Введение 2
Глава 1. Эффект обманутого ожидания 5
1.1 Способы создания эффекта обманутого ожидания 5
1.2 Стилистические приемы, используемые для создания эффекта обманутого
ожидания 13
1.3 Специфика детективных романов 16
1.4 Особенности восприятия эффекта обманутого ожидания 23
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Эффект обманутого ожидания в творчестве Агаты Кристи 27
2.1 Биография Агаты Кристи 27
2.2 Особенности творчества Агаты Кристи 33
2.3 Особенности эффекта обманутого ожидания в романе «Десять негритят» 39
2.4 Выразительные средства в других произведениях Агаты Кристи 47
Выводы по Главе 2 51
Заключение 53
Библиография
Данная работа рассматривает такое явление как эффект обманутого ожидания. В основе этого актуального явления лежат результаты исследований в области лингвистики таких ученых, как Якобсон Р. О., Киселева Р. А.
Эффект обманутого ожидания — это реакция читателя на непредугаданные сюжетные повороты произведения. На настоящий момент эффект обманутого ожидания может быть связан и может рассматриваться вместе с такими явлениями, как прогнозирование вероятности [Горелов 2003; Макаров, 2003], феномен удивления [Meyer, Reisenzein & Schutzwohl, 1997; Grimes-Maguire & Keane, 2004], текстовая неоднозначность [Бревдо, 1999; Воскресенский, 2002], и другими языковыми явлениями. На сегодняшний день множество писателей используют в своих произведениях эффект обманутого ожидания. Данный стилистический прием наиболее часто встречается в жанре детектив. Смысл произведения оказывается совершенно неожиданным для читателя и далеким от его ожидания — так проявляется эффект обманутого ожидания, который можно встретить в различных произведениях. Этот эффект обуславливает наличие структур в определенных контекстах, например, образ стереотипного сюжета, который выражается в разнообразных формах. Реакция относительно ожидаемого развития сюжета участвует в создании «эффекта обманутого ожидания», который возникает на основе двух психолингвистических явлений - предсказуемости и непредсказуемости. Так, «эффект обманутого ожидания» связан с нарушением явных социальных, поведенческих, языковых стереотипов, используемых намеренно или ненамеренно автором в произведении, которые составляют основу эффекта произведения на читателя [Макаров, 2003].
Ожидания обычно трактуются как прогнозирования, то есть эффект обманутого ожидания связан с наименее ожидаемым прогнозом развития сюжета. Однако события, имеющие примерно одинаковый процент вероятности, не всегда удивляют равной степени. Например, удивление может быть вызвано не столько малой вероятностью какого-либо сюжетного поворота, сколько степенью контраста между неожиданным произошедшим событием и ожидаемым, но не осуществившимся событием.
Опираясь на вышеизложенный текст, мы определили цель данной работы, которая состоит в выявлении лингвистических и стилистических средств, используемых для создания в литературных произведениях эффекта обманутого ожидания, в частности в произведениях британской писательницы Агаты Кристи. Материалом для работы послужил детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят» («And then there were none») на английском языке.
Опираясь на поставленную цель, мы определили задачи:
1) определить понятие эффекта обманутого ожидания и выяснить причины использования эффекта обманутого ожидания;
2) определить стилистические приемы, используемые для выражения эффекта обманутого ожидания;
3) разобрать эффект обманутого ожидания на примере англоязычного детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят».
Новизна исследования заключается в подходе к рассмотрению эффекта обманутого ожидания, а именно в изучении рассматриваемого явления со стороны лингвистики и психологии.
Методы, использованные нами в данной работе: лингвистическое описание и классификационный метод.
Результаты исследования вносят соответствующий вклад как в изучение психолингвистической проблемы понимания текста, так и в изучение проблемы понимания в широком смысле слова, что обусловливает практическую ценность работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе рассматривается понятие эффекта обманутого ожидания, его особенности в произведениях детективного жанра, стилистические приемы, используемые для его создания, а также его особенности со стороны автора и читателя.
Во второй главе рассматриваются способы создания эффекта обманутого ожидания в детективных романах Агаты Кристи.
Все цели исследования, которые были поставлены нами, достигнуты и раскрыты.
В данной работе мы определили понятие эффекта обманутого ожидания, как реакция читателя на непредугаданные сюжетные повороты произведения. Этот эффект связан с нарушением явных поведенческих или языковых норм, а также атмосферой произведения, которая также является важной составляющей эффекта произведения на читателя
В работе выявили, что такие приемы, как интрига, предзнаменование, сравнение, идиомы были мастерски использованы Агатой Кристи для выражения эффекта обманутого ожидания. Мы разобрали их на примере детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят».
Кроме стилистических особенностей, в этой книге есть факторы, используемые для создания эффекта обманутого ожидания, связанные с психологией читателя. Книга фокусируется на противоречии. Таким образом, сознание читателя на протяжении всего процесса чтения опирается на фрагменты жизненного опыта, которые так или иначе связаны с дилеммой о справедливости. Важным является факт, что процесс восприятия этой идеи читателем зависит от интерпретации в целях «гармонизации» уже сложившейся картины мира читателя. Агата Кристи создала запутанную историю, а затем показала, как самые сложные преступления раскрываются с помощью логики и анализа. писателя важно, чтобы читатель не угадал, кто из героев виновен, то есть необходимо создать “эффект обманутого ожидания».
С точки зрения литературных приемов для создания эффекта обманутого ожидания в романе «Десять негритят» Агата Кристи использует интригу, сравнение, идиомы, предзнаменование.
Цель использования интриги в литературе состоит в том, чтобы заставить читателей больше беспокоиться о персонажах и сформировать симпатию к ним.
Еще один прием, который использует Агата Кристи, это предвидение. Герои понимают, что что-то должно произойти что-то угрожающее и зловещее. Наконец, наступающая плохая погода является еще одним индикатором и предсказанием необычных сцен, которые будут происходить на острове в течение недели.
Еще одно средство выразительности, которое автор активно использует в своих детективах - это сравнение. Одна из функций - описать что-либо, сравнивая это с чем-то другим или создавая ассоциации, которые заставляют читателя представить случай более красочно и живо. Писательница также использует идиомы. Их использование важно для описания характера персонажей и их действий.
Таким образом, основу эффекта обманутого ожидания составляют жизненный опыт читателя, на котором основывается подбор ассоциаций и реакция на нарушение поведенческих или языковых норм, а также атмосфера, которую создает автор с помощью стилистических приемов в литературном произведении, что приводит к появлению эффекта обманутого ожидания у читателя.
1. Axmaker Sean Agatha. 2017. P. 20
2. Claire Lewins Agatha (Mary Clarissa) Christie. 2019. P. 42
3. Claire Lewins Biography: Agatha Christie, Illiterarty. 2009. P. 82
4. Claire Lewins Dissociative Fugue. Psychology Today. 2013.
5. Claire Lewins The Mystery of Agatha Christie: A Trip With David Suchet, 2006, p. 98.
6. James Hobbs Agatha Christie 'one of Britain's first stand-up surfers', 2011, p.57.
7. James Hobbs Agatha's Disappearance. Hercule Poirot Central. 2013, p. 12
8. James Hobbs Christie's most famous mystery solved at last. 2013.
9. James Hobbs Hercule Poirot Central. Last sentence;. 2016, p. 32.
10. John Emsley About Agatha Christie. 2015. P. 21
11. John Emsley Agatha Christie: Archaeology. 2015. P 67
12. John Emsley The poison prescribed by Agatha Christie, 2012. p.32
13. Morgan Janet P Agatha Christie: A Biography. 2012, p. 393.
14. Pharm Jack Thallium poisoning in fact and fiction. 2006. P. 63
15. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности в психологии, 1962. 97 c.
16. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. 99-116 c.
17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М.: Художествення литература, 1979. 412с.
18. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста, 1988. - 120 с.
19. Белянин В.П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста /.1983. 20 с.
20. Богин Г.И. Типология понимания текста, 1986. - 86 с.
21. Бревдо И.Ф. Схема знаний как база для понимания шутки: экспериментальное исследование, 1998. 168-174 с.
22. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. 1988. 238 с.
23. Воскресенский И.В. Эффект обманутых ожиданий в понимании текста / И.В. Воскресенский // Психолингвистические исследования слова и текста, 2002. 132-139 с.
24. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 112 c.
25. Гаспаров М. Л. Ю. М. Лотман: Наука и идеология // Гаспаров М. Л. Избранные труды. М.: «Языки русской культуры», 1997. 53 c.
26. Герман И.А. Пищалъникова В.А. Введение в лингвосинергетику, 1999130 с.
27. Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. 1987. 196 с.
28. Горохова С.И., Уфгшцева, Н.В. Порождение речевого высказывания. 1991. 201с.
29. Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация, 1989. - 312 с.
30. Донгак С. Б. Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса) // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Красноярск, 2000. 111 с.
31. Донгак С. Б. Языковая игра и обманутое ожидание // Критика и семиотика. Красноярск: Красноярский государственный университет. 2001. 114 с.
32. Донгак С. Языковая игра и обманутое, 2001. 78-84 с.
33. Егоршина Н.В. Анализ уровневых концепций понимания текста, 2000. 25-31 с.
34. Залевская, A.A. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях, 1978. 88 с.
35. Зимняя, И.А. Вероятностное прогнозирование в смысловом восприятии речи, 1970. 15-18 с.
36. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения, 1976. 5-33 с.
37. Кабанина О. Л. Обманутое ожидание и его регулятивные возможности// Вестн. 2003. 214 c.
38. Каминская, Э.Е. Слово и текст в динамике смыслового взаимодействия: Психолингвистическое исследование, 1998. 134 с.
39. Канашина С. В. Эффект обманутого ожидания в интернет-мемах как особая коммуникативная стратегия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2017. 9-14 с.
40. Леонтьева Т. И. Способы создания эффекта обманутого ожидания в литературном произведении // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. 91 с.
41. Мягкова, Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт
психолингвистического исследования, 1990. 109 с.
42. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики, 2005. - 480 с.
43. Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие: монография. Москва : Флинта, 2012. 321 с.
44. Рафикова Н.В. Опорные элементы понимания, 1995. 89-96 с.
45. Тарасов Е.Ф О формах существования, 1985. 30-44 с.
46. Эффект «Обманутого читательского ожидания» в нарративной структуре повести Л. Улицкой «Сквозная линия». 2008. 109 с.
47. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М . 1975. 211 с.