Введение 3
1. Роль и место спорта на телевидении и в корпоративной прессе 7
1.1. Предпосылки возникновения спортивной тематики на российском
телевидении 7
1.2. Особенности освещения спортивных событий на современном
российском телевидении 12
1.3. Развитие корпоративных СМИ на современном этапе 31
2. Специфика контента клубного телевидения 48
2.2. Общие черты видео-контента каналов спортивных организаций 48
2.3. Клубное телевидение спортивных организаций «Ак Барс», «Рубин» и ВК
«Зенит» 60
2.3. Рекомендации для работы российских клубных каналов 80
Заключение 84
Список литературы
Профессиональный спорт и телевидение сегодня слагаемые одного общего дела под названием бизнес. Это взаимовыгодные слагаемые. Подтверждается тезис суммами контрактов спортсменов и стоимостью трансляций (с 2016 года Английская футбольная лига от продажи телевизионных прав зарабатывает более двух миллиардов евро). Также взаимодействие спорта и телевидения создаёт новые условия существования обеих слагаемых. Например, система видеоопределения гола в футболе заработала только в 2015 году. Работа журналиста в связи с нововведениями в способе передачи информации в спорте и обновляющимися правилами соревнований с каждым годом обретает новые границы. Поверхностные знания недопустимы, умения только писать теперь недостаточно, журналист должен быть мультифункциональным. Кроме того, сегодня, спортивные трансляции и передачи в эфире выполняют не только информационную, но и развлекательную, рекреационную и познавательную функции. Особенно это касается командных видов спорта. Свое внимание мы хотели бы остановить внимание на самых ярких представителях: футбол, хоккей и баскетбол. Даже лишь визуальный анализ сетки вещания телеканалов дает понять, что им предоставляется больше эфирного времени и внимания от журналистов в сравнении с другими видами спорта у нас в стране. У каждого профессионального хоккейного и футбольного клубов в России из высших дивизионов действуют свои маркетинговые отделы, а уже в их структуре обязательно присутствует так называемое «клубное телевидение». Это разновидность корпоративного средства массовой информации для потребителей формата business-to-client. Оно призвано привлечь новых клиентов, увеличить средний чек покупки уже существующих клиентов, увеличить периодичность покупок. В связи с этим огромную роль играет качество контента корпоративного издания, адресованного клиентам на клиентов. В нашем случае это клубные телеканалы в интернете.
Цель работы: исследовать особенности освещения спортивной тематики на российской клубном телевидении.
Задачи работы:
1. Изучить и систематизировать научную литературу по данной теме.
2. Определить особенности работы журналистов при освещении профессионального спорта.
3. Выявить особенности взаимодействия спорта и телевидения
4. Рассмотреть характерные черты корпоративной прессы и телевидения.
5. Анализ работы и контента российских клубных каналов
6. Разработать рекомендации для клубных каналов для работы и создания контента.
Степень изученности темы. Историю развития спортивной журналистики и ее тенденции в своем труде «Телевизионный спорт» в 2006 года затрагивала Вера Зверева; Аркадий Раттнер в серии своих статей «Спортивное телевидение - государство в государстве» рассуждал о российском спортивном телевидении, ее современном этапе и особенностях, а Анжелика Аверкова в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Спорт на экране: телережиссура массового зрелища» проделала большую и качественную работу по изучению процесса спортивного телепроизводства. Также достаточно глубоко разобрал слагаемые спортивной журналистики Адиль Задоров в своей научной статье «Спортивная журналистика: слагаемые мастерства и жанровая особенность». В области менеджмента связей с общественностью мы отмечаем работы И.В. Алешиной, С.А. Варакуты, Г.Г. Почепцова, Ж. Шомели, Д. Уисмана, в области корпоративных изданий: Д. Музина, Ф. Джекинса, Д. Ядина. При этом, на наш взгляд значительного научного изучения не получила особенность освещения спортивной тематики именно на клубном
телевидении.
Объект исследования: российское клубное телевидение
Предмет исследования: деятельность российских клубных каналов при создании контента
Гипотеза работы: российским клубным каналам можно использовать одну универсальную модель работы для создания контента и осуществления своей деятельности.
Эмпирической базой исследования стали футбольные и хоккейные трансляции спортивных событий на российском телевидении, телепрограммы и трансляции командных видов спорта на канале «Матч ТВ», продукция интернет-каналов футбольных клубов РФПЛ, КХЛ и Российской волейбольной лиги.
Хронологические рамки, в которых проводилось исследование, с 01.04.18 г. по 14.04.19 г.
Научная новизна состоит в обобщении опыта работы нового субъекта спортивного телевизионного вещания.
Теоретическую основу исследования составили труды общего характера, посвященные телевидению как виду СМИ; особенностям экранного искусства: работы Э.Г. Багирова, В.М. Березина, H.A. Голядкина, C.B. Дробашенко, Я.Н. Засурского, проблемам тележурналистики работы Р.Д. Копыловой, С.А. Муратова, Е.П. Прохорова, B.C. Саппака, и других авторов. Также теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы известных авторов в области телевизионной журналистики, в частности, Г.В.Кузнецова, В.Л. Цвика, В.В. Егорова, а также в области спорта на телевидении - Р.Л. Гутцайта, Д.В. Десюка и К.А. Алексеева. Также работа основывается на трудах Играева Б.А., Дзигуа Д.В, Люлевич И.Ю которые в своих исследованиях изучали работу корпоративных СМИ. Также мы использовании зарубежные источники, а именно работы Robert Burnett, Anna Brunstrom, Anders G. Nilsson на тему «Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology».
Методами исследования являются общенаучные методы исследования: эмпирический - для изучения и применения теоретических выводов на практике, сравнительный - для выявления отличительных особенностей освещения профессионального спорта, наблюдение и анализ контента сетки вещания клубных телевизионных каналов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования полезны для клубных каналов спортивных организаций. Они могут почерпнуть полезную информацию о работе корпоративного СМИ, которое специализируется на спорте. Также в работе можно узнать современные реалии российского спортивного телевидения.
Апробация работы и публикации. Основные положения исследования представлены на Международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2018», на Всероссийской молодежной конференции «Телевидение и общество 2019», а также в сборниках статей, вышедших после этих конференций.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Спортивная журналистика на современном рынке информации явление глобальное и самостоятельное. Спортивная информация на телевидении сегодня стоит на одном ряду с политикой и экономикой, она также востребована аудиторией. Ее наличие и функционирование очень важно в мире как современного спорта.
Цель работы , обозначенная во введении и заключающаяся в выявлении проблем освещения спортивном тематики на российском клубном телевидении, в частности профессионального спорта, была достигнута в ходе исследовательской работы.
В ходе работы были выполнены задачи, поставленные во введении. В первой части мы рассмотрели предпосылки возникновения спортивной тематики на российском телевидении и особенности освещения профессионального спорта, через прикладной анализ, а также через обобщение научной литературы были определены современные тенденции развития спортивной журналистики на экране. Первая особенность - это приемы и способы подачи в эфир спорта, в техническом плане это касается того, что используется множество графики, максимальное количество прямых эфиров и включений. Вторая особенность - выполнение аналитики не журналистами, а бывшими или действующими спортсменами. Третья - группы телевизионных жанров в спортивной журналистике с развитием коммуникационных технологий приобрели новые аспекты и главным образом это в картинке, главной аспектом становится динамика, максимальное вовлечение телезрителя в спортивное событие, то есть геймификация, делается это, в частности, с помощью экш -камер и таким образом, телезрители зачастую знают был ли гол, либо было ли нарушение раньше, чем судьи, спортсмены и зрители на стадионе. Четвертая особенность - постоянное изменение спорта и телевидения на встречу друг к другу. Повторы, время матчей, расположение пьедестала - правила в спорте меняются и в наши дни. Пятая особенность освещения профессионального спорта на российском телевидении - это последствия от взаимодействия двух сфер, которые приводят к фундаментальным изменения в спорте. Подтверждается это тем фактом, что профессиональный спорт превратился в бизнес: повышаются контракты телевизионных прав на трансляции матчей, спортсмены становятся идолами - работа журналиста затрагивает формирование этого бизнес-поля. Шестая тенденция - это работа спортивных редакций по схожим редакционным планам, что приводит к однообразию контента. Методы сбора информации у всех одинаковы. Седьмая особенность - это монополия на трансляции спортивных- рейтинговых событий. Из-за того, что зачастую один телеканал не может одновременно транслировать сразу несколько матчей и событий, аудитория начинает переходить в Интернет-пространство, где бесплатно можно посмотреть некоторые из тех встреч, что не увидишь на общедоступном телевидении. С популяризацией интернета тандем спорта и телевидения, и вообще СМИ, успешно смог освоить и видео-платформы во «всемирной путине». Где есть спрос, там появилось и предложения. Аудитория всё больше идёт к адресным источникам информации и развлекательного контента. Так появляется корпоративная пресса, в том числе и спортивное клубное телевидение. Оно имеет схожие функции с традиционным, при этом они более конкретизированы. И естественно корпортивные каналы могут позволить себе только большие, командные организации. Это вследствие того, что командные виды спорта вызывают больше интерес, чем индивидуальные. Также в командные виды спорта требуют больших финансовых затрат, а значит и больше заработков Так всё и совпало, что спорт и телевидение изменяя друг друга и изменили отчасти и своё базирование, а эта площадка в свою очередь не осталась без внимания профессионалов, которые зарабатывают на маркетинге, таким образом и появляется клубное телевидение.
Во второй части практического исследования были определены общие черты российского корпоративного футбольного телевидения: Работа по созданию контента у клубных каналов идёт согласно одной модели, которая лежит в основе действия - это регламентированные, обязательные для клубного канала ролики. Основные столпы - тренировки, репортажи с матчей (Match day Content), интервью с тренерами и игроками и рубрики. Клубные каналы ориентируются на сохранение действующих болельщиков клуба, российским клубным каналам не хватает эксклюзивного контента. У российских клубных каналов нет прав на трансляции и видео-нарезки от официальных вещателей спортивных мероприятий., российские клубные каналы уступают по оперативности профильным СМИ, тренд на мемы и интернет-приколы и хайповые передачи., зависимость от результатов команды.
По итогам практического исследования мы полагаем, что для развития клубного ТВ необходимо использовать результаты медийного и технологического прогресса; - для реализации всего потенциала клубного канала PR-отделам спортивных организаций рекомендуется делать разнообразный контент (включения с тренировок и матчей, обзор и анализ прессы, комментарии игроков/специалистов/болельщиков), заранее составив сетку вещания, при оставив возможность для перераспределения ресурсов при незапланированных событиях, также для развития клубного канала клубам необходимо более тщательно анализировать журналистский рынок труда. Оперативность и эксклюзивность информации клубного канала должна превосходить продукты специализированных и тем более универсальных СМИ. Кроме того, мы сделали рекомендации по модели организации работы клубного телевидения. Так же на наш взгляд, необходимо больше инфотеймента, наладить более плотную работу в с маркетинговым отделом, адаптировать часть контента под другие социальные сети, во время повышения результатов команды на спортивной арене необходимо задействовать все ресурсы по привлечению аудитории. Учитывая данные рекомендации, на наш взгляд, клубное телевидение повысит эффективность информационной поддержки спортивных организаций и канала общения со своей аудиторией в контексте освещения профессионального спорта.
1. Видеохостинг «YouTube»: [Электронный ресурс].
URL: www.youtube.com (дата обращения: 1.04.2018 - 14.04.2019)
2. Онлайн-издание «Championat.com»: [Электронный ресурс].
URL: www.championat.com (дата обращения: 15.07.2018)
3. Онлайн-издание «Спортс.ру»: [Электронный ресурс].
URL: www.sports.ru (дата обращения: 22.10.2018)
4. Поисковая система по поиску научных работа «Google scholar [Электронный ресурс].
URL: https://scholar.google.ru (дата обращения: 22.02.2019)
5. Социальная сеть «Instagram»: [Электронный ресурс].
URL: www.instagram.com (дата обращения: 12.03.2019)
II. Научная литература
6. Алексеев К.А, Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. - М.: Юрайт, 2013. — 400 с.
7. Алексеев К.А, Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. - М.: Юрайт, 2013 - 370 с.
8. Алексеев К.А. Спортивная журналистика: учеб. для магистров. - М.: Юрайт, 2013. - 427 с.
9. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация: Учеб.пособие; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1987. - 63 с.
10. Гутцайт Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-плюс Футбол / Р.Л. Гутцайт // Вестн. Рос. унта дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. - 2011. - № 2. - С.113 - 117.
11. Десюк Д.В. Спортивное телевидение как фактор воспитания человека // Высшее образование для XXI века: VI Междунар. науч. конф. - М.: Изд-во Моск. гуманитар. ин-та, 2009. - С. 95-100.
12. Егоров В.В. Телевидение и зритель / В.В. Егоров. - М.: Мысль, 1977. - 196 с.
13. Зверева В. Телевизионный спорт. - М.: Логос. - 2006. - № 3. -250 с.
14. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. — М.: ОГИ, 2007. — С. 252 — 290.
15. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2004. С. 60-75.
16. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. - 400 с.
17. Лейтес Л.С. «Развитие техники ТВ — вещания в РОСИИ. Справочник» -М.: ФГУП «ТТЦ «Останкино», 2005 год. — 224 с.
18. Ли Хант. Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн. - М.: Галерия, 2003. - 126 с.
19. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. — 256 с.
20. Малышева Е.Г. Журналистский спортивный дискурс сквозь призму типологических характеристик языковой личности спортивного комментатора / Вестн. Омс. ун-та. - Омск, 2009. - № 3. - С. 160-169.
21. Махарадзе К. Репортаж без микрофона. М: Олма-Пресс, 2001. —286 с.
22. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
23. Минеева С.А. Полемика диспут - дискуссия. -М.: Знание, 1990. —64 с.
24. Михайлов С.А., Мостов А.Г., Спортивная журналистика. - СП-б.: изд.Михайлова В.А., 2005. - 78 с.
25. Михайлов С.А., Мостов А.Г. Спортивная журналистика. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2005. — 224 с.
26. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. Учебное пособие — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011 - 255 с.
27. Силантьева О. Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте» [Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 22 июля 2013. URL: http://silamedia.ru/2013/07/irkutsk-2 (дата обращения: 15.11.2018)
28. Силантьева О. Чек-лист мультимедийных форматов
[Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 17 июня 2010. URL: http://silamedia.ru/2010/06/mmformats/ (дата обращения: 15.11.2018)
29. Силантьева О. Чему и как учить завтрашних журналистов? [Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 7 янв.
2012. URL: http://silamedia.ru/2012/01/ (дата обращения: 15.11.2018)
30. Уткин В. Интервью Марии Дмитрашек — Люди хотят смотреть футбол, а не тебя слушать // Труд. — от 03.11.2005.
31. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учебное пособие. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 319 с.
32. Шумович А.В. Великолепные мероприятия: технология и практика event management. - М.: Манн, Иванов и Фербер - 2009 - с. 134
33. Что, где, когда произошло впервые / Сост. А.И. Будько. — М.: Рипол-Классик, 2001. — 320 с.
34. Эдельман Р. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР. — М.: Советский спорт; АИРО-XXI, 2008. — С. 400
35. Юровский А. Я. История советской телевизионной журналистики. -М.: Изд-во МГУ, 1982. — 68 с.
36. Marcos Palacios, Javier Diaz Noci Online Journalism: Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective [Электронный ресурс] // Bilbao, 2009. URL: https://javierdiaznoci.wordpress.com/2009/03/03/online-journalism-research- methods/ (дата обращения: 13.02.2019)
37. Robert Burnett, Anna Brunstrom, Anders G. Nilsson Perspectives on
Multimedia: Communication, Media and Information Technology
[Электронный ресурс] // Karlstad University, Sweden 2004. URL: http://bookre.org/reader?file=497776 (дата обращения: 17 .01.2019)
38. Tom Evens and Katrien Lefever , Watching the Football Game: Broadcasting Rights for the European Digital Television Market., Journal of Sport and Social Issues, 35 с.