Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (теоретико-правовое исследование)

Работа №4124

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы207стр.
Год сдачи2001
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1. Понятие чрезвычайного законодательства и его конституционно-правовые основы 12
§2. Объективная необходимость и причины принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов в Российской Федерации: историко-правовой анализ 39
§3. Виды чрезвычайного законодательства 57
§4. Специфика правовых отношений, возникающих на основе действия чрезвычайного законодательства 79
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
* §1. Правовой режим в условиях введения чрезвычайного положения 93
§2. Органы исполнения чрезвычайного законодательства 122
§3. Правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения 143
§4. Факторы эффективной реализации чрезвычайного законодательства 162
Библиография 184


Актуальность темы диссертационного исследования. Курс на построение в России правового государства требует кардинального реформирования всех сфер общественной жизни. Проводимые преобразования во многом не дали ожидаемых результатов и породили ряд негативных явлений: примат «политической целесообразности» над правом, разбалансированность государственной системы, противостояние властных структур, тенденции сепаратизма, национализма и экстремизма, рост преступности, затяжной социально-экономический кризис и т.д. Назрела острая необходимость в создании эффективной законодательной базы в области защиты основ конституционного строя, механизма поддержания безопасности государства и населения России1.
Важнейшим его элементом выступает институт чрезвычайного законодательства. Накопленный нашим государством опыт в деле восстановления конституционного порядка на своей территории, разрешения межнациональных, межконфессиональных, региональных конфликтов, преодоления последствий природно-техногенных аварий весьма богат и разносторонен.
Вопросы безопасности стали активно разрабатываться на государственном уровне с конца 80х гг., когда резко обострились многогранные негативные % процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих социальных
ценностей - личности, общества и государства. Именно они привели к развалу СССР, экономическому кризису и межнациональной конфронтации. Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Абхазия, Нахичевань, Баку, Душанбе - таков неполный перечень конфликтных событий за «перестроечное» время, предопределивших частое обращение органов государственной власти к институту чрезвычайного положения.
В Российской Федерации проблема чрезвычайного законодательства приобрела особое социально-политическое звучание в период 90х гг. Это связано, прежде всего, с образованием на территории Чечни криминально-террористического анклава, в котором господствовали произвол, беззаконие, попрание элементарных прав человека; вооруженным вторжением боевиков-ваххабитов в Дагестан с целью свержения там законной власти; волной страшных террористических актов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, потрясших своею масштабностью всю мировую общественность; введением режима чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии в 1993-94гг., Москве в октябре 1993г. Отмеченные выше, а также некоторые другие трагические события последнего десятилетия нуждаются в правовой оценке, поскольку опасность социальных потрясений еще не миновала.
Актуальность исследования средств и методов обеспечения безопасности российской государственности определяется, кроме того, тенденциями развития международных отношений и реалиями геостратегического положения России (экспансия международного терроризма, наркобизнеса и исламского экстремизма с Ближнего Востока и Средней Азии, расширение НАТО, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ и т.п.). Активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, военной и других областях, что подрывает международную безопасность и стабильность. Оставшись экономически и социально ослабленной после распада СССР, Россия не располагает сегодня таким потенциалом, который способен гарантированно обезопасить ее интересы от всех возможных угроз и кризисных состояний. Потребовалось новое чрезвычайное законодательство, предусматривающее современные механизмы разрешения внутренних и внеш¬них социальных проблем.
К сожалению, оно оказалось бессистемным и противоречивым. В нем отсутствуют единые подходы к определению чрезвычайных ситуаций, расплывчаты меры их локализации и пресечения, нечетко сформулированы полномочия государственных органов по их предупреждению, неконкретно урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств. В текстах чрезвычайных законов используется несогласованная терминология, имеются разночтения, и в целом не создана единая система правового регулирования в условиях чрезвычайного положения. Вот почему нужны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов, направленные на повышение роли и значения чрезвычайного законодательства.
Степень его изученности отечественным правоведением невелика. Исследования в этой области в основе своей носят узкоотраслевой характер. Анализ общетеоретической литературы показывает, что ни монографических, ни диссертационных работ по вопросам чрезвычайного законодательства нет. Предлагаемая диссертация является попыткой восполнить этот пробел. Сказанное выше определяет актуальность и практическую значимость темы, необходимость ее научного осмысления.
Цель диссертации заключается в комплексном теоретическом исследовании российского чрезвычайного законодательства как целостной проблемы современной правовой действительности, в изучении его сущности, назначения и юридической природы, обобщении накопленных по этому вопросу данных науки и практики, выработке научно-практических предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы нормативно-правовых актов чрезвычайного характера.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
♦ проанализировать современное состояние и тенденции развития российского законодательства, показать место и роль в его системе чрезвычайных нормативно-правовых актов;
♦ сформулировать определение чрезвычайного законодательства, указать его признаки и социальное назначение, отграничить от иных правовых явлений;

6
♦ определить правовую природу и механизм издания чрезвычайных за¬конов, раскрыть их соотношение с текущим законодательством;
♦ исследовать в общетеоретическом, политическом и историческом плане причины и предпосылки принятия чрезвычайных нормативно-правовых ак¬тов в Российской Федерации, показать чрезвычайное законодательство как объективный результат развития общества и государства;
♦ обосновать необходимость существования в правовой системе государства «массива» чрезвычайного законодательства, как средства, обеспечивающего законность и правопорядок в экстремальных условиях, защиту прав и свобод граждан от неправомерных ограничений;
♦ выявить функциональные возможности чрезвычайного законодательства в устранении угрозы безопасности граждан и основ конституционного строя сквозь призму особого правового режима чрезвычайного положения;
♦ проанализировать степень соответствия российского законодательства о чрезвычайном положении принципам международного права;
♦ выяснить факторы, оказывающие существенное влияние на уровень эффективности реализации чрезвычайного законодательства.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных
* задач соискатель использовал концептуальные положения диалектико¬
материалистического метода познания. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Эмпирической основой исследования стали действующее российское законодательство, международные документы и материалы правоприменительной практики, относящиеся к предмету исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по об¬щей теории права: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгеро¬ва, Н.В. Витрука, А.П. Герасимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.В. Маль- ко, Н.И. Матузова, А.С. Пашкова, С.В. Полениной, И.Н. Сенякина, Ф.Н. Фат-

куллина, P.O. Халфиной, и других; отраслевых юридических наук: С.А. Анике- енко, Д.Н. Бахраха, И.В. Гончарова, В.Н. Григорьева, А.В. Грязнова, А.Н. Дом- рина, Д.А. Ковачева, А.М. Ларина, В.О. Лучина, В.М. Манохина, Л.А. Морозо¬вой, И.Л. Петрухина, В.И. Радченко, Ю.Н. Старилова, С.Д. Хазанова, В.Е. Чир- кина, В.М. Чхиквадзе, Т.Э. Шуберт, Б.С. Эбзеева и других.
Значительную помощь при разработке темы оказали работы историков государства и права, среди которых особо следует отметить публикации О.Г. Александрова, Н.Ф. Бугай, В.Н. Данилова, Ю.М. Понихидина, В.Б. Романовской, Ю.П. Титова.
При написании диссертации автор использовал работы таких классиков отечественного дореволюционного правоведения как А.С. Алексеева, В.М. Гес¬сена, В.О. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.В. Ивановского, Н.М. Коркуно- ва, Я.М. Магазинера, М.К. Палибина, И.Т. Тарасова.
Научная новизна диссертации заключается в том, что соискателем проведено одно из первых в общей теории права комплексное монографическое исследование природы чрезвычайного законодательства, его роли и объектив¬ной необходимости, проанализированы различные аспекты данной проблемы, которые недостаточно изучены отечественной правовой наукой. При обосновании своей позиции по ряду дискуссионных вопросов юридической науки диссертант стремится выдвинуть новые, дополнительные аргументы.
Новизна работы находит непосредственное выражение в выносимых на защиту основных положениях:
1. Объективная необходимость в принятии чрезвычайных нормативных правовых актов обусловлена предпосылками политического, социально-экономического, правового, природного, техногенного и иного характера. Эффективное использование чрезвычайного законодательства будет весьма затруднительно без детального анализа причин его издания в историческом плане, в раз¬личные периоды истории государства Российского. Подобное исследование позволяет точнее сформулировать условия применения чрезвычайного законодательства в свете современных проблем, определить правомерность и допустимость осуществления чрезвычайных мер и методов государственной властью.
2. В диссертации сформулировано авторское определение чрезвычайного законодательства как системы исключительных нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в условиях вводимого на всей территории страны или в отдельных ее местностях особого правового режима осуществления государственной власти (чрезвычайного или военного положения), допускающего создание временных чрезвычайных органов с концентрацией властных полномочий, ограничение прав и свобод граждан в интересах обеспечения их безопасности и охраны основ конституционного строя России.
3. В работе дана видовая характеристика чрезвычайных нормативно-правовых актов; выделены новые критерии для их классификации, а также детализированы уже известные науке с учетом изменений, происшедших в российском законодательстве за последние годы.
4. В системе чрезвычайного законодательства следует четко отграничивать и соответственно развивать по отдельным направлениям как минимум три абсолютно самостоятельных вида в зависимости от специфики предмета и методов правового регулирования - законодательство о военном положении (направленное на защиту общества и государства от какой-либо внешней угрозы), законодательство о чрезвычайном положении (в целях обеспечения внутренней безопасности России в случае обострения социально-политических противоречий), законодательство о социальных бедствиях стихийно¬природного и техногенного характера.
5. Правоотношения, возникающие на основе действия чрезвычайного законодательства, составляют один из важнейших элементов механизма правового регулирования общественных отношений в условиях экстремальной обстановки. Чрезвычайные правоотношения имеют ряд особенностей, отличаются своей спецификой, качественной неоднородностью в русле общей теории правовых отношений, что выражается, прежде всего, в своеобразии их элементов и структурной организации.
6. Чрезвычайное положение выступает одним из проявлений режима жесткого ограничения («режима наибольшего неблагоприятствования»), в котором доминирующее место занимают нормы чрезвычайного законодательства, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, правовых ограничений и т.д. Юридическая регламентация этого режима - гарантия против произвольной деятельности государственных органов при чрезвычайных ситуациях и является неотъемлемым атрибутом правового государства.
7. В диссертации обосновывается двойственный характер чрезвычайного законодательства. С одной стороны, оно выступает эффективным средством защиты прав, свобод и безопасности граждан. С другой, не исключена возможность применения его в целях подавления политической оппозиции, устранения из жизни общества демократических государственно-правовых институтов. Поэтому весьма важно, чтобы концентрация власти и ограничительные меры, предусмотренные чрезвычайным законодательством и столь необходимые в экстремальной ситуации, не использовались в ущерб конституционному правопорядку.
8.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Всестороннее исследование проблемы эффективности правовых норм и реальных путей усиления их положительного воздействия на общественные от¬ношения остаются одной их актуальных задач юридической науки. За последние десятилетия эта проблематика привлекает пристальное внимание юристов. Представители, как общей теории права, так и отраслевых юридических дисциплин выпустили в свет значительное количество работ, в которых рассматриваются понятие, уровни и другие вопросы эффективности права (В.М. Баранов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, В.Н. Никитинский, Ф.Н. Фаткуллин и др.). В большинстве из этих трудов содержится много интересных суждений и рекомендаций, обогащающих правовую науку ценными результатами.
Сегодня можно утверждать о существовании самостоятельного направления в юридической науке - правовой эффектологии. Ее предметом является изучение факторов, способствующих и препятствующих повышению эффективности как всего действующего законодательства в целом, так и отдельных отраслей и институтов, в частности. Несомненно, проблема эффективности законодательства будет стоять перед юридической наукой до тех пор, пока существует законодательство как таковое, так как сама логика развития общества требует постоянного его совершенствования, а для решения подобного рода за¬дач необходима соответствующая научно-исследовательская база1.
Хотя единого общепризнанного определения эффективности до сих пор еще не выработано, обладает известным достоинством распространившееся в отечественной юридической литературе понимание эффективности правовой нормы как соотношения между фактически достигнутым результатом ее действия и теми социальными целями, для достижения которых эта норма была принята . Такой подход представляется наиболее плодотворным, в связи с чем и в ходе настоящего диссертационного исследования эффективность норм чрезвычайного законодательства будет определяться их результативностью в смысле придания общественным отношениям такого направления развития, которое более всего отвечает намеченным целям при минимальных социальных затратах.
Разработанность общих вопросов эффективности норм права ныне достигла такого уровня, при котором, в соответствии с потребностями общественной жизни, вполне своевременным и назревшим представляется более углубленное изучение эффективности отдельных видов юридических норм1. Вследствие чего значительный научно-практический интерес представляет выяснение понятия эффективности норм чрезвычайного законодательства и условий ее повышения.
Проблема совершенствования правового обеспечения деятельности государственных органов в условиях экстремальной обстановки приобретает особую актуальность с учетом незавершенности процесса реформирования политической, социальной, экономической организации государства и несовершенства нормативной правовой базы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации одним из важных компонентов поддержания необходимого уровня жизнедеятельности государства и общества может являться использование института особого положения, важность надлежащего правового регулирования которого не вызывает сомнения.
При всей полезности и продуктивности исследований общих проблем эффективности права и законодательства, они не могут восполнить пробел в теоретической разработке понятия «эффективность чрезвычайного законодательства». Содержание, структура эффективности чрезвычайного законодательства, механизмы ее формирования и повышения, а также детерминирующие ее факторы правового, социально-экономического, политического характера не были предметом специального научного исследования. Необходимо их
1 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. С.90.

164
осмысление с таких теоретико-методологических позиций, которые обеспечивали бы максимально широкое - во времени и в пространстве - видение соответствующей проблематики.
Вопрос об эффективности возникает лишь в связи с реализацией правовых норм, в ходе которой позитивные тенденции, выраженные в нормах, входят в поведение субъектов права, в живую ткань общественных отношений. Реализация должна строиться таким образом, чтобы способствовать более полному и быстрому достижению целей норм чрезвычайного законодательства. Отсюда степень совершенства реализации правовых предписаний выступает необходимой предпосылкой повышения эффективности чрезвычайного законодательства. Уровень реализации норм права (эффективность механизма действия норм) характеризуется тем, насколько полно и квалифицированно субъекты права соблюдают, исполняют, используют и применяют правовые нормы. Только в результате осуществления право выступает в качестве активного инструмента воздействия на формирование и развитие общественных отношений.
Целенаправленное воздействие чрезвычайного законодательства на регулируемые общественные отношения обеспечивается, в том числе, и такой активной формой его осуществления как правоприменение. Правоприменение выступает одним из важнейших показателей эффективности и критерием полезности нормативных установлений. Известно, что само существование процесса применения юридических норм вызвано необходимостью обеспечить эффективность воздействия права на общественные отношения1. Факт неуклонно¬го исполнения и систематичного использования чрезвычайных норм, адресованных правоприменителю, по общему правилу, свидетельствует об их эффекивности. Без подкрепления правовой нормы ее правильным применением в практике судебных, административных и других органов трудно рассчитывать на желаемый социальный эффект. По этой причине основное внимание в процессе исследования понятия, условий, критериев эффективности чрезвычайного законодательства уделено более узкой проблеме - изучению факторов именно эффективной реализации и прекращения действия чрезвычайного законодательства, что отражено в названии настоящего параграфа.
Применение норм чрезвычайного законодательства неизбежно таит в себе элементы опасности. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальные варианты, которые сократят этот негатив до возможного минимума. Это новейшему российскому чрезвычайному законодательству, несмотря на существенные улучшения по сравнению с прежними проектам, не удалось.
Констатация факта недостаточной эффективности чрезвычайного законодательства предполагает выяснение объективных и субъективных условий (факторов), наличие которых способствует активному проявлению эффективности чрезвычайных правовых норм в условиях экстремальной обстановки, а их отсутствие напротив, сдерживает этот процесс. «Эффективность - это ... заложенная в правовой норме потенциальная возможность, которая для своего превращения в действительность требует соблюдения определенных условий»1. Анализ таких факторов представляет несомненный научный и практический интерес, поскольку позволяет выявить предпосылки реализации чрезвычайного законодательства в поведении участников общественных отношений в кризисных ситуациях.



Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст. 1011.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст. 1447.
4. Федеральный закон от 7 апреля 2000г. «О Пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №19. Ст.2021.
5. Федеральный закон от 25 июля 1998г. «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст.3808.
6. Федеральный закон от 12 февраля 1998г. «О гражданской обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7. Ст.799.
7. Федеральный закон от 26 февраля 1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст. 1014.
8. Федеральный закон от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №6. Ст.711.
9. Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №23. Ст.2750.
10. Федеральный закон от 27 мая 1996г. «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №22. Ст.2594.
11. Федеральный закон от 10 января 1996г. «О внешней разведке»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст.143.

185
12. Федеральный закон от 9 января 1996г. «О радиационной безопасности» // Российская газета. 1996. 17 января.
13. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст.4472.
14. Федеральный закон от 22 августа 1995г. « Об аварийно-спасательных служ¬бах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст. 3503.
15. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №15. Ст. 1269.
16. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №35. Ст. 3648.
17.Закон РФ от 1 апреля 1993г. «О государственной границе» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. №17. Ст. 594.
18.Закон РФ от 19 февраля 1993г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховно¬го Совета РФ. 1993. №12. Ст.423.
19.Закон РФ от 5 марта 1992г. «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №15. Ст.769.
20.Закон РФ от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации» // Ведо¬мости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст.300.
21.Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной сре¬ды» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №10. Ст. 457.

186
22.3акон РСФСР от 17 мая 1991г. «О чрезвычайном положении» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №22. Ст.773.
23.Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. «О милиции» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №16. Ст.503.
24.3акон СССР от 3 апреля 1990г. «О правом режиме чрезвычайного положе¬ния» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №12. Ст. 189.
25. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 2000. №2. Ст. 170.
26. Указ Президента РФ от 2 августа 1999г. №949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательст¬ва Российской Федерации. 1999. №32. Ст. 4041.
27. Указ Президента РФ от 2 августа 1999г. №953 «Вопросы Министерства Рос¬сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа¬циям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законо¬дательства Российской Федерации. 1999. №32. Ст. 4042.
28. Указ Президента РФ от 6 июля 1998г. «Об утверждении Положения о Феде¬ральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуре» // Со¬брание законодательства Российской Федерации. 1998. №28. Ст.3320.
29. Указ Президента РФ от 2 августа 1996г. №1136 (с изменениями от 2 декабря 1998г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Россий¬ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. №32. Ст.3901.
30. Указ Президента РФ от 2 марта 1995г. №232 (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995г., 19 июля 1997г., 14 февраля 1998г.) «Об утверждении Поло¬жения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Соб¬рание законодательства Российской Федерации. 1995. №10. Ст.863.

187
31. Указ Президента РФ от 2 ноября 1994г. №2058 «О мерах в случае возникно¬вения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Россий¬ской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. 1994. №28. Ст. 2971.
32. Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. №1226 «О неотложных мерах по за¬щите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступ¬ности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №8. Ст. 804.
33. Указ Президента РФ от 4 октября 1993г. №1580 «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве» // Рос¬сийская газета. 1993. 5 октября.
34. Указ Президента РФ от 29 мая 1993г. №788 «О введении чрезвычайного по¬ложения на территориях Моздокского района, Пригородного района и при¬легающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и Малгобекского и Назрановского районов Ингушской Республики» // Собрание актов Прези¬дента и Правительства Российской Федерации. 1993. №22. Ст.2027.
35. Указ Президента РФ от 29 мая 1993г. №789 «О Временной администрации на территориях Моздокского района, Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и Малгобекского и Назранов¬ского районов Ингушской Республики» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №22. Ст.2028.
36. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993г. №1400 «О поэтапной конститу¬ционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №39. Ст. 3597.
37. Указ Президента РФ от 7 октября 1993г. №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №41. Ст. 3919.

188
38. Указ Президента РФ от 11 ноября 1992г. «Об освещении событий в районе чрезвычайного положения средствами массовой информации»» // Россий¬ская газета. 1992. 14 ноября.
39. Указ Президента РФ от 12 ноября 1992г. «О временных границах террито¬рии действия чрезвычайного положения» // Российская газета. 1992. 17 но¬ября.
40. Указ Президента РСФСР от 20 августа 1991г. «Об управлении Вооруженны¬ми Силами СССР на территории РСФСР в условиях чрезвычайной ситуа¬ции» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.
1991. №34. Ст. 1138.
41. Указ Президента СССР от 22 августа 1991г. «Об отмене антиконституцион¬ных актов организаторов государственного переворота» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. №35. Ст.1009.
42. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998г. №1240 «О плане ос¬новных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обо¬роны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №44. Ст. 5465.
43. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996г. №1094 « О класси¬фикации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №39. Ст.4563.
44. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. №1113 «О единой го-сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа¬ций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №46. Ст.4459.
45. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1993г. №246 «О создании аварийно-технических центров для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ядерного комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №22. Ст.2759.

189
46. Постановление Совета Министров РСФСР №435 от 19 августа 1991г. «О не-законном введении чрезвычайного положения» // Российская газета. 1991. 23 августа.
47. Постановление №1 Государственного комитета по чрезвычайному положе¬нию в СССР от 19 августа 1991 года // Известия. 1991. 20 августа.
48. Постановление №2 Государственного комитета по чрезвычайному положе¬нию в СССР от 19 августа 1991 года «О выпуске центральных, московских, городских и областных газет» // Известия. 1991. 20 августа.
49. Постановление Совета Министров СССР №537 от 5 июля 1989г. «О госу-дарственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуаци¬ям»//СП СССР. 1989. №28. Ст. 102.
50. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера¬ции // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №7. Ст. 655.
51 .Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991г. «О деятельности Советов народных депутатов РСФСР во время государст¬венного переворота»» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховно¬го Совета РСФСР. 1991. №35. Ст. 1150.
52. Постановление Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991г. «О дополни¬тельных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законной дея¬тельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №34. Ст. 1126.
53. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1990 г. «О введе¬нии чрезвычайного положения в городе Баку» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 4. Ст.57.
54. Указ Президиума Верховного Совета от 15 января 1990 г. «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 3. Ст.40.

190
55. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. «О введе¬нии особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст.14.
56. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1988 г. «О неот¬ложных мерах по наведению общественного порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 47. Ст. 712.
57. Приказ МЧС РФ от 7 июля 1997г. №382 «О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак¬тера» // Справочно-правовая система «Гарант».
58. Приказ МЧС РФ и Минздрав РФ от 2 апреля 1997г. №185/94 «О взаимодей¬ствии МЧС России и Минздрав России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Справочно-правовая система «Гарант».
59. Приказ МВД РФ от 12 января 1996г. №20 «О совершенствовании подготов¬ки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» // Справочно-правовая система «Га¬рант».
60.Закон Саратовской области от 14 мая 1996г. «О защите населения и террито¬рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Са¬ратовская мэрия. №26(167). 1996. 5 июля.
61. Постановление Губернатора Саратовской области от 23 сентября 1997г. №735 «О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительст¬ве Саратовской области» // Справочно-правовая система «Кодекс».
62. Постановление Губернатора Саратовской области от 10 июля 1997г. №545 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных си¬туаций» // Справочно-правовая система «Кодекс».

191
63. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституци¬онности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994г. №2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на терри¬тории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 9 декабря 1994г. №2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино- ингушского конфликта», постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994г. №1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территори¬альной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод гра¬ждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993г. №1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №5.
64. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституци¬онности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 года № 79 «О приоста¬новлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а так¬же о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. №11. Ст.400.
65. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. 1991. №17.
66. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод // Со¬брание законодательства Российской Федерации. 1998. №20. Ст.2143.
67. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю¬щих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией Гене¬

192
ральной Ассамблеи ООН 34/46 от 19 декабря 1984 г.) // Ведомости Верхов¬ного Совета СССР. 1987. №45. Ст. 747.
68. Международный Пакт о гражданских и политический правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291.
69. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генераль¬ной Ассамблей ООН 10 декабря 1948г.) // Российская газета. 1998. 10 декаб¬ря.
70. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 июня 1941г. «Об охране предприятий, учреждений и создании истребительских батальонов» // Внутренние войска в Великой отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. М., 1975.
71. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «Об объ¬явлении военного положения в отдельных местностях СССР» // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.З. 1941-1952гг. М., 1968.
72. Положение ЦИК и СНК СССР от 3 апреля 1925г. «О чрезвычайных мерах охраны революционного правопорядка» // Собрание законов и распоряже¬ний Рабочего и Крестьянского правительства Союза ССР. 1925. №25. Ст. 166-167.
73. Положение ВЦИК и Совета Обороны от 24 октября 1919г. «О революцион¬ных комитетах» // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Кре¬стьянского правительства РСФСР. 1919. №53. Ст.508.
74. Постановление ВЦИК от 30 ноября 1918г. «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны» // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. №91-92. Ст. 924.
75. Декрет СНК РСФСР от 1 ноября 1918г. «Об учреждении Чрезвычайной транспортной комиссии» // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. №81. Ст.850.

193
76. Декрет СНК РСФСР от 4 мая 1918г. «О революционных трибуналах» // Соб¬рание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. №35. Ст. 471.
77. Постановление СНК от 19 апреля 1918г. «Об учреждении Всероссийской чрезвычайной эвакуационной комиссии» // Собрание Узаконений и Распо¬ряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. №33. Ст.436.
78. Декрет СНК от 12 февраля 1918г. «Об учреждении Всероссийской межве-домственной чрезвычайной комиссии по охране дорог» // Собрание Узако¬нений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. №24. Ст. 330.
79. Декрет СНК о суде №1 от 5 декабря 1917г. // Собрание Узаконений и Распо¬ряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1917. №4. Ст.50.
80. Положение от 14 августа 1881г. «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» // Свод законов Российской импе¬рии. Кн.4. Приложение I к статье 1 (прим.2). СПб., 1910.
II. Книги.
1. Алексеев А.С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политиче¬ское значение. М., 1913.
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом го¬сударстве. М., 1966.
4. Ametistov Ernest М. The Ombudsmen in Russia: Project in Progress / Ombuds¬men in Europe. Kehl, Strasbourg, Arlington: N.P.Engel Verlag. 1994.
5. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1998.

194
6. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические пробле¬мы. М., 1996.
7. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и прак¬тики. Саратов, 1989.
8. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
9. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.
10. Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.
11. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах. М., 1998.
12. Бугай Н.Ф. J1. Берия - И. Сталину: Согласно Вашему указанию... М., 1995.
13. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы 1918-1921. М., 1990.
14. Васильев А.И. Международное сотрудничество в области обеспечения на-циональной и техногенной безопасности военной деятельности. М., 1999.
15. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
16. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
17. Гаврилов О.А. Проблемы исследования эффективности действия правовой системы // Правовая система социализма. Кн.2. Функционирование и разви¬тие. М., 1987.
18. Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908.
19. Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб., 2000.
20. Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. М., 1999.
21. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.
22. Григорьев В.Н., Рогов Ю.Д. Чрезвычайное положение. М., 1991.
23. Гущин В.В. Чрезвычайное положение (административно-правовой аспект). М., 1996.

195
24. Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой отечественной войны. Саратов, 1996.
25. Дерюжинский В.О. Полицейское право. СПб., 1903.
26. Домрин А.Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения. М., 1998.
27. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Про¬блемы теории государства и права. М., 1987.
28. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
29. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (по¬литико-правовое исследование). Саранск, 1995.
30. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Куд¬рявцева. М., 1996.
31 .Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.
32. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975.
33. Лубянка ВЧК-КГБ (документы) / Под общей ред. А.Н. Яковлева. М., 1997.
34. Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996.
35. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
36. Магазинер Я.М. Чрезвычайно указное право в России. СПб., 1911.
37. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
38. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административ¬ное право. М., 1996.
39. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта/ К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. Т.8.
40. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
41. Монтескье Ш. О духе законов / Избранные произведения. М., 1955.
42. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.

196
43. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
44. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
45. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.
46. Понихидин Ю.М. Революционные комитеты РСФСР (1918-1921гг.). Сара¬тов, 1982.
47. Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного за-конодательства Советской России 1917-1920 гг. М., 1987.
48. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации. М., 1991.
49. Протасов В.Н. Правоотношения как система. М., 1991.
50. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.
51 .Романовская В.Б. Репрессивные органы в России XX века. Нижний Новго¬род, 1996.
52. Российское полицейское (административное) право: Конец XIX - начало XX века: Хрестоматия / Сост. Ю.Н. Старилов. Воронеж, 1999.
53. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
54. Свиридов С.А. Эффективность правовых норм о материальной ответствен¬ности рабочих и служащих. Воронеж, 1982.
55. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.
56. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
57. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск, 1989.
58. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые во¬просы). СПб., 1994.
59. США. Конституция и законодательные акты. М., 1993.
60. Тархов В.А. Гражданское правоотношение. Уфа, 1993.

197
61. Титов Ю.П. Развитие системы советских революционных трибуналов. М., 1987.
62. Титов Ю.П. Создание ВЧК, ее правовое положение и деятельность. М., 1981.
63. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.
64. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношения. М., 1980.
65. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Д., 1959.
66. Тутинас Е.В. Права личности и межнациональные конфликты. Ростов - на - Дону, 2000.
67. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федера¬лизма. М., 1998.
68. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987.
69. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность пра¬вовой нормы. Казань, 1977.
70. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
71. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.,
1997.
72. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
73. Human rights and the functioning of the democratic institutions in emergency situations. European Commission for Democracy through Law. Council of Europe Publishing. 1997.
74.Чиркин B.E. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.
75.Чрезвычайное законодательство ФРГ / Под ред. В.М. Чхиквадзе. М., 1970.
76.Чрезвычайные полномочия. Европейская комиссия за демократию через право. Издание Совета Европы. 1995.
77.Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.,
1996.
78.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. Т.21.

198
79.Эффективность гражданского законодательства. М., 1984.
80.Эффективность правовых норм. М., 1980.
III. Статьи.
1. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал рос¬сийского права. 1999. №1.
2. Барнашов А.М. Теория разделения властей и русская политическая мысль XVIII-XIX вв. / Конституционное законодательство и проблемы государст¬венного управления. Томск, 1985.
3. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал рос¬сийского права. 1999. №12.
4. Бачило И.Л., Сергиенко Л.А., Шорина Е.В. О правовом статусе органов управления в области безопасности / Право и чрезвычайные ситуации. М.,
1992.
5. Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового госу¬дарства // Советское государство и право. 1989. №6.
6. Галенпольский Ф.С. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому и международному праву. «Круглый стол» журнала //Государство и право. 1998. №8.
7. Герасимов А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безо¬пасности // Общая теория права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
8. Гончаров И.В. Законодательство о чрезвычайном положении: проблемы действия и пути совершенствования // Юрист. 1998. №3.
9. Гончаров И.В. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайном по¬ложении // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву / Под ред. В.М. Баранова. 4.1. Н. Новгород, 1998.
10. Гревцов Ю.И. Правовое отношение: основные взаимосвязи // Советское го¬сударство и право. 1985. №1.

199
11. Гревцов Ю.И. Содержание и форма правоотношений // Советское государст¬во и право. 1980. №6.
12. Григорьев В.Н. Правовой режим чрезвычайного положения // Правоведение. 1991. №2.
13. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычай¬ного положения //Государство и право. 1994. №6.
М.Демичев Д.М. Правовые проблемы преодоления последствий Чернобыль¬ской катастрофы //Государство и право. 1998. № 1.
15. Демичев Д.М. Органы государственного управления при чрезвычайных си¬туациях // Правоведение. 1997. №4.
16. Деревнин А.А. О соотношении закона и указа Президента РФ // Atrium. Се¬рия юриспруденция. 1996. № 4.
17. Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирова¬ния в зарубежных странах // Журнал российского права. 1998. №3.
18. Домрин А.Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Великобритании //Право и экономика. 1996. №15-16.
19. Домрин А.Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Индии // Право и экономика. 1996. №13-14.
20. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Право¬ведение. 1998. №2.
21. Дубовик O.J1. Механизм действия права в чрезвычайных ситуациях / Обес¬печение безопасности населения и территорий. М., 1994.
22. Жданкин Д. Общетеоретические основы административно-правовых режи¬мов // Право и жизнь. 2000. №24.
23.3елепукин А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства //Правоведение. 1996. №2.
24. Касаткина Н.М., Лафитский В.И. Правовые институты чрезвычайного ре¬жима в США// Право и экономика. 1996. №12.

200
25. Ковачев Д.А. О правовых институтах чрезвычайного режима в зарубежных государствах // Право и экономика. 1996. №12.
26. Козлов Ю.М. Административно-правовые гарантии конституционных прав и свобод советских граждан // Юридические гарантии конституционных прав и свобод в социалистическом обществе. М., 1987.
27. Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуж¬дения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федера¬ции // Государство и право. 2000. №2.
28. Коротков А.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосу-дарственного регулирования //Государство и право. 1997. №10.
29. Кудрявцев В. Н. Демократия и правовой порядок // Известия. 1991. 6 февра¬ля.
30. Кулапов B.JI. Государственно-правовой режим// Теория государства и пра¬ва. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.
31. Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследова¬ния понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. №2.
32. Куштапин М. Особая форма управления в Нагорном Карабахе // Известия.
1989. 15 января.
33. Ларин А.М. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов / Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992.
34. Лозбинев В.В. Актуальные вопросы защиты прав человека при чрезвычай¬ном положении // Право и политика. 2000. №4.
35. Лозбинев В. Чрезвычайное положение без комендантского часа не бывает // Российская юстиция. 1999. №3.
36. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. №3.
37. Лучин В.О. Особенности конституционно-правовых отношений // Правове¬дение. 1987. №1.

201
38. Львова Е.И. Необходимое условие стабильности и эффективности законода¬тельства // Журнал российского права. 1998. №8.
39. Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение.
1990. №6.
40. Мамчур Ю., Орлов А. Особое положение // Красная звезда. 1989. 11 февраля.
41. Манов Б.Б., Кирсанов Г.В. Противоправность действий чеченских бандфор-мирований с точки зрения международного и внутригосударственного права // Журнал российского права. 2000. №8.
42. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой поли¬тики // Правоведение. 1997. №4.
43. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Пра-воведение. 1996. №3.
44. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994.
45. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспек¬ты // Общественные науки и современность. 1997. №1.
46. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
47. Михайловская И. Попытка юридического анализа чеченских событий // Кон-ституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. №1.
48. Муранов А. Военные суды: история создания и современные задачи // За¬конность. 1999. №1.
49. Никитинский В.И., Глазырин В.В., Казаринова С.Е. О методике измерения эффективности правовых норм // Советское государство и право. 1975. №9.
50. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы // Совет¬ское государство и право. 1970. №3.
51. Пашков А.С., Чечот Д.М. Эффективность правового регулирования и мето¬ды ее выявления // Советское государство и право. 1965. №8.

202
52. Петрухин И.JI. Правовой режим в условиях социального бедствия // Госу¬дарство и право. 1993. №2.
53. Пилипенко А.Н. Институты чрезвычайного режима во Франции // Право и экономика. 1997. №7-8.
54. Поляков А.В. Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты дорево-люционного российского правопонимания // Правоведение. 1997.№ 4.
55. Понихидин Ю.М. Чрезвычайные органы управления Советского государст¬ва в период военного коммунизма // Актуальные проблемы историко¬правовой науки. Межвузовский научный сборник. Саратов, 1988. Вып.З.
56. Правовое обеспечение безопасности человека (материалы научной конфе¬ренции) //Государство и право. 1999. №7.
57. Пчелинцев С.В. Об основаниях объявления военного положения в Россий¬ской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал российского права. 1998. №4/5.
58. Пчелинцев С.В. Правовое регулирование военного положения в России в конце XIX- начале XX века // Журнал российского права. 1998. № 2.
59. Радченко В.И. Чрезвычайное и военное положение в России (конституцион¬но-правовые проблемы) // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. №3.
60. Тимошенко И.Г. Правовые институты чрезвычайного режима в Канаде // Право и экономика. 1996. №21-22.
61. Трещетенкова Н.Ю. Правовые институты чрезвычайного режима в Польше // Право и экономика. 1997. №3.
62. Троицкий B.C., Морозова Л.А. Делегированное законодательство // Государ¬ство и право. 1997. № 4.
63. Троицкий С.В. Акты чрезвычайного законодательства в Шри-Ланке / Источ¬ники права. М., 1985.
64. Усс А.В. Российский федерализм: приоритеты развития // Журнал россий¬ского права. 1999. №9.

203
65. Филимонов Б.А. О понятии чрезвычайного суда в германском праве // Вест¬ник Московского государственного университета. Сер. 11. Право. 1995. №3.
66. Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового стату¬са граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение. 1991. №5.
67. Халфина P.O. Необходимые условия действенности права // Советское госу¬дарство и право. 1990. №3.
68.Чрезвычайное положение // Комсомольская правда. 1990. 28 января.
69. Шикин Е.П. Факторы, определяющие эффективность норм права // Совет¬ское государство и право. 1973. №5.
70. Шуберт Т.Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности // Журнал российского права. 1999. №11.
71. Шуберт Т.Э. Проблемы конституционной безопасности России // Право.
1997. №4.
IV. Авторефераты.
1. Аверин А.В. Правоотношение и судебная практика. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1994.
2. Александров О.Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй поло¬вине XIX - начале XX в. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Нов¬город, 2000.
3. Аникеенко С.А. Административно-правовой режим чрезвычайного положе¬ния, вводимого в связи с социальными конфликтами. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1993.
4. Белозеров Б.П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда. Автореф. дисс...канд. юрид. наук. СПб., 1996.
5. Буяков А.Ю. Юридические коллизии и способы их устранения. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

204
6. Грязное А.В. Особенности обеспечения конституционных прав и свобод граждан в условиях режима чрезвычайного положения: вопросы теории и практики. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994.
7. Домрин А.Н. Конституционный институт чрезвычайного положения в зару¬бежных странах. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992.
8. Зелепукин А.А. Проблемы эффективности российского законодательства. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
9. Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства. Авто¬реф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
10. Мазуров А.В. Указ Президента Российской Федерации как источник права: проблемы теории и практики. Автореф.дисс. ... канд.юрид.наук. М., 1999.
11. Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения вла¬стей. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1995.
12. Рассказов Л.П. ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы Советского общества (1917— 1941г.). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 1994.
13. Тутинас Е.В. Обеспечение и защита прав личности в условиях межнацио¬нального конфликта. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
Н.Хазанов С.Д. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Россий¬ской Федерации (административно-правовое исследование). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
15. Шувалов С.В. Административно-правовой статус внутренних войск в сис¬теме Министерства внутренних дел России в обеспечении, охране и защите порядка и безопасности. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ