Выпускная квалификационная работа.
Проведен анализ развития малого бизнеса в России за 2014-2017 годы.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса 6
1.2. Видовая характеристика малого бизнеса 10
1.3. Функции малого бизнеса в национальной экономике 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 24
2.1. Динамика основных показателей развития малого бизнеса 24
2.2. Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе 34
2.3. Перспективы развития малого бизнеса в России 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В современных экономических условиях предпринимательская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, так как посредством предпринимательской деятельности осуществляется качественное и количественное удовлетворение потребностей населения в продукции (работах, услугах), снабжение финансовыми ресурсами, способствование экономическому росту. Одним из видов предпринимательской деятельности, оказывающий существенное влияние на эффективность функционирования средних и более крупных субъектов предпринимательства, является малый бизнес, который также способствует формированию конкурентной среды и в меньшей степени монополизирован. Отметим, что малый бизнес обладает и высоким уровнем эффекта синергии, как следствие идентификации функций собственника и предпринимателя, эффективной системы мотивации трудовой деятельности, а также совокупности принципов организационного единства. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что актуальность данной темы исследования обусловлена значимостью малого бизнеса для экономики страны.
Данная тема исследования находит свое отражение в работах следующих авторов: Баканов М.И., Бочаров В.В., Абдукаримов И.Т., Головачева М.А.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании проблем и определении перспектив развития малого бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить сущность и особенности малого бизнеса;
представить видовую характеристику малого бизнеса;
рассмотреть функции малого бизнеса в развитии национальной экономики;
провести анализ динамики основных показателей развития малого бизнеса в России;
выявить проблемы развития малого бизнеса;
рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются субъекты малого бизнеса в России.
Предметом исследования выступает малый бизнес, как вид предпринимательской деятельности и функции, выполняемые им в развитии национальной экономики.
При проведении исследования в данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие приемы и методы: метод сравнения, метод синтеза, метод финансовых коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ, методы дедукции, метод индукции.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых по изучаемой проблеме, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования деятельности субъектов малого бизнеса в России.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты функционирования малого бизнеса, в том числе понятие и сущность малого бизнеса, видовая характеристика, а также роль малого бизнеса в развитии национальной экономики. Во второй главе проведен анализ проблем и тенденций развития малого бизнеса.
На основании проведенного анализа развития малого бизнеса в России можно сделать следующие выводы. В современных рыночных условиях малый бизнес является важным видом предпринимательской деятельности, а также выступает в качестве фактора, оказывающего влияние на уровень эффективности функционирования крупных и средних субъектов хозяйствования. Кроме того, необходимо отметить, что малые субъекты предпринимательской деятельности способствуют формированию конкурентной среды и в меньшей степени поддается монополизации. Малый бизнес выполняет следующие немаловажные функции:
активизация трудовой деятельности и оптимизация состояния рынка труда на местах;
обеспечение гибкости рыночной экономики посредством быстрого реагирования на изменения внешней среды вследствие индивидуализации потребительского спроса;
формирование более сбалансированной системы оказания услуг, в том числе в удаленных районах страны.
Малым предпринимательством называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, критериях, главными из которых являются:
средняя численность занятых на предприятии работников;
ежегодный оборот, полученный предприятием;
величина активов.
Малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемым ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам – налоги.
Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно широкую аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.
Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса – это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.
На основании проведенного анализа динамики развития малого бизнеса в РФ можно сделать вывод о том, что данный вид предпринимательской деятельности достиг высоких показателей и ожидается дальнейший рост сектора в течение следующего временного периода, о чем также свидетельствуют показатели потребительской активности населения.
Основными тенденциями развития малого предпринимательства в РФ являются:
концентрация субъектов малого бизнеса преимущественно в сегменте торговли;
рост количества малых предприятий в период с 2015 по 2017 год, что обусловлено улучшением экономических условий и постепенным выходом из кризиса;
значительное увеличение количества микропредприятий.
Основными проблемами субъектов малого предпринимательства являются налоговые риски, а также несовершенство государственных муниципальных программ.
В целях обеспечения эффективности деятельности, а также дальнейшего развития субъектов малого бизнеса, необходимо принимать меры, направленные на совершенствование налогового законодательства, а также реализовывать муниципальные программы, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов посредством деятельности субъектов малого предпринимательства
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон №117-ФЗ от 05.08.2000. в ред. 03.08.2018]. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://base.consultant.ru/ – Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2019).
2. Абдукаримов, И.Т. Малый бизнес и его особенности : учебник / И.Т. Абдукаримов, Л.Г. Абдукаримова. – Финансы: планирование, управление, контроль №4. – 2017. – С. 23-25.
3. Баканов, М.И. Анализ эффективности малого бизнеса : учебник для Вузов / М.И. Баканов. – Москва : Экономика, 2018. – 352 с.
4. Бочаров, В.В. Современный финансовый менеджмент : учебное пособие / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 464 с.
5. Варпаева, И.А. Малый и средний бизнес / И.А. Варпаева. – Все для бухгалтера № 9. – 2018. – С. 12-15.
6. Вахрушева, О.Б. Малый и средний бизнес : учебное пособие / О.Б. Вахрушева. – Москва : Дашков и К, 2018. – 345 с.
7. Винокуров, В.А. Малый и средний бизнес : учебное пособие / В.А. Винокуров. – Москва : Центр экономики и маркетинга, 2018. – 431 с.
8. Волкова, К.А. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции : учебник / К.А. Волкова. – Москва : Экономика, 2017. – 509 с.
9. Горбатюк, З.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / З.В. Горбатюк. – Томск : ТМЦДО, 2017. – 168 с.
10. Головачева, М.А. Малый и средний бизнес / М.А. Головачева. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2017. - 376 с.
11. Головачева, М. А. Налогообложение и налоговые риски малого бизнеса в РФ: анализ и оценка // Вестник БГЭУ. – 2018. – № 1. – С. 54-76.
12. Ефимова, О.В. Малый и средний бизнес : учебник / О.В. Ефимова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Издательство «Бухгалтерский учет». – 2017. – 320 с.
13. Зверев, А.В. Регионы России: проблемы совершенствования : учебное пособие / А.В. Зверев. – Москва : Статистика России , 2017. - 207 с
14. Золотов, А.А. Малый и средний бизнес: учебное пособие / А.А. Золотов. – Москва : ИНФРА-М , 2017. - 624 с.
15. Золотухина, В.Н. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : учебное пособие / В.Н. Золотухина. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 624 с.
16. Канаев, В.О. Эффективность деятельности предприятий малого бизнеса : учебное пособие / В.О. Канаев, Е. А. Буракова. – Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. – 80 с.
17. Ковалев, Н.В. Признаки и виды малого бизнеса / Н.В. Ковалев, В.А. Плотников // Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 46-51.
18. Королев, А.А. Признаки и виды малого бизнеса // Современный фермер, 2018. – С. 29-33.
19. Котов, Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием : монография / Д.В. Котов. – Уфа: Издательство «Нефтегазовое дело», 2018. – 253 с.
20. Конюхов, А.В. Малый и средний бизнес / А. В. Конюхов. // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая, 2018. – № 1. – С. 30.
21. Кузнецова, А.И. Эффективность деятельности предприятий / А.И. Кузнецова, А.Г. Чепик // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, – 2017. – № 2 (38). – С. 36.
22. Лаврентьева, Н.Д. Малый и средний бизнес / Н.Д. Лаврентьева // автореф. канд. экон. наук, Нижний Новгород, 2017. – 258 с.
23. Лахметкина, Н.И. Инновационная стратегия региона : учебное пособие / Н.И. Лахметкина. – Москва: КноРус, 2017. – 235 с.
24. Лексин, В.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития : учебник для бакалавров / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – Москва : Либроком, 2017. – 394 с.
25. Лексин В.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становление федерализма и местного самоуправления : учебник / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. – Москва : Ленанд, 2017. – 295 с.
26. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика : учебное пособие / В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц. – Москва : Изд. ЛКИ, 2017. – 325 с.
27. Лилев, Н.В. Проблемы и перспективы малого бизнеса в части налоговых рисков : монография / Н.В. Лилев. – Москва : Лаборатория книги, 2017. – 121 с.
28. Гитман, Л.Дж. Эффективность деятельности предприятий : учебник / Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонк. – Москва : Дело, 2017. – 362 с.
29. Лукасевич, И.Я. Малый и средний бизнес : учебное пособие / И.Я. Лукасевич. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 258 с.
30. Федосова Р.Н. Инвестиционная стратегия развития региона на основе социальных приоритетов. – Владимир: Собор, 2016. – 125 с.
31. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – с. 503.
32. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2017. – с. 87.
33. Финансовый ландшафт территории / ред. кол.: Татаркин А.И. (рук.) и др. – М.: Экономика, 2016. – с. 105.
34. Фокин Г. Эффективность деятельности предприятий / Г. Фокин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2014. – № 10. – С. 14-23.
35. Деловой еженедельник Expert Online [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://expert.ru. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2019).
36. Региональная служба государственной статистики: Алтайский край [Электронный ресурс] / Региональная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://akstat.gks.ru – Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2019).
37. Федеральная служба государственной статистики: Российская Федерация [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru – Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2019).