Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эвристические приемы в обучении тригонометрии

Работа №41267

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения учащихся средней школы 4
1.1. Сущность эвристического обучения в историко-педагогическом
контексте 4
1.2. Сравнительный анализ эвристической дидактической системы и
проблемного, развивающего, личностно-ориентированного типов обучения 10
1.3. Психолого-педагогические и методические подходы к построению
системы эвристик 16
Глава 2. Изучение тригонометрии, направленное на развитие математических способностей старшеклассников 28
2.1. Анализ учебной литературы 28
2.2. Эвристические приемы для решения задач 37
2.3. Программа элективного курса «Обратные тригонометрические
функции» для учащихся 10-11 классов 46
2.4. Проведение экспериментального исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современной педагогике наблюдается тенденция к отказу от догматического изложения материала, к использованию опыта учащихся с опорой на их психологические особенности. В связи с этим многие разработки, в частности в методике обучения математике, направлены на поиск разнообразных приемов и методов, которые позволили бы учителю быть организатором самостоятельной деятельности учащихся, помощником, готовым направить эту деятельность, оказать помощь в возникших затруднениях. Среди таких методов следует выделить педагогический инструментарий, оперирующий понятием эвристики. Термин «эвристика» в настоящее время все чаще используется в научной лексике. Рассматривается значение эвристики в философии познания, изучаются психологические основы эвристической деятельности, используются эвристические приемы в кибернетике, технике, информатике. Достаточно большое внимание уделяется эвристическому мышлению в искусстве и других областях знания. В педагогике широкое распространение получил термин «эвристическое обучение».
Один из способов формирования основ эвристической деятельности многие исследователи (Г.Д. Балк, М.Б. Балк, В.А. Далингер, Ю.М. Колягин, В.Б. Милушев, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, В.А. Уфнаровский, Д.Г. Френкев, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб, А.Я. Цукарь, B B. Hughes, D. A. Alvaro, P. Y. Foong и др.) видят в обучении решению математических задач. Математика, как специфическая область знания и как школьный предмет, являет собой особую сферу развития творческих качеств учащихся. Эвристические приемы рассматриваются как эффективное средство развития умения решать задачи, в том числе нестандартные.
Позитивно оценивая накопленный педагогической наукой теоретический материал в области решения проблемы творчества и его педагогических аспектов, следует отметить недостаточность теоретического осмысления процесса формирования интуитивных процедур, в частности, эвристических приемов. Практика показывает, что для учителей задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой, а выпускники средних школ имеют отдаленное представление об общих приемах решения математических задач, показывая владение лишь стандартными алгоритмами.
Таким образом, объект исследования- процесс обучения математике в курсе средней школы.
Предмет исследования-использование эвристических приемов в процессе обучения учащихся 10 классов тригонометрии.
В связи с этим целью исследования является выявление эффективности применения эвристических приемов при обучении тригонометрии.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу в соответствии с темой исследования;
2) выявить психолого-педагогические и методические проблемы развития математических способностей учащихся старших классов общеобразовательных школ;
3) разработать элективный курс для учащихся по курсу тригонометрии;
4) провести экспериментальную апробацию разработанного курса и
методики его преподавания;
5) выполнить анализ полученных результатов.
Практическая значимость выполненной работы, заключается в том, что программа элективного курса может применяться учителями школ, а также использоваться студентами педагогических вузов при изучении таких дисциплин как «Элементарная математика и практикум по решению математических задач», «Теория и методика обучения математике» и при подготовке к педагогической практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обратные тригонометрические функции – это тема, которая углубляет
изучение тригонометрии, а это в настоящее время необходимо, так как
ценность образования с каждым годом возрастает, меняется содержание, цели
и задачи обучения, тем самым меняются требования, предъявляемые к уровню
знаний учащихся. Изучая обратные тригонометрические функции, учащийся
приобретает способность к научно-исследовательской деятельности. Поэтому
не менее важно преподать материал правильно, чтобы у учащихся возник
интерес к изучению обратных тригонометрических функций. В данной работе
мы рассмотрели эвристические приемы, позволяющие глубже и эффективнее
изучить материал.
Работа посвящена выявлению возможностей эвристической
деятельности учащихся для использования ее в творческой деятельности при
изучении математики в общеобразовательной школе.
Таким образом, в ходе исследования:
1) исследована имеющаяся научно-методическая литература по данной
теме;
2) разработана система заданий по разделу «Обратные
тригонометрические функции», классифицированных по типу с применением
приёмов эвристической деятельности;
3) разработана и апробирована программа элективного курса «Обратные
тригонометрические функции».
Цель нашей работы достигнута, на основе анализа научно-методической
литературы выявлены требования к содержанию учебного материала в
условиях организации эвристической деятельности, а также описаны типы
задач, направленных на формирование приемов эвристической деятельности
у учащихся общеобразовательной школы. Рассмотрена типология задач,
применяемых в рамках формирования эвристических приемов и разработан84
элективный курс, который был апробирован на базе МАОУ «Гимназия №139-
Центр образования» Приволжского района г. Казани.


Абрамович, М. И. Математика (геометрия и тригонометрические функции):
Учеб.пособ. [Текст] / Стародубцев, М. Т. – М.: «Высшая школа», 1976. – 304с.
2. Азаров, А.И. Тригонометрия. Тождества, уравнения, неравенства, системы:
Учеб.пособ. [Текст] / Азаров А.И., Булатов В.И., Федосенко В.С., Шибут А.С.
– Минск, 1999.
3. Блох, А.Ш. Неравенства [Текст] / А.Ш. Блох, Т.Л. Трухан. –М.: Народная
асвета, 1972.– 220 с.
4. Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]
/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1964. - 65 с.
5. Вовченко, И.И. Сборник конкурсных задач по математике с решениями:
Пособие для поступающих в высшие учебные заведения [Текст] / И. И.
Вовченко [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Казань, 1998. –541 c.
6. Гараев, К. Г. Пособие по математике для поступающих в высшие учебные
заведения [Текст] / Исхаков, Э. М. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1982. – 272с.
7. Выгодский, М. Я. Справочник по элементарной математике. Таблицы,
арифметика, алгебра, тригонометрия, функции и их графики [Текст] / М. Я.
Выгодский. – Изд. 24– е. – М.: «Наука», 1976. – 416с.
8. Гусев, В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справ. материалы: Кн. для
учащихся. – М: Просвещение, 1988. – 92 с.
9. Дроздов, В.Б. Аркфункции в задачах [Текст] / В.Б. Дроздов –М:Математика
в школе, 2010. – 31–35 с.
10. Зайкин, М.И. Хрестоматия по методике математики: Методы обучения
[Текст]/ М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. – М: Арзамас: АГПИ, 2008 - 286 с.
11. Зайцев, В. В. Элементарная математика. Повторительный курс [Текст] /
Рыжков В. В. Сканави М. И. – Изд. 2-е. – М.: «Наука» 1974. – 591 с.
12.Иванова, Н.Н. Развитие творческих способностей учащихся на
факультативных занятиях по математике [Текст] / Н.Н. Иванова.- М.:
Просвещение, 1987. - 88–95 с.86
13. Калнин, Р. А. Алгебра и элементарные функции. – Изд. 8-е. – М.: «Наука»
1975. – 447 с.
14. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10-
11 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Н. Колмогоров, А.М.
Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.– 17-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.
15. Колягин, Ю.В. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10 кл.
общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров,
М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин – 4-е изд. – М.: Просвещение,
2009. – 367 с.
16. Кутасов, А.Д., Пособие по математике для поступающих в ВУЗы. Учебное
пособие. -М.: Наука, 1998.
17. Литвиненко, В. Н. Практикум по решению математических задач: Алгебра.
Тригонометрия: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по матем. спец.
[Текст] / В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1984.– 288
с.
18. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] /
М.И. Махмутов. - М: Просвещение, 1977 - 240 с.
19. Миганова, Е.Ю. Методика конструирования систем учебных
математических задач (на примере курса геометрии педвуза) [Текст] / Е.Ю.
Миганова. –М: Арзамас: АГПИ, 2001- 96 с.
20. Мирошин, В.В. Обратные тригонометрические функции [Текст] / В.В.
Мирошин. – М.: Чистые пруды, 2007– 32 с.
21. Мордкович, А.Г. Методические проблемы изучения тригонометрии в
общеобразовательной школе [Текст] / Мордкович А.Г. – М: Математика в
школе. 2002 - № 6 – 32-38 с.
22. Мугаллимова, С.Р. О видах эвристических приемов [Текст] / С.Р.
Мугаллимова. – М: Омский научный вестник. 2006. № 9 - 107–109 с.
23. Никольский, С.М Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10
кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / С. М. Никольский, М. К.87
Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин;– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
– 430 с.
24. Новоселов, С. И. Специальный курс тригонометрии: Учеб. Пособие для
педагогических институтов. – М.: «Советская школа»,
1953. – 464с.
25. Оганесян В.А., Колягин М.Ю., Саннинский В.Я. Методика преподавания
математики в средней школе: Общая методика [Текст] - М.: Просвещение,
1998. - 189–204 с.
26. Подготовка к ЕГЭ. [Электронный ресурс] / http://gotovkege.ru
27. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики [Текст] / Г.И.
Саранцев. – М: Саранск: Крас. Окт., 1999. 228 с.
28. Тимербаева, Н.В., Гимаддинова, М.В. К вопросу об обучении
тригонометрии в курсе математики средней школы [Текст] / Н.В. Тимербаева.
– М: Издательство Казан. ун-та, 2016. – 110 с.
29. Фалин, Г.И. Обратные тригонометрические функции. 10-
11 классы [Текст] / Фалин Г.И., Фалин А.И. — М.: Издательство
«Экзамен», 2012. — 221с.
30. Федяева, Л.В. Элективные курсы по математике в системе профильного
обучения [Текст] / Л.В. Федяева // Научный журнал «Вестник Омского
государственного педагогического университета» [Эл. ресурс] – 2007 – Режим
доступа: www.omsk.edu. – дата доступа: 21.03.2019.
31. Черняк, А. А. Математика в решениях задач из сборника М. И. Сканави.
Справ. Пособие [Текст] / Черняк, Ж. А. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 400с.
32. Шарыгин, И. Ф. Математика для поступающих в вузы. – М.: Дрофа 1997.
– 414с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ