Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №41175

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы171
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
482
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты организации методической
службы в детском саду как условия развития профессиональной
компетентности педагогов
1.1. Сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность
педагога»…………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности организации деятельности методической службы в детском
саду………………………………………………………………..……...……….16
1.3. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в условиях современного детского
сада………….26
Выводы по главе 1 ..……………………………………………………………..43
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по организации
методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
2.1. Анализ профессиональной компетентности педагогов и актуального
состояния организации методической службы детского сада
………………..45
2.2. Проектирование и апробирование системы методической деятельности
по развитию профессиональной компетентности педагогов детского
сада……..68
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования…..74
Выводы по главе 2 ………………………..……………………………………101
Заключение……………………………………………………………………...104
Список литературы……………….…………………………………………….106
Приложение

На современном этапе развития российского общества идёт активная
модернизация всей системы образования. С вступлением в силу в 2012 году
нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование получило статус первого самостоятельного уровня общего
образования, а в 2013 году впервые был утверждён Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее
- ФГОС ДО). Введение и реализация данного стандарта предъявляет к
педагогам соответствующие требования: они призваны учить и развивать
своих воспитанников в соответствии со стандартом, не забывая об
индивидуальности и развитии личности каждого ребёнка, что выступает
основной целью реализации ФГОС ДО.
В связи с этим одним из важнейших направлений в изменениях
системы образования выступает развитие кадрового потенциала, а именно
подготовка специалиста, постоянно и целенаправленно развивающегося в
профессии, обладающего высоким уровнем знаний и умений, навыками
рефлексии, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть
профессионально компетентного педагога.
Но тем не менее, необходимо учитывать то обстоятельство, что
направленность на подготовку «профессионально компетентного педагога»
является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в
образовательных учреждениях на данный момент работают педагогипрактики с более чем двадцатилетнем стажем работы, чья профессиональная
подготовка не в полной мере соответствует установкам «компетентностного
подхода». Эта тенденция в свою очередь приводит к противоречию между
социальным заказом общества к профессии педагога, перспективой развития
образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в
педагогической среде.4
Способствовать разрешению данного противоречия может
методическая работа, выступающая как один из системных аспектов в
непрерывной системе образования педагогических кадров и являющаяся
одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности
[3]. Деятельность современной методической службы должна строиться на
внедрении разнообразных форм организации повышения профессиональной
компетентности педагогов в соответствии с их уровнем профессиональной
компетентности и запросами как конкретного дошкольного образовательного
учреждения, так и конкретного педагога.
Однако, как показывает анализ, в организации методической службы в
детских садах в большинстве случаев преобладает установившейся подход к
реализации методической деятельности, не ориентированный на адекватную
перестройку в условиях реформирования образования.
Таким образом, нами было выявлено противоречие: между
современными требованиями к профессиональной деятельности педагога
дошкольной образовательной организации и преимущественно
установившимися подходами к реализации методической деятельности, не
ориентированными на адекватную перестройку в условиях реформирования
современного образования.
Обозначенное противоречие определило проблему нашего
исследования: какие формы методической работы и какое содержание
методической службы будут способствовать эффективному развитию
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного
учреждения?
Объект исследования: процесс развития профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: деятельность методической службы как
условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения.5
Цель: теоретически обосновать и практическим путём проверить
эффективность организации и содержания деятельности методической
службы, способствующей развитию профессиональной компетентности
педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что деятельность
методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами
были определены следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы раскрыть сущность и структуру понятия «профессиональная
компетентность педагога ДОУ».
2. Уточнить определение «методическая служба».
3. Спроектировать систему методической деятельности по развитию
профессиональной компетентности педагогов детского сада.
4. В ходе опытно-экспериментального исследования апробировать
спроектированную систему методической деятельности и определить степень
её эффективности в развитии профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
Методологической основой нашего исследования являются:
- концептуальные основы теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.);
- научные положения о сущности и направлениях профессионального
развития педагога (В.А. Болотов, В.С. Безрукова, Е.В. Коротаева, Т.А.
Сваталова и др.);6
- концепции построения педагогического процесса и содержания
образовательной деятельности ДОУ (К.Ю. Белая, Н.В. Микляева, М.М.
Поташник, Т.Н. Шамова и др.);
- научные работы о сущности и содержании компетенций педагога
(В.А. Сластёнин, А.А. Майер, Т.А. Сваталова и др.).
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога»»,
включающее компоненты: когнитивный, деятельностный и
профессионально-личностный;
- разработан и апробирован комплекс организационно-методических
условий, обеспечивающих эффективность процесса развития
профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлена сущность организации деятельности методической службы
детского сада по развитию профессиональной компетентности педагогов;
- система деятельности методической службы включает в себя этапы,
ориентированные на развитие всех трёх компонентов профессиональной
компетентности педагога: когнитивного, деятельностного, профессиональноличностного.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
воспроизведения, спроектированной автором системы деятельности
методической службы по развитию профессиональной компетентности
педагогов ДОО. Основные положения и выводы исследования могут быть
использованы в практике работы старших воспитателей детских садов.7
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Во введении обоснованы актуальность и мотивация выбора темы.
Первая глава содержит анализ психолого-педагогической литературы по
вопросам развития профессиональной компетентности педагогов и
организации деятельности методической службы в ДОО. Во второй главе
описан ход и результаты опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. В
заключении сформулированы выводы по проведённому исследованию.
Библиографический список представлен 59 источниками литературы. В
приложении приведены протоколы анкетирования педагогов детского сада;
паспорт проектной деятельности по развитию профессиональной
компетентности педагогов ДОО; конспекты мероприятий с педагогами.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май
месяц 2018 г. и проводилась на базе двух детских садов: МАДОУ № 395
Московского района и МБДОУ № 82 Кировского района г. Казани. В
эксперименте принимали участие 48 педагогов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После окончания педагогического учебного заведения
профессиональная подготовка педагога не заканчивается, а продолжается на
протяжении всей его профессиональной деятельности. Непрерывность
профессионального образования является необходимой предпосылкой
развития творческих способностей педагога ДОО и условием постоянного
развития его индивидуального педагогического опыта. Большую роль в
обеспечении повышения уровня профессиональной компетентности педагога
играет деятельность методической службы ДОУ [10].
Основная цель методической службы ДОО заключается в обновлении
содержания образования, повышении профессиональной компетентности
педагогов и в своевременном оказании им методической помощи.
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОО –
правильный выбор её модели в зависимости от целей, задач и подходов, на
которых она создаётся [49].
Проведённая нами опытно-экспериментальная деятельность по
организации методической работы с педагогами с целью развития их
профессиональной компетентности показала свою эффективность: на
контрольном этапе эксперимента в сравнении с результатами
констатирующего этапа. Педагоги экспериментальной группы
продемонстрировали значительное повышение сформированности
профессиональных компетенций по всем трём структурным компонентам
профессиональной компетентности – когнитивному, деятельностному и
профессионально-личностному. Это в свою очередь указывает на очевидную
положительную динамику в развитии профессиональной компетентности
педагогов в целом.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе
решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные105
практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы:
что деятельность методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.


Арсеньева, М.С., Кузнецова, С.В. Формирование профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
в условиях перехода на ФГОС – [электронный ресурс] – Режим
доступа: https://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/111-
2mos/237-arsenieva1 (дата обращения: 28.09.18 г.).
2. Атемаскина, Ю.В., Богославец,Л. Г. Современные педагогические
технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 112 с.
3. Атмахова, Л.Н., Возможности методической службы в развитии
профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения//Образование и наука, 2006 - №3 (39) –
С. 62-69. – [электронный ресурс] – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnosti-metodicheskoy-sluzhby-vrazvitii-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnogoobrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 27.09.2018г.).
4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности
педагога ДОУ: диагностический журнал. – М.: Учитель, 2013. – 78 с.
5. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном
ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010,
№ 3. – С. 82-85.
6. Безрукова, Е.В., Иванова, А.А. Подходы к планированию и
организации работы в ДОУ //Управление дошкольным
образовательным учреждением. – 2011, № 8. – С. 12.
7. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение – управление по
результатам//Дошкольное образование – 2005, № 21.
8. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование,
формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.107
9. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. /А.С.
Белкин – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2004. – 176 с.
10.Богомазова, С.Н. Роль методической службы дошкольного
образовательного учреждения в повышении профессиональной
компетентности педагогов – [электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://infourok.ru/rol-metodicheskoy-sluzhbi-doshkolnogoobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-povishenii-professionalnoykompetentnosti-pedagogov-711662.html (дата обращения 21.10. 2018).
11.Вакуленко, Л.С., Ахтырская, Ю.В., Кернер, О.А. Наставничество как
фактор становления профессиональной деятельности молодых
специалистов ДОО//Дошкольная педагогика, 2018 - № 1. – С. 56-60.
12. Васильева, Л.И. Управление коллективом воспитателей с разными
стратегиями работы//Управление дошкольным образовательным
учреждением. – 2011, № 8. – С. 60-63.
13.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы
и методы: методическое пособие/Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
14. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В. Методическая работа в
дошкольном образовательном учреждении – М.: ИНФРА-М, 2017. –
219 с.
15.Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей/Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс,
2008. – 208 с.
16.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами:
Нормативные документы и практика. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
17. Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе
ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006,
№ 6. – С. 70-78.108
18.Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего
воспитателя ДОУ. – М.: «Издательство скрипторий 2003», 2010. – 104
с.
19. Гурова, О.В. Квест как форма работы педагога – психолога с детьми
дошкольного возраста. Мастер-класс по конструированию квестов. –
[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psiholog-rmo.ru/wp/wpcontent/uploads/2017/03/20170503-gurova_doklad.pdf (дата обращения
21.10.2018).
20. Дуброва, В.П., Милашевич, Е.П. Организация методической работы в
дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – 123 с.
21.Дубцова, М. В. Эффективные формы методической работы с
педагогами в режиме развития [Текст] // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы VI Междунар. Науч. Конф. (г.
Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 54-57. — [электронный
ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7486/
(дата обращения: 05.10.2018).
22. Зверев, С.М. Игровые формы повышения квалификации кадров /С.М.
Зверев, Е.Б. Кондратьев, Г.А. Зверева. – М.: Знание, 1989. – 78 с.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. – 42 с.
24.Зиновенко, О. А., Егорова, Ж. С. К вопросу о профессиональной
компетентности педагога ДОО [Текст] // Педагогика: традиции и
инновации: материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск,
январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 106-109. –
[электронный ресурс] – Режим
доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11636/ (дата обращения
26.09.2018).109
25. Иванова, Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов
//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009,
№ 12. – С. 6-15.
26. Иванцова, И.А. Организация методического кабинета в
ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –
2008, № 10. – С. 6-11.
27.Климентьева, З.А. Методическая работа в дошкольной
образовательной организации: Краткий конспект лекций/З.А.
Климентьева; Каз. Федер. ун-т. – Казань, 2013. – 52 с.
28.Климентьева, З.А. Организация методической работы в детском
саду//Современное дошкольное образование и коррекционная
педагогика: теории, инновации, опыт: Сборник статей и методических
материалов международной НПК. 29 мая 2013 г./Под ред. В.
Габдулхакова, С. Башиновой. – Казань: КФУ, 2013. – 151 с.
29.Корешкова, М. Н., Рыжевская, М. А. Профессиональная
компетентность педагога дошкольного образования // Молодой
ученый. — 2016. — №24. — С. 464-466. — [электронный ресурс] –
Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35508/(дата обращения:
26.09.2018).
30. Кочкина, Н.А., Чернышёва, А.Н. Портфолио ДОУ: методические
рекомендации. – М. «Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
31.Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога:
Теоретический анализ понятия //Управление дошкольным
образовательным учреждением. – 2007, № 1. – С. 15-21.
32. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной
успешности педагога ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2012. – 78 с.
33. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога
дошкольного образования//Управление дошкольным образовательным
учреждением. – 2007, № 1. – С. 8-14.110
34. Машуков, А.В. Организация и проведение мастер-классов:
методические рекомендации. – Челябинск, 2010. – [электронный
ресурс] – Режим доступа: http://црт-созвездие.рф/wpcontent/uploads/2017/03/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD
%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0
%BD%D0%B8%D0%B5-
%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-
%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf
(дата обращения: 06.10.2018 г.).
35. Мисник, Л.В. Мастер-класс как одна из форм перспективного развития
профессиональной деятельности современного педагога//Дошкольная
педагогика, 2016 (сентябрь). – С. 12-14.
36.Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития
субъектов образования. – М.: СПб: Нестор-История, 2014. - 376 с.
37. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/Л.М.
Митина. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
38.Микляева, Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства
педагогов ДОУ: методическое пособие/Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.
– М.: Айрис – Пресс, 2008. – 144 с.
39.Мухина, С.А., Соловьёва, А.А. Нетрадиционные педагогические
технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384 с.
40. Новиков, А.М. Интеграция базового профессионального
образования//Педагогика, 1996, № 3. – С. 3-8.
41. Новицкая, В.А. Оценка деятельности методического кабинета
ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –
2009, № 10. – С. 21-27.111

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ