Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у
младших школьников…………………………………………………………….8
1.1. Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования….............8
1.2. Устные вычисления, направленные на формирование вычислительных
навыков в начальной
школе……………………………………………………………………………..19
1.3 Технология «Ментальная арифметика». История возникновения и
особенности………………………………………………………………………25
Выводы по I главе………………………………………………………………..38
Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию вычислительных
навыков с применением технологии «ментальная арифметика»…………...40
2.1. Диагностика уровня развития вычислительных навыков у учащихся 1-х
классов……………………………………………………………………………40
2.2. Формирование вычислительных навыков у учащихся 1класса с
использованием технологии «Ментальная
арифметика»……………………………………………………………………..45
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента……………….……..48
Выводы по II главе……………………………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………………....56
Список использованной
литературы………………………………………………………………………58
Приложение
Главной задачей в обучении математике на этапе начальной школы
является формирование у школьников первоначальных вычислительных
навыков. В их основе лежит осознание и усвоение приёмов как устных, так и
письменных вычислений. Вычислительные навыки будут для них
пожизненным запасом прочных знаний и умений, которые они будут
использовать ежедневно в своей деятельности, что является фундаментом в
изучении математики, а так же и других дисциплин.
Решить задачу формирования таких навыков только путем заучивания
наизусть таблиц сложения и умножения, используя при этом однообразные
упражнения практически невозможно. Перед учителями и родителями стоит
очень важная задача – развитие у учеников в ходе обучения
самостоятельности, познавательной активности, творческих навыков и
умения учиться.
Для младших школьников очень важно научиться правильно и быстро
производить устные и письменные вычисления, так как это является основой
для дальнейшей работы с числами, как в обучении, так и в практической
значимости будущего. Поэтому мы считаем, что формирование
вычислительных у младших школьников остается волнующей проблемой для
педагогов.
Данная проблема всегда привлекала пристальное внимание дидактов,
методистов, учителей, педагогов высших учебных заведений, психологов. В
истории развития математики ранее известны исследования А.А. Столяра,
М.А. Бантовой, М.И. Моро, Л.В. Занкова, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой,
Я.Ф. Чекмарева, Н.Б. Истоминой и др. Вопросом усовершенствования
формирования устных и письменных навыков вычислений основательно
занялись примерно в 1960-1970 гг. Все научные исследования следующих
лет были посвящены уже конкретно выявлению основных качеств
вычислительных навыков (Бантова М.А.), рационализации вычислительных4
приемов (С.В. Степанова, М.И. Моро и др.), использованию средств
технических средств обучения (ТСО – Кузнецов В.И.) дифференциации и
индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и
навыков (Т.И. Фаддейчева). Эти исследования внесли большой вклад в
совершенствование и разработку методической системы, которая нашла своё
применение тогда, и нашла отражение и в современных учебниках
математики.
В наше время у учителей и родителей есть возможность
самостоятельно делать выбор способов организации деятельности по
формированию вычислительных умений, которые будут способствовать не
только развитию математических знаний, но и развитию гармоничной
личности ребенка. Это методики эффективного продуктивного обучения
младших школьников. Например: ментальная арифметика (счет на абакусах)
– это новая полноценная технология развития ребенка, его интеллекта и
познавательных способностей. Ментальная арифметика, как заявляют
исследователи, формирует не только умственные, но и творческие
способности ребенка. Поэтому перед нами встала проблема: насколько
эффективно использование технологии «ментальная арифметика» в работе по
формированию вычислительных навыков младших школьников на уроках
математики в обычной общеобразовательной школе.
Актуальность исследования: заявленная в работе проблема
определяется потребностью родителей и учителей в развитии умственных
способностей детей начальной школы. Математика является неотъемлемой
частью нашей жизни. Поэтому, мы считаем, что учителям необходимо
формировать эти навыки, используя максимум различных упражнений на
уроках и во внеурочное время.
Исследовав специальную литературу, для себя мы ответили на вопрос:
«Почему ментальная арифметика распространяется по всему миру именно
сегодня?». Исследователи отвечают, что это, конечно, связано с развитием
технологий и постоянными изменениями на рынке труда и в мировой5
экономике. Постоянное использование гаджетов заставило задуматься:
зачем нужен человек и его вычислительные навыки, если его можно
заменить специальной техникой? Решение этой проблемы появляется само
собой: человек имеет главное преимущество перед компьютеромспособность к творчеству.
О ментальной арифметике в России заговорили относительно недавно.
Родители и педагоги обсуждают успехи детей в социальных сетях, во многих
городах по всей России открываются специализированные центры и школы
для обучения, на телевидении в развлекательных передачах выступают дети,
которые поражают нас своими умственными способностями. Нам это
кажется невозможным, но благодаря именно этой методике даже дети
дошкольного возраста решают математические примеры с многозначными
числами в уме, причем быстро и правильно! Эта «Ментальная арифметика»
стала весьма популярной. Нам следует ответить на несколько вопросов: Что
же такое «Ментальная арифметика»? Возможно, чья-то прибыльная бизнесидея или полезная технология обучения и развития? Откуда произошла эта
арифметика? Правда ли, что методика научит считать быстрее? А есть ли от
нее еще какая-нибудь польза? Этими вопросами задаются многие родители и
педагоги. Именно поэтому мы считаем, что эта тема является актуальной.
Таким образом, перед нами возникла обнаруженная в исследованиях
проблема: эффективно ли применение технологии «Ментальная
арифметика» в работе с младшими школьниками. Важность и
необходимость развития вычислительных навыков у учащихся в практике
начального обучения обусловили выбор темы исследования «Применение
технологии «Ментальная арифметика» в процессе формирования
вычислительных навыков у младших школьников».
Степень разработанности темы.
Счет на абакусах уже более 50 лет применяют в Японии, он включен в
государственную программу образования. Японские журналисты пишут о
том, что если в других странах обучение учеников начинается с чтения,6
письма и арифметики, то детей в Японии обучают с самого начала чтению,
письму и абакусу. В 90-е годы пошлого столетия с развитием нейробиологии
исследователи обнаружили, что использование абакуса при счете может
положительно повлиять на тренировку ума в общем развитии. Именно
японцы создали полноценную систему развития интеллекта с помощью
абакуса (счетов) — технологию под названием «Ментальная арифметика». В
наши дни по этой технологии уже обучаются дети в 52 странах мира
(включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и другие страны). В
России же технология «Ментальная арифметика» появилась относительно
недавно, примерно около трех лет назад. Интенсивное развитие
интерактивных технологий дало новый шанс технологии «Ментальная
арифметика». [7]
Объект исследования: процесс формирования вычислительных
навыков у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: технология «Ментальная арифметика» для
младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективность применения технологии
«Ментальная арифметика» в процессе формирования вычислительных
навыков у младших школьников на уроках математики с учетом
индивидуальных особенностей младших школьников.
Гипотеза: использование технологии «Ментальная арифметика»
способствует лучшему формированию вычислительных навыков и повышает
уровень развития навыка устного счета у младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования нам необходимо
решить следующие задачи:
- изучение литературы, методических рекомендаций, связанных с
развитием математических способностей у младших школьников;
- изучение уровня развития вычислительного навыка устного счета у
детей младшего школьного возраста с помощью диагностики (тренажер);
- анализ практического опыта учителей по формированию7
вычислительных навыков у младших школьников;
- выявление наиболее приемлемых форм организации работы с
технологией «Ментальная арифметика»;
- разработка и проведение уроков с элементами формирования
вычислительных навыков у младших школьников с использованием абакуса.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, наблюдение, диагностика
вычислительных навыков у учащихся 1 класса.
Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что процесс
формирования вычислительных навыков достаточно длительный, и является
одной из главных задач в современной школе, стоящей перед учителями не
только начальной, но и старшей школы. Вычислительные навыки мы
развиваем постоянно, так как образовательные программы ориентированы на
работу над развитием всех познавательных процессов: мышление, память,
внимание и т.д.
Ментальная арифметика – это новая технология, применяемая для
формирования математических способностей, а также развитию быстроты
устного счета. Однако, несмотря на небольшой срок существования,
технология уже набрала большую аудиторию поклонников и показывает
превосходные результаты. Отзывы многих родителей, учителей и учеников
подтверждают, что программа не только весьма эффективна, но и полезна
для общего развития. Результаты уже видны через 2-3 месяца после начала
обучения ментальной арифметике, занятия по которой проводятся
несколько часов в неделю. Многие учителя и родители отмечают, что у
детей улучшается память, математические способности, концентрация
внимания, а мышление стало носить креативный характер. При этом у
школьников повышается успеваемость не только в области математики.
Детям становится легче запоминать, придумывать, фантазировать,
воспроизводить прочитанную информацию. Это позволило нам сделать
вывод, что ментальная арифметика является не только способом освоения
навыка вычисления, но и способ развития познавательных процессов.
Кроме того, во время занятий ментальной арифметикой активизируется
творческий потенциал ребенка. Именно это будет способствовать
формированию успешной и развитой личности, которая сможет легко
вступить во взрослую жизнь, имея большой запас знаний и умений.
«Ментальная арифметика» сейчас одна из самых молодых и57
многообещающих методик развития детей. Возможно, когда-нибудь ее
включат в образовательную программу или станет особым школьным
факультативом, который, мы думаем, будет посещать большое количество
учеников.
Подводя итог, мы можем сказать, что наша гипотез - использование
технологии «Ментальная арифметика» способствует лучшему
формированию вычислительных навыков и повышает уровень развития
навыка устного счета у младших школьников, подтвердилась.
Исходя из полученных результатов, мы сделали итоговый вывод о том,
что первоначальные умения счета на абакусе, и в целом, технологию
«ментальная арифметика» целесообразно и удобно применять в 1 классе (и
на дальнейших ступенях обучения) на уроках математики и во внеклассной
деятельности.
Для учителя начальных классов важно вовремя заметить и развить
способности своих учеников, правильно организовать работу с ними, так как
очень важным моментом для ребенка является то, как он «научится учиться»
и сможет применить свои способности в дальнейшей жизни.
Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных
классах / под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Педагогика, 1977.
2. Андреева И.Б. Формирование устных вычислительных навыков у
учащихся 1 класса. [Электронный ресурс] // Социальная сеть
работников образования. 2014. 22 декабря. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/12/22/formirovanieustnykh-vychislitelnykh-navykov-u (дата обращения: 15.02.2018)
3. Бадма-Гаряева М.В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1
класса // Начальная школа. 1999 . N11. C.21 – 23
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в
начальных классах. М.: Просвещение 1984.
5. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков //
Начальная школа – 1993. N11. С. 38–43.
6. Бантова М.А. Математика. Методическое пособие. 1 класс / М.А.
Бантова Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. М.: Просвещение, 2002.
7. Бенжамин А. Секреты ментальной арифметики. [Электронный ресурс] //
Интернет-издание. 2014. С.247 URL:
http://rdita.kg/files/books/эрудит/bendzhamin_a_matemagiya_sekrety_ment
al_noy_matematiki.pdf
8. Бысик М.В. Формирование вычислительных навыков у младших
школьников [Электронный ресурс] // Мультиурок. 2016. 17 декабря.
URL: https://multiurok.ru/blog/formirovaniie-vychislitiel-nykh-navykov-umladshikh-shkol-nikov-1.html
9. Варегина Ф.В. Вычислительные навыки: методика изучения их
качества: учебно-методическое пособие // Ф. В. Варегина. Тула: ГОУ
ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. С. 75-76.
10. Васильева Е.М. Ментальная арифметика развивает ли умственные
способности ребенка? [Электронный ресурс] // Мультиурок. 2017. 1159
марта. URL: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-mientalnaia-arifmieti.html (дата обращения: 15.03.2018)
11. Вендланд Д. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с
помощью абакуса.
Учебник для самостоятельных занятий с ребенком. [Электронный
ресурс] // WendlandAcademy. М., 2018. URL: http://ментальнаяарифметика.дети/?yclid=2998200206766393749 (дата обращения:
21.01.2018)
12. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности
школьников на уроках математики. // Н.ш. 2004. N9.с15.
13. Все о ментальной арифметике [Электронный ресурс] // Ментальная
арифметика развитие. URL: http://mentalnaya-arifmetika-razvitie.ru/ (дата
обращения:17.04.2018)
14. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 1
класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2015. С. 95.
15. Евразийская ассоциация организаций ментальной арифметики. Почему
ментальная арифметика актуальна сегодня? [Электронный ресурс] //
URL:http://mentalarithmetic.ru/press-center/publication/why-mentalarithmetic/ (дата обращения:15.04.2018).
16. Ефросинина Л.А. УМК «Начальная школа XXI века» в свете новых
Стандартов второго поколения. [Электронный ресурс] // URL
:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/kurs-literaturnoe-chtenieefrosininoi-la-umk-nachalnaya-shkola-xxi-veka. Загл. с экрана. (Дата
обращения: 31.03.2018)
17. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных
навыков и в развитии личности ребёнка // Н.ш. 2001г. №1.
18. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа.1999г. N5. С.7-10
19. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков
младших школьников в современных условиях // Интернет журнал60
СахГУ «Наука, образование, общество». 2006. 3 февраля. URL
статьи: journal.sakhgu.ru.13.
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах.
Учебное пособие. М.: Академия, 2001г.
21. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная
арифметика» в организации образовательной деятельности
дошкольников. Из опыта работы [Электронный ресурс] // Молодой
ученый. 2017. №15.2. С. 89-91. URL https://moluch.ru/archive/149/41625/
(дата обращения: 05.06.2018).
22. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших
школьников в системе развивающего обучения // Автореферат
диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2001.
23. Климкович Е. Как считать на абакусе: инструкция [Электронный
ресурс] // ШколаЛа. Большой блог для маленьких детей и их
родителей. 2015. 22 января. URL: http://shkolala.ru/razvivashki/kakschitat-na-abakuse/ (дата обращения: 11.11.2017)
24. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка
по системе общего развития Занкова Л.В. В.: Панорама, 2006. C.176.
25. Лейтес Н.С. Психология: проблемы восприятия, мышления,
творчества. Тула, 2008. С. 64–70.
26. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //
Н.ш. 1998 ,№2
27. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. [Электронный ресурс] //
Издательские решения. М., 2017. С.18 URL:
http://avidreaders.ru/book/mentalnaya-arifmetika-dlya-vseh.html (дата
обращения: 02.03.2018)
28. Мельникова Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся //
Математика в школе. 2001.N18. С. 9-14.
29. Ментальная арифметика для малышей [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогический портал о развитии и воспитании61
дошкольников. 2016. URL:
https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html
(дата обращения: 15.11.2017).
30. Ментальная арифметика. Маленькие гении. [Электронный ресурс] //
Youtube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=d_YTcJ_nWtA&list=PLO_1BLVEjcKl
AocHhpUUFiMIwA1YLz-5P (дата обращения: 17.05.2018)
31. Ментальная арифметика. Методика [Электронный ресурс] // URL:
http://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika-metodika/ (дата обращения
16.05.2018)
32. Ментальный счет: описание методики, результаты, отзывы.
Ментальная арифметика [Электронный ресурс] // 2017.15 августа URL:
https://businessman.ru/mentalnyiy-schet-opisanie-metodiki-rezultatyiotzyivyi-mentalnaya-arifmetika.html (дата обращения: 15.02.2018).
33. Михайлова И. И., Мендыгалиева А. К. Формирование вычислительных
навыков младших школьников на уроках математике в начальной
школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 701–705. URL: http://ekoncept.ru/2016/46315.htm (дата обращения: 22.01.2018)
34. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3
классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 2001.
35. Моро М.И. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для
учителя /М.И. Моро, А.М. Пышкало. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Просвещение, 2001.
36. Моро М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2
ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2009.
37. Моро М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2
ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2009