ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1. Сущность и значение здорового образа жизни 8
1.2. Роль физической культуры в формировании здорового образа
жизни 17
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 28
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Безопасность жизнедеятельности - основа здорового образа
жизни 30
2.2. Характеристика применяемых средств в формировании здорового
образа жизни у школьников 13-14 лет 32
2.3 Сравнительный анализ физической подготовки школьников 13-14
лет 40
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48
Приложение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1. Сущность и значение здорового образа жизни 8
1.2. Роль физической культуры в формировании здорового образа
жизни 17
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 28
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Безопасность жизнедеятельности - основа здорового образа
жизни 30
2.2. Характеристика применяемых средств в формировании здорового
образа жизни у школьников 13-14 лет 32
2.3 Сравнительный анализ физической подготовки школьников 13-14
лет 40
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48
Приложение
Более значительные, и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, спровоцированы, как демонстрируют исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте.
Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большая часть заболеваний взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Следует признать, что современная система образования не улучшает здоровья детей. Итоги научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о существенном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями [35, с.6].
Ситуация затрудняется еще и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, обладающих различными отклонениями в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний [35, с.6].
В последние годы на фоне меняющейся общественно-политической
и экономической ситуации в стране, происходят существенные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вместе с тем, как продемонстрировали результаты исследований по изучению действующих систем и программ по формированию принципов здорового образа жизни у школьников в учебных заведениях различного типа, в существующей и вновь складывающейся системах образования факторы формирования здоровья практически не учитываются.
Если существующее положение кардинально не изменится, уже в ближайшее время можно будет назвать здоровыми не более 4% выпускников образовательных учреждений.
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом, путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки к профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, его сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Все это говорит о необходимости усиления внимания теоретическому осмыслению и практическому применению средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
В отечественной науке и практике накоплен определенный опыт и разработан ряд проблем, связанных с содержательной стороной здоровье сберегающего и здоровье укрепляющего обучения и формирования навыков здорового образа жизни у учащихся. Однако, как показали результаты исследований, теоретическое изучение основ подобного обучения и воспитания не обеспечено ни организационно, ни материально. На наш взгляд, недостаточно изучен механизм использования средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
Цель исследования:
выявить основные пути формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Г ипотеза исследования:
предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников с учетом их и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
Задачи исследования:
- провести анализ основных понятий;
- выявить способности учащихся к формированию физической активности;
- определить основные средства формирования здорового образа жизни у школьников;
- разработать практическое мероприятие по формированию ЗОЖ для школьников.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни школьников.
Предмет исследования:
Динамика физического развития и физической подготовленности школьников в результате применения средств физического воспитания в формирование здорового образа жизни.
В своей работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных специалистов по физической культуре и спорту, педагогов, психологов, изучавших проблемы формирования здорового образа жизни среди молодого поколения.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения. Список литературы источников.
Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большая часть заболеваний взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Следует признать, что современная система образования не улучшает здоровья детей. Итоги научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о существенном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями [35, с.6].
Ситуация затрудняется еще и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, обладающих различными отклонениями в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний [35, с.6].
В последние годы на фоне меняющейся общественно-политической
и экономической ситуации в стране, происходят существенные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вместе с тем, как продемонстрировали результаты исследований по изучению действующих систем и программ по формированию принципов здорового образа жизни у школьников в учебных заведениях различного типа, в существующей и вновь складывающейся системах образования факторы формирования здоровья практически не учитываются.
Если существующее положение кардинально не изменится, уже в ближайшее время можно будет назвать здоровыми не более 4% выпускников образовательных учреждений.
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом, путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки к профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, его сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Все это говорит о необходимости усиления внимания теоретическому осмыслению и практическому применению средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
В отечественной науке и практике накоплен определенный опыт и разработан ряд проблем, связанных с содержательной стороной здоровье сберегающего и здоровье укрепляющего обучения и формирования навыков здорового образа жизни у учащихся. Однако, как показали результаты исследований, теоретическое изучение основ подобного обучения и воспитания не обеспечено ни организационно, ни материально. На наш взгляд, недостаточно изучен механизм использования средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
Цель исследования:
выявить основные пути формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Г ипотеза исследования:
предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников с учетом их и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
Задачи исследования:
- провести анализ основных понятий;
- выявить способности учащихся к формированию физической активности;
- определить основные средства формирования здорового образа жизни у школьников;
- разработать практическое мероприятие по формированию ЗОЖ для школьников.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни школьников.
Предмет исследования:
Динамика физического развития и физической подготовленности школьников в результате применения средств физического воспитания в формирование здорового образа жизни.
В своей работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных специалистов по физической культуре и спорту, педагогов, психологов, изучавших проблемы формирования здорового образа жизни среди молодого поколения.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения. Список литературы источников.
Формирование здорового образа жизни школьников - актуальная и насущная задача не только каждого учителя, но и всего общества в целом. Чтобы обеспечить готовность школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, что позволит самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Главное для преподавателя физической культуры - привить учащимся привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Очень важно направлять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре.
К сожалению, на сегодняшний день вопросов в сохранении и укрепления здоровья детей остается довольно много. Только вместе, объединив все усилия, возможно двигаться к исполнению намеченной цели - формирование психически, физически развитого, социальноадаптированного здорового человека, к созданию в школе здоровье сохраняющих и здоровье укрепляющих условий обучения.
Проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Подготовлен и проведён педагогический эксперимент. В ходе эксперимента подтверждена эффективность мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической
культуры.
Главное для преподавателя физической культуры - привить учащимся привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Очень важно направлять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре.
К сожалению, на сегодняшний день вопросов в сохранении и укрепления здоровья детей остается довольно много. Только вместе, объединив все усилия, возможно двигаться к исполнению намеченной цели - формирование психически, физически развитого, социальноадаптированного здорового человека, к созданию в школе здоровье сохраняющих и здоровье укрепляющих условий обучения.
Проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Подготовлен и проведён педагогический эксперимент. В ходе эксперимента подтверждена эффективность мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической
культуры.
Подобные работы
- Особенности формирования здорового образа жизни как основа профилактики заболеваний школьников среднего звена
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия организации внеурочной работы с обучающимися по безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ образа жизни студентов Тувинского государственного университета и его роль в сохранении и укреплении здоровья и безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь здорового образа жизни и личностной зрелости у студентов гуманитарного вуза (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2016



