белорус. Гос. Экон. Ун-т. - Минск, 2016. -62с.
2. Аппаратно-программные комплексы для медико-психологического обеспечения контроля надежности профессиональной деятельности человека в условиях высокого риска возникновения чрезвычайной ситуации //Безопасность жизнедеятельности. -2016. -N 3. -С. 8-13.
3. Архипова Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях. -2-е изд., перераб.и доп.-М.:[Издат.центр РГГУ],2014.-316 с.
4. Атака на психику //Экология и жизнь. -2016. -N 3. -С. 70-73.
5. Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни //Вопросы психологии. -2016. -N 3. -С. 93-102.
6. Бажанова Е.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Самар. гос. техн. ун-т. -Самара, 2012. -169 с.
7. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учеб./[Д.И.Байдаков, С.А.Бобок, В.Н.Буров и др.];Гос.ун-т упр. -М.,2014.-312 с.
8. Безопасность жизнедеятельности: Учеб./Под общ.ред.С.В. Белова . -
5- е изд.,испр. и доп.-М. :Высш. шк. ,2011. -606 с.
9. Безопасность жизнедеятельности: Учеб./Л.А.Михайлов,
В.П.Соломин, Т.А.Беспамятных и др.-2-е изд.-
М.;СПб.;Н.Новогород:Питер,2015.-460 с.
10. Безопасность жизнедеятельности: Безопасность в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера /[В.А.Акимов,
Ю.Л.Воробьев, М.И.Фалеев и др.] /-3-е изд.,испр.-М.:Высш.шк.,2018.-592 с.
11. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: Учеб.пособие /Курган.машиностроит.ин-т;[Н.Г.Евтушенко и др.].- Курган,2014.-96с.
12. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие /В.В.Денисов, И.АДенисова,
В.В.Гутенев, О.И.Монтвила.-М. ;Ростов н/Д. :Март,2013.-607 с.
13. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учеб. для населения /[Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, С.К.Миронов]; Под общ.ред. Г.Н. Кириллова.-М.:Издо-ва НЦ ЭНАС,2016.-260 с.
14. Боленко Ю.В. Апробация модели психологической готовности сотрудников пожарной охраны //Безопасность жизнедеятельности. -2011. - N 6. -С. 10-16.
15. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: Первая мед.помощь на
месте происшествия: Учеб.пособие/В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова; Под
общ.ред.Г.А.Короткина.-4-е изд.,стер.-М.:АСТ:Астрель,2015.-81 с.
16. Бубнов В.Г. Оказание экстренной помощи до прибытия врача/В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова. -М.:НЦЭНАС, 2016.-63 с.
17. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. -M.:Academia, 2013.-288 с.
18. Вакарев А.А. Активизация человеческого Фактора в управлении в чрезвычайных ситуациях //Управление персоналом. -2016. -N24 202/ -C/ 40
43.
19. Васильева О.С. Экстремальные ситуации и предельные возможности человека. //Психологический журнал. -2012. -Т. 23, N 3. -С. 130-131.
20. Гостюшин А. Защити себя и близких: Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М.:Рипол Классик,2017.-322 с.
21. Гринин А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие/А.С. Гринин,
В.Н.Новиков. -М. :Фаир пресс, 2013.-321 с.
22. Дерябина О.М. Чернобыль: невыученные уроки: (психологические феномены и их действие) //Экология и жизнь. -2016. -N 4. -С. 36-39.
23. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях/[В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова; Под.ред. Ю.л.Воробьева.].-М:НЦЭНАС, 2014.-47 с.
24. Дьяков С.А. Организация и ведение аварино-спасательных и других неотложных работ: Учеб.пособие /С.А.Дьяков, В.П.Требунских, И.А. Башарина; Гос.образоват.учреждение высш.проф. образования Самар. гос.техн. ун-т. -Самара, 2016.-128 с.
25. Иконникова М.В. Психологическая сторона проблемы безопасности человека во время пожара в жилом секторе //Безопасность жизнедеятельности. -2017. -N 10. -С.39-40.
26. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. -М.: Эксмо,2013 -383 с.
27. Карпенков С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образование: как нам избежать глобальной катастрофы, нависшей над человечеством //Высшее образование сегодня. -2014. -N 8. -С. 44-50.
28. Критерии опасности теплового поражения человека //Безопасность жизнедеятельности. -2012. -N 8. -С. 40-43.
29. Кузнецова Л.Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям //Гуманитарные и социальноэкономические науки. -2017. -N 2. -С. 152-154.
30. Кульпинов С.В. Эвакуация населения: Планирование, организация и проведение. -2-е изд.,стер.-М.:Ин-т риска и безопасности, 2016. -141 с.
31. Либерман Я.Л. К вопросу о психологической подготовке человека восприятию терактов и техногенных катастроф //Безопасность жизнедеятельности. -2016. -N 10. -С. 56-58.
32. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях /Н.А.Крючек и др.; Под ред.Г.Н.Кириллова.-М. :НЦ ЭНАС, 2013.-62 с.
33. Магомед-Эминов М.Ш. Психология уцелевшего //Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология -2015. -N 3. -С. 3-19.
34. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях //Психологический журнал. - 2011. -N 1 -С. 16-24.
35. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: В 2 кн: Учеб.пособие. -М :высш.шк. Кн. 1: Личная безопасность. -2015. -480 с.
36. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: В 2 кн: Учеб.пособие. -М.:высш.шк. Кн. 2: Коллективная безопасность. -2014. -333 с.
37. Николенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь: Учеб./В.Н.Николенко, Г.А.Блувштейн, Г.М.Карнаухов.-7-е изд.,стерн.- М.:Лсаёеш1а:За рулем,2018.-156 с.
38. Оганесян Г.Р. Мера целевого отклонения и уровень саморегуляции