ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты организации методической
службы в детском саду как условия развития профессиональной
компетентности педагогов
1.1. Сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность
педагога»…………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности организации деятельности методической службы в детском
саду………………………………………………………………..……...……….16
1.3. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в условиях современного детского
сада………….26
Выводы по главе 1 ..……………………………………………………………..43
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по организации
методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
2.1. Анализ профессиональной компетентности педагогов и актуального
состояния организации методической службы детского сада
………………..45
2.2. Проектирование и апробирование системы методической деятельности
по развитию профессиональной компетентности педагогов детского
сада……..68
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования…..74
Выводы по главе 2 ………………………..……………………………………101
Заключение……………………………………………………………………...104
Список литературы……………….…………………………………………….106
Приложение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты организации методической
службы в детском саду как условия развития профессиональной
компетентности педагогов
1.1. Сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность
педагога»…………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности организации деятельности методической службы в детском
саду………………………………………………………………..……...……….16
1.3. Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в условиях современного детского
сада………….26
Выводы по главе 1 ..……………………………………………………………..43
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по организации
методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
2.1. Анализ профессиональной компетентности педагогов и актуального
состояния организации методической службы детского сада
………………..45
2.2. Проектирование и апробирование системы методической деятельности
по развитию профессиональной компетентности педагогов детского
сада……..68
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования…..74
Выводы по главе 2 ………………………..……………………………………101
Заключение……………………………………………………………………...104
Список литературы……………….…………………………………………….106
Приложение
На современном этапе развития российского общества идёт активная
модернизация всей системы образования. С вступлением в силу в 2012 году
нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование получило статус первого самостоятельного уровня общего
образования, а в 2013 году впервые был утверждён Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее
- ФГОС ДО). Введение и реализация данного стандарта предъявляет к
педагогам соответствующие требования: они призваны учить и развивать
своих воспитанников в соответствии со стандартом, не забывая об
индивидуальности и развитии личности каждого ребёнка, что выступает
основной целью реализации ФГОС ДО.
В связи с этим одним из важнейших направлений в изменениях
системы образования выступает развитие кадрового потенциала, а именно
подготовка специалиста, постоянно и целенаправленно развивающегося в
профессии, обладающего высоким уровнем знаний и умений, навыками
рефлексии, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть
профессионально компетентного педагога.
Но тем не менее, необходимо учитывать то обстоятельство, что
направленность на подготовку «профессионально компетентного педагога»
является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в
образовательных учреждениях на данный момент работают педагогипрактики с более чем двадцатилетнем стажем работы, чья профессиональная
подготовка не в полной мере соответствует установкам «компетентностного
подхода». Эта тенденция в свою очередь приводит к противоречию между
социальным заказом общества к профессии педагога, перспективой развития
образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в
педагогической среде.4
Способствовать разрешению данного противоречия может
методическая работа, выступающая как один из системных аспектов в
непрерывной системе образования педагогических кадров и являющаяся
одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности
[3]. Деятельность современной методической службы должна строиться на
внедрении разнообразных форм организации повышения профессиональной
компетентности педагогов в соответствии с их уровнем профессиональной
компетентности и запросами как конкретного дошкольного образовательного
учреждения, так и конкретного педагога.
Однако, как показывает анализ, в организации методической службы в
детских садах в большинстве случаев преобладает установившейся подход к
реализации методической деятельности, не ориентированный на адекватную
перестройку в условиях реформирования образования.
Таким образом, нами было выявлено противоречие: между
современными требованиями к профессиональной деятельности педагога
дошкольной образовательной организации и преимущественно
установившимися подходами к реализации методической деятельности, не
ориентированными на адекватную перестройку в условиях реформирования
современного образования.
Обозначенное противоречие определило проблему нашего
исследования: какие формы методической работы и какое содержание
методической службы будут способствовать эффективному развитию
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного
учреждения?
Объект исследования: процесс развития профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: деятельность методической службы как
условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения.5
Цель: теоретически обосновать и практическим путём проверить
эффективность организации и содержания деятельности методической
службы, способствующей развитию профессиональной компетентности
педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что деятельность
методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами
были определены следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы раскрыть сущность и структуру понятия «профессиональная
компетентность педагога ДОУ».
2. Уточнить определение «методическая служба».
3. Спроектировать систему методической деятельности по развитию
профессиональной компетентности педагогов детского сада.
4. В ходе опытно-экспериментального исследования апробировать
спроектированную систему методической деятельности и определить степень
её эффективности в развитии профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
Методологической основой нашего исследования являются:
- концептуальные основы теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.);
- научные положения о сущности и направлениях профессионального
развития педагога (В.А. Болотов, В.С. Безрукова, Е.В. Коротаева, Т.А.
Сваталова и др.);6
- концепции построения педагогического процесса и содержания
образовательной деятельности ДОУ (К.Ю. Белая, Н.В. Микляева, М.М.
Поташник, Т.Н. Шамова и др.);
- научные работы о сущности и содержании компетенций педагога
(В.А. Сластёнин, А.А. Майер, Т.А. Сваталова и др.).
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога»»,
включающее компоненты: когнитивный, деятельностный и
профессионально-личностный;
- разработан и апробирован комплекс организационно-методических
условий, обеспечивающих эффективность процесса развития
профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлена сущность организации деятельности методической службы
детского сада по развитию профессиональной компетентности педагогов;
- система деятельности методической службы включает в себя этапы,
ориентированные на развитие всех трёх компонентов профессиональной
компетентности педагога: когнитивного, деятельностного, профессиональноличностного.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
воспроизведения, спроектированной автором системы деятельности
методической службы по развитию профессиональной компетентности
педагогов ДОО. Основные положения и выводы исследования могут быть
использованы в практике работы старших воспитателей детских садов.7
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Во введении обоснованы актуальность и мотивация выбора темы.
Первая глава содержит анализ психолого-педагогической литературы по
вопросам развития профессиональной компетентности педагогов и
организации деятельности методической службы в ДОО. Во второй главе
описан ход и результаты опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. В
заключении сформулированы выводы по проведённому исследованию.
Библиографический список представлен 59 источниками литературы. В
приложении приведены протоколы анкетирования педагогов детского сада;
паспорт проектной деятельности по развитию профессиональной
компетентности педагогов ДОО; конспекты мероприятий с педагогами.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май
месяц 2018 г. и проводилась на базе двух детских садов: МАДОУ № 395
Московского района и МБДОУ № 82 Кировского района г. Казани. В
эксперименте принимали участие 48 педагогов.
модернизация всей системы образования. С вступлением в силу в 2012 году
нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование получило статус первого самостоятельного уровня общего
образования, а в 2013 году впервые был утверждён Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее
- ФГОС ДО). Введение и реализация данного стандарта предъявляет к
педагогам соответствующие требования: они призваны учить и развивать
своих воспитанников в соответствии со стандартом, не забывая об
индивидуальности и развитии личности каждого ребёнка, что выступает
основной целью реализации ФГОС ДО.
В связи с этим одним из важнейших направлений в изменениях
системы образования выступает развитие кадрового потенциала, а именно
подготовка специалиста, постоянно и целенаправленно развивающегося в
профессии, обладающего высоким уровнем знаний и умений, навыками
рефлексии, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть
профессионально компетентного педагога.
Но тем не менее, необходимо учитывать то обстоятельство, что
направленность на подготовку «профессионально компетентного педагога»
является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в
образовательных учреждениях на данный момент работают педагогипрактики с более чем двадцатилетнем стажем работы, чья профессиональная
подготовка не в полной мере соответствует установкам «компетентностного
подхода». Эта тенденция в свою очередь приводит к противоречию между
социальным заказом общества к профессии педагога, перспективой развития
образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в
педагогической среде.4
Способствовать разрешению данного противоречия может
методическая работа, выступающая как один из системных аспектов в
непрерывной системе образования педагогических кадров и являющаяся
одним из условий эффективного развития профессиональной компетентности
[3]. Деятельность современной методической службы должна строиться на
внедрении разнообразных форм организации повышения профессиональной
компетентности педагогов в соответствии с их уровнем профессиональной
компетентности и запросами как конкретного дошкольного образовательного
учреждения, так и конкретного педагога.
Однако, как показывает анализ, в организации методической службы в
детских садах в большинстве случаев преобладает установившейся подход к
реализации методической деятельности, не ориентированный на адекватную
перестройку в условиях реформирования образования.
Таким образом, нами было выявлено противоречие: между
современными требованиями к профессиональной деятельности педагога
дошкольной образовательной организации и преимущественно
установившимися подходами к реализации методической деятельности, не
ориентированными на адекватную перестройку в условиях реформирования
современного образования.
Обозначенное противоречие определило проблему нашего
исследования: какие формы методической работы и какое содержание
методической службы будут способствовать эффективному развитию
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного
учреждения?
Объект исследования: процесс развития профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: деятельность методической службы как
условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения.5
Цель: теоретически обосновать и практическим путём проверить
эффективность организации и содержания деятельности методической
службы, способствующей развитию профессиональной компетентности
педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что деятельность
методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами
были определены следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы раскрыть сущность и структуру понятия «профессиональная
компетентность педагога ДОУ».
2. Уточнить определение «методическая служба».
3. Спроектировать систему методической деятельности по развитию
профессиональной компетентности педагогов детского сада.
4. В ходе опытно-экспериментального исследования апробировать
спроектированную систему методической деятельности и определить степень
её эффективности в развитии профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
Методологической основой нашего исследования являются:
- концептуальные основы теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.);
- научные положения о сущности и направлениях профессионального
развития педагога (В.А. Болотов, В.С. Безрукова, Е.В. Коротаева, Т.А.
Сваталова и др.);6
- концепции построения педагогического процесса и содержания
образовательной деятельности ДОУ (К.Ю. Белая, Н.В. Микляева, М.М.
Поташник, Т.Н. Шамова и др.);
- научные работы о сущности и содержании компетенций педагога
(В.А. Сластёнин, А.А. Майер, Т.А. Сваталова и др.).
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога»»,
включающее компоненты: когнитивный, деятельностный и
профессионально-личностный;
- разработан и апробирован комплекс организационно-методических
условий, обеспечивающих эффективность процесса развития
профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлена сущность организации деятельности методической службы
детского сада по развитию профессиональной компетентности педагогов;
- система деятельности методической службы включает в себя этапы,
ориентированные на развитие всех трёх компонентов профессиональной
компетентности педагога: когнитивного, деятельностного, профессиональноличностного.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
воспроизведения, спроектированной автором системы деятельности
методической службы по развитию профессиональной компетентности
педагогов ДОО. Основные положения и выводы исследования могут быть
использованы в практике работы старших воспитателей детских садов.7
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Во введении обоснованы актуальность и мотивация выбора темы.
Первая глава содержит анализ психолого-педагогической литературы по
вопросам развития профессиональной компетентности педагогов и
организации деятельности методической службы в ДОО. Во второй главе
описан ход и результаты опытно-экспериментальной деятельности по
организации методической службы в детском саду как фактора развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. В
заключении сформулированы выводы по проведённому исследованию.
Библиографический список представлен 59 источниками литературы. В
приложении приведены протоколы анкетирования педагогов детского сада;
паспорт проектной деятельности по развитию профессиональной
компетентности педагогов ДОО; конспекты мероприятий с педагогами.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017 г. по май
месяц 2018 г. и проводилась на базе двух детских садов: МАДОУ № 395
Московского района и МБДОУ № 82 Кировского района г. Казани. В
эксперименте принимали участие 48 педагогов.
После окончания педагогического учебного заведения
профессиональная подготовка педагога не заканчивается, а продолжается на
протяжении всей его профессиональной деятельности. Непрерывность
профессионального образования является необходимой предпосылкой
развития творческих способностей педагога ДОО и условием постоянного
развития его индивидуального педагогического опыта. Большую роль в
обеспечении повышения уровня профессиональной компетентности педагога
играет деятельность методической службы ДОУ [10].
Основная цель методической службы ДОО заключается в обновлении
содержания образования, повышении профессиональной компетентности
педагогов и в своевременном оказании им методической помощи.
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОО –
правильный выбор её модели в зависимости от целей, задач и подходов, на
которых она создаётся [49].
Проведённая нами опытно-экспериментальная деятельность по
организации методической работы с педагогами с целью развития их
профессиональной компетентности показала свою эффективность: на
контрольном этапе эксперимента в сравнении с результатами
констатирующего этапа. Педагоги экспериментальной группы
продемонстрировали значительное повышение сформированности
профессиональных компетенций по всем трём структурным компонентам
профессиональной компетентности – когнитивному, деятельностному и
профессионально-личностному. Это в свою очередь указывает на очевидную
положительную динамику в развитии профессиональной компетентности
педагогов в целом.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе
решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные105
практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы:
что деятельность методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
профессиональная подготовка педагога не заканчивается, а продолжается на
протяжении всей его профессиональной деятельности. Непрерывность
профессионального образования является необходимой предпосылкой
развития творческих способностей педагога ДОО и условием постоянного
развития его индивидуального педагогического опыта. Большую роль в
обеспечении повышения уровня профессиональной компетентности педагога
играет деятельность методической службы ДОУ [10].
Основная цель методической службы ДОО заключается в обновлении
содержания образования, повышении профессиональной компетентности
педагогов и в своевременном оказании им методической помощи.
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОО –
правильный выбор её модели в зависимости от целей, задач и подходов, на
которых она создаётся [49].
Проведённая нами опытно-экспериментальная деятельность по
организации методической работы с педагогами с целью развития их
профессиональной компетентности показала свою эффективность: на
контрольном этапе эксперимента в сравнении с результатами
констатирующего этапа. Педагоги экспериментальной группы
продемонстрировали значительное повышение сформированности
профессиональных компетенций по всем трём структурным компонентам
профессиональной компетентности – когнитивному, деятельностному и
профессионально-личностному. Это в свою очередь указывает на очевидную
положительную динамику в развитии профессиональной компетентности
педагогов в целом.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе
решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные105
практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы:
что деятельность методической службы будет эффективной, если:
- подготовка и переподготовка педагогов дошкольного
образовательного учреждения осуществляется через совершенствование всех
трёх компонентов профессиональной компетентности: когнитивного,
деятельностного, профессионально-личностного;
- в деятельности методической службы применяются разнообразные
формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Организация групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Организационно - методические условия развития профессиональной рефлексии у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие профессиональной организованности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017



