Использование методов развивающего обучения в профессиональном образовании (Методика профессионального обучения (Вариант 25), Пензенский государственный технологический университет)
|
Проведен анализ профессионального обучения по специальности «Право и организация социального обеспечения» в Многопрофильном колледже Пензенского государственного университета.
Много приложений.
Введение 4
1 Теоретические аспекты технологии развивающего обучения 5
1.1 Сущность теории развивающего обучения 5
1.2 Технология развивающего обучения в системе методов профессионального образования 9
2 Практическое применение методов развивающего обучения в профессиональном образовании 17
2.1 Анализ профессионального обучения по специальности «Право и организация социального обеспечения» 17
2.2 Опыт применения методов развивающего обучения в преподавании правовых дисциплин 22
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 39
Приложение 5 40
Много приложений.
Введение 4
1 Теоретические аспекты технологии развивающего обучения 5
1.1 Сущность теории развивающего обучения 5
1.2 Технология развивающего обучения в системе методов профессионального образования 9
2 Практическое применение методов развивающего обучения в профессиональном образовании 17
2.1 Анализ профессионального обучения по специальности «Право и организация социального обеспечения» 17
2.2 Опыт применения методов развивающего обучения в преподавании правовых дисциплин 22
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 39
Приложение 5 40
Современное общество выдвигает определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников они ценят: качество полученного ими образования; уровень профессиональных знаний, умений, навыков; наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков; способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.
Из личностных качеств выпускников работодатели выделяют: адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения; умение работать в команде; коммуникативность, в том числе владение иностранными языками и компьютером; лидерские качества; целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру; мотивацию к действию. К сожалению, выпускники профессиональных образовательных учреждений, зачастую не отвечают указанным требованиям. В связи с чем, необходимо применять новые формы и методы обучения. Одним из путей разрешения указанной проблемы является развивающее обучение.
Теоретические вопросы развивающего обучения достаточно разработаны в педагогической науке. В этой связи следует отметить таких исследователей, как В.М. Полонский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Г.К. Селевко,
Э.В. Ильенков. Однако, указанные авторы, в своих работах освещают только применение развивающего обучения в школьном образовании. Что касается профессионального образования, то таких исследований практически нет. Стоит упомянуть немногочисленные публикации авторов: Э.Р. Валеев, Ж.Б. Иванов, С.Ю. Мычко.
Объект данного исследования – методы развивающего обучения.
Предмет – использование методов развивающего обучения в профессиональном образовании.
Цель работы – анализ практики использования методов развивающего обучения в профессиональном образовании.
Цель работы конкретизируется в задачах:
1. Определить особенности развивающего обучения.
2. Охарактеризовать методы развивающего обучения в системе методов
профессионального образования.
3. Проанализировать организацию процесса профессионального обучения
по специальности «Право и организация социального обеспечения».
4. Применить методы развивающего обучения в преподавании правовых
дисциплин.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования в педагогической деятельности при подготовке и проведении занятий.
Эмпирической базой исследования послужил Многопрофильный колледж Пензенского государственного университета.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка источников и приложений.
Из личностных качеств выпускников работодатели выделяют: адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения; умение работать в команде; коммуникативность, в том числе владение иностранными языками и компьютером; лидерские качества; целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру; мотивацию к действию. К сожалению, выпускники профессиональных образовательных учреждений, зачастую не отвечают указанным требованиям. В связи с чем, необходимо применять новые формы и методы обучения. Одним из путей разрешения указанной проблемы является развивающее обучение.
Теоретические вопросы развивающего обучения достаточно разработаны в педагогической науке. В этой связи следует отметить таких исследователей, как В.М. Полонский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Г.К. Селевко,
Э.В. Ильенков. Однако, указанные авторы, в своих работах освещают только применение развивающего обучения в школьном образовании. Что касается профессионального образования, то таких исследований практически нет. Стоит упомянуть немногочисленные публикации авторов: Э.Р. Валеев, Ж.Б. Иванов, С.Ю. Мычко.
Объект данного исследования – методы развивающего обучения.
Предмет – использование методов развивающего обучения в профессиональном образовании.
Цель работы – анализ практики использования методов развивающего обучения в профессиональном образовании.
Цель работы конкретизируется в задачах:
1. Определить особенности развивающего обучения.
2. Охарактеризовать методы развивающего обучения в системе методов
профессионального образования.
3. Проанализировать организацию процесса профессионального обучения
по специальности «Право и организация социального обеспечения».
4. Применить методы развивающего обучения в преподавании правовых
дисциплин.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования в педагогической деятельности при подготовке и проведении занятий.
Эмпирической базой исследования послужил Многопрофильный колледж Пензенского государственного университета.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка источников и приложений.
Теория развивающего обучения в полной мере отвечает задачам современного профессионального образования.
Теоретический анализ научных работ в области педагогики показал, что технология развивающего обучения насчитывает в своем развитии не один десяток лет и продолжает совершенствоваться до настоящего времени. В качестве основоположников данной технологии следует указать В.М. Полонского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Сутью указанной технологии является то, что учащиеся самостоятельно добывают знания, педагог является координатором в этом процессе. Самостоятельное взаимодействие учащихся с окружающей средой выражается
в следующих действиях: целеполагание, планирование и организация, реализация целей, анализ результатов деятельности. Перечисленные действия способствуют процессу развития личности, что является основной целью развивающего обучения. Цель развивающего обучения достигается путем использования различных методов и приемов обучения.
Приоритетной задачей современного профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, чему способствует технология развивающего обучения. В рамках развивающего обучения применяются адекватные формы и методы обучения. Были определены условия выбора формы организации учебного процесса, к которым относятся: возможность управления взаимодействием учащихся; возможность контролировать и корректировать действия учащихся; уровень развития учащихся. Наиболее эффективными являются групповые формы работы.
Изучение существующих педагогических приемов и методов, позволило сделать вывод, что целям развивающего обучения более всего отвечать проблемные методы, к которым относятся: метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод, проектный метод, «мозговой штурм», деловые игры и т.д. В основе перечисленных методов и приемов лежат взаимодействие, активность обучающихся, групповая работа, обратная связь.
Методы развивающего обучения можно объединить в группы: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; когнитивные методы обучения; метакогнитивные методы или методы организации и контроля учебно-познавательной деятельности.
Практическое применение методов развивающего обучения было изучено на примере подготовки студентов Многопрофильного колледжа Пензенского государственного университета. Для этой цели был проведен педагогический эксперимент, констатирующий этап которого показал, что большинство из них обладают низким уровнем сформированности правовых знаний. На основании результатов констатирующего эксперимента, сделан вывод о необходимости совершенствования процесса обучения будущих юристов. В качестве основных методов были определены методы развивающего обучения.
На формирующем этапе эксперимента указанные методы применялись на занятиях по правовым дисциплинам. Акцент был сделан на самостоятельную работу студентов с юридическими документами, такими как, законодательные акты, судебные документы, договорная документация и т.д. В качестве методов были использованы: комментированное чтение, решение ситуационных задач, составление схем, поиск ошибок в тексте. Наиболее эффективным оказался кейс-метод, который дает возможность осмыслить правовую ситуацию.
Анализ результатов повторной диагностики контрольного этапа показал эффективность применения методов развивающего обучения.
Таким образом, задачи работы были выполнены и цель исследования достигнута.
Теоретический анализ научных работ в области педагогики показал, что технология развивающего обучения насчитывает в своем развитии не один десяток лет и продолжает совершенствоваться до настоящего времени. В качестве основоположников данной технологии следует указать В.М. Полонского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Сутью указанной технологии является то, что учащиеся самостоятельно добывают знания, педагог является координатором в этом процессе. Самостоятельное взаимодействие учащихся с окружающей средой выражается
в следующих действиях: целеполагание, планирование и организация, реализация целей, анализ результатов деятельности. Перечисленные действия способствуют процессу развития личности, что является основной целью развивающего обучения. Цель развивающего обучения достигается путем использования различных методов и приемов обучения.
Приоритетной задачей современного профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, чему способствует технология развивающего обучения. В рамках развивающего обучения применяются адекватные формы и методы обучения. Были определены условия выбора формы организации учебного процесса, к которым относятся: возможность управления взаимодействием учащихся; возможность контролировать и корректировать действия учащихся; уровень развития учащихся. Наиболее эффективными являются групповые формы работы.
Изучение существующих педагогических приемов и методов, позволило сделать вывод, что целям развивающего обучения более всего отвечать проблемные методы, к которым относятся: метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод, проектный метод, «мозговой штурм», деловые игры и т.д. В основе перечисленных методов и приемов лежат взаимодействие, активность обучающихся, групповая работа, обратная связь.
Методы развивающего обучения можно объединить в группы: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; когнитивные методы обучения; метакогнитивные методы или методы организации и контроля учебно-познавательной деятельности.
Практическое применение методов развивающего обучения было изучено на примере подготовки студентов Многопрофильного колледжа Пензенского государственного университета. Для этой цели был проведен педагогический эксперимент, констатирующий этап которого показал, что большинство из них обладают низким уровнем сформированности правовых знаний. На основании результатов констатирующего эксперимента, сделан вывод о необходимости совершенствования процесса обучения будущих юристов. В качестве основных методов были определены методы развивающего обучения.
На формирующем этапе эксперимента указанные методы применялись на занятиях по правовым дисциплинам. Акцент был сделан на самостоятельную работу студентов с юридическими документами, такими как, законодательные акты, судебные документы, договорная документация и т.д. В качестве методов были использованы: комментированное чтение, решение ситуационных задач, составление схем, поиск ошибок в тексте. Наиболее эффективным оказался кейс-метод, который дает возможность осмыслить правовую ситуацию.
Анализ результатов повторной диагностики контрольного этапа показал эффективность применения методов развивающего обучения.
Таким образом, задачи работы были выполнены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020



