ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (теоретико-правовое исследование)
|
Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1. Понятие чрезвычайного законодательства и его конституционно-правовые основы 12
§2. Объективная необходимость и причины принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов в Российской Федерации: историко-правовой анализ 39
§3. Виды чрезвычайного законодательства 57
§4. Специфика правовых отношений, возникающих на основе действия чрезвычайного законодательства 79
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
* §1. Правовой режим в условиях введения чрезвычайного положения 93
§2. Органы исполнения чрезвычайного законодательства 122
§3. Правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения 143
§4. Факторы эффективной реализации чрезвычайного законодательства 162
Библиография 184
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1. Понятие чрезвычайного законодательства и его конституционно-правовые основы 12
§2. Объективная необходимость и причины принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов в Российской Федерации: историко-правовой анализ 39
§3. Виды чрезвычайного законодательства 57
§4. Специфика правовых отношений, возникающих на основе действия чрезвычайного законодательства 79
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
* §1. Правовой режим в условиях введения чрезвычайного положения 93
§2. Органы исполнения чрезвычайного законодательства 122
§3. Правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения 143
§4. Факторы эффективной реализации чрезвычайного законодательства 162
Библиография 184
Актуальность темы диссертационного исследования. Курс на построение в России правового государства требует кардинального реформирования всех сфер общественной жизни. Проводимые преобразования во многом не дали ожидаемых результатов и породили ряд негативных явлений: примат «политической целесообразности» над правом, разбалансированность государственной системы, противостояние властных структур, тенденции сепаратизма, национализма и экстремизма, рост преступности, затяжной социально-экономический кризис и т.д. Назрела острая необходимость в создании эффективной законодательной базы в области защиты основ конституционного строя, механизма поддержания безопасности государства и населения России1.
Важнейшим его элементом выступает институт чрезвычайного законодательства. Накопленный нашим государством опыт в деле восстановления конституционного порядка на своей территории, разрешения межнациональных, межконфессиональных, региональных конфликтов, преодоления последствий природно-техногенных аварий весьма богат и разносторонен.
Вопросы безопасности стали активно разрабатываться на государственном уровне с конца 80х гг., когда резко обострились многогранные негативные % процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих социальных
ценностей - личности, общества и государства. Именно они привели к развалу СССР, экономическому кризису и межнациональной конфронтации. Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Абхазия, Нахичевань, Баку, Душанбе - таков неполный перечень конфликтных событий за «перестроечное» время, предопределивших частое обращение органов государственной власти к институту чрезвычайного положения.
В Российской Федерации проблема чрезвычайного законодательства приобрела особое социально-политическое звучание в период 90х гг. Это связано, прежде всего, с образованием на территории Чечни криминально-террористического анклава, в котором господствовали произвол, беззаконие, попрание элементарных прав человека; вооруженным вторжением боевиков-ваххабитов в Дагестан с целью свержения там законной власти; волной страшных террористических актов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, потрясших своею масштабностью всю мировую общественность; введением режима чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии в 1993-94гг., Москве в октябре 1993г. Отмеченные выше, а также некоторые другие трагические события последнего десятилетия нуждаются в правовой оценке, поскольку опасность социальных потрясений еще не миновала.
Актуальность исследования средств и методов обеспечения безопасности российской государственности определяется, кроме того, тенденциями развития международных отношений и реалиями геостратегического положения России (экспансия международного терроризма, наркобизнеса и исламского экстремизма с Ближнего Востока и Средней Азии, расширение НАТО, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ и т.п.). Активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, военной и других областях, что подрывает международную безопасность и стабильность. Оставшись экономически и социально ослабленной после распада СССР, Россия не располагает сегодня таким потенциалом, который способен гарантированно обезопасить ее интересы от всех возможных угроз и кризисных состояний. Потребовалось новое чрезвычайное законодательство, предусматривающее современные механизмы разрешения внутренних и внеш¬них социальных проблем.
К сожалению, оно оказалось бессистемным и противоречивым. В нем отсутствуют единые подходы к определению чрезвычайных ситуаций, расплывчаты меры их локализации и пресечения, нечетко сформулированы полномочия государственных органов по их предупреждению, неконкретно урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств. В текстах чрезвычайных законов используется несогласованная терминология, имеются разночтения, и в целом не создана единая система правового регулирования в условиях чрезвычайного положения. Вот почему нужны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов, направленные на повышение роли и значения чрезвычайного законодательства.
Степень его изученности отечественным правоведением невелика. Исследования в этой области в основе своей носят узкоотраслевой характер. Анализ общетеоретической литературы показывает, что ни монографических, ни диссертационных работ по вопросам чрезвычайного законодательства нет. Предлагаемая диссертация является попыткой восполнить этот пробел. Сказанное выше определяет актуальность и практическую значимость темы, необходимость ее научного осмысления.
Цель диссертации заключается в комплексном теоретическом исследовании российского чрезвычайного законодательства как целостной проблемы современной правовой действительности, в изучении его сущности, назначения и юридической природы, обобщении накопленных по этому вопросу данных науки и практики, выработке научно-практических предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы нормативно-правовых актов чрезвычайного характера.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
♦ проанализировать современное состояние и тенденции развития российского законодательства, показать место и роль в его системе чрезвычайных нормативно-правовых актов;
♦ сформулировать определение чрезвычайного законодательства, указать его признаки и социальное назначение, отграничить от иных правовых явлений;
6
♦ определить правовую природу и механизм издания чрезвычайных за¬конов, раскрыть их соотношение с текущим законодательством;
♦ исследовать в общетеоретическом, политическом и историческом плане причины и предпосылки принятия чрезвычайных нормативно-правовых ак¬тов в Российской Федерации, показать чрезвычайное законодательство как объективный результат развития общества и государства;
♦ обосновать необходимость существования в правовой системе государства «массива» чрезвычайного законодательства, как средства, обеспечивающего законность и правопорядок в экстремальных условиях, защиту прав и свобод граждан от неправомерных ограничений;
♦ выявить функциональные возможности чрезвычайного законодательства в устранении угрозы безопасности граждан и основ конституционного строя сквозь призму особого правового режима чрезвычайного положения;
♦ проанализировать степень соответствия российского законодательства о чрезвычайном положении принципам международного права;
♦ выяснить факторы, оказывающие существенное влияние на уровень эффективности реализации чрезвычайного законодательства.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных
* задач соискатель использовал концептуальные положения диалектико¬
материалистического метода познания. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Эмпирической основой исследования стали действующее российское законодательство, международные документы и материалы правоприменительной практики, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по об¬щей теории права: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгеро¬ва, Н.В. Витрука, А.П. Герасимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.В. Маль- ко, Н.И. Матузова, А.С. Пашкова, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, Ф.Н. Фат-
куллина, P.O. Халфиной, и других; отраслевых юридических наук: С.А. Анике- енко, Д.Н. Бахраха, И.В. Гончарова, В.Н. Григорьева, А.В. Грязнова, А.Н. Дом- рина, Д.А. Ковачева, А.М. Ларина, В.О. Лучина, В.М. Манохина, Л.А. Морозо¬вой, И.Л. Петрухина, В.И. Радченко, Ю.Н. Старилова, С.Д. Хазанова, В.Е. Чир- кина, В.М. Чхиквадзе, Т.Э. Шуберт, Б.С. Эбзеева и других.
Значительную помощь при разработке темы оказали работы историков государства и права, среди которых особо следует отметить публикации О.Г. Александрова, Н.Ф. Бугай, В.Н. Данилова, Ю.М. Понихидина, В.Б. Романовской, Ю.П. Титова.
При написании диссертации автор использовал работы таких классиков отечественного дореволюционного правоведения как А.С. Алексеева, В.М. Гес¬сена, В.О. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.В. Ивановского, Н.М. Коркуно- ва, Я.М. Магазинера, М.К. Палибина, И.Т. Тарасова.
Научная новизна диссертации заключается в том, что соискателем проведено одно из первых в общей теории права комплексное монографическое исследование природы чрезвычайного законодательства, его роли и объектив¬ной необходимости, проанализированы различные аспекты данной проблемы, которые недостаточно изучены отечественной правовой наукой. При обосновании своей позиции по ряду дискуссионных вопросов юридической науки диссертант стремится выдвинуть новые, дополнительные аргументы.
Новизна работы находит непосредственное выражение в выносимых на защиту основных положениях:
1. Объективная необходимость в принятии чрезвычайных нормативных правовых актов обусловлена предпосылками политического, социально-экономического, правового, природного, техногенного и иного характера. Эффективное использование чрезвычайного законодательства будет весьма затруднительно без детального анализа причин его издания в историческом плане, в раз¬личные периоды истории государства Российского. Подобное исследование позволяет точнее сформулировать условия применения чрезвычайного законодательства в свете современных проблем, определить правомерность и допустимость осуществления чрезвычайных мер и методов государственной властью.
2. В диссертации сформулировано авторское определение чрезвычайного законодательства как системы исключительных нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в условиях вводимого на всей территории страны или в отдельных ее местностях особого правового режима осуществления государственной власти (чрезвычайного или военного положения), допускающего создание временных чрезвычайных органов с концентрацией властных полномочий, ограничение прав и свобод граждан в интересах обеспечения их безопасности и охраны основ конституционного строя России.
3. В работе дана видовая характеристика чрезвычайных нормативно-правовых актов; выделены новые критерии для их классификации, а также детализированы уже известные науке с учетом изменений, происшедших в российском законодательстве за последние годы.
4. В системе чрезвычайного законодательства следует четко отграничивать и соответственно развивать по отдельным направлениям как минимум три абсолютно самостоятельных вида в зависимости от специфики предмета и методов правового регулирования - законодательство о военном положении (направленное на защиту общества и государства от какой-либо внешней угрозы), законодательство о чрезвычайном положении (в целях обеспечения внутренней безопасности России в случае обострения социально-политических противоречий), законодательство о социальных бедствиях стихийно¬природного и техногенного характера.
5. Правоотношения, возникающие на основе действия чрезвычайного законодательства, составляют один из важнейших элементов механизма правового регулирования общественных отношений в условиях экстремальной обстановки. Чрезвычайные правоотношения имеют ряд особенностей, отличаются своей спецификой, качественной неоднородностью в русле общей теории правовых отношений, что выражается, прежде всего, в своеобразии их элементов и структурной организации.
6. Чрезвычайное положение выступает одним из проявлений режима жесткого ограничения («режима наибольшего неблагоприятствования»), в котором доминирующее место занимают нормы чрезвычайного законодательства, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, правовых ограничений и т.д. Юридическая регламентация этого режима - гарантия против произвольной деятельности государственных органов при чрезвычайных ситуациях и является неотъемлемым атрибутом правового государства.
7. В диссертации обосновывается двойственный характер чрезвычайного законодательства. С одной стороны, оно выступает эффективным средством защиты прав, свобод и безопасности граждан. С другой, не исключена возможность применения его в целях подавления политической оппозиции, устранения из жизни общества демократических государственно-правовых институтов. Поэтому весьма важно, чтобы концентрация власти и ограничительные меры, предусмотренные чрезвычайным законодательством и столь необходимые в экстремальной ситуации, не использовались в ущерб конституционному правопорядку.
8.
Важнейшим его элементом выступает институт чрезвычайного законодательства. Накопленный нашим государством опыт в деле восстановления конституционного порядка на своей территории, разрешения межнациональных, межконфессиональных, региональных конфликтов, преодоления последствий природно-техногенных аварий весьма богат и разносторонен.
Вопросы безопасности стали активно разрабатываться на государственном уровне с конца 80х гг., когда резко обострились многогранные негативные % процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих социальных
ценностей - личности, общества и государства. Именно они привели к развалу СССР, экономическому кризису и межнациональной конфронтации. Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Абхазия, Нахичевань, Баку, Душанбе - таков неполный перечень конфликтных событий за «перестроечное» время, предопределивших частое обращение органов государственной власти к институту чрезвычайного положения.
В Российской Федерации проблема чрезвычайного законодательства приобрела особое социально-политическое звучание в период 90х гг. Это связано, прежде всего, с образованием на территории Чечни криминально-террористического анклава, в котором господствовали произвол, беззаконие, попрание элементарных прав человека; вооруженным вторжением боевиков-ваххабитов в Дагестан с целью свержения там законной власти; волной страшных террористических актов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, потрясших своею масштабностью всю мировую общественность; введением режима чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии в 1993-94гг., Москве в октябре 1993г. Отмеченные выше, а также некоторые другие трагические события последнего десятилетия нуждаются в правовой оценке, поскольку опасность социальных потрясений еще не миновала.
Актуальность исследования средств и методов обеспечения безопасности российской государственности определяется, кроме того, тенденциями развития международных отношений и реалиями геостратегического положения России (экспансия международного терроризма, наркобизнеса и исламского экстремизма с Ближнего Востока и Средней Азии, расширение НАТО, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ и т.п.). Активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, военной и других областях, что подрывает международную безопасность и стабильность. Оставшись экономически и социально ослабленной после распада СССР, Россия не располагает сегодня таким потенциалом, который способен гарантированно обезопасить ее интересы от всех возможных угроз и кризисных состояний. Потребовалось новое чрезвычайное законодательство, предусматривающее современные механизмы разрешения внутренних и внеш¬них социальных проблем.
К сожалению, оно оказалось бессистемным и противоречивым. В нем отсутствуют единые подходы к определению чрезвычайных ситуаций, расплывчаты меры их локализации и пресечения, нечетко сформулированы полномочия государственных органов по их предупреждению, неконкретно урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств. В текстах чрезвычайных законов используется несогласованная терминология, имеются разночтения, и в целом не создана единая система правового регулирования в условиях чрезвычайного положения. Вот почему нужны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов, направленные на повышение роли и значения чрезвычайного законодательства.
Степень его изученности отечественным правоведением невелика. Исследования в этой области в основе своей носят узкоотраслевой характер. Анализ общетеоретической литературы показывает, что ни монографических, ни диссертационных работ по вопросам чрезвычайного законодательства нет. Предлагаемая диссертация является попыткой восполнить этот пробел. Сказанное выше определяет актуальность и практическую значимость темы, необходимость ее научного осмысления.
Цель диссертации заключается в комплексном теоретическом исследовании российского чрезвычайного законодательства как целостной проблемы современной правовой действительности, в изучении его сущности, назначения и юридической природы, обобщении накопленных по этому вопросу данных науки и практики, выработке научно-практических предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы нормативно-правовых актов чрезвычайного характера.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
♦ проанализировать современное состояние и тенденции развития российского законодательства, показать место и роль в его системе чрезвычайных нормативно-правовых актов;
♦ сформулировать определение чрезвычайного законодательства, указать его признаки и социальное назначение, отграничить от иных правовых явлений;
6
♦ определить правовую природу и механизм издания чрезвычайных за¬конов, раскрыть их соотношение с текущим законодательством;
♦ исследовать в общетеоретическом, политическом и историческом плане причины и предпосылки принятия чрезвычайных нормативно-правовых ак¬тов в Российской Федерации, показать чрезвычайное законодательство как объективный результат развития общества и государства;
♦ обосновать необходимость существования в правовой системе государства «массива» чрезвычайного законодательства, как средства, обеспечивающего законность и правопорядок в экстремальных условиях, защиту прав и свобод граждан от неправомерных ограничений;
♦ выявить функциональные возможности чрезвычайного законодательства в устранении угрозы безопасности граждан и основ конституционного строя сквозь призму особого правового режима чрезвычайного положения;
♦ проанализировать степень соответствия российского законодательства о чрезвычайном положении принципам международного права;
♦ выяснить факторы, оказывающие существенное влияние на уровень эффективности реализации чрезвычайного законодательства.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных
* задач соискатель использовал концептуальные положения диалектико¬
материалистического метода познания. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Эмпирической основой исследования стали действующее российское законодательство, международные документы и материалы правоприменительной практики, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по об¬щей теории права: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгеро¬ва, Н.В. Витрука, А.П. Герасимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.В. Маль- ко, Н.И. Матузова, А.С. Пашкова, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, Ф.Н. Фат-
куллина, P.O. Халфиной, и других; отраслевых юридических наук: С.А. Анике- енко, Д.Н. Бахраха, И.В. Гончарова, В.Н. Григорьева, А.В. Грязнова, А.Н. Дом- рина, Д.А. Ковачева, А.М. Ларина, В.О. Лучина, В.М. Манохина, Л.А. Морозо¬вой, И.Л. Петрухина, В.И. Радченко, Ю.Н. Старилова, С.Д. Хазанова, В.Е. Чир- кина, В.М. Чхиквадзе, Т.Э. Шуберт, Б.С. Эбзеева и других.
Значительную помощь при разработке темы оказали работы историков государства и права, среди которых особо следует отметить публикации О.Г. Александрова, Н.Ф. Бугай, В.Н. Данилова, Ю.М. Понихидина, В.Б. Романовской, Ю.П. Титова.
При написании диссертации автор использовал работы таких классиков отечественного дореволюционного правоведения как А.С. Алексеева, В.М. Гес¬сена, В.О. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.В. Ивановского, Н.М. Коркуно- ва, Я.М. Магазинера, М.К. Палибина, И.Т. Тарасова.
Научная новизна диссертации заключается в том, что соискателем проведено одно из первых в общей теории права комплексное монографическое исследование природы чрезвычайного законодательства, его роли и объектив¬ной необходимости, проанализированы различные аспекты данной проблемы, которые недостаточно изучены отечественной правовой наукой. При обосновании своей позиции по ряду дискуссионных вопросов юридической науки диссертант стремится выдвинуть новые, дополнительные аргументы.
Новизна работы находит непосредственное выражение в выносимых на защиту основных положениях:
1. Объективная необходимость в принятии чрезвычайных нормативных правовых актов обусловлена предпосылками политического, социально-экономического, правового, природного, техногенного и иного характера. Эффективное использование чрезвычайного законодательства будет весьма затруднительно без детального анализа причин его издания в историческом плане, в раз¬личные периоды истории государства Российского. Подобное исследование позволяет точнее сформулировать условия применения чрезвычайного законодательства в свете современных проблем, определить правомерность и допустимость осуществления чрезвычайных мер и методов государственной властью.
2. В диссертации сформулировано авторское определение чрезвычайного законодательства как системы исключительных нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в условиях вводимого на всей территории страны или в отдельных ее местностях особого правового режима осуществления государственной власти (чрезвычайного или военного положения), допускающего создание временных чрезвычайных органов с концентрацией властных полномочий, ограничение прав и свобод граждан в интересах обеспечения их безопасности и охраны основ конституционного строя России.
3. В работе дана видовая характеристика чрезвычайных нормативно-правовых актов; выделены новые критерии для их классификации, а также детализированы уже известные науке с учетом изменений, происшедших в российском законодательстве за последние годы.
4. В системе чрезвычайного законодательства следует четко отграничивать и соответственно развивать по отдельным направлениям как минимум три абсолютно самостоятельных вида в зависимости от специфики предмета и методов правового регулирования - законодательство о военном положении (направленное на защиту общества и государства от какой-либо внешней угрозы), законодательство о чрезвычайном положении (в целях обеспечения внутренней безопасности России в случае обострения социально-политических противоречий), законодательство о социальных бедствиях стихийно¬природного и техногенного характера.
5. Правоотношения, возникающие на основе действия чрезвычайного законодательства, составляют один из важнейших элементов механизма правового регулирования общественных отношений в условиях экстремальной обстановки. Чрезвычайные правоотношения имеют ряд особенностей, отличаются своей спецификой, качественной неоднородностью в русле общей теории правовых отношений, что выражается, прежде всего, в своеобразии их элементов и структурной организации.
6. Чрезвычайное положение выступает одним из проявлений режима жесткого ограничения («режима наибольшего неблагоприятствования»), в котором доминирующее место занимают нормы чрезвычайного законодательства, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, правовых ограничений и т.д. Юридическая регламентация этого режима - гарантия против произвольной деятельности государственных органов при чрезвычайных ситуациях и является неотъемлемым атрибутом правового государства.
7. В диссертации обосновывается двойственный характер чрезвычайного законодательства. С одной стороны, оно выступает эффективным средством защиты прав, свобод и безопасности граждан. С другой, не исключена возможность применения его в целях подавления политической оппозиции, устранения из жизни общества демократических государственно-правовых институтов. Поэтому весьма важно, чтобы концентрация власти и ограничительные меры, предусмотренные чрезвычайным законодательством и столь необходимые в экстремальной ситуации, не использовались в ущерб конституционному правопорядку.
8.
Всестороннее исследование проблемы эффективности правовых норм и реальных путей усиления их положительного воздействия на общественные от¬ношения остаются одной их актуальных задач юридической науки. За последние десятилетия эта проблематика привлекает пристальное внимание юристов. Представители, как общей теории права, так и отраслевых юридических дисциплин выпустили в свет значительное количество работ, в которых рассматриваются понятие, уровни и другие вопросы эффективности права (В.М. Баранов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, В.Н. Никитинский, Ф.Н. Фаткуллин и др.). В большинстве из этих трудов содержится много интересных суждений и рекомендаций, обогащающих правовую науку ценными результатами.
Сегодня можно утверждать о существовании самостоятельного направления в юридической науке - правовой эффектологии. Ее предметом является изучение факторов, способствующих и препятствующих повышению эффективности как всего действующего законодательства в целом, так и отдельных отраслей и институтов, в частности. Несомненно, проблема эффективности законодательства будет стоять перед юридической наукой до тех пор, пока существует законодательство как таковое, так как сама логика развития общества требует постоянного его совершенствования, а для решения подобного рода за¬дач необходима соответствующая научно-исследовательская база1.
Хотя единого общепризнанного определения эффективности до сих пор еще не выработано, обладает известным достоинством распространившееся в отечественной юридической литературе понимание эффективности правовой нормы как соотношения между фактически достигнутым результатом ее действия и теми социальными целями, для достижения которых эта норма была принята . Такой подход представляется наиболее плодотворным, в связи с чем и в ходе настоящего диссертационного исследования эффективность норм чрезвычайного законодательства будет определяться их результативностью в смысле придания общественным отношениям такого направления развития, которое более всего отвечает намеченным целям при минимальных социальных затратах.
Разработанность общих вопросов эффективности норм права ныне достигла такого уровня, при котором, в соответствии с потребностями общественной жизни, вполне своевременным и назревшим представляется более углубленное изучение эффективности отдельных видов юридических норм1. Вследствие чего значительный научно-практический интерес представляет выяснение понятия эффективности норм чрезвычайного законодательства и условий ее повышения.
Проблема совершенствования правового обеспечения деятельности государственных органов в условиях экстремальной обстановки приобретает особую актуальность с учетом незавершенности процесса реформирования политической, социальной, экономической организации государства и несовершенства нормативной правовой базы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации одним из важных компонентов поддержания необходимого уровня жизнедеятельности государства и общества может являться использование института особого положения, важность надлежащего правового регулирования которого не вызывает сомнения.
При всей полезности и продуктивности исследований общих проблем эффективности права и законодательства, они не могут восполнить пробел в теоретической разработке понятия «эффективность чрезвычайного законодательства». Содержание, структура эффективности чрезвычайного законодательства, механизмы ее формирования и повышения, а также детерминирующие ее факторы правового, социально-экономического, политического характера не были предметом специального научного исследования. Необходимо их
1 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. С.90.
164
осмысление с таких теоретико-методологических позиций, которые обеспечивали бы максимально широкое - во времени и в пространстве - видение соответствующей проблематики.
Вопрос об эффективности возникает лишь в связи с реализацией правовых норм, в ходе которой позитивные тенденции, выраженные в нормах, входят в поведение субъектов права, в живую ткань общественных отношений. Реализация должна строиться таким образом, чтобы способствовать более полному и быстрому достижению целей норм чрезвычайного законодательства. Отсюда степень совершенства реализации правовых предписаний выступает необходимой предпосылкой повышения эффективности чрезвычайного законодательства. Уровень реализации норм права (эффективность механизма действия норм) характеризуется тем, насколько полно и квалифицированно субъекты права соблюдают, исполняют, используют и применяют правовые нормы. Только в результате осуществления право выступает в качестве активного инструмента воздействия на формирование и развитие общественных отношений.
Целенаправленное воздействие чрезвычайного законодательства на регулируемые общественные отношения обеспечивается, в том числе, и такой активной формой его осуществления как правоприменение. Правоприменение выступает одним из важнейших показателей эффективности и критерием полезности нормативных установлений. Известно, что само существование процесса применения юридических норм вызвано необходимостью обеспечить эффективность воздействия права на общественные отношения1. Факт неуклонно¬го исполнения и систематичного использования чрезвычайных норм, адресованных правоприменителю, по общему правилу, свидетельствует об их эффекивности. Без подкрепления правовой нормы ее правильным применением в практике судебных, административных и других органов трудно рассчитывать на желаемый социальный эффект. По этой причине основное внимание в процессе исследования понятия, условий, критериев эффективности чрезвычайного законодательства уделено более узкой проблеме - изучению факторов именно эффективной реализации и прекращения действия чрезвычайного законодательства, что отражено в названии настоящего параграфа.
Применение норм чрезвычайного законодательства неизбежно таит в себе элементы опасности. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальные варианты, которые сократят этот негатив до возможного минимума. Это новейшему российскому чрезвычайному законодательству, несмотря на существенные улучшения по сравнению с прежними проектам, не удалось.
Констатация факта недостаточной эффективности чрезвычайного законодательства предполагает выяснение объективных и субъективных условий (факторов), наличие которых способствует активному проявлению эффективности чрезвычайных правовых норм в условиях экстремальной обстановки, а их отсутствие напротив, сдерживает этот процесс. «Эффективность - это ... заложенная в правовой норме потенциальная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения определенных условий»1. Анализ таких факторов представляет несомненный научный и практический интерес, поскольку позволяет выявить предпосылки реализации чрезвычайного законодательства в поведении участников общественных отношений в кризисных ситуациях.
Сегодня можно утверждать о существовании самостоятельного направления в юридической науке - правовой эффектологии. Ее предметом является изучение факторов, способствующих и препятствующих повышению эффективности как всего действующего законодательства в целом, так и отдельных отраслей и институтов, в частности. Несомненно, проблема эффективности законодательства будет стоять перед юридической наукой до тех пор, пока существует законодательство как таковое, так как сама логика развития общества требует постоянного его совершенствования, а для решения подобного рода за¬дач необходима соответствующая научно-исследовательская база1.
Хотя единого общепризнанного определения эффективности до сих пор еще не выработано, обладает известным достоинством распространившееся в отечественной юридической литературе понимание эффективности правовой нормы как соотношения между фактически достигнутым результатом ее действия и теми социальными целями, для достижения которых эта норма была принята . Такой подход представляется наиболее плодотворным, в связи с чем и в ходе настоящего диссертационного исследования эффективность норм чрезвычайного законодательства будет определяться их результативностью в смысле придания общественным отношениям такого направления развития, которое более всего отвечает намеченным целям при минимальных социальных затратах.
Разработанность общих вопросов эффективности норм права ныне достигла такого уровня, при котором, в соответствии с потребностями общественной жизни, вполне своевременным и назревшим представляется более углубленное изучение эффективности отдельных видов юридических норм1. Вследствие чего значительный научно-практический интерес представляет выяснение понятия эффективности норм чрезвычайного законодательства и условий ее повышения.
Проблема совершенствования правового обеспечения деятельности государственных органов в условиях экстремальной обстановки приобретает особую актуальность с учетом незавершенности процесса реформирования политической, социальной, экономической организации государства и несовершенства нормативной правовой базы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации одним из важных компонентов поддержания необходимого уровня жизнедеятельности государства и общества может являться использование института особого положения, важность надлежащего правового регулирования которого не вызывает сомнения.
При всей полезности и продуктивности исследований общих проблем эффективности права и законодательства, они не могут восполнить пробел в теоретической разработке понятия «эффективность чрезвычайного законодательства». Содержание, структура эффективности чрезвычайного законодательства, механизмы ее формирования и повышения, а также детерминирующие ее факторы правового, социально-экономического, политического характера не были предметом специального научного исследования. Необходимо их
1 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. С.90.
164
осмысление с таких теоретико-методологических позиций, которые обеспечивали бы максимально широкое - во времени и в пространстве - видение соответствующей проблематики.
Вопрос об эффективности возникает лишь в связи с реализацией правовых норм, в ходе которой позитивные тенденции, выраженные в нормах, входят в поведение субъектов права, в живую ткань общественных отношений. Реализация должна строиться таким образом, чтобы способствовать более полному и быстрому достижению целей норм чрезвычайного законодательства. Отсюда степень совершенства реализации правовых предписаний выступает необходимой предпосылкой повышения эффективности чрезвычайного законодательства. Уровень реализации норм права (эффективность механизма действия норм) характеризуется тем, насколько полно и квалифицированно субъекты права соблюдают, исполняют, используют и применяют правовые нормы. Только в результате осуществления право выступает в качестве активного инструмента воздействия на формирование и развитие общественных отношений.
Целенаправленное воздействие чрезвычайного законодательства на регулируемые общественные отношения обеспечивается, в том числе, и такой активной формой его осуществления как правоприменение. Правоприменение выступает одним из важнейших показателей эффективности и критерием полезности нормативных установлений. Известно, что само существование процесса применения юридических норм вызвано необходимостью обеспечить эффективность воздействия права на общественные отношения1. Факт неуклонно¬го исполнения и систематичного использования чрезвычайных норм, адресованных правоприменителю, по общему правилу, свидетельствует об их эффекивности. Без подкрепления правовой нормы ее правильным применением в практике судебных, административных и других органов трудно рассчитывать на желаемый социальный эффект. По этой причине основное внимание в процессе исследования понятия, условий, критериев эффективности чрезвычайного законодательства уделено более узкой проблеме - изучению факторов именно эффективной реализации и прекращения действия чрезвычайного законодательства, что отражено в названии настоящего параграфа.
Применение норм чрезвычайного законодательства неизбежно таит в себе элементы опасности. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальные варианты, которые сократят этот негатив до возможного минимума. Это новейшему российскому чрезвычайному законодательству, несмотря на существенные улучшения по сравнению с прежними проектам, не удалось.
Констатация факта недостаточной эффективности чрезвычайного законодательства предполагает выяснение объективных и субъективных условий (факторов), наличие которых способствует активному проявлению эффективности чрезвычайных правовых норм в условиях экстремальной обстановки, а их отсутствие напротив, сдерживает этот процесс. «Эффективность - это ... заложенная в правовой норме потенциальная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения определенных условий»1. Анализ таких факторов представляет несомненный научный и практический интерес, поскольку позволяет выявить предпосылки реализации чрезвычайного законодательства в поведении участников общественных отношений в кризисных ситуациях.



