ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРАСФОРМАЦИИ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ 5
1.1. Сущность понятия жанра рецензии. Виды рецензий 5
1.2. Общая характеристика жанра музыкальной рецензии 9
Глава 2 АНАЛИЗ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ В СЕТЕВЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЖАЗА 14
2.1. Анализ жанра музыкальной рецензии в сетевых изданиях о джазе 14
2.2. Анализ музыкальных рецензий музыкальных журналов и сетевых источников среди поклонников джазовой музыки 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Актуальность исследования. Современная система журналистских жанров практически утратила такое качество, как нормативность, и во многом не соответствует привычной трехуровневой схеме: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Сегодня журналистские тексты легко лишаются одних родовых признаков и также без труда приобретают другие. Автор меняет принадлежность текста к той или иной родовой группе в зависимости от информативной задачи материала, объема, отведенного для него на полосе, и особенностей авторского стиля. Подобные жанровые трансформации привели к тому, что со страниц периодических изданий литературно-художественную критику вытеснила журналистика. А у самого популярного в литературно-художественной критике жанра – рецензии – появились новые особенности. Отношение к рецензии в настоящий момент очень изменилось: авторитет критиков, особенно музыкальных, среди простого населения падает в связи с появлением огромного количества обзоров в средствах массовой информации (далее – СМИ), а также в Интернете, где свое мнение может выразить каждый. Однако более или менее качественные рецензии все еще можно встретить в специализированных изданиях.
Важным фактором духовного развития человека является формирование багажа его знаний и эстетического вкуса, способности ориентироваться в современных культурных процессах и оценочно судить о них. По мнению А.А. Тертычного, потребность в оценке лучше всех удовлетворяют аналитические жанры [31, с. 27] и, прежде всего, такой жанр, как рецензия. Жанр музыкальной рецензия ориентирован на контекст музыкальной жизни современного человека. Целью рецензии становится либо констатация бытия музыкального текста (информационная рецензия), либо его авторская интерпретация и аргументированная оценка.
Цель исследования – изучить особенности жанра музыкальной рецензии в современных сетевых СМИ.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы трансформации жанра «музыкальная рецензия» в сетевых СМИ.
2. Определить жанровые особенности музыкальной рецензии в современных сетевых СМИ.
3. Проанализировать жанровые особенности музыкальной рецензии в сетевых СМИ на примере джазовой музыки.
Объект исследования – музыкальная рецензия в сетевых СМИ.
Предмет исследования – жанровые особенности музыкальной рецензии в современных сетевых СМИ.
Методы: теоретический анализ научных источников, анализ эмпирического материала (музыкальные рецензии современных сетевых СМИ), синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды О.В. Кобзевой, В.П. Москвина, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, В.А. Фоминой, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. В трудах В.П. Москвина, В.А. Фоминой, Н.Г. Яковлевой и др. представлены жанровые особенности такого жанра, как рецензия. В исследованиях О.В. Кобзевой, А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, Р.О. Юрчик и др. приведены примеры анализа эмоциональной и оценочной лексики в музыкальных рецензиях в сетевых СМИ.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список.
В настоящее время язык средств массовой информации выступает одним из эффективных инструментов воздействия не только на речевую культуру личности, но и на общественное сознание, систему ценностей и поведенческих стереотипов. Это обусловливает интерес современной антропоцентрированной лингвистки к медиадискурсу, отражающему основные лингвопрагматические особенности функционирования языка.
Проанализировав современную музыкальную рецензию, мы можем предположить, что этот жанр считается редким, и вряд ли его возможно встретить в «чистом виде», без примеси репортажности, рекламности и «стеба». Резкое увеличение объема информации, появление музыкальных произведений в свободном и легальном доступе в Интернете сделали музыку условно-бесплатной и обесценили специализированную журналистику.
Музыкальная рецензия призвана оказывать влияние на формирование музыкальной культуры человека, на его эстетический вкус, под которым понимается способность к оценке, понимание правильного и красивого. Главным инструментом, который помогает осуществить эту задачу музыкальной журналистике и критике, служит особый язык описания музыкального текста, представляющий собой критическое, идеологически ориентированное художественно-аналитическое комментирование, выстраивающееся на системе понятий, эпитетов, сравнений и метафор, нацеленных на раскрытие авторского замысла, на анализ семантического пространства музыкального текста и включение его в культурно-исторические контексты социального бытия. В ходе исследования и проанализированных примеров музыкальных рецензий на джазовую музыку был сформулирован вывод о том, что с помощью цитирования музыкального произведения автор иллюстрирует и аргументирует собственные впечатления, выводы, к которым он приходит в ходе прослушивания данной музыки и которые он пытается передать читателю
Музыкальная критика продолжает выполнять и привычно данные ей, традиционные задачи. Она формирует эстетические и художественно-творческие вкусы, предпочтения и стандарты, определяет ценностно-смысловые аспекты, по-своему систематизирует имеющийся опыт восприятия музыкального искусства. В то же время в современных условиях сфера ее действия существенно расширяется: так, по-новому реализуются информационно-коммуникативные и ценностно-регулятивные функции музыкальной критики, усиливается ее социально-культурная миссия как интегратора процессов музыкальной культуры. При этом, музыкальная рецензия постепенно утрачивает свою аналитическую природу, работает на презентацию события, рекламу, выделяя наиболее интересные и яркие его стороны.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.