Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №41367

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Барнаула. В исследовании приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, которые посещают коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек, из низ 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Общая характеристика самооценки и ее значение для человека 6
1.2 Онтогенетические аспекты формирования самооценки 10
1.3 Особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии, то в первую очередь рассматривается проблема самооценки: понимание себя как личности, собственных качеств, отношения к себе окружающих и причин того или иного отношения. Для этих детей самооценкой определяется эффективность их общественной интеграции. По этой причине в настоящее время специальной психологией и педагогикой проблема исследования отличительных черт формирования и коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматривается в качестве одной из самых актуальных. Самооценка личности школьника, представляя собой регулятор поведения, непосредственно влияет на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведение, взаимоотношения в группе. Неправильная самооценка становится причиной больших личностных и коммуникационных проблем.
Младший школьный возраст является начальным этапом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире отношений людей. При переходе на эту стадию развития ребенок начинает осознавать факт своего существования. Из-за нарушений в личностном и познавательном развитии, а также наличия отрицательного воздействия общественных факторов у школьников с задержкой психического развития самооценка является своеобразной и больше, чем у детей с нормальным развитием, зависимой от мнения окружающих. В психологической литературе проблемы онтогенеза самооценки, ее структуры, функций, возможностей целенаправленного развития обсуждались в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
Когда речь заходит о детях с задержкой психического развития, то эта проблема становится еще более актуальной, так как имеющиеся особенности играют огромную роль в их последующем психическом развитии и социальном поведении. В данном направлении работали Н.Л. Белопольская, И.П. Бучкина, И.Ю. Кулагина, И.М. Никольская, О.В. Пеньковская.
Но, несмотря на то, что вопрос самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является довольно разработанным, остаются недостаточно изученными личностные особенности данной категории детей. По этой причине определена и проблема исследования: какие характерные черты самооценки характеризуют детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и каким образом данные характерные черты оказывают влияние на поведение, коммуникацию и учебную деятельность таких детей?
Цель исследования: изучение особенностей проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие самооценки и онтогенетические аспекты ее формирования;
- выявить особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития;
- провести диагностику по определению уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: младшие школьники с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются неадекватно завышенной (или заниженной) самооценкой.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как В.П. Глухов, Е.И. Забусова, О.И. Прохоренко, С.Л. Рубинштейн и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- констатирующий эксперимент с применением методик «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона и методика Дембо-Рубинштейна;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими со школьниками с задержкой психического развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самооценка представляет собой отношение человека к собственным способностям, возможностям, индивидуальным свойствам, а кроме этого, к внешнему виду, оценка человеком самого себя, собственных достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Она является самой значимой и самой изучаемой в психологии стороной самосознания личности. Самооценка представляет собой основной механизм регуляции поведения. Она имеет огромное значение в освоении ребенком учебной деятельности, в осуществлении его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений. Именно поэтому ее исследование у школьников с задержкой психического развития имеет особое значение.
Развитие самооценки в онтогенезе связано с развитием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе, а кроме этого, с факторами ее формирования, каждый из которых имеет огромное значение для развития самооценки. Сюда относится общение с окружающими и собственная деятельность человека. В младшем школьном возрасте происходит оформление у ребенка его внутренней позиции, достаточно стабильной системы отношений к себе, к окружающим, к миру в целом. Появление подобного качества представляет собой важнейший этап на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка затем становится основой для возникновения и развития у него многих других, в том числе волевых, качеств личности, в которых выражаются его самостоятельность, упорство, независимость и целеустремленность.
У детей с задержкой психического развития самооценка является довольно своеобразной, что может быть вызвано особенностями психического нарушения, а кроме этого, отрицательным воздействием микросоциальных факторов. Зачастую она является неадекватной, в сторону завышения, и целиком находится в зависимости от оценок других людей. Как правило, у таких детей не сформированы верные представления о собственных личных и физических качествах, возможностях и способностях. Самооценка представляет собой сложное личностное образование, на состояние которого воздействуют разнообразные факторы.
С целью изучения особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития был осуществлен констатирующий эксперимент. Результаты исследования показали, что большинство детей с задержкой психического развития обладают либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что у обследуемых младших школьников с задержкой психического развития самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, которые имеют неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, собственные качества и возможности. У них не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого же возраста с нормальным развитием. Самооценка младших школьников с задержкой психического развития имеет интуитивный, нестабильный характер, формируется под воздействием ближайшего социального окружения. Дети ориентируются на оценку родителей и учителей.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что младшие школьники с задержкой психического развития характеризуются неадекватно повышенной (или заниженной) самооценкой, является полностью подтвержденной. Завышенная самооценка, так же как и заниженная, требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей. По этой причине таким детям необходимы коррекционно-профилактические мероприятия, ориентированные на развитие адекватной самооценки, которая будет способствовать успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Общая характеристика самооценки и ее значение для человека 6
1.2 Онтогенетические аспекты формирования самооценки 10
1.3 Особенности проявления самооценки у детей с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ