Развитие лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в СОШ (на примере бинарной оппозиции «Reichtum — Armut» в публицистическом дискурсе)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции в образовании 10
1.1 Изучение понятийного аппарата лингвистической компетенции 10
1.2 Лингвистическая компетенция как условие межкультурной коммуникации 17
1.3 Реализация принципа развития лингвистической компетенции на уроках
иностранного языка 23
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Методика формирования лингвистической компетенции на уроке немецкого языка 43
2.1 Проектные технологии как эффективный метод формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка 43
2.2 Специфика функционирования бинарной оппозиции «богатствобедность» в рамках публицистического дискурса 55
Выводы по 2 главе 59
Глава 3. Изучение эффективности использования методов формирования лингвистической компетенции на примере бинарной оппозиции «богатствобедность» в публицистическом дискурсе 61
3.1. Характеристика испытуемых 61
3.2. Изучение хода проведения педагогического эксперимента 62
3.2.1. Результаты проведения констатирующего этапа 62
3.2. Анализ проведения формирующего этапа эксперимента 66
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 74
Выводы по 3 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А 93
Приложение Б
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции в образовании 10
1.1 Изучение понятийного аппарата лингвистической компетенции 10
1.2 Лингвистическая компетенция как условие межкультурной коммуникации 17
1.3 Реализация принципа развития лингвистической компетенции на уроках
иностранного языка 23
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Методика формирования лингвистической компетенции на уроке немецкого языка 43
2.1 Проектные технологии как эффективный метод формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка 43
2.2 Специфика функционирования бинарной оппозиции «богатствобедность» в рамках публицистического дискурса 55
Выводы по 2 главе 59
Глава 3. Изучение эффективности использования методов формирования лингвистической компетенции на примере бинарной оппозиции «богатствобедность» в публицистическом дискурсе 61
3.1. Характеристика испытуемых 61
3.2. Изучение хода проведения педагогического эксперимента 62
3.2.1. Результаты проведения констатирующего этапа 62
3.2. Анализ проведения формирующего этапа эксперимента 66
3.3. Результаты проведения контрольного этапа эксперимента 74
Выводы по 3 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А 93
Приложение Б
Реалии современной действительности таковы, что во всех странах мира наметились специфические политические и социальные тенденции. Вместе они привели к тому, что значительно выросла актуальность вопроса качества образования. Более того, повсеместно стал осуществляться поиск новых, нестандартных подходов к повышению уровня эффективности управления различными образовательными системами.
С уверенностью можно утверждать, что образовательная система претерпела такие изменения, которые привели к ее коренному преобразованию. Его результатом стало возникновение необходимости в формировании разнообразных компетенций. Компетенция подразумевает всеобъемлющую готовность и способность учащихся к использованию в реальной деятельности знаний, умений, навыков и даже обобщенных способов действий, которые были усвоены в процессе обучения. Также компетенция подразумевает человеческую способность к установлению конкретных и устойчивых связей между знанием и реальной ситуацией. Помимо этого, компетенция включает способность к принятию решений в неопределенных условиях, а также разрабатывать алгоритм конкретных действий, направленных на его реализацию.
С абсолютной уверенностью можно говорить о том, что лингвистическая компетенция является одним из наиболее важных показателей качества подготовки специалиста в той или иной области деятельности человека. Этот показатель в полной мере демонстрирует уровень сформированности наиболее важных представлений, знаний, умений и навыков в процессе межличностного взаимодействия на уровне, который был бы приемлемым в социальном и профессиональном аспекте. Несмотря на это, многочисленные теоретические и социологические исследования демонстрируют, что эффективность формирования лингвистической
компетенции у учащихся школы на уроках иностранного языка находится на относительно невысоком уровне. Такое положение обусловлено тем, что вышеупомянутая эффективность сдерживается недостаточным откликом психолого-педагогической науки в ответ на новые потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки будущих выпускников школы. Между тем, необходимо отметить, образовательное учреждение имеет огромный потенциал для удовлетворения этим требованиям. Именно по этой причине особенную актуальность имеет исследование способов и организационно-педагогических условий формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Выявление этих способов и условий, а также их практическая реализация связана с осмыслением определенных продуктивных подходов и идей, которые были накоплены на протяжении длительного времени в отечественной и зарубежной теории и практике школьного образования.
На наш взгляд, одним из условий успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка является обращение к лексическим средствам экспликации публицистического дискурса. Наиболее эффективным признано использование лексических единиц публицистического дискурса на уроке иностранного языка с учетом применения проектной деятельности.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития проектная деятельность характеризуется достаточным уровнем изученности. Так, например, И.Н. Бухтияровой [19] и Е.С. Полат [60] разработана поэтапная подготовка к реализации проекта. Л.А. Байдуровой [11], А.В. Нехорошевой [54], Н.Г. Чаниловой [79], Т.В. Шапошниковой [11] и другими были определены условия использования проектной методики в процессе обучения. Также была разработана типология проектов, авторами которой являются все та же Е.С. Полат [59] и Т.Ю. Тамбовкина [71]. Современная методика отличается глубокой изученностью проектных форм работ благодаря таким методистам, как О.Ю. Болтнева [15], О.В. Теслина [72], Н.В. Туркина [75].
Все исследователи, изучавшие специфику проектной деятельности в рамках образовательного процесса, четко определили роли преподавателя и учащихся в ходе реализации проектной деятельности. Помимо всего прочего, результатом всех этих исследований стало выявление очевидных достоинств и широчайших возможностей для использования проектной методики в обучении иностранному языку.
Проектная методика имеет массу преимуществ. Благодаря ей учащийся может раскрыть свой творческий потенциал, проявить фантазию, самостоятельность и способности к исследованию. И, что особенно важно для нашего исследования, при участии в проектной деятельности учащийся развивает свою лингвистическую компетенцию как одну из наиболее важных целей обучения. Несмотря на это, использование лексических единиц, вербализующих оппозицию «богатство-бедность», на уроке иностранного языка, требует разработки определенной методики, направленной на успешное формирование лингвистической компетенции.
Актуальность исследования обусловлена различными факторами. В первую очередь, необходимо отметить стремление к повышению качества обученности иностранным языкам учащихся средних общеобразовательных учреждений. Помимо этого, следует отметить сложность и противоречивость процесса реформирования образования, с которыми зачастую сталкиваются преподаватели гуманитарных предметов. Также возникает необходимость совершенствования методики преподавания иностранных языков, обусловленная требованиями государственного стандарта, малым количеством учебных часов по иностранному языку в непрофильных классах. Помимо этого, необходимо способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивать учебный процесс многочисленными современными образовательными контентами. Все это необходимо для повышения уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся средней школы. Она, в свою очередь, является неотъемлемой предпосылкой для успешного осуществления иноязычной коммуникативной деятельности.
Объектом исследования выступает процесс формирования лингвистической компетенции у учащихся среднего общеобразовательного учреждения на уроке немецкого языка.
Предметом исследования является технология использования лексических единиц немецкоязычного публицистического дискурса в процессе формирования лингвистической компетенции на уроке немецкого языка.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности использования в учебном процессе лексем, вербализующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut» в немецкоязычном публицистическом дискурсе как средств повышения уровня лингвистической компетенции учащихся на уроке немецкого языка в среднем общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить теоретическую и методическую литературу с целью выявления сущности формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка;
2) исследовать технологию использования проектной методики в процессе формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка;
3) выявить специфику функционирования лексических единиц, объективирующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut» в немецкоязычном публицистическом дискурсе;
4) обосновать эффективность применения лексем, вербализующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut», в немецкоязычном публицистическом дискурсе как средства повышения уровня лингвистической компетенции учащихся на уроке немецкого языка в среднем общеобразовательном учреждении;
5) провести экспериментальную проверку эффективности использования проектной методики с включением в нее лексических единиц публицистического дискурса в процессе формирования лингвистической компетенции на уроках иностранного языка.
Новизна исследования объясняется недостаточной степенью изученности условий формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в общеобразовательном учреждении с помощью лексических единиц иноязычного публицистического дискурса.
Гипотеза исследования: применение технологии использования
лексических единиц немецкоязычного публицистического дискурса на уроке немецкого языка может стать эффективным средством формирования лингвистической компетенции у учащихся среднего общеобразовательного учреждения.
Проведение исследования и анализ его результатов проходили на протяжении академического года. Также необходимо отметить, что значительная часть исследования была проведена на основании материалов, изученных ранее в ходе обучения в высшем учебном заведении.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами известных педагогов, психологов, методистов, среди которых можно выделить И.О. Барменкову, М.З. Биболетову, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскову, Н.И. Гез, О.М. Казарцеву, Е. Коллингза, Н.А. Кочетурову, И.И. Мазур, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, Я.В. Ушакову.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов, используемых на различных этапах исследования в их взаимосвязи и взаимодействии. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов теоретических и экспериментальных исследований в сфере педагогики и психологии по исследуемой тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых мы применяли анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, анализ документов. Также применялись методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных. В качестве основного метода исследования выступает метод педагогического эксперимента.
Работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, списка использованных источников, приложения.
С уверенностью можно утверждать, что образовательная система претерпела такие изменения, которые привели к ее коренному преобразованию. Его результатом стало возникновение необходимости в формировании разнообразных компетенций. Компетенция подразумевает всеобъемлющую готовность и способность учащихся к использованию в реальной деятельности знаний, умений, навыков и даже обобщенных способов действий, которые были усвоены в процессе обучения. Также компетенция подразумевает человеческую способность к установлению конкретных и устойчивых связей между знанием и реальной ситуацией. Помимо этого, компетенция включает способность к принятию решений в неопределенных условиях, а также разрабатывать алгоритм конкретных действий, направленных на его реализацию.
С абсолютной уверенностью можно говорить о том, что лингвистическая компетенция является одним из наиболее важных показателей качества подготовки специалиста в той или иной области деятельности человека. Этот показатель в полной мере демонстрирует уровень сформированности наиболее важных представлений, знаний, умений и навыков в процессе межличностного взаимодействия на уровне, который был бы приемлемым в социальном и профессиональном аспекте. Несмотря на это, многочисленные теоретические и социологические исследования демонстрируют, что эффективность формирования лингвистической
компетенции у учащихся школы на уроках иностранного языка находится на относительно невысоком уровне. Такое положение обусловлено тем, что вышеупомянутая эффективность сдерживается недостаточным откликом психолого-педагогической науки в ответ на новые потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки будущих выпускников школы. Между тем, необходимо отметить, образовательное учреждение имеет огромный потенциал для удовлетворения этим требованиям. Именно по этой причине особенную актуальность имеет исследование способов и организационно-педагогических условий формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Выявление этих способов и условий, а также их практическая реализация связана с осмыслением определенных продуктивных подходов и идей, которые были накоплены на протяжении длительного времени в отечественной и зарубежной теории и практике школьного образования.
На наш взгляд, одним из условий успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка является обращение к лексическим средствам экспликации публицистического дискурса. Наиболее эффективным признано использование лексических единиц публицистического дискурса на уроке иностранного языка с учетом применения проектной деятельности.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития проектная деятельность характеризуется достаточным уровнем изученности. Так, например, И.Н. Бухтияровой [19] и Е.С. Полат [60] разработана поэтапная подготовка к реализации проекта. Л.А. Байдуровой [11], А.В. Нехорошевой [54], Н.Г. Чаниловой [79], Т.В. Шапошниковой [11] и другими были определены условия использования проектной методики в процессе обучения. Также была разработана типология проектов, авторами которой являются все та же Е.С. Полат [59] и Т.Ю. Тамбовкина [71]. Современная методика отличается глубокой изученностью проектных форм работ благодаря таким методистам, как О.Ю. Болтнева [15], О.В. Теслина [72], Н.В. Туркина [75].
Все исследователи, изучавшие специфику проектной деятельности в рамках образовательного процесса, четко определили роли преподавателя и учащихся в ходе реализации проектной деятельности. Помимо всего прочего, результатом всех этих исследований стало выявление очевидных достоинств и широчайших возможностей для использования проектной методики в обучении иностранному языку.
Проектная методика имеет массу преимуществ. Благодаря ей учащийся может раскрыть свой творческий потенциал, проявить фантазию, самостоятельность и способности к исследованию. И, что особенно важно для нашего исследования, при участии в проектной деятельности учащийся развивает свою лингвистическую компетенцию как одну из наиболее важных целей обучения. Несмотря на это, использование лексических единиц, вербализующих оппозицию «богатство-бедность», на уроке иностранного языка, требует разработки определенной методики, направленной на успешное формирование лингвистической компетенции.
Актуальность исследования обусловлена различными факторами. В первую очередь, необходимо отметить стремление к повышению качества обученности иностранным языкам учащихся средних общеобразовательных учреждений. Помимо этого, следует отметить сложность и противоречивость процесса реформирования образования, с которыми зачастую сталкиваются преподаватели гуманитарных предметов. Также возникает необходимость совершенствования методики преподавания иностранных языков, обусловленная требованиями государственного стандарта, малым количеством учебных часов по иностранному языку в непрофильных классах. Помимо этого, необходимо способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивать учебный процесс многочисленными современными образовательными контентами. Все это необходимо для повышения уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся средней школы. Она, в свою очередь, является неотъемлемой предпосылкой для успешного осуществления иноязычной коммуникативной деятельности.
Объектом исследования выступает процесс формирования лингвистической компетенции у учащихся среднего общеобразовательного учреждения на уроке немецкого языка.
Предметом исследования является технология использования лексических единиц немецкоязычного публицистического дискурса в процессе формирования лингвистической компетенции на уроке немецкого языка.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности использования в учебном процессе лексем, вербализующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut» в немецкоязычном публицистическом дискурсе как средств повышения уровня лингвистической компетенции учащихся на уроке немецкого языка в среднем общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить теоретическую и методическую литературу с целью выявления сущности формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка;
2) исследовать технологию использования проектной методики в процессе формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка;
3) выявить специфику функционирования лексических единиц, объективирующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut» в немецкоязычном публицистическом дискурсе;
4) обосновать эффективность применения лексем, вербализующих бинарную оппозицию «Reichtum - Armut», в немецкоязычном публицистическом дискурсе как средства повышения уровня лингвистической компетенции учащихся на уроке немецкого языка в среднем общеобразовательном учреждении;
5) провести экспериментальную проверку эффективности использования проектной методики с включением в нее лексических единиц публицистического дискурса в процессе формирования лингвистической компетенции на уроках иностранного языка.
Новизна исследования объясняется недостаточной степенью изученности условий формирования лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в общеобразовательном учреждении с помощью лексических единиц иноязычного публицистического дискурса.
Гипотеза исследования: применение технологии использования
лексических единиц немецкоязычного публицистического дискурса на уроке немецкого языка может стать эффективным средством формирования лингвистической компетенции у учащихся среднего общеобразовательного учреждения.
Проведение исследования и анализ его результатов проходили на протяжении академического года. Также необходимо отметить, что значительная часть исследования была проведена на основании материалов, изученных ранее в ходе обучения в высшем учебном заведении.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами известных педагогов, психологов, методистов, среди которых можно выделить И.О. Барменкову, М.З. Биболетову, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскову, Н.И. Гез, О.М. Казарцеву, Е. Коллингза, Н.А. Кочетурову, И.И. Мазур, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, Я.В. Ушакову.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов, используемых на различных этапах исследования в их взаимосвязи и взаимодействии. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов теоретических и экспериментальных исследований в сфере педагогики и психологии по исследуемой тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых мы применяли анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, анализ документов. Также применялись методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных. В качестве основного метода исследования выступает метод педагогического эксперимента.
Работа состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проведя исследование проблемы лингвистической компетенции в обучении иностранному языку, мы можем сказать, что иноязычная лингвистическая компетенция являет собой определенный уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, позволяющий обучаемому приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения.
Если лингвистическая компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то лингвистическая компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов. Основной целью изучения иностранного языка можно назвать формирование иноязычной лингвистической компетенции, которая предполагает наличие лингвистических знаний. Повышенный интерес к этому понятию начал проявляться относительно недавно, и это является одной из причин отсутствия в современной методике полноценного и четкого определения лингвистической компетенции. Также не выявлено конкретное содержание этого понятия. Помимо относительно непродолжительного периода изучения понятия лингвистической компетенции, сложность в его исследовании также обусловлено его комплексностью.
В русле компетентностного подхода к методике преподавания иностранных языков были изменены сами цели обучения иностранным языкам. Абсолютно все компоненты содержания обучения иностранным языкам переживают существенные трансформации как результат необходимости формирования и развития межкультурной компетенции учащихся. Таким образом, в обучение включаются социолингвистический аспект, специфические способы деятельности и адекватные им чувства и эмоции.
Коммуникативные умения образуют дихотомическую оппозицию, организующую систему науки о языке: коммуникативные умения адресата противопоставляются коммуникативным умениям автора. Указанное противопоставление нейтрализуется в языковой личности, в одних речевых ситуациях выступающей в качестве адресата речи, в других - ее производителя. Следовательно, эффективность речевой деятельности носителя языка находится в прямой зависимости от качества сформированности как интросубъектных, так и экстрасубъектных коммуникативных умений, или, иными словами, как коммуникативных умений адресата, так и коммуникативных умений автора.
Также нами была изучена сущность проектного метода. Он представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не только на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Метод проектной технологии в курсе иностранного языка может иметь положительные результаты в процессе формирования коммуникативной компетенции при условии соблюдения методических указаний к организации этого вида деятельности.
В практической части исследования нами был проведен эксперимент, который позволил подтвердить эффективность метода проектов в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Нами было выявлено, что после проведения проекта учащиеся проявляют более высокий уровень заинтересованности в обучении, которая обуславливает их более успешное освоение учебной программы. При этом нами было отмечено, что их активность во время занятий существенно возросла, учащиеся стали более активно взаимодействовать, обращаться за помощью к преподавателю, дополнительным источникам информации. Учащиеся стали более свободно давать устные ответы. Учащиеся, которые проявляли скованность на констатирующем этапе, избавились от нее. Помимо этого, нами было выявлено, что учащиеся стали допускать гораздо меньше ошибок в устной речи, чем это было на констатирующем этапе. Учащиеся стали осуществлять высокоэффективную коммуникативную деятельность, успешно достигать всех поставленных целей. Это позволяет решать задачи современного образования, предъявляющего довольно-таки высокие требования к стандарту обучения. Это говорит о том, что работа по повышению учебной мотивации учащихся, а также по развитию их навыков устной речи имеет существенное влияние на результативность процесса обучения. Метод проектов был признан эффективным способом повышения уровня развитости коммуникативной компетенции учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсе изучения методики преподавания иностранного языка в рамках высшего учебного заведения. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках школьной программы по изучению иностранного языка.
Если лингвистическая компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то лингвистическая компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов. Основной целью изучения иностранного языка можно назвать формирование иноязычной лингвистической компетенции, которая предполагает наличие лингвистических знаний. Повышенный интерес к этому понятию начал проявляться относительно недавно, и это является одной из причин отсутствия в современной методике полноценного и четкого определения лингвистической компетенции. Также не выявлено конкретное содержание этого понятия. Помимо относительно непродолжительного периода изучения понятия лингвистической компетенции, сложность в его исследовании также обусловлено его комплексностью.
В русле компетентностного подхода к методике преподавания иностранных языков были изменены сами цели обучения иностранным языкам. Абсолютно все компоненты содержания обучения иностранным языкам переживают существенные трансформации как результат необходимости формирования и развития межкультурной компетенции учащихся. Таким образом, в обучение включаются социолингвистический аспект, специфические способы деятельности и адекватные им чувства и эмоции.
Коммуникативные умения образуют дихотомическую оппозицию, организующую систему науки о языке: коммуникативные умения адресата противопоставляются коммуникативным умениям автора. Указанное противопоставление нейтрализуется в языковой личности, в одних речевых ситуациях выступающей в качестве адресата речи, в других - ее производителя. Следовательно, эффективность речевой деятельности носителя языка находится в прямой зависимости от качества сформированности как интросубъектных, так и экстрасубъектных коммуникативных умений, или, иными словами, как коммуникативных умений адресата, так и коммуникативных умений автора.
Также нами была изучена сущность проектного метода. Он представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не только на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Метод проектной технологии в курсе иностранного языка может иметь положительные результаты в процессе формирования коммуникативной компетенции при условии соблюдения методических указаний к организации этого вида деятельности.
В практической части исследования нами был проведен эксперимент, который позволил подтвердить эффективность метода проектов в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Нами было выявлено, что после проведения проекта учащиеся проявляют более высокий уровень заинтересованности в обучении, которая обуславливает их более успешное освоение учебной программы. При этом нами было отмечено, что их активность во время занятий существенно возросла, учащиеся стали более активно взаимодействовать, обращаться за помощью к преподавателю, дополнительным источникам информации. Учащиеся стали более свободно давать устные ответы. Учащиеся, которые проявляли скованность на констатирующем этапе, избавились от нее. Помимо этого, нами было выявлено, что учащиеся стали допускать гораздо меньше ошибок в устной речи, чем это было на констатирующем этапе. Учащиеся стали осуществлять высокоэффективную коммуникативную деятельность, успешно достигать всех поставленных целей. Это позволяет решать задачи современного образования, предъявляющего довольно-таки высокие требования к стандарту обучения. Это говорит о том, что работа по повышению учебной мотивации учащихся, а также по развитию их навыков устной речи имеет существенное влияние на результативность процесса обучения. Метод проектов был признан эффективным способом повышения уровня развитости коммуникативной компетенции учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсе изучения методики преподавания иностранного языка в рамках высшего учебного заведения. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках школьной программы по изучению иностранного языка.



