Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теологии и идеологии в работах философов франкфуртской школы

Работа №41364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
599
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История становления и развития Франкфуртской школы 6
1.1 Исторические периоды развития Франкфуртской школы 6
1.2 Условия возникновения социально-философских взглядов 12
1.3 Марксизм и Франкфуртская школа 17
1.4 Структуралистский марксизм Луи Альтюсер 26
Глава 2. Основные представители Франкфуртской школы. Идеи и философские воззрения выдающихся франкфурцев 32
2.1 Макс Хоркхаймер. Основатель и духовный лидер Франкфуртской школы 32
2.2 Идеологические истоки антисемейного, гей и нарко-лобби 33
2.3 Неомарксизм как концептуальная проблема 44
2.4 Критическая социология Франкфуртской школы: между наукой и
идеологией 53
Глава 3. Теология философов Франкфуртской школы 64
3.1 Критическая теория и христианская теология 64
3.2 Неотомизм - как философско-теологическое направление 68
3.3 Пауль Тиллих, теология культуры 72
3.4 Хайдеггер и философская теология ХХ века 79
Заключение 82
Список литературы 84

Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли огромное место. Идеи её представителей и на сегодняшний день остаются очень актуальными, а выдвинутые ими методологические принципы до сих пор активно используются в социологии. Теории, разработанные школой, позволяют понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении нашего века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т.д. Именно поэтому Франкфуртская школа была выбрана мной в качестве объекта исследования в данной курсовой работе. Предметом изучения является история становления и развития Франкфуртской школы, вклад внесённый её представителями.
В истории социально-философской мысли видное место занимает Франкфуртская школа, основанная известными социологами и философами, в особенности М. Хоркхаймером и Т. Адорно, а также Э. Фроммом, Ю. Хабермасом, Г. Маркузе, П. Лазарсфельдом и др., которые несколько позже также внесли немалый вклад в развитие Франкфуртского направления. Исследование Франкфуртской школы представляет интерес не только потому, что она оказала заметное влияние на социологию и философию, но и потому, что она была основана на влиятельных теориях марксизма и фрейдизма. Кроме этого сторонники Франкфуртской школы смогли пересмотреть многие положения официальной науки. Может быть поэтому эта школа по другому называется как «критическая теория».
В данной работе необходимо рассмотреть основные направления Франкфуртской школы, складывающихся в зависимости от периодов их существования: «европейском», «американском» и «западногерманском». Эти периоды имеют различную направленность, поскольку идеи представителей Франкфуртской школы зависели от существующей в то или
иное время социально-политической обстановки и положения в науке. Поэтому развитие Франкфуртской школы проходило в разных странах и городах, но ее сторонники,- тем не менее, продолжали следовать своим идеалам, несмотря на то, что они пересматривали некоторые свои положения.
Франкфуртская школа - неомарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем «авторитарной личности» с ее антидемократическими методами управления.
Актуальность работы. Исследование основных направлении Франкфуртской школы является актуальным в рамках истории социологии, так как это позволяет рассмотреть идеи известных социологов, изучить их основные работы.
Основная тенденция - смешение философских понятий с полит-экономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство.
Объект исследования - Франкфуртская школа.
Предмет исследования - работы философов франкфуртской школы. Цель исследования - теология и идеология в работах философов франкфуртской школы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические периоды развития Франкфуртской школы;
- выявить условия возникновения социально-философских взглядов;
- охарактеризовать Марксизм и Франкфуртскую школу;
- рассмотреть структуралистский марксизм» Луи Альтюсер;
- изучить Макс Хоркхаймер. Основателя и духовного лидера Франкфуртской школы;
- определить идеологические истоки антисемейного, гей и нарко-лобби;
- определить Неомарксизм как концептуальную проблему;
- охарактеризовать критическую социологию Франкфуртской школы: между наукой и идеологией;
- изучить критическую теорию и христианскую теологию;
- определить неотомизм - как философско-теологическое направление;
- рассмотреть Пауль Тиллих, теологию культуры;
- изучить Хайдеггер и философскую теологию ХХ века. Методологической базой исследования послужили работы П.В.
Алексеева, В.А. Ацюковского, П. Барта, П.П. Блонского, Б.С. Бычковского, А.Н. Веряскиной и др.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати.
При несомненной значимости проведенных исследований в теории и практике теологии на сегодняшний день недостаточно исследована работа философов франкфуртской школы.
Научная новизна данной работы состоит в том, что предпринята попытка всестороннего изучения отношения теологии и идеологии в работах философов франкфуртской школы.
Практическая значимость состоит в том, что работу можно использовать во время учебного процесса.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие Франкфуртской школы связано с «европейским», «американским» и «западногерманским» периодами. Ее представителям приходилось эмигрировать из одной страны в другую. На это повлияло то, что в Европе в то время стали провозглашаться идеи фашизма, а также «царил» «дух» предстоящей второй - мировой войны. Все это не могло не сказаться на трудах социологов и философов, которые являлись основоположниками и последователями Франкфуртской школы какими были Т. Адорно, М. Хоркхаймер, затем Э. Фромм, Г. Маркузе, П. Лазарсфельд и др. Ведущие направления франкфуртской школы основаны на учениях марксизма, фрейдизма, впоследствии их стали называть неомарксистским и неофрейдистским направлениями. Первое было представлено М. Хоркхаймером, Т. Адорно, второе - Э. Фроммом. Также не важный вклад в развитие школы внесли Г. Маркузе и Ю. Хабермас.
В рамках позднего капитализма Г. Маркузе интересовали проблемы «рационализированного» и «бюрократизированного» общества, что вывелось в его разработку «одномерного» человека. Как Хабермас, так и Маркузе охватили «западногерманский» период Франкфуртской школы, в котором и произошло ее окончательное оформление.
Теории, разработанные так называемой «Франкфуртской школой, наложили решающий отпечаток на всю современную леворадикальную мысль, можно даже сказать, стали ее идейной основой. Более того, без хотя бы самого общего представления о концепциях этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении нашего века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т.д.
Франкфуртская школа существовала более сорока лет, она распалась как школа в середине 70-х годов. Идеи франкфуртской школы, ее «критическая» направленность, стали теоретическим основанием движения «новых левых», способствовали формированию умонастроения протеста и разрушения, политического экстремизма.
«Новые левые» вначале (50-60-е гг.) представляли собою элитарное литературно-философское течение «социально-критических»
интеллектуалов. Затем они распространили свое влияние на молодежь, студенчество. Идеологи «новых левых» среди студенчества (Марио Савио, Руди Дучке, Д.Кон-Бендит, С.Кармайкл) считали своим учителем Маркузе. «Новые левые» абсолютизировали насилие и террористические методы борьбы. Они выдвинули концепцию революции «для» народа, но против него, поскольку он не понимает своего собственного блага в силу своей «одномерности». Движущая сила революции - аутсайдеры. Нужно отказаться от парламентских методов борьбы. Нужно спровоцировать демократические режимы с тем, чтобы они обнаружили свою «фашистскую» сущность.
«Новые левые» выдвинули тезис о «молодежном расизме», согласно которому «молодое» и «старое» поколения противостоят друг другу как два враждебных класса. В.Рейх вслед за Маркузе утверждал, что человеческая цивилизация носит репрессивный характер, она основана на подавлении естественных человеческих инстинктов и влечений. Подлинная должна снять все запреты, уничтожить все репрессивные нормы и ограничения.
Франкфуртская школа получила широкий международный резонанс именно в связи с распространением движения «новых левых».
Таким образом, Франкфуртская школа оказала огромное влияние на социально-философскую мысль того времени. Вместе с тем, ее идеи продолжают иметь значительную роль и в современной социологии и философии.


1. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2015. - 256 с.
2. Ацюковский, В. А. Критический анализ основ теории относительности / В.А. Ацюковский. - М.: Петит, 2017. - 196 с.
3. Барт, П. Философия истории как социология / П. Барт. - М.: КД Либроком, 2014. - 368 с.
4. Блонский, П.П. Современная философия: Между идеализмом и наукой / П.П. Блонский. - М.: Книжный дом Либроком, 2011. - 354 с.
5. Бычковский, Б.С. Современная философия: Проблема материи и энергии / Б.С. Бычковский. - М.: Книжный дом Либроком, 2011. - 312 с.
6. Веряскина, А. Н. Современный технологический переворот и общество: философский и педагогический аспекты / А.Н. Вересякина // Ученые записки Нижегородского института управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Нижний Новгород. - 2015. - С. 332-334.
7. Веряскина, А. Н. Менталитет в условиях современного технологического переворота / А.Н. Вересякина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 9. - С. 41.
8. Веряскина, А. Н. Человек и общество в эпоху современного технологического переворота. Человек. Общество. Культура. / Веряскина
А.Н., Давыденко Е.А., Зимин В.А., Кисляковская В.В., Кочеткова Т.Н., Кузнецова И.И., Максименко М.В., Нарыкова Н.А., Попова Л.Г., Семянкова
О.И., Сушко В.А., Юрина Ю.Г. Ставрополь. - 2014. - С. 7-34.
9. Веряскина, А. Н. Современный технологический переворот и общество / А.Н. Вересякина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №
2. - С. 469.
10. Генисаретский, О.И. Философия проектности: Из истории проектной культуры второй половины ХХ века / О.И. Генисаретский. - М.: Ленанд,
2016. - 400 с.
11. Герье, В.И. Философия истории от Августина до Гегеля / В.И. Герье. - М.: Ленанд, 2015. - 274 с.
12. Давыдов, Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы / Ю.Н. Давыдов. - Москва: ИЛ, 2014. - 320 с.
13. Заладина, М. В. Проявления отчуждения морали в современном обществе / М.В. Заладина, Е.Д. Шетулова // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 5. - С. 6-8.
14. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: Учебное пособие / А.Ф. Зотов. - М.: Проспект, 2012. - 608 с.
15. Ивин, А.А. Социальная философия: Учебник для бакалавров / А.А. Ивин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 510 с.
16. Канке, В.А. Современная философия: Учебник для магистров / В.А. Канке. - М.: Омега-Л, 2013. - 329 с.
17. Луи, П. Французские мыслители и деятели XIX века: Социальная философия / П. Луи. - М.: КД Либроком, 2011. - 192 с.
18. Мак-Ларен, Питер Жизнь в школах. Введение в критическую педагогику / Питер Мак-Ларен. - М.: Просвещение, 2017. - 432 с.
19. Михайлов, И. А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Часть 1. 1914-1939 гг. / И.А. Михайлов. - М.: ИФРАН, 2014. - 208 с.
20. Михайлов, И. А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Часть 2. 1940-1973 гг. / И.А. Михайлов. - М.: ИФРАН, 2017. - 304 с.
21. Михайлов, И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской
школы социальных исследований / И.А. Михайлов. - М.: ИФРАН, 2017. - 443 с.
22. Мишель, Анри Идея государства. Критический опыт истории
социальных и политических теорий во Франции со времени революции / Анри Мишель. - М.: Территория будущего, 2013. - 164 с.
23. Мишель, Анри Идея государства. Критический очерк истории
социальных и политических теорий во Франции со времени революции / Анри Мишель. - М.: Территория будущего, 2016. - 536 с.
24. Мишель, Анри Идея государства. Критический очерк истории
социальных и политических теорий во Франции со времени революции / Анри Мишель. - М.: Типография М. И. Акинфиева и И. В. Леонтьева, 2015. - 600 с.
25. Момджян, К.Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1 / К.Х. Момджян. - М.: МГУ, 2013. - 400 с.
26. Небольсин, Е.А. Русская философия. Анализ истории: В помощь изучающим историю Руси и национальный характер народа / Е.А. Небольсин.. - М.: Перо, 2012. - 161 с.
27. Никоненко, С.В. Современная мировая философия: Учебник для вузов /
А.С. Колесников, С.Л. Бурмистров, С.В. Никоненко; Под ред. А.С. Колесников. - М.: Альма Матер, Акад. Проект, 2013. - 563 с.
28. Оголихин, Л. А. Изучение критических статей в школе. Пособие для учителя / Л.А. Оголихин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2015. - 184 с.
29. Орехов, А.М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века / А.М. Орехов. - М.: КД Либроком, 2011. - 272с.
30. Попов, Ю.П. Философия. Очерк истории и теории: Учебное пособие / Ю.П. Попов. - М.: Перо, 2013. - 220 с.
31. Раппопорт, Ш. Философия истории в ее главнейших течениях / Ш. Раппопорт. - М.: Ленанд, 2015. - 184 с.
32. Рахманов, А.Б. Социальная философия Макса Вебера: Метаморфозы и кризисы / А.Б. Рахманов. - М.: Красанд, 2012. - 560 с.
33. Рахманов, А.Б. Социальная философия К.Маркса и Ф.Энгельса и ее антиномии / А.Б. Рахманов. - М.: КД Либроком, 2012. - 608 с.
34. Розин, В.М. Традиционная и современная философия / В.М. Розин. - М.: Книжный дом Либроком, 2014. - 400 с.
35. Семенов, Ю.И. Философия истории. Общая теория исторического процесса / Ю.И. Семенов. - М.: Трикста, 2013. - 615 с.
36. Севрюков, П.Ф. Классическая механика. Критическое осмысление понятий, определений, теорем школьного курса / П.Ф. Севрюков. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2013. - 307 с.
37. Славин, Б.Ф. Дорога к свободе. Критический марксизм о теории и практике социального освобождения / Б.Ф. Славин. - Москва: Огни, 2013. - 112 с.
38. Спиркин, А.Г. Социальная философия и философия истории: Учебник для академического бакалавриата / А.Г. Спиркин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 184 с.
39. Фатенков, А. Н. Миражи эффективности (к проблеме критериев социально-культурного развития) / А.Н. Фатенков // Философия хозяйства. -
2015. - № 4. - С. 30-36.
40. Фатенков, А. Н. Невозвращенец: фигура субъекта в негативной диалектике / А.Н. Фатенков // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 159169.
41. Фатенков, А. Н. Негативная диалектика: соблазн неидентичности / А.Н. Фатенкова // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 2 (34). - С. 30-36
42. Фейгельман, А. М. Понятие субъекта в неклассической диалектике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. - 2015.
43. Фейгельман, А. М. Трансформация субъект-объектной парадигмы в негативной диалектике Т. Адорно / А.М. Фейгельман // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 1 (33). - С. 161-167.
44. Фейгельман, А. М. Истоки человеческой деструктивности в концепции просвещения М. Хоркхаймера и Т. Адорно / А.М. Фейгельман // Социокультурные корни насилия в современно обществе. Материалы международной конференции. Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. - 2013. - С. 193-199.
45. Чижов, Е.А. Американские буржуазные теории управления (критический анализ): моногр. / ред. Б.З. Мильнер, Е.А. Чижов. - М.: Мысль,
2017. - 361 с.
46. Шафритц, Джей Классики теории государственного управления. Американская школа: моногр. / Джей Шафритц , Альберт Хайд. - М.: МГУ,
2016. - 800 с.
47. Шачин, С. В. Философия Франкфуртской школы и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности / С.В. Шачин. - М.: URSS. - 2017. - 304 с.
48. Шачин, С. В. Опыт применения к психологии теории взаимного признания личностей во Франкфуртской школе / С.В. Шачин // Актуальные проблемы психологии в образовании. Сборник научных статей по итогам работы межрегионального научно-практического семинара с международным участием. - 2016. - С. 206-214.
49. Шачин, С. В. Диалектика антропологии современного горожанина с позиции методологии Франкфуртской школы / С.В. Шачин // Труды Кольского научного центра РАН. - 2016. - № 3 (37). - С. 103-110.
50. Шачин, С. В. К проблеме понимания сущности повседневности на кольском севере на основе теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса / С.В. Шачин // Человек и общество: Опят и перспективы социологических исследования. - 2015. - С. 139-145.
51. Шачин, С. В. Философия Франкфуртской школы: От Хабермаса до Либша: идейные основы / С.В. Шачин. - М.: URSS, - 2015. - 216 с.
52. Шетулова, Е. Д. Социальная революция в контексте современного понимания отчуждения / Е.Д. Шетулова // Наука. Мысль. - 2017. - № 1-1. - С. 107-112.
53. Шетулова, Е. Д. Отчуждение как аспект современных экономических отношений / Е.Д. Шетулова // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке. Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. -
2014. - С. 281-285.
54. Шетулова, Е. Д. Исследование отчуждения в постсоветской
философии: когнитивные стратегии / Е.Д. Шетулова // Вестник
Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2013. - № 4 (32). - С. 162-166.
55. Шишков, И.З. Современная западная философия: Очерки истории / И.З. Шишков. - М.: ЛКИ, 2014. - 336 с.
56. Шулико, Г.А. Неомарксизм как концептуальная проблема /Г.А. Шулико // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Том 6. № 4А. - С. 150-161.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ