Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
|
ВВЕДЕНИЕ С. 3-11
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 12-86
§ 1. Общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения С. 12-34
§ 2. Влияние административных правонарушений на криминогенную обстановку С. 35-62
§ 3. Правовое и общественное противодействие преступлениям по законодательству зарубежных стран С. 62-86
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 87-126
§ 1. Понятие, содержание, принципы и формы административно-правовой политики в сфере предупреждения отдельных видов преступлений С. 87-109
§ 2. Система административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений С. 110-126
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ МИЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 127-174
§ 1. Административно-правовые меры милиции по предупреждению отдельных видов преступлений С. 132-153
§ 2. Административно-правовые меры милиции по пресечению отдельных видов преступлений С. 153-174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 175-181
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 182-191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С. 192-208
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 12-86
§ 1. Общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения С. 12-34
§ 2. Влияние административных правонарушений на криминогенную обстановку С. 35-62
§ 3. Правовое и общественное противодействие преступлениям по законодательству зарубежных стран С. 62-86
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 87-126
§ 1. Понятие, содержание, принципы и формы административно-правовой политики в сфере предупреждения отдельных видов преступлений С. 87-109
§ 2. Система административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений С. 110-126
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ МИЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 127-174
§ 1. Административно-правовые меры милиции по предупреждению отдельных видов преступлений С. 132-153
§ 2. Административно-правовые меры милиции по пресечению отдельных видов преступлений С. 153-174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 175-181
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 182-191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С. 192-208
Актуальность темы исследования. Преобразования, осуществляемые в России в последнее десятилетие, настолько глубоки и масштабны, что при всей их непоследовательности и противоречивости нетрудно заметить происходящий процесс коренного обновления российской государственности. Изменяются роль государства в жизни общества и личности, взаимовлияние экономики и политики, провозглашаемые и защищаемые государством ценности. Формируется принципиально новая политико-правовая система и нравственно-культурная среда Российского государства.
Вместе с тем приходится констатировать, что цели и принципы правового государства пока не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности, организовать и повести решительную борьбу с правонарушениями и преступлениями. В связи с чем охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение преступлений были и остаются наиважнейшими задачами государственных органов, общественности.
В условиях нестабильности современного общества, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы предупреждения преступлений выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. При этом следует отметить факторы, придающие проблеме предупреждения преступлений административно-правовыми методами и средствами чрезвычайную актуальность.
Во-первых, значительная часть преступлений и иных правонарушений прямо или косвенно посягают на общественный порядок и безопасность, личную безопасность граждан. Так, в 2001 г. в Российской Федерации в общественных местах было
4
совершено 243146 тыс, преступлений, что на 3,3 % больше чем в 2000 г. В 2002 г. было зарегистрировано 279,8 тыс. преступлений (на 3,1% больше, чем в 2001 г.)1.
Во-вторых, статистика свидетельствует, что в настоящее время ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только по линии МВД России - свыше 20 млн. человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн., с составлением более 2 млн. протоколов об административных правонарушениях2.
В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы 1990-х годов при¬вели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятия. Лицами указанной категории совершается более половины всех уголовно наказуемых деяний. Лица без определенного места жительства не только стали элементом привычного социального ландшафта, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Наконец, в четвертых, глобальный и системный характер приобрела коррумпированность аппарата государственного управления, о чем, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.): “Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками”.
Соглашаясь в целом с утверждением Президента Российской Федерации относительно общих причин коррупционности чиновничества, следует отметить без¬действие на протяжении 90-х годов прошлого столетия принципа неотвратимости наказания в отношении “нуворишей” от политики и экономики, что способствовало
1 См.: Материалы оперативного совещания с участием заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации “Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск Сибирского федерального округа за 2001 г. - М.,
2001. - С. 21, 25; Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 г. - М., 2003. - С. 35.
2 См.: Лозбяков В.П., Эриаиюши Н.Д. Криминология и административная юрисдикция мили¬ции: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.П. Лозбякова. - М., 1998. - С. 82.
5
масштабности и системности проявления коррупции именно в данный период времени.
Необходимо иметь в виду, что это далеко не полная картина, характеризующая положение дел в данной сфере, поскольку не учтена латентная преступность значительно большая по объему, чем зарегистрированная. Поэтому имеющиеся статистические данные в значительной степени свидетельствуют лишь об объемах выполняемой правоохранительными органами работы, а не о фактическом состоянии криминологической обстановки в стране.
Изучение преступности и особенностей борьбы с ней представляет комплекс¬ную проблему. Несмотря на то что вопросы противодействия преступности исследовались в работах криминологов разных лет (P.M. Абызов, Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.И. Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, К.М. Бейсебаев, К.К. Горяйнов, А.И. Долгова, А.В. Иващенко, К.Е. Игошев, С.Я. Лебедев, В.П. Лозбяков, А.И. Марцев, Г.М. Миньковский, И.И. Карпец, М.П. Клейменов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Н. Харитонов и др.), следует констатировать их недостаточную изученность как с точки зрения анализа современных тенденций и полноты обсуждения дискуссионных вопросов, так и в плане более эффективного использования потенциала организационных и административно-правовых мер предупреждения преступлений.
Административно-правовая политика и ее основная стратегия - предупреждение преступлений призваны обеспечить максимально возможное их ограничение, сведение к такому состоянию, при котором преступления перестали бы быть угрозой национальной безопасности.
Цели и задачи исследования. Научная цель исследования заключается в изучении роли, значения и возможностей административно-правового предупреждения отдельных, наиболее распространенных в обществе, видов преступлений. Прикладная цель состоит в выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения, определении административно-правовых и организационных мер по предупреждению отдельных видов преступлений.
Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих основных
задач:
- уточнить понятийный аппарат, выступающий в качестве интеллектуального инструментария административно-правового предупреждения преступлений;
- определить общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения, выявить специфику влияния административных правонарушений на однородные виды преступлений, криминогенную обстановку в це¬лом и их взаимосвязь между собой;
- разработать понятие и систему административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений;
- установить содержание, принципы, формы и методы административно¬правовой политики в сфере предупреждения преступлений;
- обосновать положение о стратегической направленности предупреждения преступлений в сфере реализации административно-правовой политики государства;
- изучить опыт зарубежных стран в сфере административно-правового противодействия преступности;
- разработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, практики применения административно-правового принуждения милиции по предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между государством, юридическими лицами и гражданами в процессе административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений. Предметом исследования выступают административно-правовые меры, методы и средства, их содержание и виды; принципы, формы и методы реализации административно-правовой политики в деятельности различных субъектов
7
правоприменительной деятельности, в том числе милиции, по предупреждению от-дельных видов преступлений.
Методологическую основу исследования составляет материалистическая диалектика о противоречивости развития общества, неизбежной детерминированности преступлений и правонарушений данными противоречиями; статистические данные о социально-экономических, демографических, политико-правовых процессах, происходящих в стране.
Наряду с общефилософскими методами исследования рассматриваемых явлений в диссертации была использована совокупность различных методов познания, в том числе системного подхода, сравнительно-правового и корреляционного анализа, логического метода, моделирования, экспертных оценок, анкетирования и интервьюирования.
Основной информационной базой исследования являются действующее международное и российское законодательсnво, научные труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, относящиеся к проблеме исследования, личные наблюдения и опыт работы соискателя в подразделениях МВД России.
Автором использованы данные, полученные в результате проведенных интервью и экспертного опроса соответственно 56 и 120 сотрудников органов внутренних дел и 20 и 36 судей; результаты изучения и обобщения 224 уголовных дел и 283 дел об административных правонарушениях, совершенных в сферах потребительского рынка и предпринимательской деятельности, хулиганства и в общественных местах, незаконного оборота наркотиков, оружия, безопасности дорожного движения в Ал¬тайском крае, в Новосибирской области и в Республике Алтай. При подготовке диссертации использовались статистические и иные материалы МВД России, относящиеся к периоду 1991-2003 гг., результаты эмпирических исследований, проведенных другими учеными, публикации средств массовой информации.
Теоретической основой исследования явились научные труды по философии, социологии, уголовному праву, криминологии, административному праву, социальной психологии, затрагивающие и анализирующие как общность причин правонарушающего поведения в целом, так и возможности предупреждения отдельных видов преступлений административно-правовыми методами и средствами.
Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении теоретико-прикладных проблем административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений, которые не получили достаточного освещения в специальной литера¬туре, обсуждении дискуссионных вопросов, и выработке рекомендаций, предопределяющих выбор стратегии административно-правовой политики в области их предупреждения.
Новизна работы определяется результатами решения сформулированных задач и заключается в следующих положениях» выносимых на защиту:
1. Неизбежное расширение предмета криминологии с выходом за пределы преступного связано с тем, что предупреждение уголовно наказуемых деяний естественно и органически связано с воздействием на так называемые фоновые явления преступности, служащие питательной средой для последней и генетически связанные с ней. Эти явления внешне выражаются как в виде административных право¬нарушений (занятие проституцией, азартными играми, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.п.), так и в качестве антиобщественных и аморальных проявлений. Для эффективного предупреждения такого рода явлений требуется соответствующий понятийный аппарат и административно-правовой инструментарий.
2. Единую направленность имеют практически все виды противоправного по-ведения насильственного характера, а также значительная часть корыстных правонарушений и преступлений. Общность социально-правовой природы преступлений и административных правонарушений обусловлена тем, что значительная их часть посягает на одни и те же общественные отношения, образуя тем самым общее “поле” их правовой защиты; а также однотипной внутренней мотивацией и наличием единых детерминант. Составы определенных групп административных правонарушений
9
являются детерминантами однородных преступлений и способствуют развитию преступности.
3. Выявленные корреляционные связи и зависимости между показателями раз-личных видов преступлений и административных правонарушений позволили установить единство причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, их криминологические взаимосвязи и зависимости, недостатки юридической ответственности за преступления и правонарушения, тенденции “скатывания” субъектов от менее общественно вредных правонарушений к более опасным.
4. В условиях гуманизации ответственности представляется целесообразным возрождение существовавшего ранее института административной преюдиции как результата смешанной - административно-уголовной - противоправности.
Вместе с тем приходится констатировать, что цели и принципы правового государства пока не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности, организовать и повести решительную борьбу с правонарушениями и преступлениями. В связи с чем охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение преступлений были и остаются наиважнейшими задачами государственных органов, общественности.
В условиях нестабильности современного общества, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы предупреждения преступлений выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. При этом следует отметить факторы, придающие проблеме предупреждения преступлений административно-правовыми методами и средствами чрезвычайную актуальность.
Во-первых, значительная часть преступлений и иных правонарушений прямо или косвенно посягают на общественный порядок и безопасность, личную безопасность граждан. Так, в 2001 г. в Российской Федерации в общественных местах было
4
совершено 243146 тыс, преступлений, что на 3,3 % больше чем в 2000 г. В 2002 г. было зарегистрировано 279,8 тыс. преступлений (на 3,1% больше, чем в 2001 г.)1.
Во-вторых, статистика свидетельствует, что в настоящее время ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только по линии МВД России - свыше 20 млн. человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн., с составлением более 2 млн. протоколов об административных правонарушениях2.
В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы 1990-х годов при¬вели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятия. Лицами указанной категории совершается более половины всех уголовно наказуемых деяний. Лица без определенного места жительства не только стали элементом привычного социального ландшафта, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Наконец, в четвертых, глобальный и системный характер приобрела коррумпированность аппарата государственного управления, о чем, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.): “Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками”.
Соглашаясь в целом с утверждением Президента Российской Федерации относительно общих причин коррупционности чиновничества, следует отметить без¬действие на протяжении 90-х годов прошлого столетия принципа неотвратимости наказания в отношении “нуворишей” от политики и экономики, что способствовало
1 См.: Материалы оперативного совещания с участием заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации “Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск Сибирского федерального округа за 2001 г. - М.,
2001. - С. 21, 25; Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 г. - М., 2003. - С. 35.
2 См.: Лозбяков В.П., Эриаиюши Н.Д. Криминология и административная юрисдикция мили¬ции: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.П. Лозбякова. - М., 1998. - С. 82.
5
масштабности и системности проявления коррупции именно в данный период времени.
Необходимо иметь в виду, что это далеко не полная картина, характеризующая положение дел в данной сфере, поскольку не учтена латентная преступность значительно большая по объему, чем зарегистрированная. Поэтому имеющиеся статистические данные в значительной степени свидетельствуют лишь об объемах выполняемой правоохранительными органами работы, а не о фактическом состоянии криминологической обстановки в стране.
Изучение преступности и особенностей борьбы с ней представляет комплекс¬ную проблему. Несмотря на то что вопросы противодействия преступности исследовались в работах криминологов разных лет (P.M. Абызов, Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.И. Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, К.М. Бейсебаев, К.К. Горяйнов, А.И. Долгова, А.В. Иващенко, К.Е. Игошев, С.Я. Лебедев, В.П. Лозбяков, А.И. Марцев, Г.М. Миньковский, И.И. Карпец, М.П. Клейменов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Н. Харитонов и др.), следует констатировать их недостаточную изученность как с точки зрения анализа современных тенденций и полноты обсуждения дискуссионных вопросов, так и в плане более эффективного использования потенциала организационных и административно-правовых мер предупреждения преступлений.
Административно-правовая политика и ее основная стратегия - предупреждение преступлений призваны обеспечить максимально возможное их ограничение, сведение к такому состоянию, при котором преступления перестали бы быть угрозой национальной безопасности.
Цели и задачи исследования. Научная цель исследования заключается в изучении роли, значения и возможностей административно-правового предупреждения отдельных, наиболее распространенных в обществе, видов преступлений. Прикладная цель состоит в выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения, определении административно-правовых и организационных мер по предупреждению отдельных видов преступлений.
Данные цели конкретизируются в постановке и решении следующих основных
задач:
- уточнить понятийный аппарат, выступающий в качестве интеллектуального инструментария административно-правового предупреждения преступлений;
- определить общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения, выявить специфику влияния административных правонарушений на однородные виды преступлений, криминогенную обстановку в це¬лом и их взаимосвязь между собой;
- разработать понятие и систему административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений;
- установить содержание, принципы, формы и методы административно¬правовой политики в сфере предупреждения преступлений;
- обосновать положение о стратегической направленности предупреждения преступлений в сфере реализации административно-правовой политики государства;
- изучить опыт зарубежных стран в сфере административно-правового противодействия преступности;
- разработать и сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, практики применения административно-правового принуждения милиции по предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между государством, юридическими лицами и гражданами в процессе административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений. Предметом исследования выступают административно-правовые меры, методы и средства, их содержание и виды; принципы, формы и методы реализации административно-правовой политики в деятельности различных субъектов
7
правоприменительной деятельности, в том числе милиции, по предупреждению от-дельных видов преступлений.
Методологическую основу исследования составляет материалистическая диалектика о противоречивости развития общества, неизбежной детерминированности преступлений и правонарушений данными противоречиями; статистические данные о социально-экономических, демографических, политико-правовых процессах, происходящих в стране.
Наряду с общефилософскими методами исследования рассматриваемых явлений в диссертации была использована совокупность различных методов познания, в том числе системного подхода, сравнительно-правового и корреляционного анализа, логического метода, моделирования, экспертных оценок, анкетирования и интервьюирования.
Основной информационной базой исследования являются действующее международное и российское законодательсnво, научные труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, относящиеся к проблеме исследования, личные наблюдения и опыт работы соискателя в подразделениях МВД России.
Автором использованы данные, полученные в результате проведенных интервью и экспертного опроса соответственно 56 и 120 сотрудников органов внутренних дел и 20 и 36 судей; результаты изучения и обобщения 224 уголовных дел и 283 дел об административных правонарушениях, совершенных в сферах потребительского рынка и предпринимательской деятельности, хулиганства и в общественных местах, незаконного оборота наркотиков, оружия, безопасности дорожного движения в Ал¬тайском крае, в Новосибирской области и в Республике Алтай. При подготовке диссертации использовались статистические и иные материалы МВД России, относящиеся к периоду 1991-2003 гг., результаты эмпирических исследований, проведенных другими учеными, публикации средств массовой информации.
Теоретической основой исследования явились научные труды по философии, социологии, уголовному праву, криминологии, административному праву, социальной психологии, затрагивающие и анализирующие как общность причин правонарушающего поведения в целом, так и возможности предупреждения отдельных видов преступлений административно-правовыми методами и средствами.
Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении теоретико-прикладных проблем административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений, которые не получили достаточного освещения в специальной литера¬туре, обсуждении дискуссионных вопросов, и выработке рекомендаций, предопределяющих выбор стратегии административно-правовой политики в области их предупреждения.
Новизна работы определяется результатами решения сформулированных задач и заключается в следующих положениях» выносимых на защиту:
1. Неизбежное расширение предмета криминологии с выходом за пределы преступного связано с тем, что предупреждение уголовно наказуемых деяний естественно и органически связано с воздействием на так называемые фоновые явления преступности, служащие питательной средой для последней и генетически связанные с ней. Эти явления внешне выражаются как в виде административных право¬нарушений (занятие проституцией, азартными играми, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.п.), так и в качестве антиобщественных и аморальных проявлений. Для эффективного предупреждения такого рода явлений требуется соответствующий понятийный аппарат и административно-правовой инструментарий.
2. Единую направленность имеют практически все виды противоправного по-ведения насильственного характера, а также значительная часть корыстных правонарушений и преступлений. Общность социально-правовой природы преступлений и административных правонарушений обусловлена тем, что значительная их часть посягает на одни и те же общественные отношения, образуя тем самым общее “поле” их правовой защиты; а также однотипной внутренней мотивацией и наличием единых детерминант. Составы определенных групп административных правонарушений
9
являются детерминантами однородных преступлений и способствуют развитию преступности.
3. Выявленные корреляционные связи и зависимости между показателями раз-личных видов преступлений и административных правонарушений позволили установить единство причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, их криминологические взаимосвязи и зависимости, недостатки юридической ответственности за преступления и правонарушения, тенденции “скатывания” субъектов от менее общественно вредных правонарушений к более опасным.
4. В условиях гуманизации ответственности представляется целесообразным возрождение существовавшего ранее института административной преюдиции как результата смешанной - административно-уголовной - противоправности.
Комплексность, междисциплинарный подход являются неотъемлемыми элементами научного познания социальных явлений и процессов, в том числе связанных с правоохранительной сферой деятельности. На его основе обеспечиваются системность анализа, выявление и объективная оценка чрезвычайно сложных взаимосвязей и взаимозависимостей многочисленных разнородных факторов, порождающих противоправное поведение либо способствующих его проявлениям.
Предупредительная функция административно-правового реагирования базируется на общности социальной природы преступлений и административных правонарушений, характеризующейся единством системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих однородность преступления и правонарушения, сходство составов некоторых из них.
Причинная связь между совершением административных правонарушений и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии схожих детерминантов.
Отнесение деяния к преступлению или административному правонарушению зависит от установления конкретными нормами (административно¬правовыми или уголовно-правовыми) признаков содеянного. Поэтому правильное разграничение преступлений и административных правонарушений возможно проводить только на основании сопоставления общественной вредности и общественной опасности уголовного и административного законов.
Исследования криминологов свидетельствуют, что преступник как особый тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.
Иными словами, если человек систематически или, хотя бы неоднократно, совершает административные правонарушения, то с определенной степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление. Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, вероятность со-вершения преступления со стороны такого лица значительно возрастает.
Существенное изменение структуры преступности, способов совершения правонарушений свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одна из основных причин этого - несовершенство действующего законодательства. Большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений, которое на сегодняшний день пока еще не оформилось.
Административно-правовая политика в сфере предупреждения преступлений прошла сложный путь: от непонимания или недооценки значимости про¬блемы до осознания ее остроты и важности. Силовая стратегия, которая долгое время определяла государственно-правовую политику в рассматриваемом направлении, должна смениться рациональной оценкой криминологической ситуации, разумным подходом к процессу криминализации декриминализации деяний, в конечном итоге эффективной реализацией мер административно¬правового предупреждения преступлений.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.
1. Составы определенной группы административных правонарушений являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. Так, неправомерное владение оружием, а также правомерное владение оружия лицами, заведомо нарушающими нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Наиболее рельефно общие признаки генези¬са возникновения административных правонарушений и преступлений, проявляются на бытовом уровне.
2. Ослабление борьбы с административными правонарушениями, которые напрямую коррелируют с конкретными видами преступлений (потребительский
177
рынок; мелкое хулиганство - уголовно наказуемое хулиганство; немедицинское потребление наркотиков - преступления в сфере незаконного оборота наркоти¬ков и т.п.), ведет к увеличению числа таких преступлений и повышению их общественной опасности. Обеспечение неотвратимости ответственности за адми¬нистративные правонарушения закономерно приведет к сокращению преступлений в стране.
3. При прогнозировании криминогенной обстановки пределы ее изучения должны быть расширены, включая в себя общестатистический анализ административных правонарушений, углубленное исследование психологических механизмов проступков и механизмов воздействия административных мер на индивидуальное сознание. Для чего в систему государственной статистики необходимо ввести административные правонарушения, а также все формы девиантного поведения для более полноценного учета, анализа негативных проявлений в поведении граждан в целях усиления профилактической оставляющей административно-правовой политики государства.
4. Значительный практический интерес для прогнозирования криминологической обстановки имеют данные, так называемой, моральной статистики. Статистическая информация о негативных тенденциях административных правонарушений и аморальных проступков (мелкое хулиганство, занятие проституцией, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, оружия и т.п.), отражающая глубинные процессы возможного совершения тех или иных преступлений, должна служить надежным инструментом научного предвидения, как состояния правонарушений, так и преступности.
5. Предупреждение преступлений, применительно к настоящему исследованию - представляет собой стратегическое направление административно¬правовой политики, охватывающее деятельность ее субъектов по осуществле¬нию системы предусмотренных законом общесоциальных и специальных мер выявления и устранения причин, порождающих преступления. Определяющее место предупреждения преступлений в целевой установке административно¬правовой политики обусловлено диалектическим единством и взаимодействием объективных и субъективных факторов и социальных противоречий, порождающих преступления и правонарушения.
178
6. Административно-правовая политика призвана обеспечить максимально возможное сокращение преступлений, сведение их к такому состоянию, при ко¬тором преступления перестанут быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества.
Направления административно-правовой политики представляют собой сложную, комплексную и иерархическую систему элементов, включающих на-правления-принципы, направления развития уголовного, административного и смежных с ним отраслей законодательства, а также направления совершенствования правоохранительного механизма.
Применительно к современным реалиям можно обозначить следующие формы реализации административно-правовой политики: правотворческая, правоприменительная, правозащитная, правовое просвещение и дозволение.
Предупредительная функция административно-правового реагирования базируется на общности социальной природы преступлений и административных правонарушений, характеризующейся единством системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих однородность преступления и правонарушения, сходство составов некоторых из них.
Причинная связь между совершением административных правонарушений и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии схожих детерминантов.
Отнесение деяния к преступлению или административному правонарушению зависит от установления конкретными нормами (административно¬правовыми или уголовно-правовыми) признаков содеянного. Поэтому правильное разграничение преступлений и административных правонарушений возможно проводить только на основании сопоставления общественной вредности и общественной опасности уголовного и административного законов.
Исследования криминологов свидетельствуют, что преступник как особый тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.
Иными словами, если человек систематически или, хотя бы неоднократно, совершает административные правонарушения, то с определенной степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление. Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, вероятность со-вершения преступления со стороны такого лица значительно возрастает.
Существенное изменение структуры преступности, способов совершения правонарушений свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одна из основных причин этого - несовершенство действующего законодательства. Большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений, которое на сегодняшний день пока еще не оформилось.
Административно-правовая политика в сфере предупреждения преступлений прошла сложный путь: от непонимания или недооценки значимости про¬блемы до осознания ее остроты и важности. Силовая стратегия, которая долгое время определяла государственно-правовую политику в рассматриваемом направлении, должна смениться рациональной оценкой криминологической ситуации, разумным подходом к процессу криминализации декриминализации деяний, в конечном итоге эффективной реализацией мер административно¬правового предупреждения преступлений.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.
1. Составы определенной группы административных правонарушений являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. Так, неправомерное владение оружием, а также правомерное владение оружия лицами, заведомо нарушающими нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Наиболее рельефно общие признаки генези¬са возникновения административных правонарушений и преступлений, проявляются на бытовом уровне.
2. Ослабление борьбы с административными правонарушениями, которые напрямую коррелируют с конкретными видами преступлений (потребительский
177
рынок; мелкое хулиганство - уголовно наказуемое хулиганство; немедицинское потребление наркотиков - преступления в сфере незаконного оборота наркоти¬ков и т.п.), ведет к увеличению числа таких преступлений и повышению их общественной опасности. Обеспечение неотвратимости ответственности за адми¬нистративные правонарушения закономерно приведет к сокращению преступлений в стране.
3. При прогнозировании криминогенной обстановки пределы ее изучения должны быть расширены, включая в себя общестатистический анализ административных правонарушений, углубленное исследование психологических механизмов проступков и механизмов воздействия административных мер на индивидуальное сознание. Для чего в систему государственной статистики необходимо ввести административные правонарушения, а также все формы девиантного поведения для более полноценного учета, анализа негативных проявлений в поведении граждан в целях усиления профилактической оставляющей административно-правовой политики государства.
4. Значительный практический интерес для прогнозирования криминологической обстановки имеют данные, так называемой, моральной статистики. Статистическая информация о негативных тенденциях административных правонарушений и аморальных проступков (мелкое хулиганство, занятие проституцией, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, оружия и т.п.), отражающая глубинные процессы возможного совершения тех или иных преступлений, должна служить надежным инструментом научного предвидения, как состояния правонарушений, так и преступности.
5. Предупреждение преступлений, применительно к настоящему исследованию - представляет собой стратегическое направление административно¬правовой политики, охватывающее деятельность ее субъектов по осуществле¬нию системы предусмотренных законом общесоциальных и специальных мер выявления и устранения причин, порождающих преступления. Определяющее место предупреждения преступлений в целевой установке административно¬правовой политики обусловлено диалектическим единством и взаимодействием объективных и субъективных факторов и социальных противоречий, порождающих преступления и правонарушения.
178
6. Административно-правовая политика призвана обеспечить максимально возможное сокращение преступлений, сведение их к такому состоянию, при ко¬тором преступления перестанут быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества.
Направления административно-правовой политики представляют собой сложную, комплексную и иерархическую систему элементов, включающих на-правления-принципы, направления развития уголовного, административного и смежных с ним отраслей законодательства, а также направления совершенствования правоохранительного механизма.
Применительно к современным реалиям можно обозначить следующие формы реализации административно-правовой политики: правотворческая, правоприменительная, правозащитная, правовое просвещение и дозволение.
Подобные работы
- ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Уголовно-правовое противодействие коррупции в государственном аппарате: пробелы законодательства и проблемы правоприменения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Ивановский филиал))
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за нарушения в области капитального строительства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой механизм противодействия незаконному обороту наркотиков
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовые меры обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ:
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Административно-правовая деятельность ФССП России в сфере исполнительного производства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



