Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №41449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие стрессоустойчивости 6
1.2 Особенности личности подростков 13
1.3 Гендерные особенности проявления стресса и стрессоустойчивости
у подростков 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости подростков ... 38
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Современное общество и процессы, происходящие в нем, предъявляют повышенные требования к стрессоустойчивости человека и его способности находить выход из трудных жизненных ситуаций. Стрессоустойчивость личности имеет большое практическое значение, так как «охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
Формирование стрессоустойчивости актуально для каждого человека, но особую значимость оно приобретает в тех случаях, когда человек оказывается в специфических условиях.
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости подростков. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др.
Подростковый возраст — основной кризисный этап в становлении личности человека. Это время кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы.
Стресс подростками, в зависимости от гендерных различий, переносится по разному, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Именно поэтому актуальным является тема исследования, выбранная для выпускной квалификационной работы «Гендерные особенности стрессоустойчивости у подростков».
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости подростков в зависимости от гендерных особенностей.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: стрессоустойчивость подростков.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости у подростков и в зависимости от гендерных различий.
2. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости подростков; провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать практические рекомендации по повышению по стрессоустойчивости.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость подростков различна в зависимости от пола.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления стресса (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.), а так же работа в данной области с подростками (Вольвич, Ю. К., Гумель Е.Б., Кубашичева, Л. Н., Лидерс А.Г.).
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы на практических семинарах, тренингах, и в деятельности школьного психолога с целью повышения стрессоустойчивости подростков.
База исследования - МБОУ СОШ №2 г.Мензелинска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа литературы по теме определено, что среди исследователей нет единого мнения относительно трактовки как самого понятия «стрессоустойчивость», так и относительно выделения компонентов и критериев стрессоустойчивости.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость школьников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Нами было проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости школьников на базе средней общеобразовательной школы. В ходе диагностики была выявлена группа испытуемых из 22 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов эксперимента мы пришли к заключению, что школьники характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в данном возрасте происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, было сделано предположение, что развитие стрессоустойчивости у школьников возможно посредством психологических занятий или в игровой деятельности.
В качестве эмпирических методов выступали, такие методы как:
- тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
- Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской, экспресс - тест).
Полученные данные в формирующем эксперименте, в гендерном различии, далии следующие результаты:
- у мальчиков: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 6 респондентов, ниже среднего уровень у 6 респондентов, и низкий уровень так же у 6 респондентов.
- у девочек: высокий уровень стрессоустойчивости у 2 респондента, средний уровень у 8 респондентов, выше среднего 2, ниже среднего уровень у 4 респондентов, и низкий уровень так же у 4 респондентов.
По результатам второй методики, мы получили так же подтверждение, что мальчики менее стрессоустойчивы, чем девочки и исходя из результатов диагностики школьников, мы можем отметить, что для респондентов с низким уровнем стрессоустойчивости и уровнем устойчивости к стрессу ниже среднего характерны:
- высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивность, сниженное настроение;
- влечение к аффективным переживаниям;
- плохая переносимость ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненное переживание неприятностей;
- неспособность принимать быстрые решения.
По результатам проведенного исследования во второй главе стоит отметить, что гипотеза исследования подтверждена при анализе результатов с помощью t- критерия Стьюдента. По первой методике значимость не выявлена. По второй методике в некоторых шкалах полученные с помощью эмпирического исследования находятся в зоне значимости и неопределенности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Исследуемые выборки достоверно различаются при 0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.
По результатам проведенных исследований была разработана программа занятий. Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология и сциальные изменения - //Психол. журн. - 2015. - № 5. - С.5-15.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2018. - 400 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды ; ред., авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. - 3-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. - 352 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / - СПб.: СОЮЗ, 2017. - 96 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2014. - 224 с - ISBN 5-87852-043-5
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека. Формирование положительной самооценки подростков "группы риска": методические рекомендации Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 36 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
8. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2016. - 528 с.
9. Вольвич, Ю. К. Психологические ресурсы устойчивости личности к
стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Вольвич Юлия Константиновна. - Краснодар, 2018. - 26 с.
10. Гревцева, О. В. Особенности формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений: автореф. ... канд. психол. наук:
19.0. 13 [Электронный ресурс] / Гревцева Оксана Вячеславовна. — Ростов- на-Дону, 2017. — 25 с.
11. Гумель Е.Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 6. - С. 48-56.
12. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62
13. Дементий, Л. И. Самоконтроль и импульсивность как факторы подверженности стрессу в деструктивных ситуациях / Л. И. Дементий // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе : материалы Всерос. науч. -практ. конф. с межд. участием (Омск, 1-2 октября 2015 г.) / отв. ред. А. Ю. Маленова и др. - Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. - С. 9-14.
14. Дубова, Т.А. Стрессоустойчивость школьников / Т.А. Дубова // Начальная школа. - 2011. - №11.- С. 25-27
15. Зеличенок, Е. В. Формирование стрессоустойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (на материале обучения в педагогических вузах): автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / Зеличенок Елена Владимировна. - Москва, 2012. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-stressoustoichivosti- uchawihsia-v-processe-zaniatij -vokalno-horovoj .html
16. Карпова, Е.В. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний / Е.В. Карпова // Начальная школа. - 1997. - №5. - С. 2023
17. Коновалова, О.В. Классификация стрессоустойчивости / О.В Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С.35-36
18. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - Москва, 2003. - 47 с.
19. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии начальной школы / В.С. Кукушкин. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007. - 77 с.
20. Кубашичева, Л. Н. Стрессоустойчивость школьников как одно из средств развития психического здоровья [Электронный ресурс] / Л. Н. Кубашичева // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. - 2014. - № 10. -
C. 171-173.
21. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В.// Психологическая диагностика. -2017. - № 3. - С. 18-20.
22. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М. : Академический проект, 2018. - 312 с.
23. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47
24. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного исследования / А.Н. Леонтьев. - М: Московский университет, 1994. - 109 с.
25. Львов, М.Р. Причины стресса: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
26. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.:Академия, 2019. - 512 с.
27. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: Педагогические сочинения в 8 т. / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983. - 385 c.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития /
В.С. Мухина. - М: Академия, 2006. - 608 с.
29. Москвитина, О. А. Представления младших подростков о стрессе / О. А. Москвитина // Журнал прикладной психологии. - 2014. - № 4. - С. 9598.
30. Полякова, О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / под ред. А. С. Батуева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016.-144 с.
31. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. - Казань : КНИТУ, 2016. - 212 с.
32. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: методическое пособие / ред. И. В. Дубровина. - 6-е изд. - М.: Академический проект, 2016. - 128 с.
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие / пер. с англ. - 8-е международное издание. - СПб.: Питер, 2015. - 624 с.
34. Реан, А. А. Психология и педагогика. / Н. В Бордовская, А. А. Реан,
С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2014. - 432 с.
35. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика / М. И. Рожков. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 264 с.
36. Синягина Н.Ю. Психология и педагогика. // под ред. А.А.Бодалева.
- М.: Институт психотерапии, 2012. - авторский текст С. 229-250
37. Суворова, И. В. К определению понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» / И. В. Суворова // Worldscience: problemsandinnovations: сборник статей XX Межд. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). В 2 ч. Ч. 2. - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение». - 2018.-С. 274-277.
38. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский, - М.: «Институт Психотерапии», 2015. - 316 стр.
39. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье - М.: «Прогресс», 1979. - 123 стр.
40. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский - М.: Радянська школа, 1974. - 288 с.
41. Ушинский, К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 645 с.
42. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина, - СПб.: «Питер», 2017. - 272 стр.
43. Тихомирова, Т. С. Формирование стрессоустойчивости подростков
/ Т. С. Тихомирова. - Москва : СИП РИА, 2015. - 187 с.
44. Тихомирова, Т. С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности: дисс. ...канд. пед. наук: 01 [Электронный ресурс] / Тихомирова Татьяна Семеновна. - Москва, 2014. - 183 с.
45. Фрайбургский многофакторный опросник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylab.info/
46. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: «Академия», 2017. - 264 стр.
47. Шпрангер Э. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: «Питер», 2016. - 256 стр.
48. Эльконин, Д. Б. Психология / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 141 с.
49. Эргашева, Л.А. Методика работы / Л.А. Эргашева // Начальная школа: до и после. - 2002. - №2. - С. 50-54
50. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, - СПб.: «Пресс», 2010. - 225 стр.
51. Юнусова С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты /
С. Г. Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2013. - Т. 150. - С. 139-150.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ