ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические и методологические аспекты развития человеческих ресурсов организации 10
1.1 Понятие и роль человеческих ресурсов в организации 10
1.2 Основные технологии развития человеческих ресурсов в организации 19
1.3 Показатели оценки эффективности развития человеческих ресурсов в организации 28
2 Анализ развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 37
2.2 Анализ применения технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» 45
2.3 Факторы, снижающие эффективность развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» 55
3 Совершенствование технологии развития человеческих ресурсов ПАО
«Таттелеком» 64
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности
организации за счет оптимизации развития человеческих ресурсов 64
3.2 Оптимизация применения технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» 71
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность темы исследования. В разных экономических системах персонал определяется значимым фактором для достижения целей любой организации. В данном контексте существует прямая зависимость качества всей хозяйственной деятельности от качества кадров организации. Как в глобальном смысле для экономических систем, так и для конкретных предприятий определяющим являются такие характеристики подготовки кадров, как уровень образования, показатели по заработной плате, степень удовлетворенности условиями труда и безопасностью в организации и др.
Секретом успеха крупных организаций является оптимизация управления человеческими ресурсами, исходя из изменений по ключевым процессам, обусловленных развитием человеческого ресурса и эффективной работой с кадрами. Данные достижения в современных условиях позволяют пересмотреть отношение к кадровому менеджменту, управлению персоналом и развитию человеческих ресурсов. Также следует отметить значимость стратегического видения при данном подходе, исходя из недостатков и упущений в практике работы компаний, недостаточно формировавших систему управления человеческими ресурсами, ошибок в работе с кадрами, таких как система подбора административного персонала и низкий уровень работы по мотивации исполнителей.
В недавнем прошлом нашей страны в работе с кадрами основной аспект уделялся материальному стимулированию, считалось, что основные проблемы человека возможно решить при помощи достаточной заработной платы. Поэтому в текущей ситуации на современном этапе развития коренным образом изменилась ситуация, когда руководство компаний все чаще обращает внимание на реализацию основной миссии предприятия посредством кадров, специалистов и исполнителей. Практические аспекты показывают определяющий характер человеческих возможностей для достижения поставленных задач. Применение новейших технологий, разработок и
появление значимого товара при самых благоприятных внешний условиях не смогут удовлетворить клиентов и получить результаты от эффективности работы организации без оптимально подготовленных человеческих ресурсов.
Степень разработанности темы. При выполнении работы были использованы исследования ведущих специалистов в области управления персоналом, кадрового менеджмента, экономики, таких как Гуреева Е.С., Гущина О.М., Зотова И.В., Камалова А.Р.
Теоретические аспекты развития представлений о человеческом ресурсе в современной экономике рассмотрены в работах Внучкова Ю.А., Губановой С.Е., Колосовой В.В., Михайловой Л.В. Анализом и оценкой формирования и развития человеческих ресурсов предприятий сферы услуг занимались Галенко В.П., Плис К.С. Такие исследователи, как Алмршед С.К., Иванова-Швец Л.Н. занимались исследованиями технологий управления развитием персонала.
В современных условиях за рубежом исследователи по вопросам управления большое внимание уделяют сопоставлению недостатков в планировании финансов, а также коммерческой деятельности с проблемами в работе с персоналом, а именно с процессами подбора сотрудников, системой их подготовки и переподготовки, разработкой коммуникационных связей внутри организации, системой вознаграждения.
Наиболее актуально данная задача рассматривается в сфере предоставления услуг как трудоемкой индустрии, где человеческие ресурсы являются важнейшим активом организации. Поэтому процесс управления персоналом определяется в роли координаторской деятельности данного мощного актива, применение технологий развития человеческих ресурсов в подобных организациях имеет исключительную важность.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию
технологий развития человеческих ресурсов как фактора повышения эффективности деятельности организации ПАО «Таттелеком»
Задачи работы:
1) раскрыть теоретические и методологические аспекты развития
человеческих ресурсов организации;
2) систематизировать показатели оценки эффективности развития человеческих ресурсов в организации;
3) провести анализ применения технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком»;
4) дать оценку факторам, снижающим эффективность развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком»;
5) разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности организации за счет оптимизации развития человеческих ресурсов;
6) дать оценку эффективности рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.
Объектом исследования являются человеческие ресурсы ПАО «Таттелеком».
Предметом исследования являются технологии развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком».
Теоретической и методологической основой исследования являются концепции и подходы, которые представлены в работах современных отечественных и зарубежных ученых, статьях и отчетах, материалах научных конференций и семинаров по проблемам применения технологий развития человеческих ресурсов коммерческой организации.
В процессе написания исследовательской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как научная дедукция, синтез, классификация, эмпирические методы: наблюдение, изучение документации, анкетирование, опросы, сравнение, системные, обобщенные методы.
Информационной базой исследования послужили отечественные периодические издания, нормативно-законодательная база Российской Федерации, данные российских официальных органов статистики, маркетинговые исследования телекоммуникационной отрасли, статистические базы сети Интернет.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законодательные акты, локальные акты ПАО «Таттелеком».
Научная новизна основных результатов исследования определена по следующим результатам:
1. Определено применение конкретных алгоритмов операций и процедур по кадровому менеджменту, которые приводят к удовлетворению потребностей организации по эффективному формированию и использованию человеческих ресурсов.
2. Разработаны конкретные мероприятия по выявленным проблемам с разделением процесса развития персонала по четырем уровням: реакции, обучения, поведения, результатов.
3. Разработана программа по мероприятиям применения технологий развития человеческих ресурсов организации в соотношении со стратегией и на базе конкретных показателей.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в сфере услуг и обслуживания важным является проведение правильного подбора сотрудников, которые отвечают требованиям клиентов ввиду непосредственного контакта работников с потребителями, автоматически вовлечены в деятельность по достижению базовых целей организации. Поэтому эффективность работы организаций сферы услуг зависят не только от профессионализма сотрудников, но и от качества обслуживания, сознательности, вежливости и отзывчивости персонала. Построение процесса развития человеческих ресурсов на основе применения новых технологий превращается в важнейшую функцию по управлению персоналом для эффективной деятельности организации и роста степени удовлетворенности клиентов в сфере обслуживания. Поэтому изучение выбранной темы актуально на сегодняшний день.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на всероссийских научно-практических конференциях в 2017 г.: Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «IX Камские чтения» (г.Набережные Челны, 2017г.). Имеется две публикации по теме диссертационного исследования, в том числе 1 статья «Пути повышения производительности труда персонала» в журнале «Вектор экономики», входящем в базу данных РИНЦ, а также 1 статья в журнале «Экономика и предпринимательство» («BigData - влияние на процесс управления персоналом»), входящем в перечень рекомендуемых ВАК России.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические методологические аспекты развития человеческих ресурсов организации, изучено понятие и роль человеческих ресурсов в организации, рассмотрены основные технологии и показатели оценки эффективности развития человеческих ресурсов в организации.
Во втором разделе работы проведен анализ развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком», дана организационно-экономическая характеристика организации, исследованы факторы, снижающие эффективность развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком».
В третьем разделе работы даны рекомендации по совершенствованию технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком», разработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности организации за счет оптимизации развития человеческих ресурсов, проведена оценка эффективности рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.
Под человеческими ресурсами в организации подразумевают совокупность потенциальных возможностей человека, задействованных в трудовых, умственных или физических аспектах. Эффект достижения организацией своих целей формируется из достижений каждого сотрудника также с учетом неосязаемых выгод, таких, как оптимизация морального климата, удовлетворенность трудом и др. Проведение службой персонала грамотной кадровой политики способствует оптимизации поведения и достижений персонала, что влияет на работу всего процесса управления человеческими ресурсами.
К технологиям управления человеческими ресурсами относят конкретные алгоритмы (или наборы) операций и процедур по кадровому менеджменту, которые приводят к удовлетворению потребностей организации по эффективному формированию и использованию человеческих ресурсов.
Развитие человеческих ресурсов называют мощным инструментом профессиональной работы, что способствует достижению целей организации, а также росту конкурентных преимуществ и эффективности, однако нет универсальных приемов и методов его построения, несмотря на многообразие подходов к решению данной проблемы ввиду специфики и индивидуальности каждой организации. Исходя из глобальных изменений на рынке труда, в настоящее время требуются серьезные коррективы по таким аспектам, как отношение к сотрудникам, кадровая политика, механизмы привлечения работников, а также удержание и система мотивации.
В подобной ситуации, когда наблюдается расширение возможностей по управлению персоналом, ожидается изменение и самих работников со стремлением к самовыражению, работой над повышением квалификации, планируемому профессиональному и карьерному росту. При учете данных тенденций с правильным применением технологий по развитию человеческих ресурсов существует большая вероятность оптимизации системы управления
персоналом предприятия.
ПАО «Таттелеком» является лидером рынка и крупнейшим универсальным оператором связи Республики Татарстан.
Общее руководство деятельностью ПАО «Таттелеком», стратегическое и бюджетное планирование, формирование технической, кадровой и социальной политики осуществляет совет директоров. Функциональные подразделения филиалов подотчетны соответствующим функциональным подразделениям управления.
Перспективы профессионального развития и роста, прозрачная система материального и нематериального стимулирования, последовательная реализация программ социальной поддержки персонала позволяют ПАО «Таттелеком» быть привлекательным и надежным брендом на рынке работодателей Татарстана.
Под системой развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» понимаются общие установки и целенаправленная деятельность органов управления предприятием по формированию требований к работникам, их подбору, подготовке и рациональному использованию. Исходя из анализа документов, система развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» не закреплена официально, существует разрозненно в ходе планирования обучения персонала. В рамках развития человеческих ресурсов на предприятии применяют образовательные программы, частично ведется деятельность по планированию карьеры ключевых сотрудников, и также проводится зачисление в кадровый резерв.
При анализе применяемых технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» были выявлены следующие проблемы:
- необходимость обучения сотрудников и высокие затраты на данные мероприятия;
- отсутствие заполняемости вакансий по некоторым должностям;
- низкая мотивация и заинтересованность в результате у сотрудников компании; средний уровень организационной культуры;
- отсутствие оценки результатов труда;
- отсутствие системы аттестации работников, оценки кандидатов в кадровый резерв при отборе;
- отставание от конкурентов в области социального обеспечения.
Для оптимизации применения технологий развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» предлагается структурировать процесс управления персоналом с применением методики Д. Киркпатрика на основе четырех уровней развития сотрудников: реакции, обучения, поведения,
результатов.
В рамках мероприятий по повышению эффективности деятельности организации за счет оптимизации развития человеческих ресурсов ПАО «Таттелеком» предлагается структура показателей оценки системы развития человеческих ресурсов с проведением оценки результативности и эффективности кадровой работы организации по ключевым направлениям: оптимизации численности и затрат на человеческие ресурсы, уровня корпоративной культуры, совершенствования производительности труда и управление кадровым потенциалом, что предполагает получение как организационного, социального, так и экономического эффекта в будущем. Результаты по улучшению финансового состояния посредством оптимизации денежных потоков для работы с трудовыми ресурсами позволят предприятию: обеспечить необходимый уровень квалификации кадров, оптимальную систему материального стимулирования за счет внедрения системы контроля выплат и поступлений с трехуровневой системой показателей.
1. Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ в ред. от 19.07.2018 // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения:
11.11.2018)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от
30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 11.10.2018 // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения:
09.11.2018)
II Монографии и научные статьи
3. Ажмухамедов А.И., Давидюк Н.В., Врублевская К.А. Методика
подбора оптимальной степени институциональных мер воздействия на персонал с целью повышения уровня информационной безопасности / Ажмухамедов А.И., Давидюк Н.В., Врублевская К.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление,
вычислительная техника и информатика. - 2018. - № 2. - С. 101-109.
4. Алмршед С.К. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на знаниях, - ключ к успеху в инновациях / Алмршед С.К. // Практический маркетинг. - 2018. - № 4 (254). - С. 32-36.
5. Арнаут М.Н. Кадровый менеджмент: сущность, подходы к
трактовке, модели / Арнаут М.Н., Митрофанова Т.В. // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 22-25.
6. Биктяков К.С. Роль управления персоналом / Биктяков К.С. // Вопросы экономических наук. - 2018. - № 1 (89). - С. 24-27.
7. Вихтевский К.В. Концептуальные основы управления персоналом // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XIV Междунар. науч. -практ. конф. : в 2 ч. -
Пенза, 2018. - С. 101-106.
8. Внучков Ю.А., Губанова С.Е., Михайлова Л.В. Теоретические аспекты развития представлений о человеческом ресурсе в современной экономике / Внучков Ю.А., Губанова С.Е., Михайлова Л.В. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 1. - С. 19-21.
9. Галенко В.П., Плис К.С. Анализ и оценка формирования и развития интеллектуального капитала предприятия сферы услуг / Галенко В.П., Плис К.С. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 1. - С. 162-168.
10. Губанова С.Е., Колосова В.В., Михайлова Л.В. Формирование представлений о человеческом ресурсе современной организации / Губанова С.Е., Колосова В.В., Михайлова Л.В. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 1. - С. 42-49.
11. Гуреева, Е.С. Проблемы формирования кадровой политики в неустойчивых деловых организациях / Е.С. Гуреева, Д.С. Миюхин // Перспективы науки. - Тамбов : ТМБпринт. - 2018.- № 2. - С. 56-59.
12. Гущина О.М. Социально-психологические аспекты управления персоналом // Вестн. Моск. городского пед. ун-та. Сер.: Экономика. - 2018. - № 2 (16). - С. 90-97.
13. Кожомбердиева Н.Т. Управление человеческими ресурсами - требование современности / Кожомбердиева Н.Т. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 86-87.
14. Копылова Д.О. Big Data - влияние на процесс управления персоналом / Л.Р. Фатхутдинова, Д.О. Копылова, В.Д. Провадкина, В.В. Табольская, Г.Т. Яппарова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №1(80).
15. Копылова Д.О. Человеческие ресурсы как объект управления в коммерческом банке / Копылова Д.О. // сб. ст. Всероссийской научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IX
Камские чтения» (г. Набережные Челны). - 2017.
16. Логунова И.В. Формирование инновационных подходов к управлению человеческими ресурсами организации / Логунова И.В. // Экономинфо. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 32-36.
17. Митюхин Д.С., Гуреева Е.С. Проблемы управления человеческими ресурсами в неустойчивых деловых организациях / Митюхин Д.С., Гуреева Е.С. // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 3 (81). - С. 128-130.
18. Пирогова О.Е., Григорьева А.А. Сравнительный анализ понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» / Пирогова О.Е., Григорьева А.А. // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 3 (81). - С. 134138.
19. Провадкина В.Д., Копылова ДО. Пути повышения производительности труда персонала / Провадкина В.Д., Копылова Д.О. // Вектор экономики. - 2018. - №11. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2018/11/economicsmanagement/P rovadkina_Kopylova.pdf (дата обращения: 15.12.2018)
20. Пушкарев Н.Ф. К вопросу эффективности кадрового менеджмента предприятия (фирмы) / Пушкарев Н.Ф. // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2018. - № 1-2. - С. 54-59.
21. Сулайманова Б.Ж. Современная политика инвестирования в развитие человеческого капитала / Сулайманова Б.Ж. // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2018. - № 14.- С. 12-17.
22. Чегринцова С.В., Кузнецова А.В. Методы повышения конкурентоспособности предприятий на основе качества трудовой жизни / Чегринцова С.В., Кузнецова А.В. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 1. - С. 142-153.
23. Шаханов Д.С. Управление человеческими ресурсами / Шаханов Д.С. // Железнодорожный транспорт. - 2018. - № 2. - С. 29-33.
24. Эсаулова И.А. Развитие человеческих ресурсов: эволюция концепций и практики / Эсаулова И.А. // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 1. - С. 13-28.
25. Ярушкина Е.А., Кобелева А.А. Человеческий капитал: сущность и роль в повышении эффективности организации / Ярушкина Е.А., Кобелева А.А. // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2018. - № 1. - С. 30-34.
26. Яшкова Е.В. Кадровый менеджмент: управление развитием персонала организации / Яшкова Е.В. // В сборнике: Российские инициативные разработки (Инициатива. Предприимчивость. Смекалка) Научное издание. Saint-Louis, Missouri, USA, 2018. - С. 21-22.
27. Камалова А.Р. Управление человеческими ресурсами // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам : сб. науч т. / Казанский федерал. ун-т. - Казань, 2017. - С. 433-437.
28. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 156 с.
29. Региональные экономические аспекты управления трудовыми ресурсами: монография / Г. И. Москвитин [и др.]. - М.: Русайнс, 2017. - 194 с.: ил.
30. Чуланова, О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: монография / О. Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 120 с.
III Учебники и учебные пособия
31. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
32. Бычин В.Б. Организация и нормирование труда: учеб. пособие / В. Б. Бычин, Е. В. Шубенкова, С. В. Малинин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 247 с.
33. Евсеев В. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений: учебное пособие / В. Евсеев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2017. - 380 с.
34. Зотова И.В. Тайм-менеджмент: учебное пособие / И.В. Зотова. -
М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. - 139 с.; ил.
35. Иванова-Швец Л.Н. Технология управления развитием персонала: учеб. пособие / Л. Н. Иванова-Швец. - М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. - 148 с.: ил.
36. Кибанов А. Управление персоналом. Теория и практика. Система управления персоналом: учебно-практическое пособие / А. Кибанов. - М.: Проспект, 2018. - 64 с.
37. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Кларин. - М.: Юрайт, 2017. - 287 с.: ил.,
38. Крайнова О.С. Кадровое обеспечение системы менеджмента качества сферы услуг: учебное пособие / Крайнова О.С., Сатаева Д.М. - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2018. - 158 с.
39. Лифшиц А. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. учебное пособие / А. Лифшиц. - М.: РИОР, 2018. - 266 с.
40. Малышев М. Трудовые ресурсы в экономике России / М. Малышев. - М.: Книжный дом Университет, 2017. - 184 с.
41. Минева О.К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: Учебник / Минева О.К., Ахунжанова И.Н., Мордасова Т.А.; Под ред. Миневой О.К. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
42. Митрофанова Е. Управление персоналом. Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие / Е. Митрофанова, О. Белова, В. Коновалова / Под ред. А. Кибанова. - М.: Проспект, 2018. - 72 с.
43. Панкратова Е., Смирнова И. Социологические исследования в управлении персоналом: учебное пособие / Е. Панкратова, И. Смирнова. - М.: Ленанд, 2018. - 184 с.
44. Черкасов М., Луценко А., Федоров В. Управление трудовыми ресурсами в инновационных процессах / М. Черкасов, А. Луценко, В. Федоров. - М : РИОР, Инфра-М, 2014. - 208 с.
45. Чуланова, О.Л. Консалтинг персонала: учеб. пособие / О. Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 163 с.
46. Шапиро, С. А. Маркетинг персонала: учеб. пособие / С. А. Шапиро, Е. К. Самраилова, Н. А. Говорова. - М.: КноРус, 2018. - 228 с.: ил.
47. Эфендиев А., Балабанова Е., Ребров А. Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций. Проблемы формирования и управления / А. Эфендиев, Е. Балабанова, А. Ребров. - М.: Инфра-М, 2016. - 192 с.
IV Материалы организации
48. Ведомость отдела кадров
49. Отчет о финансовых результатах
50. Положение об организационной структуре предприятия
V Электронные материалы
51. Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности.
Управление человеческими ресурсами в организации - [Электронный ресурс]. URL: https://businessman.ru/new-chelovecheskie-resursy-opredelenie-upravlenie-
osobennosti-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-v-organizacii.html (дата
обращения: 24.10.2018)
52. Человеческие ресурсы организации: структура, характеристики,
управление - [Электронный ресурс]. URL:
http://prodawez.ru/personal/chelovecheskie-resursy-organizatsii.html (дата
обращения: 25.10.2018)