ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1. Сущность и значение здорового образа жизни 8
1.2. Роль физической культуры в формировании здорового образа
жизни 17
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 28
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Безопасность жизнедеятельности - основа здорового образа
жизни 30
2.2. Характеристика применяемых средств в формировании здорового
образа жизни у школьников 13-14 лет 32
2.3 Сравнительный анализ физической подготовки школьников 13-14
лет 40
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48
Приложение
Более значительные, и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, спровоцированы, как демонстрируют исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте.
Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большая часть заболеваний взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Следует признать, что современная система образования не улучшает здоровья детей. Итоги научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о существенном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями [35, с.6].
Ситуация затрудняется еще и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, обладающих различными отклонениями в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний [35, с.6].
В последние годы на фоне меняющейся общественно-политической
и экономической ситуации в стране, происходят существенные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вместе с тем, как продемонстрировали результаты исследований по изучению действующих систем и программ по формированию принципов здорового образа жизни у школьников в учебных заведениях различного типа, в существующей и вновь складывающейся системах образования факторы формирования здоровья практически не учитываются.
Если существующее положение кардинально не изменится, уже в ближайшее время можно будет назвать здоровыми не более 4% выпускников образовательных учреждений.
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом, путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки к профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, его сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Все это говорит о необходимости усиления внимания теоретическому осмыслению и практическому применению средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
В отечественной науке и практике накоплен определенный опыт и разработан ряд проблем, связанных с содержательной стороной здоровье сберегающего и здоровье укрепляющего обучения и формирования навыков здорового образа жизни у учащихся. Однако, как показали результаты исследований, теоретическое изучение основ подобного обучения и воспитания не обеспечено ни организационно, ни материально. На наш взгляд, недостаточно изучен механизм использования средств физической культуры в формировании здорового образа жизни учащихся.
Цель исследования:
выявить основные пути формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Г ипотеза исследования:
предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников с учетом их и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
Задачи исследования:
- провести анализ основных понятий;
- выявить способности учащихся к формированию физической активности;
- определить основные средства формирования здорового образа жизни у школьников;
- разработать практическое мероприятие по формированию ЗОЖ для школьников.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни школьников.
Предмет исследования:
Динамика физического развития и физической подготовленности школьников в результате применения средств физического воспитания в формирование здорового образа жизни.
В своей работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных специалистов по физической культуре и спорту, педагогов, психологов, изучавших проблемы формирования здорового образа жизни среди молодого поколения.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения. Список литературы источников.
Формирование здорового образа жизни школьников - актуальная и насущная задача не только каждого учителя, но и всего общества в целом. Чтобы обеспечить готовность школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, что позволит самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Главное для преподавателя физической культуры - привить учащимся привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Очень важно направлять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре.
К сожалению, на сегодняшний день вопросов в сохранении и укрепления здоровья детей остается довольно много. Только вместе, объединив все усилия, возможно двигаться к исполнению намеченной цели - формирование психически, физически развитого, социальноадаптированного здорового человека, к созданию в школе здоровье сохраняющих и здоровье укрепляющих условий обучения.
Проведенное нами анкетирование до и после эксперимента, помогло отследить необходимую для нашего исследования динамику ответов, на основе которых планировалась разработка мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры.
Подготовлен и проведён педагогический эксперимент. В ходе эксперимента подтверждена эффективность мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках физической
культуры.
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2004,- 502с.
2. Апарин В.Е. Еще раз о пользе ходьбы босиком / В.Е. Апарин. - М.: Физическая культура и спорт, 1984.-165 с.
3. Балыков С.М. Воспитание красотой, - М.: Овал, 2005. - 403с.
4. Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005.254с.
5. Барчуков И. С. Физическая культура. / Барчуков И. С - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-255 с.
6. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.- 240 с.
7. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Высшая школа, 2004 - 303с.
8. Большой толковый психологический словарь. Том 2. - М.: Вече х ACT, 2000- 256 с.
9. Буцкина Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. - 152с.
10. Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) / Н.А. Вержбицкая // Дошкольное воспитание. - 1999. - N 3.
11. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 2005 - 180 с.
12. Вестник образования России. Сентябрь № 18, 2008. с. 34-43.
13. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, - Минск: Высшая школа, 2003223с.
14. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Изд-во: Феникс. Серия: «Сердце
детям»,2011 -
15. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 1999. - 214 с.
16. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 387 с.
17. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа / А.Х. Гусалов. - М.; Физическая культура и спорт, 1987.- 173 с.
18. Доронова Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова //Ж Дошкольное воспитание, - 2001. - N 9. с. - 5-8.
19. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512 с.
20. Ермолаев Ю. А., Возрастная физиология.- М., 2001.- 79 с.
21. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. / Железняк Ю.Д - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.-264 с.
22. Жидкова А. П., Новиков Ю. В. Ключ к здоровью / А.П. Жидкова, Ю.В. Новиков. - М.: Знамя, 2004. - 48 с.
23. Жирова Т.М. развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. - 144 с.
24.24.Закон Российской Федерации «Об образовании» - М,2001.
25.25.3апорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва: Центр, 2004. - 92 с.
26.26.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. -М.: АРКТИ, 2000.- 156 с.
27.Зотова Ф.Р., Кириллова Т.Г. Современные методы исследований, адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам. / Зотова Ф.Р., Кириллова Т.Г., Набережные Челны, 2002.- 324 с.
28.28.Зудина P.O. Пароль в страну здоровья. Москва: Физкультура и спорт, 2004,- 112 с.
29. Кузьмин В.Д. Дыхательные гимнастики / В.Д. Кузьмин. - Ростов-на - Дону, 2000. - 58 с.
30. Климова В. И. Человек и его здоровье. Москва: Знание, 2004. - 192 с.
31. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Д. Кудрявцева. - М., 2000. - 149 с.
32. Курамшин Ю.Ф.,- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — 2-е изд., — М.: Советский спорт, 2004.-156 с.
33. Концепция модернизации физического воспитания и оздоровления учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности / Авторский коллектив: Евсеев С.П., Гаврилов Д.Н., Комков А.Г., Шелков О.М. (Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры); Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. (Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма); Кожин В.В., Пьянзин А.И. (Чувашский государственный педагогический университет).
34. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. - 112 с.
35. Лисицин Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения / Ю.Г. Лисицын. - М.: «Знание». 1987. - 170 с.
36. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся. Методика. 5-11 класс, - Москва:Луч, 2006. - 232с.
37. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Физическая культура / Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И.Лях. - М., «Просвещение», 1997г. -98 с.
38. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - 158 с.
39. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.,
2000. - 139 с.
40. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000. - 93 с.
41. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие.
42. Изд-во:Академия. Серия:«Высшее профессиональное
43.образование»,2008. — 256 с.
44. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для вузов по специальности "Физическая культура и спорт" / Ред. С. Д. Неверкович . - М. : АКАДЕМИЯ, 2010 - 336 с.
45.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М, 1984. - с 205.
46. Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. М.: Мысль, 2002. - 236 с.
47. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1999. - N 6.
48. Рунова М. Формирование дыхательной активности / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2000. - N 6.
49. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. - М. 2000. - с. 325.
50. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений.- СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.- 128 с.
51. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.-272 с.
52. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т.И., Пронина Е.И. - М.: АРКТИ,
2001. - 208 с.
53. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.
54. М.: Академия, 2000. - 73 с.
55. Стандарт начального общего образования по физической культуре // Физическая культура в школе. - 2004. - № 5. - с. 3.
56. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192 с.
57. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 N 80-ФЗ.
58. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.,- Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб, пособие для студ. высш. учеб.заведений/Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 347 с.
59. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб, 2007-292с.
60. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-методический аспект. Книга для педагога. Изд-во: Феникс. Серия: «библиотека учителя», 2009.