Использование космических снимков в изучении климатических процессов на уроках географии (Методика обучения географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения космических снимков в начальном курсе географии 5
1.1 Особенности преподавания начального курса географии в школе 5
1.2 Использование космических снимков в начальном курсе географии 10
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Прикладные аспекты применения космических снимков в начальном курсе географии при изучении климатических процессов 21
2.1 Разработка урока географии в 6 класса по теме «Погода» 21
2.2 Разработка урока географии в 7 классе с использованием космических снимков 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, главной задачей которого является развитие у учащегося познавательной самостоятельности. Современный урок географии должен быть направлен на развитие у учащихся умения самостоятельно или в ходе групповой работы добывать новые знания, делать выводы, умозаключения. Большое значение для развития этих способностей имеют практические работы в курсе географии с использованием космических снимков.
Космические снимки представляют собой своеобразное обобщение информационных наглядных данных, получаемых посредством передачи информации со спутников или космических аппаратов в различных диапазонах электромагнитного спектра, которые визуализируются впоследствии по определённому алгоритму.
Применяя изображения Земли из космоса в начальном курсе географии, учителя смогут познакомить учащихся не только с современными источниками географической информации, но и сформировать объективный целостный образ мира с его пространственно-временными характеристиками и личностным значением. Применение космических снимков в обучении учащихся 5-7 классов географии улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить возможности применения космических снимков в начальном курсе географии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности преподавания начального курса географии в школе.
2. Определить основные методические особенности использования в начальном курсе географии космических снимков.
3. Проанализировать возможности использования космических снимков в начальном курсе географии при изучении климатических процессов.
Гипотеза исследования: содержание начального курса географии предусматривает возможность применения космических снимков в качестве наглядности при изучении климатических процессов.
Объект исследования – процесс обучения начальному курсу географии.
Предмет исследования – возможности применения космических снимков в начальном курсе географии.
В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы и опыта работы учителей географии по организации уроков географии с использованием космических снимков, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическая основа исследования построена на научных трудах С.В. Головиной, Ю.А. Ивановой, М.В. Мартыновой и других. В.М. Пакулова, Г.Т. Жукова и др. раскрыли структуру и содержание уроков начального курса географии. Ю.А. Самарин, Ф.П. Соколова, А.П. Шкарапута и др. проанализировали педагогические условия использования геопортала в школьном курсе географии. В исследованиях Л.С. Пахомовой, Ю.В. Фенько и др. определены методические принципы организации учебной деятельности учащихся с использованием в качестве наглядности космических снимков.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, выводы по главам, заключения, списка использованных источников.
В школьной географии назрела необходимость использования результатов изучения Земли из космоса, что объясняется высоким уровнем их практической значимости в современной жизни. Однако для обучения учеников способам использования изображений Земли из космоса, как одним из источников географической информации, учителю географии необходимо осознанно проводить отбор космических снимков.
В настоящее время снимки, сделанные из космоса, используются для внесения изменения в содержании карт, являясь наиболее оперативным средством для выявления этих изменений. Дальнейшее развитие космической картографии приведет еще к более значительным результатам.
Современный урок географии технологичный с точки зрения использования информационных технологий и педагогических технологий направленных на развитие личности учащегося. Современное общество невозможно без ИКТ-технологий. Современные дети уже в раннем возрасте знакомятся с большими возможностями информационных технологий, поэтому создание мультимедийного информационного проекта для многих не составляет проблем. Одним из интерактивных средств, которые активно применяются на современных уроках географии, являются космические снимки УМК «Живая география – 2».
Цифровые космические снимки территории России являются дополнением к цифровым картам в процессе изучения природы и хозяйства нашей страны, а также позволяют изучать климатические процессы Земли, поскольку на этих снимках представлен реальный вид земной поверхности. Необходимо на уроках географии учить учащихся сопоставлять космические снимки с общей географической и тематическими картами соответствующих территорий.
1. Анохина, П. К. Основы педагогических знаний [Текст] / П. К. Анохина. – Москва : Эксмо. 2015. – 541 с.
2. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
3. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
4. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии [Текст] / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
5. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
6. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
7. Гезеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
8. Глазкова, К. Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст] / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
9. Головина, С. В. Современный урок географии: проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 76 с.
10. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
11. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 5 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 202 с.
12. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 6 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 245 с.
13. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 7 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 274 с.
14. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
15. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии [Текст] / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
16. Королева, К. П. Межпредметные связи в свете требований ФГОС [Текст] / К. П. Королева // Пелагические исследования. – 2015. – №3. – С. 62-63.
17. Мартынова, М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков [Текст] / М. В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
18. Махмутов, М. И. Современный урок : вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
19. Москоленко, М. В. Совершенные требования к уроку [Текст] / М. В. Москаленко // Педагогика. – 2012. – №3. – С. 22-26.
20. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 144 с.
21. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
22. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
23. Самарин, Ю. А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания [Текст] / Ю. А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
24. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс [Текст] / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
25. Чернов, А. С. Феноменологический подход в образовании [Текст] / А. С. Чернов. – Москва : ВОИПКиПРО, 2012. – 369 с.
26. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках географии / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
27. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии [Текст] / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
28. Шкарапута, А. П. Повышение эффективности изучения предмета в школе [Текст / А. П. Шкарапута // Актуальная педагогика : теоретические и прикладные аспекты: материалы Междун. науч.-практ. конференции, 20 ноября 2014 г., г.Пермь / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2014 – С. 112-117.
29. Щербина, Ю. С. Контуры новой системной модели обучения [Текст] / Ю. С. Щербина // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №5. – С. 9-17.
30. Феклистова, О. В. Интеграция знаний через проектно- исследовательскую деятельность [Текст] / О. В. Феклистова // Материалы семинара для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин «Возможности интеграции в условиях современной школы». – Ижевск, 2016. – С. 10-14.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
32. Фенько, Ю.В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
33. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.
34. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 159 с.
35. Хмель, Н. Д. Целостный педагогический процесс [Текст] / Н. Д. Хмель. – Москва : Академия, 2012. – 369 с.
36. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении [Текст] / А. В. Хуторской. – Москва : Эйдос 2013. – 73 с.