Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Барнаула. В исследовании приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, которые посещают коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек, из низ 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Общая характеристика самооценки и ее значение для человека 6
1.2 Онтогенетические аспекты формирования самооценки 10
1.3 Особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии, то в первую очередь рассматривается проблема самооценки: понимание себя как личности, собственных качеств, отношения к себе окружающих и причин того или иного отношения. Для этих детей самооценкой определяется эффективность их общественной интеграции. По этой причине в настоящее время специальной психологией и педагогикой проблема исследования отличительных черт формирования и коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается в качестве одной из самых актуальных. Самооценка личности школьника, представляя собой регулятор поведения, непосредственно влияет на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведение, взаимоотношения в группе. Неправильная самооценка становится причиной больших личностных и коммуникационных проблем.
Младший школьный возраст является начальным этапом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире отношений людей. При переходе на эту стадию развития ребенок начинает осознавать факт своего существования. Из-за нарушений в личностном и познавательном развитии, а также наличия отрицательного воздействия общественных факторов у школьников с задержкой психического развития самооценка является своеобразной и больше, чем у детей с нормальным развитием, зависимой от мнения окружающих. В психологической литературе проблемы онтогенеза самооценки, ее структуры, функций, возможностей целенаправленного развития обсуждались в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
Когда речь заходит о детях с задержкой психического развития, то эта проблема становится еще более актуальной, так как имеющиеся особенности играют огромную роль в их последующем психическом развитии и социальном поведении. В данном направлении работали Н.Л. Белопольская, И.П. Бучкина, И.Ю. Кулагина, И.М. Никольская, О.В. Пеньковская.
Но, несмотря на то, что вопрос самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными личностные особенности данной категории детей. По этой причине определена и проблема исследования: какие характерные черты самооценки характеризуют детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и каким образом данные характерные черты оказывают влияние на поведение, коммуникацию и учебную деятельность таких детей?
Цель исследования: изучение особенностей проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие самооценки и онтогенетические аспекты ее формирования;
- выявить особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития;
- провести диагностику по определению уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: младшие школьники с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются неадекватно завышенной (или заниженной) самооценкой.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как В.П. Глухов, Е.И. Забусова, О.И. Прохоренко, С.Л. Рубинштейн и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- констатирующий эксперимент с применением методик «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона и методика Дембо-Рубинштейна;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими со школьниками с задержкой психического развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Самооценка представляет собой отношение человека к собственным способностям, возможностям, индивидуальным свойствам, а кроме этого, к внешнему виду, оценка человеком самого себя, собственных достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Она является самой значимой и самой изучаемой в психологии стороной самосознания личности. Самооценка представляет собой основной механизм регуляции поведения. Она имеет огромное значение в освоении ребенком учебной деятельности, в осуществлении его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений. Именно поэтому ее исследование у школьников с задержкой психического развития имеет особое значение.
Развитие самооценки в онтогенезе связано с развитием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе, а кроме этого, с факторами ее формирования, каждый из которых имеет огромное значение для развития самооценки. Сюда относится общение с окружающими и собственная деятельность человека. В младшем школьном возрасте происходит оформление у ребенка его внутренней позиции, достаточно стабильной системы отношений к себе, к окружающим, к миру в целом. Появление подобного качества представляет собой важнейший этап на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка затем становится основой для возникновения и развития у него многих других, в том числе волевых, качеств личности, в которых выражаются его самостоятельность, упорство, независимость и целеустремленность.
У детей с задержкой психического развития самооценка является довольно своеобразной, что может быть вызвано особенностями психического нарушения, а кроме этого, отрицательным воздействием микросоциальных факторов. Зачастую она является неадекватной, в сторону завышения, и целиком находится в зависимости от оценок других людей. Как правило, у таких детей не сформированы верные представления о собственных личных и физических качествах, возможностях и способностях. Самооценка представляет собой сложное личностное образование, на состояние которого воздействуют разнообразные факторы.
С целью изучения особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития был осуществлен констатирующий эксперимент. Результаты исследования показали, что большинство детей с задержкой психического развития обладают либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что у обследуемых младших школьников с задержкой психического развития самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, которые имеют неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, собственные качества и возможности. У них не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого же возраста с нормальным развитием. Самооценка младших школьников с задержкой психического развития имеет интуитивный, нестабильный характер, формируется под воздействием ближайшего социального окружения. Дети ориентируются на оценку родителей и учителей.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что младшие школьники с задержкой психического развития характеризуются неадекватно повышенной (или заниженной) самооценкой, является полностью подтвержденной. Завышенная самооценка, так же как и заниженная, требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей. По этой причине таким детям необходимы коррекционно-профилактические мероприятия, ориентированные на развитие адекватной самооценки, которая будет способствовать успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Общая характеристика самооценки и ее значение для человека 6
1.2 Онтогенетические аспекты формирования самооценки 10
1.3 Особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30