ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости 6
1.2 Особенности личности подростков 13
1.3 Гендерные особенности проявления стресса и стрессоустойчивости
у подростков 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости подростков ... 38
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости 6
1.2 Особенности личности подростков 13
1.3 Гендерные особенности проявления стресса и стрессоустойчивости
у подростков 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости подростков ... 38
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современное общество и процессы, происходящие в нем, предъявляют повышенные требования к стрессоустойчивости человека и его способности находить выход из трудных жизненных ситуаций. Стрессоустойчивость личности имеет большое практическое значение, так как «охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
Формирование стрессоустойчивости актуально для каждого человека, но особую значимость оно приобретает в тех случаях, когда человек оказывается в специфических условиях.
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости подростков. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др.
Подростковый возраст — основной кризисный этап в становлении личности человека. Это время кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы.
Стресс подростками, в зависимости от гендерных различий, переносится по разному, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Именно поэтому актуальным является тема исследования, выбранная для выпускной квалификационной работы «Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков».
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости подростков в зависимости от гендерных особенностей.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: стрессоустойчивость подростков.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости у подростков и в зависимости от гендерных различий.
2. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости подростков; провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать практические рекомендации по повышению по стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость подростков различна в зависимости от пола.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления стресса (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.), а так же работа в данной области с подростками (Вольвич, Ю. К., Гумель Е.Б., Кубашичева, Л. Н., Лидерс А.Г.).
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы на практических семинарах, тренингах, и в деятельности школьного психолога с целью повышения стрессоустойчивости подростков.
База исследования - МБОУ СОШ №2 г.Мензелинска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Формирование стрессоустойчивости актуально для каждого человека, но особую значимость оно приобретает в тех случаях, когда человек оказывается в специфических условиях.
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости подростков. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др.
Подростковый возраст — основной кризисный этап в становлении личности человека. Это время кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы.
Стресс подростками, в зависимости от гендерных различий, переносится по разному, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Именно поэтому актуальным является тема исследования, выбранная для выпускной квалификационной работы «Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков».
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости подростков в зависимости от гендерных особенностей.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: стрессоустойчивость подростков.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости у подростков и в зависимости от гендерных различий.
2. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости подростков; провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать практические рекомендации по повышению по стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость подростков различна в зависимости от пола.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления стресса (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.), а так же работа в данной области с подростками (Вольвич, Ю. К., Гумель Е.Б., Кубашичева, Л. Н., Лидерс А.Г.).
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы на практических семинарах, тренингах, и в деятельности школьного психолога с целью повышения стрессоустойчивости подростков.
База исследования - МБОУ СОШ №2 г.Мензелинска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
На основе анализа литературы по теме определено, что среди исследователей нет единого мнения относительно трактовки как самого понятия «стрессоустойчивость», так и относительно выделения компонентов и критериев стрессоустойчивости.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость школьников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Нами было проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости школьников на базе средней общеобразовательной школы. В ходе диагностики была выявлена группа испытуемых из 22 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов эксперимента мы пришли к заключению, что школьники характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в данном возрасте происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, было сделано предположение, что развитие стрессоустойчивости у школьников возможно посредством психологических занятий или в игровой деятельности.
В качестве эмпирических методов выступали, такие методы как:
- тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
- Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
Полученные данные в формирующем эксперименте, в гендерном различии, далии следующие результаты:
- у мальчиков: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 6 респондентов, ниже среднего уровень у 6 респондентов, и низкий уровень так же у 6 респондентов.
- у девочек: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 8 респондентов, выше среднего 2, ниже среднего уровень у 4 респондентов, и низкий уровень так же у 4 респондентов.
По результатам второй методики, мы получили так же подтверждение, что мальчики менее стрессоустойчивы, чем девочки и исходя из результатов диагностики школьников, мы можем отметить, что для респондентов с низким уровнем стрессоустойчивости и уровнем устойчивости к стрессу ниже среднего характерны:
- высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивность, сниженное настроение;
- влечение к аффективным переживаниям;
- плохая переносимость ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненное переживание неприятностей;
- неспособность принимать быстрые решения.
По результатам проведенного исследования во второй главе стоит отметить, что гипотеза исследования подтверждена при анализе результатов с помощью t- критерия Стьюдента. По первой методике значимость не выявлена. По второй методике в некоторых шкалах полученные с помощью эмпирического исследования находятся в зоне значимости и неопределенности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Исследуемые выборки достоверно различаются при 0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.
По результатам проведенных исследований была разработана программа занятий. Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость школьников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Нами было проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости школьников на базе средней общеобразовательной школы. В ходе диагностики была выявлена группа испытуемых из 22 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов эксперимента мы пришли к заключению, что школьники характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в данном возрасте происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, было сделано предположение, что развитие стрессоустойчивости у школьников возможно посредством психологических занятий или в игровой деятельности.
В качестве эмпирических методов выступали, такие методы как:
- тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
- Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
Полученные данные в формирующем эксперименте, в гендерном различии, далии следующие результаты:
- у мальчиков: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 6 респондентов, ниже среднего уровень у 6 респондентов, и низкий уровень так же у 6 респондентов.
- у девочек: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 8 респондентов, выше среднего 2, ниже среднего уровень у 4 респондентов, и низкий уровень так же у 4 респондентов.
По результатам второй методики, мы получили так же подтверждение, что мальчики менее стрессоустойчивы, чем девочки и исходя из результатов диагностики школьников, мы можем отметить, что для респондентов с низким уровнем стрессоустойчивости и уровнем устойчивости к стрессу ниже среднего характерны:
- высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивность, сниженное настроение;
- влечение к аффективным переживаниям;
- плохая переносимость ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненное переживание неприятностей;
- неспособность принимать быстрые решения.
По результатам проведенного исследования во второй главе стоит отметить, что гипотеза исследования подтверждена при анализе результатов с помощью t- критерия Стьюдента. По первой методике значимость не выявлена. По второй методике в некоторых шкалах полученные с помощью эмпирического исследования находятся в зоне значимости и неопределенности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Исследуемые выборки достоверно различаются при 0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.
По результатам проведенных исследований была разработана программа занятий. Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2850 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа формирования умений эмоциональной регуляции поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебного стресса у студентов на различных этапах обучения в период сессии с учетом гендерной принадлежности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016



