Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной
приверженности 5
1.1 Представления о жизни и смерти в психологии 5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 14
1.3 Феномен религиозности в аспекте проблемы отношения к жизни и
смерти 20
Выводы главы 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной приверженности 34
2.1 Организация проведения исследования 34
2.2 Интерпретация и обсуждение результатов 37
2.2.1 Сравнительный анализ отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной приверженности 37
2.2.3 Сравнение групп с разным уровнем религиозной приверженности 41
Выводы главы II 45
Заключение 47
Список литературы 50
В процессе своего взросления человек, так или иначе, касается вопросов жизни и смерти. Но при этом человек довольно часто пытается избежать вопроса собственной смерти. Собственное естественное старение, болезни и умирание становятся темами табу, являясь при этом неизбежными фактами жизни. Но при этом вся современная культура пронизана обсуждениями этих вопросов, будь то в кино, литературе, изобразительном искусстве, музыке и т.д. Не менее важное место вопрос жизни и смерти занимает и в науке. Понимание влияния отношения к смыслообразующим категориям на поведение человека и его жизненную самореализацию актуализирует потребность в рассмотрении и анализе формирования отношения к жизни и смерти в онтогенезе. Особенно в подростковом возрасте, так как именно для подросткового этапа характерно активное формирование мировоззрения.
Целью данной работы является выявление особенностей отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной приверженности.
Объектом исследования являются подростки с разным уровнем религиозной приверженности.
Предметом исследования является взаимосвязь уровня религиозной приверженности на отношение к жизни и смерти.
Гипотеза исследования: Особенности отношения к смерти и жизни у подростков обусловлены уровнем религиозной приверженности.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к представлению об отношении к жизни и смерти в подростковом возрасте в зависимости от уровня религиозной приверженности.
2. Исследование особенностей отношения к смерти у подростков и уровня религиозной приверженности
3. Сравнительный анализ результатов исследования отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной приверженности.
Данное исследование базируется на следующих основных методологических принципах психологического исследования:
1. принцип системности, следуя которому психика рассматривается как целостное образование, в рамках которого осуществляется единство психических процессов, состояний и свойств.
2. принцип развития, в рамках которого психика и ее компоненты рассматриваются как динамически развивающийся феномен.
3. принцип детерминизма, согласно которому все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом.
Методы исследования включили в себя:
1. Логико-аналитический анализ теоретического аспекта изучаемого явления;
2. Методы сбора эмпирического материала (Тест для определения структуры индивидуальной религиозности (Ю.В. Щербатых), Профиль аттитьюдов по отношению к смерти П.Т.П. Вонга);
3. Методы обработки и анализа статистических связей и различий (корреляционный анализ, H-критерий Крускалла-Уоллеса).
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей отношения к жизни и смерти у подростков с разным уровнем религиозной приверженности.
Нами была выдвинута гипотеза - Особенности отношения к смерти и жизни у подростков обусловлены уровнем религиозной приверженности.
Результатом этого исследования стало:
Подростковый возраст сложен тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания и выявление отношений к таким важным категориям, как жизнь и смерть. Таким образом, смерть - понятие комплексное и сложное. Можно выделить: смерть физическую как распад тела,
психическую смерть, как регресс психической деятельности, социальную - как утрату связи с другими людьми и уход от активной социальной деятельности, а также психологическую - как потерю значимых отношений, изменения в убеждениях и представлениях. Особенности отношения к смерти могут быть связаны с принадлежностью к той или иной культуре, религии.
При том, что смерть является явлением фатальной, она также способна принести ряд приобретений для личности. Столкновение с нею, тем не менее, способно приблизить человека к более полной жизни - сильнее ощутить любовь, обрести смысл жизни, научится рационально оценивать и организовывать свое время. При этом само столкновение со смертью может иметь абсолютно противоположный эффект на личность - она способна вызвать не только положительные, но и отрицательные изменения, как в мировоззрении, так и в жизни человека в целом.
Понятия степени и характера религиозности являются ее количественной и качественной характеристиками, позволяющими глубже определить содержание религиозности
Подростки, склонные избегать тревожных мыслей, разговоров и прочего, связанного со смертью, в меньшей степени считают смерть как явление, неспособное освободить от боли и страдания, как психической так и физической, для них смерть не является следующим этапом жизни, это нечто пугающее и непонятное, что характерно для подростков со средним уровнем религиозной приверженности. Чем выше подросток склонен верить в Бога, тем выше у него выражено религиозное представление о мире, он более склонен верить в магию, магические обряды, веры в духов и прочее, что более характерно для среднего уровня религиозной приверженности. Также подросток более склонен искать эмоциональную поддержку в своей вере, более склонен к проявлению поведенческих характеристик, характерных для религиозных людей (ношение религиозной атрибутики, выполнение религиозных обрядов и т.д.). Также уровень религиозной приверженности влияет на саму потребность в вере и приверженность моральным нормам, которые ретранслируется референтной для испытуемого религией. В целом можно отметить, что слабая взаимосвязанность показателей может указывать на все еще протекающий процесс формирования понятий и становления религиозной «Я-концепции» и мировоззрения в целом.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза данного исследования была подтверждена частично и уровень религиозной приверженности действительно влияет на определенные аспекты отношения к жизни и смерти.
Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы видятся в более тщательном углублении изучения возрастных особенностей формирования мировоззренческого компонента личности, с учетом более долгой динамики формирования определенных категорий.
Также предполагается введение лонгитюдного метода и расширение возрастных границ: с раннего подросткового до юношеского возрастов.
1. Абульханова - Славская К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы — М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. — 288 с.
3. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2012. - с. 7
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2010. -
288 с.
5. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти //Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997. С. 44-55
6. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания СПб. - 2003. - 768 с.
7. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: МИР, 1997 -
368с.
8. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. СПб.: Алетейя, 1999. С. 20-23.
9. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969. - 264 с.
10. Ворожейкина Л.И. Анализ типов религиозной Я-концепции// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1101-1108
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. - 488 с.
12. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юно-шеском возрасте // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 63-71.
13. Гаврилова Т.А.// Теоретическая и экспериментальная психология / ред. С.Б. Малых. - 2011. - № 1 2011. - С. 46-57.
14. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995. - С . 36-37.
15. Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. - М., 1991- 416 с.
16. Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности
проявления. Воронеж, 1984. - 184 с.
17. Джемс У. Психология. /Под ред. Петровской Л.А. - М., 1991. - 368 с.
18. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для
студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с.
19. Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 840 с.
20. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. - Пермь, 1977. - С. 29.
21. Кон И.С. - Психология ранней юности М., 1989 г. — 256 с.
22. Крайг Г. Психология развития: 7-е изд. - СПб.: Питер,2003. - 992с.
23. Кулагина И.К. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд».- М,: УРАО, 1998., с.147
24. Левин К. Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В., М., «Аст», «Астрель», 2009 г., с. 205-209.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000. с. 377-379
26. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. 506 с.
27. Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. -
178 с.
28. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.,
2006. - 608 с.
29. Мэй Р. Любовь и воля М., 1997. - 384 с.
30. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //“Психологический журнал”, №6, 1996, С.119-122.
31. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. 506 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений / М: 1995. - 356 с.
33. Немов Р.С. Психология: учебное пособие/ Р.С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
34.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., 1996, - 374 с.
35. Панкратова, Е. В. Религиозность и религиозная самоидентификация: курс лекций. - [Электронный ресурс]. - 2010. URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident (Дата посещения: 23.
5. 2015).
36. Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. - 218 с.
37. Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова- М., 1983. - 448 с.
38. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти - СПб.: 2002 - 656 с.
39. Ремшмидж X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. С. 155—157.
40. Решетникова М.М., Белкина А.И. Танатология (учение о смерти) - СПб., 1994. - 380с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. -
720 с.
42. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: «Наука», 1997. - 190 с.
43. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986. - 352 с.
44. Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1990. — 368 с.
45. Фрейд З. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1998. - 656 с.
46. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. — 160 с.
47. Фромм Э. Человек для себя. М., 2006 - 352 с.
48. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации/ Т. Шульга. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
49. . Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. — 304 с.
Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979. - 182 с.
50. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999 - 576 с.
51. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию М.,
2005. - 800 с.