Эвристические приемы в обучении тригонометрии
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения учащихся средней школы 4
1.1. Сущность эвристического обучения в историко-педагогическом
контексте 4
1.2. Сравнительный анализ эвристической дидактической системы и
проблемного, развивающего, личностно-ориентированного типов обучения 10
1.3. Психолого-педагогические и методические подходы к построению
системы эвристик 16
Глава 2. Изучение тригонометрии, направленное на развитие математических способностей старшеклассников 28
2.1. Анализ учебной литературы 28
2.2. Эвристические приемы для решения задач 37
2.3. Программа элективного курса «Обратные тригонометрические
функции» для учащихся 10-11 классов 46
2.4. Проведение экспериментального исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы эвристического обучения учащихся средней школы 4
1.1. Сущность эвристического обучения в историко-педагогическом
контексте 4
1.2. Сравнительный анализ эвристической дидактической системы и
проблемного, развивающего, личностно-ориентированного типов обучения 10
1.3. Психолого-педагогические и методические подходы к построению
системы эвристик 16
Глава 2. Изучение тригонометрии, направленное на развитие математических способностей старшеклассников 28
2.1. Анализ учебной литературы 28
2.2. Эвристические приемы для решения задач 37
2.3. Программа элективного курса «Обратные тригонометрические
функции» для учащихся 10-11 классов 46
2.4. Проведение экспериментального исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современной педагогике наблюдается тенденция к отказу от догматического изложения материала, к использованию опыта учащихся с опорой на их психологические особенности. В связи с этим многие разработки, в частности в методике обучения математике, направлены на поиск разнообразных приемов и методов, которые позволили бы учителю быть организатором самостоятельной деятельности учащихся, помощником, готовым направить эту деятельность, оказать помощь в возникших затруднениях. Среди таких методов следует выделить педагогический инструментарий, оперирующий понятием эвристики. Термин «эвристика» в настоящее время все чаще используется в научной лексике. Рассматривается значение эвристики в философии познания, изучаются психологические основы эвристической деятельности, используются эвристические приемы в кибернетике, технике, информатике. Достаточно большое внимание уделяется эвристическому мышлению в искусстве и других областях знания. В педагогике широкое распространение получил термин «эвристическое обучение».
Один из способов формирования основ эвристической деятельности многие исследователи (Г.Д. Балк, М.Б. Балк, В.А. Далингер, Ю.М. Колягин, В.Б. Милушев, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, В.А. Уфнаровский, Д.Г. Френкев, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб, А.Я. Цукарь, B B. Hughes, D. A. Alvaro, P. Y. Foong и др.) видят в обучении решению математических задач. Математика, как специфическая область знания и как школьный предмет, являет собой особую сферу развития творческих качеств учащихся. Эвристические приемы рассматриваются как эффективное средство развития умения решать задачи, в том числе нестандартные.
Позитивно оценивая накопленный педагогической наукой теоретический материал в области решения проблемы творчества и его педагогических аспектов, следует отметить недостаточность теоретического осмысления процесса формирования интуитивных процедур, в частности, эвристических приемов. Практика показывает, что для учителей задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой, а выпускники средних школ имеют отдаленное представление об общих приемах решения математических задач, показывая владение лишь стандартными алгоритмами.
Таким образом, объект исследования- процесс обучения математике в курсе средней школы.
Предмет исследования-использование эвристических приемов в процессе обучения учащихся 10 классов тригонометрии.
В связи с этим целью исследования является выявление эффективности применения эвристических приемов при обучении тригонометрии.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу в соответствии с темой исследования;
2) выявить психолого-педагогические и методические проблемы развития математических способностей учащихся старших классов общеобразовательных школ;
3) разработать элективный курс для учащихся по курсу тригонометрии;
4) провести экспериментальную апробацию разработанного курса и
методики его преподавания;
5) выполнить анализ полученных результатов.
Практическая значимость выполненной работы, заключается в том, что программа элективного курса может применяться учителями школ, а также использоваться студентами педагогических вузов при изучении таких дисциплин как «Элементарная математика и практикум по решению математических задач», «Теория и методика обучения математике» и при подготовке к педагогической практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Один из способов формирования основ эвристической деятельности многие исследователи (Г.Д. Балк, М.Б. Балк, В.А. Далингер, Ю.М. Колягин, В.Б. Милушев, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, В.А. Уфнаровский, Д.Г. Френкев, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб, А.Я. Цукарь, B B. Hughes, D. A. Alvaro, P. Y. Foong и др.) видят в обучении решению математических задач. Математика, как специфическая область знания и как школьный предмет, являет собой особую сферу развития творческих качеств учащихся. Эвристические приемы рассматриваются как эффективное средство развития умения решать задачи, в том числе нестандартные.
Позитивно оценивая накопленный педагогической наукой теоретический материал в области решения проблемы творчества и его педагогических аспектов, следует отметить недостаточность теоретического осмысления процесса формирования интуитивных процедур, в частности, эвристических приемов. Практика показывает, что для учителей задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой, а выпускники средних школ имеют отдаленное представление об общих приемах решения математических задач, показывая владение лишь стандартными алгоритмами.
Таким образом, объект исследования- процесс обучения математике в курсе средней школы.
Предмет исследования-использование эвристических приемов в процессе обучения учащихся 10 классов тригонометрии.
В связи с этим целью исследования является выявление эффективности применения эвристических приемов при обучении тригонометрии.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу в соответствии с темой исследования;
2) выявить психолого-педагогические и методические проблемы развития математических способностей учащихся старших классов общеобразовательных школ;
3) разработать элективный курс для учащихся по курсу тригонометрии;
4) провести экспериментальную апробацию разработанного курса и
методики его преподавания;
5) выполнить анализ полученных результатов.
Практическая значимость выполненной работы, заключается в том, что программа элективного курса может применяться учителями школ, а также использоваться студентами педагогических вузов при изучении таких дисциплин как «Элементарная математика и практикум по решению математических задач», «Теория и методика обучения математике» и при подготовке к педагогической практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Обратные тригонометрические функции – это тема, которая углубляет
изучение тригонометрии, а это в настоящее время необходимо, так как
ценность образования с каждым годом возрастает, меняется содержание, цели
и задачи обучения, тем самым меняются требования, предъявляемые к уровню
знаний учащихся. Изучая обратные тригонометрические функции, учащийся
приобретает способность к научно-исследовательской деятельности. Поэтому
не менее важно преподать материал правильно, чтобы у учащихся возник
интерес к изучению обратных тригонометрических функций. В данной работе
мы рассмотрели эвристические приемы, позволяющие глубже и эффективнее
изучить материал.
Работа посвящена выявлению возможностей эвристической
деятельности учащихся для использования ее в творческой деятельности при
изучении математики в общеобразовательной школе.
Таким образом, в ходе исследования:
1) исследована имеющаяся научно-методическая литература по данной
теме;
2) разработана система заданий по разделу «Обратные
тригонометрические функции», классифицированных по типу с применением
приёмов эвристической деятельности;
3) разработана и апробирована программа элективного курса «Обратные
тригонометрические функции».
Цель нашей работы достигнута, на основе анализа научно-методической
литературы выявлены требования к содержанию учебного материала в
условиях организации эвристической деятельности, а также описаны типы
задач, направленных на формирование приемов эвристической деятельности
у учащихся общеобразовательной школы. Рассмотрена типология задач,
применяемых в рамках формирования эвристических приемов и разработан84
элективный курс, который был апробирован на базе МАОУ «Гимназия №139-
Центр образования» Приволжского района г. Казани.
изучение тригонометрии, а это в настоящее время необходимо, так как
ценность образования с каждым годом возрастает, меняется содержание, цели
и задачи обучения, тем самым меняются требования, предъявляемые к уровню
знаний учащихся. Изучая обратные тригонометрические функции, учащийся
приобретает способность к научно-исследовательской деятельности. Поэтому
не менее важно преподать материал правильно, чтобы у учащихся возник
интерес к изучению обратных тригонометрических функций. В данной работе
мы рассмотрели эвристические приемы, позволяющие глубже и эффективнее
изучить материал.
Работа посвящена выявлению возможностей эвристической
деятельности учащихся для использования ее в творческой деятельности при
изучении математики в общеобразовательной школе.
Таким образом, в ходе исследования:
1) исследована имеющаяся научно-методическая литература по данной
теме;
2) разработана система заданий по разделу «Обратные
тригонометрические функции», классифицированных по типу с применением
приёмов эвристической деятельности;
3) разработана и апробирована программа элективного курса «Обратные
тригонометрические функции».
Цель нашей работы достигнута, на основе анализа научно-методической
литературы выявлены требования к содержанию учебного материала в
условиях организации эвристической деятельности, а также описаны типы
задач, направленных на формирование приемов эвристической деятельности
у учащихся общеобразовательной школы. Рассмотрена типология задач,
применяемых в рамках формирования эвристических приемов и разработан84
элективный курс, который был апробирован на базе МАОУ «Гимназия №139-
Центр образования» Приволжского района г. Казани.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНИМАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СРЕДЫ GEOGEBRA В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017



