ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ 1 .1. История развития телевидения в Советском Союзе 7
1.2. Первые детские телевизионные передачи в СССР 13
1.3. Типология телевизионных программ 15
1.4. Телевизионные жанры 18
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ И ЖАНРООБРАЗУЮЩИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СССР
2.1. Лингвопрагматические особенности текстов и художественные приемы 23
2.2. Анализ жанрового разнообразия детских передач в СССР 34
2.3. Портрет ведущих детских телевизионных передач в СССР 43
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ 1 .1. История развития телевидения в Советском Союзе 7
1.2. Первые детские телевизионные передачи в СССР 13
1.3. Типология телевизионных программ 15
1.4. Телевизионные жанры 18
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ И ЖАНРООБРАЗУЮЩИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СССР
2.1. Лингвопрагматические особенности текстов и художественные приемы 23
2.2. Анализ жанрового разнообразия детских передач в СССР 34
2.3. Портрет ведущих детских телевизионных передач в СССР 43
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В советское время детское телевидение было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, ее элементы плодотворно взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи во исполнение единой цели - воспитания молодых советских граждан. Несколько десятилетий назад государство влияло на общество с помощью манипулятивных средств. Перед средствами массовой информации стояла задача - формировать общественное мнение. Конечно, это отражалось и на детских программах в том числе. Их отбирали с особой тщательностью.
Детское телевещание - это система направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей - дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ - всестороннее воспитание и образование детей и юношества.
В связи с вышеизложенным, можно говорить об актуальности темы исследования, которая обусловлена такими факторами как:
-социальная значимость детских СМИ;
-морально-этическая значимость детских СМИ и их роль в социуме; -экономико-политические преобразования, происходившие в СССР и повлекшие за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в средствах массовой информации для детей;
-взаимовлияние детских СМИ и общества;
-значение детских СМИ в медиапространстве СССР;
-воспитание с помощью детских СМИ.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать вербальные и невербальные средства жанрообразования, направленность содержания детских телевизионных передач СССР на целевую аудиторию.
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть развитие телевизионных передач в СССР;
2) изучить основные черты детских СМИ в СССР;
3) рассмотреть особенности контента детских телевизионных СМИ;
4) изучить лингвопрагматические особенности детских телевизионных СМИ в СССР;
5) провести типологический анализ телевизионных передач;
6) рассмотреть особенности образов ведущих детских телевизионных программ в СССР;
7) определить наиболее популярные жанры телевизионных детских передач СССР.
Объектом исследования послужили детские телевизионные программы в СССР.
Предмет исследования - лингвопрагматические и жанрообразующие особенности детских телевизионных программ в СССР.
Теоретико-методологической базой послужили труды отечественных ученых Саруханова В.А. «Азбука телевидения», Егорова В.В. «Телевидение: Страницы истории», Лемиша Д. «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей», Рохлина А.М. «История отечественного телевидения», Свитич Л.Г. «Социология журналистики», Когатько А.Г. «История отечественного телевидения для детей», Галочкиной Г.А. «Телевизионное вещание для детей и подростков», Радугина А.А. «Психология и педагогика».
Материалами исследования послужили выпуски детских телевизионных программ, которые выходили в СССР.
Ранние исследования, посвященные телевидению, рассматривали его как техническую новинку, изобретение, которое произвело революцию в технике. В исследовании проанализированы такие аспекты телевидения, как социальный, культурный, лингвистический. Современное поколение выросло с мыслью о том, что телевидение - это норма жизни, привыкло получать информацию с экрана, доверяет ей и считает ее достоверной. Поколения, которые старше на 20-30 лет были свидетелями того, как телевидение появилось и стало доступным, то есть были свидетелями его вторжения в жизнь обычных людей, свидетелями того, как под влиянием телевидения менялась жизнь каждого человека в отдельности и цивилизации в целом.
Научная новизна исследования в том, что в нем впервые рассматриваются особенности журналистских текстов с точки зрения лингвистики, стилистики, риторики, лингвопрагматики. Найдены общие черты популярных детских СМИ в СССР, изучены образы ведущих, выявлены лигвопрагматические особенности детских программ СССР, изучены вербальные и невербальные средства, используемые в анализируемых программах.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на лекциях по дисциплинам, связанных с изучением телевизионной журналистики, в том числе на лекциях по истории журналистики. Оно может быть интересно тем, кто собирается создать детскую телевизионную программу, а также тем, кто заинтересован в отборе качественных детских телевизионных программ в современном медиапространстве.
Основные методы исследования - метод проработки документов, теоретический анализ, типологический анализ, анализ журналистских текстов и образов ведущих, сравнительный анализ популярных телевизионных программ для детей и обнаружение общих черт.
Структура дипломной работы: настоящая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Во введении даётся теоретическое обоснование работы, ставятся цель и задачи исследования, описывается структура работы.
Первая глава - «Телевизионные программы для детей в Советском Союзе. Жанровое разнообразие» - состоит из четырех параграфов. В ней анализируются история становления детских СМИ, место программ для детей в современном информационном пространстве, основные черты этого вида СМИ, виды, типология, жанровое разнообразие. Во второй главе работы - «Анализ лингвопрагматических и жанрообразующих особенностей телевизионных передач для детей в СССР» - представлен типологический анализ популярных в советское время программ для детей, рассмотрены особенности контента, изучено жанровое разнообразие, рассмотрены особенности журналистских текстов, проанализированы вербальные и невербальные средства, которые используются в анализируемых телевизионных программах. При составлении портрета ведущего были рассмотрены биографии популярных в то время дикторов, изучены их общие черты, особенности общения с аудиторией, рассмотрены средства художественной выразительности, которыми пользуются ведущие.
В заключении подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы и очерчиваются возможные перспективы дальнейшего исследования данной темы. Заканчивается работа списком использованной литературы и источников и приложениями.
Детское телевещание - это система направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей - дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ - всестороннее воспитание и образование детей и юношества.
В связи с вышеизложенным, можно говорить об актуальности темы исследования, которая обусловлена такими факторами как:
-социальная значимость детских СМИ;
-морально-этическая значимость детских СМИ и их роль в социуме; -экономико-политические преобразования, происходившие в СССР и повлекшие за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в средствах массовой информации для детей;
-взаимовлияние детских СМИ и общества;
-значение детских СМИ в медиапространстве СССР;
-воспитание с помощью детских СМИ.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать вербальные и невербальные средства жанрообразования, направленность содержания детских телевизионных передач СССР на целевую аудиторию.
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть развитие телевизионных передач в СССР;
2) изучить основные черты детских СМИ в СССР;
3) рассмотреть особенности контента детских телевизионных СМИ;
4) изучить лингвопрагматические особенности детских телевизионных СМИ в СССР;
5) провести типологический анализ телевизионных передач;
6) рассмотреть особенности образов ведущих детских телевизионных программ в СССР;
7) определить наиболее популярные жанры телевизионных детских передач СССР.
Объектом исследования послужили детские телевизионные программы в СССР.
Предмет исследования - лингвопрагматические и жанрообразующие особенности детских телевизионных программ в СССР.
Теоретико-методологической базой послужили труды отечественных ученых Саруханова В.А. «Азбука телевидения», Егорова В.В. «Телевидение: Страницы истории», Лемиша Д. «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей», Рохлина А.М. «История отечественного телевидения», Свитич Л.Г. «Социология журналистики», Когатько А.Г. «История отечественного телевидения для детей», Галочкиной Г.А. «Телевизионное вещание для детей и подростков», Радугина А.А. «Психология и педагогика».
Материалами исследования послужили выпуски детских телевизионных программ, которые выходили в СССР.
Ранние исследования, посвященные телевидению, рассматривали его как техническую новинку, изобретение, которое произвело революцию в технике. В исследовании проанализированы такие аспекты телевидения, как социальный, культурный, лингвистический. Современное поколение выросло с мыслью о том, что телевидение - это норма жизни, привыкло получать информацию с экрана, доверяет ей и считает ее достоверной. Поколения, которые старше на 20-30 лет были свидетелями того, как телевидение появилось и стало доступным, то есть были свидетелями его вторжения в жизнь обычных людей, свидетелями того, как под влиянием телевидения менялась жизнь каждого человека в отдельности и цивилизации в целом.
Научная новизна исследования в том, что в нем впервые рассматриваются особенности журналистских текстов с точки зрения лингвистики, стилистики, риторики, лингвопрагматики. Найдены общие черты популярных детских СМИ в СССР, изучены образы ведущих, выявлены лигвопрагматические особенности детских программ СССР, изучены вербальные и невербальные средства, используемые в анализируемых программах.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на лекциях по дисциплинам, связанных с изучением телевизионной журналистики, в том числе на лекциях по истории журналистики. Оно может быть интересно тем, кто собирается создать детскую телевизионную программу, а также тем, кто заинтересован в отборе качественных детских телевизионных программ в современном медиапространстве.
Основные методы исследования - метод проработки документов, теоретический анализ, типологический анализ, анализ журналистских текстов и образов ведущих, сравнительный анализ популярных телевизионных программ для детей и обнаружение общих черт.
Структура дипломной работы: настоящая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Во введении даётся теоретическое обоснование работы, ставятся цель и задачи исследования, описывается структура работы.
Первая глава - «Телевизионные программы для детей в Советском Союзе. Жанровое разнообразие» - состоит из четырех параграфов. В ней анализируются история становления детских СМИ, место программ для детей в современном информационном пространстве, основные черты этого вида СМИ, виды, типология, жанровое разнообразие. Во второй главе работы - «Анализ лингвопрагматических и жанрообразующих особенностей телевизионных передач для детей в СССР» - представлен типологический анализ популярных в советское время программ для детей, рассмотрены особенности контента, изучено жанровое разнообразие, рассмотрены особенности журналистских текстов, проанализированы вербальные и невербальные средства, которые используются в анализируемых телевизионных программах. При составлении портрета ведущего были рассмотрены биографии популярных в то время дикторов, изучены их общие черты, особенности общения с аудиторией, рассмотрены средства художественной выразительности, которыми пользуются ведущие.
В заключении подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы и очерчиваются возможные перспективы дальнейшего исследования данной темы. Заканчивается работа списком использованной литературы и источников и приложениями.
У представителей современного поколения (да и не только) может сложиться впечатление, что советское телевидение - сплошная пропаганда, что тогдашнему телезрителю были доступны лишь тщательно выверенные, идеологически выдержанные передачи. Что ж, отчасти это было так: к примеру, западные фильмы на наших телеэкранах, действительно, были редкостью. Еще реже можно было услышать зарубежную музыку, ну а о прямых эфирах не могло быть и речи. В тоже время существовало множество прекрасных передач для детей и юношества - умных, добрых, познавательных, сделанных, как говорится, с душой, некоторые из которых существуют и до сих пор (например, «Спокойной ночи, малыши» и «АБВГДейка»). Почти все взрослые, бывшие в СССР детьми, вспоминают замечательные детские передачи 70-80 годов, теперь уже прошлого 20 века, запомнившиеся ожиданием настоящего праздника и поистине волшебными ощущениями от их просмотра. Неподражаемый восторг малышей до сих пор вызывает программа «Спокойной ночи, малыши», долгожитель телевидения, передача, гордо прошагавшая со своими маленькими преданными поклонниками через все политические кризисы и экономические трудности. Яркие эмоции телезрители получали каждое утро выходного дня во время просмотров «Будильника» и «АБВГДейки». Очень злободневно и актуально смотрелись скетчи, представленные в популярном до сих пор «Ералаше», ставшим первой ступенью к успеху у многих актеров и музыкантов. Отдельного исследования заслуживает благоговейный трепет, вызываемый словосочетанием «В гостях у сказки», ведь так называлась передача, во время эфира которой с улиц городов и сел пропадала советская детвора. В чем феномен этих программ? Проанализировав выпуски популярных в СССР передач по разработанным критериям (стилистические особенности, средства художественной выразительности, вид текста, элементы невербального общения), были сформулированы следующие выводы.
Ведущие использует разговорный стиль, но с элементами художественного и книжного стилей. Не употребляют жаргонизмы, просторечия и тому подобные лексические средства. Авторы широко используют средства художественной выразительности - эпитеты, метафоры, лексику с положительной коннотацией; синтаксические приемы - умолчания, риторические вопросы и предложения для создания диалога со зрителем. Благодаря этим приемам каждый юный зритель непроизвольно считает, что ведущий обращается именно к нему. Если речь идет о научных рассказах (как, например, в киножурнале «Хочу все знать», авторы употребляют научные термины, в зависимости от темы сюжета (например, атомы, децибелы, частицы, дефект масс и многие другие).
Если участники детских программ используют сложные предложения, они интонационно делают логические ударения, чтобы аудитория могла легко на слух воспринимать информацию. Также интонацией показывают тип предложения по цели высказывания. Ведущие используют элементы невербального общения, чтобы заинтересовать юных зрителей, вовлечь их в беседу, добавить в диалог элемент игры.
29 популярных советских детских программ были проанализированы по следующим критериям: жанр, функция, направленность. Самым популярным жанром среди программ был такой жанр, как телеспектакль. Подобные передачи выполняли образовательную, социально-педагогическую и рекреативную функции. Также популярностью пользовались передачи в жанре журнала, их демонстрировали в кинотеатрах перед показами фильмов. Чаще это был научно-просветительские журнал, в верстку которого входили сюжеты обо всем интересном, что происходит на Земле и даже за ее пределами (например, сюжеты о космосе), например, киножурнал «Хочу все знать». Также авторы использовали жанр игры, что позволяло создать диалог с аудиторией, и в форме игры или викторины донести до юных зрителей какие-либо знания. Жанрообразующим фактором стали информационные потребности аудитории.
Были изучены 6 популярных в то время ведущих, найдены общие черты. У всех дикторов было высшее образование (преимущественно окончили ГИТИС), на телевидении пришли в среднем в 30 лет. Нужно отметить, что работали они примерно в одно и то же время - это 60, 70, 80-ые годы 20 века. Вели наиболее популярные тогда передачи: «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», «Умелые руки». Никаких сложных псевдонимов не было, ведущих называли так - тетя Таня, дядя Володя. У всех был приятный голос и внешность, хорошая дикция. В кадре дикторы использовали такие элементы невербального общения, как жесты и мимика.
Телевидение в целом выполняло и продолжает выполнять целый ряд функций: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, управленческую, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную и рекреативную. Отличительной особенностью программ для детей того времени можно назвать то, что перед показом сказки или мультфильма ведущие рассказывали либо об авторе произведения, либо о духовных и нравственных ценностях, либо о нормах поведения, в программах пропагандировали стремление к знаниям, здоровый образ жизни, занятия спортом. Это связано с тем, что в то время не было детских каналов, на которых как сегодня круглосуточно транслируют детские фильмы. Небольшим выбором программ и редкостью их выхода (обычно транслировали по утрам и по вечерам в выходные) можно объяснить и такую высокую популярность передач.
Сегодня у юных зрителей широкий выбор не просто программ, но и каналов. Но где-то за всем этом разнообразием и злободневностью детские передачи подрастеряли ту особую душевность и наивный взгляд на вещи, которые так очаровывали зрителя времен СССР, иначе почему на современных видеохостингах столь востребованы передачи для детей времен СССР? Тема перспективная для дальнейшего изучения.
Ведущие использует разговорный стиль, но с элементами художественного и книжного стилей. Не употребляют жаргонизмы, просторечия и тому подобные лексические средства. Авторы широко используют средства художественной выразительности - эпитеты, метафоры, лексику с положительной коннотацией; синтаксические приемы - умолчания, риторические вопросы и предложения для создания диалога со зрителем. Благодаря этим приемам каждый юный зритель непроизвольно считает, что ведущий обращается именно к нему. Если речь идет о научных рассказах (как, например, в киножурнале «Хочу все знать», авторы употребляют научные термины, в зависимости от темы сюжета (например, атомы, децибелы, частицы, дефект масс и многие другие).
Если участники детских программ используют сложные предложения, они интонационно делают логические ударения, чтобы аудитория могла легко на слух воспринимать информацию. Также интонацией показывают тип предложения по цели высказывания. Ведущие используют элементы невербального общения, чтобы заинтересовать юных зрителей, вовлечь их в беседу, добавить в диалог элемент игры.
29 популярных советских детских программ были проанализированы по следующим критериям: жанр, функция, направленность. Самым популярным жанром среди программ был такой жанр, как телеспектакль. Подобные передачи выполняли образовательную, социально-педагогическую и рекреативную функции. Также популярностью пользовались передачи в жанре журнала, их демонстрировали в кинотеатрах перед показами фильмов. Чаще это был научно-просветительские журнал, в верстку которого входили сюжеты обо всем интересном, что происходит на Земле и даже за ее пределами (например, сюжеты о космосе), например, киножурнал «Хочу все знать». Также авторы использовали жанр игры, что позволяло создать диалог с аудиторией, и в форме игры или викторины донести до юных зрителей какие-либо знания. Жанрообразующим фактором стали информационные потребности аудитории.
Были изучены 6 популярных в то время ведущих, найдены общие черты. У всех дикторов было высшее образование (преимущественно окончили ГИТИС), на телевидении пришли в среднем в 30 лет. Нужно отметить, что работали они примерно в одно и то же время - это 60, 70, 80-ые годы 20 века. Вели наиболее популярные тогда передачи: «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», «Умелые руки». Никаких сложных псевдонимов не было, ведущих называли так - тетя Таня, дядя Володя. У всех был приятный голос и внешность, хорошая дикция. В кадре дикторы использовали такие элементы невербального общения, как жесты и мимика.
Телевидение в целом выполняло и продолжает выполнять целый ряд функций: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, управленческую, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную и рекреативную. Отличительной особенностью программ для детей того времени можно назвать то, что перед показом сказки или мультфильма ведущие рассказывали либо об авторе произведения, либо о духовных и нравственных ценностях, либо о нормах поведения, в программах пропагандировали стремление к знаниям, здоровый образ жизни, занятия спортом. Это связано с тем, что в то время не было детских каналов, на которых как сегодня круглосуточно транслируют детские фильмы. Небольшим выбором программ и редкостью их выхода (обычно транслировали по утрам и по вечерам в выходные) можно объяснить и такую высокую популярность передач.
Сегодня у юных зрителей широкий выбор не просто программ, но и каналов. Но где-то за всем этом разнообразием и злободневностью детские передачи подрастеряли ту особую душевность и наивный взгляд на вещи, которые так очаровывали зрителя времен СССР, иначе почему на современных видеохостингах столь востребованы передачи для детей времен СССР? Тема перспективная для дальнейшего изучения.



