Введение 3
Глава 1. Блоггинг и журналистика: теоретический аспект 8
1.1. Понятия «блоггинг» и «журналистика» 8
1.2. Блог как тематическое средство массовой информации 13
1.3. Трэвел-журналистика как явление современного
медиапространства 18
1.4. Характерные черты трэвел-блоггинга и трэвел-
тележурналистики 28
Глава 2. Функциональные отличия трэвел-блоггинга и трэвел-
тележурналистики 46
2.1. Анализ трэвел-блогов Дарьи Сиротиной, Милы Деменковой
и Лены Пиннивух 47
2.2. Особенности журналистики путешествий на телевидении на
примере телепередачи «Руссо туристо», «Следуй за мной», «Далеко и ещё дальше» и других 53
2.3. Тенденции развития трэвел-блоггинга и трэвел-
журналистики 59
Заключение 68
Список использованной литературы и источников 71
Журналистика путешествий, возникшая из жанра путевых заметок и очерков, продолжает двигаться вперед, подстраиваясь под быстро меняющиеся течения в обществе. Процессы глобализации, дигитализации, конвергенции подводят журналистов к поискам новых тем и форм их подачи.
Сейчас журналистика путешествий занимает отдельную нишу в современных СМИ. Сравнительно недавно появился новый термин этого особого направления журналистики - трэвел-журналистика. В рамках трэвел- журналистики массовому потребителю предоставляется информация о путешествиях с учетом географических, исторических, культурных и прочих аспектов. Трэвел-журналистика не всегда следует традиционным
журналистским идеалам и редко руководствуется понятием общественного интереса. Существовавшая прежде в формате телевизионных передач о путешествиях, путевых радио-заметок, на сегодняшний день, с появлением блогосферы, она приняла совершенной иной облик.
Трудно переоценить значимость сети Интернет в развитии трэвел- журналистики. Непосредственный контакт с аудиторией, возможность поделиться впечатлениями от поездок, найти сообщников, путешествовать с автором в режиме реального времени - все это стало доступно даже обывателю.
Модернизация трэвел-направления расширила способы подачи
информации, основываясь на предпочтениях читательской аудитории. На сегодняшний день, в трэвел-журналистику в интернет-СМИ входят не только блоги, но и страницы трэвел-фотографов, видео и аудио сюжеты, а также виртуальные карты.
Актуальность выбранной темы напрямую связана с пониманием процессов, происходящих в современном обществе. Сегодня трэвел- тележурналисты и трэвел-блогеры практически полностью определяют восприятие аудиторией информации, связанной с путешествиями, активным или пляжным отдыхом, историческими или национальными традициями того или иного места на карте мира. В зависимости от подачи ими информационного материала провоцируется популярность определённых направлений туризма и, таким образом, оказывается существенное влияние на процесс мировой глобализации. Этот фактор обязательно нужно брать в расчет. Как трэвел- журналистика, так и трэвел-блогерство требуют внимательного изучения с целью понимания их влияния на более глобальные процессы. По мнению С.Ю. Лучинской «проблема, связанная с процессом глобализации масс-медиа, продолжает оставаться актуальной» . Кроме того, посредством изучения данной темы можно понять стремление современного человека все успеть по максимуму: и состояться в профессии, и удовлетворить жажду общения, и посмотреть мир, и себя показать. Независимость и открытость - преобладающие характеристики современных трэвел-журналистики и трэвел- блоггинга.
По степени изученности данную тему можно отнести к малоизученной в части изученности всех направлений и видов трэвел-журналистики в их совокупности. Есть разработки по направлению непосредственно трэвел- журналистики (работы Б.И. Есина, С.Ю. Лучинской, Н.В. Кривцова, Д. Соколова-Митрича, С.Г. Тер-Минасовой, М.А. Аникиной, Д.Ф. Гримана, Д.А. Ереминой, А.В. Мухи, Н.М. Масловой, А.А. Новиковой, К.И. Панцырева, Т. Ю. Редкиной, Н.И. Федосеевой). Есть разработки телевизионного формата данного направления (работы С.Н. Акинфиева, Р.А. Борецкого А.Г. Качкаевой, И.Н. Кемарской, А.А. Новикова, С.В. Разумова, А.В. Тютиной, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Г.В. Кузнецова, Н.В. Баландинского). Есть исследования в сфере трэвел-блоггинга (работы М.А. Паниковской, И.В. Показаньевой, А.И. Казиной, Н.А. Расхваловой, Л.А. Поелуевой). Но несмотря на долгую практику существования телепрограмм о путешествиях на российском телевидении, огромного пространства блогосферы в просторах сети Интернет, до сих пор нет научных работ, учебных пособий, которые бы совмещали анализ всех существующих на сегодняшний день направлений трэвел-журналистики и могли бы догнать в ее стремительном развитии.
В качестве гипотезы исследования возьмем предположение о том, что деятельность трэвел-тележурналистики и трэвел-блоггинга имеет
функциональные отличия.
Объект исследования - функциональные особенности трэвел-блогерства и трэвел-журналистики.
Предмет исследования - отличия и сходства в функциональных особенностях работы трэвел-блогера и трэвел-тележурналиста.
Цель - раскрытие характерных отличительных особенностей трэвел- журналиста и трэвел-блогера.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи данного исследования:
• изучить работу трэвел-журналиста и трэвел-блогера;
• определить характерные особенности трэвел-блогера и трэвел- журналиста;
• провести сравнительный анализ на основе конкретных телевизионных программ и блогов этого направления;
• сопоставить полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Эмпирическая база данного исследования состоит из совокупности
вышедших в эфир материалов трэвел-шоу «Руссо туристо» (СТС), программы «Следуй за мной» (Первый канал РТ), передачи «Далеко и ещё дальше» (ТВ3), трэвел-шоу «Вокруг света во время декрета» (СТС), «Жизнь других» (РТ), а также материалов блогов трэвел-блогеров Дарьи Сиротиной, Милы Деменковой и Лены Пиннивух.
Хронологические рамки исследования. В работе выбран исследуемый период с 2010 года по настоящее время. Это сделано не случайно, т.к. именно в последнее десятилетие российскому телезрителю стало доступно большое количество трэвел-телепередач, как транслируемых со всего мира на русском языке, так и российского производства, а также в связи с появлением разнообразных русских трэвел-блогов, заполнивших Интернет-пространство. Такому форсированному развитию трэвел-направления способствовала ситуация с падением «железного занавеса», постепенное осознание открытых границ, рост интереса в сочетании с массовой доступностью бюджетных путешествий, например, заказ туров через сайты аналогичные biglion.ru, нарастающий последние 10 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, чтобы провести сравнительный анализ очень широкого направления журналистики, как трэвел- журналистика, и ее подвида трэвел-блоггинга.
Теоретическая база исследования представляет собой совокупность следующих материалов:
• возникновение блоггинга и журналистики (Б.И. Есин, К.А.
Панцерев);
• теоретическая основа трэвел-блоггинга (И.В. Показаньева);
• рассмотрение блога как тематического средства СМИ и специфики
трэвел-журналистики в блогосфере (Л.А. Поелуева, М.А. Паниковская,
Н.А. Рахвалова);
• трэвел-журналистики как явления современного медиапространства
(И.В. Показаньева, ТМ. Жаплова, С.Ю. Лучинская);
• трэвел-журналистика в практике современного телевидения
(Н. Больц, Г.В. Кузнецов, Н.В. Баландинский, В.Л. Цвик, А.Я. Юровской);
• специфика трэвел-журналистики (Н.М. Маслова, Н.В. Кривцов, Д.
Соколов-Митрич);
• специфика интернет-журналистики (М.А. Уланова, С.Г. Тер-
Минасова);
• функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста (И.В.
Показаньева, А.А. Тертычный).
Методы исследования. В работе использован метод сравнительного
анализа, проведен анализ видеосюжетов, литературы и публикаций на тему исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование показывает насколько сейчас становятся не критичны выявленные отличия трэвел-блоггинга и трэвел-тележурналистики, если рассматривать их с точки зрения получения определенной специальности и профессионального опыта в данной сфере, и следовательно, любой желающий может не только попробовать свои силы в организации самостоятельных путешествий, но и научиться тому, как зарабатывать в путешествиях, в том числе и на ведении своего собственного блога, как стать востребованным специалистом и в то же время посмотреть весь мир.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с четырьмя параграфами в первой главе и тремя параграфами во второй главе, заключения, списка использованной литературы и источников.
Во введении сформулированы цели и основные задачи работы, обозначены теоретическая и эмпирическая базы, хронологические рамки и методология исследования, обоснована актуальность темы исследования.
В первой главе описан теоретический аспект блоггинга и журналистики, а также рассмотрены характерные черты трэвел-журналистики и трэвел- блоггинга.
Вторая глава содержит практическое исследование отличительных особенностей трэвел-журналиста и трэвел-блогера, результаты проведенного анализа трэвел-блогов и телевизионных трэвел-передач исследуемого периода, а также тенденции развития трэвел-блоггинга и трэвел-журналистики.
В заключении подведены общие итоги и сделаны выводы на основе полученных данных об общих и отличительных особенностях трэвел-блоггинга и телевизионной трэвел-журналистики.
Понимание основной миссии средств массовой информации как важного источника популяризации знаний о других народах и странах, а также их роли в межнациональном общении, приводит к определенной методологии проводимого исследования. При определении места направления трэвел в современной системе СМИ, а также при прослеживании его истории, основное внимание должно уделяться проблемам трэвел-журналистики в контексте актуальных вызовов глобализации. Отсюда становится очевидна неправильность подхода к трэвел-журналистике как к «несерьезному» направлению.
Сегодня в современном мире при постоянно возрастающем значении интегративно-коммуникационной функции трэвел-журналистики мы в то же время наблюдаем ее превращение в рыночно-ориентированное направление. Это во многом связано с общей тенденцией перемещения масс-медиа в область инфотейнмента, а также с причинами объективного характера, в том числе экономического. Под влиянием распространения интернета, интернетжурналистики, в частности блоггинга, произошли качественные сдвиги. Но в итоге это привело к значительному снижению глубины освещения тем в трэвел- публикациях и практически отсутствию аналитичности. Отчасти все происходящее связано с отсутствием качественной специальной подготовки трэвел-журналистов, отсутствием должного изучения теории и практики трэвел-журналистики, так как специальное обучение трэвел-журналистике предлагается в основном в виде онлайн занятий, которые не могут дать серьезного уровня подготовки. Трэвел-журналист должен четко понимать свои задачи и обладать определенной компетенцией в тематике туризма и путешествий.
В результате проделанной работы определена специфика трэвел- журналистики, изучена деятельность трэвел-журналиста и трэвел-блогера, рассмотрены характерные черты трэвел-журналиста и трэвел-блогера, определены их характерные особенности и выявлены функциональные отличия, проведен сравнительный анализ конкретных трэвел-блогов и рассмотрены особенности трэвел-журналистики на телевидении на примере конкретных телевизионных программ. Методом сопоставления полученных данных сделаны соответствующие выводы.
Таким образом, деятельность трэвел-журналиста и трэвел-блогера практически ничем особо не отличается и, если описать кратко, состоит из путешествий по выбранным маршрутам, описания, как маршрутов, так и впечатлений, связанных с посещением исторических и культурных объектов, общением с местным населением. В этом просматривается специфика трэвел- журналистики - это направление журналистики, охватывающее все, что так или иначе связано с путешествиями.
В качестве характерных особенностей трэвел-журналиста были определены такие, как наличие в его арсенале профессионального образования в направлении журналистики и определенного опыт работы в СМИ; зависимость в выборе, как маршрута путешествия, так и акцентов в подаче материала, от предпочтений работодателя; деятельность трэвел-журналиста подразумевает участие в создании группового продукта, что автоматически не позволяет быть необъективным или предвзятым в суждениях и подаче материала.
Характерными особенностями трэвел-блогера можно назвать чаще всего отсутствие образования профессиональной направленности в области журналистики и, как следствие, отсутствие опыта работы в СМИ; абсолютно свободный график как путешествий, так и подготовки, обновления и размещения материалов в блоге; зависимость только от своего собственного желания, временных, творческих и других возможностей, так как все то, что создает трэвел-блогер в процессе своей деятельности, является его персональным творением; главной особенностью в подаче материала трэвел- блогером становится трансляция его через призму собственного восприятия,
сама индивидуальность трэвел-блогера.
При проведении сравнительного анализа на основе конкретных телевизионных программ и блогов и сопоставлении полученных данных оказалось, что, так как сейчас практически стерты какие-либо границы в подаче материала, сама манера подачи материала перестала быть функциональным отличием трэвел-журналиста и трэвел-блогера.
В итоге, сегодня роль как трэвел-журналиста, так и трэвел-блогера, которые по сути означают разные явления, но существуют в рамках одинаковой терминологии, тематики и проблематики, состоит в трансформации опыта, открытии новых мест для путешествий и передачи информации об их особенностях аудитории либо путешествие в абсолютно новом контексте по давно исхоженным тропам. А уже аудитория сама должна решить, каким способом ей удобнее получать информацию. Впечатление мгновенного перемещения из одной географической точки в другую в процессе просмотра трэвел-передачи либо чтения материалов трэвел-блога, создает у зрителя/читателя иллюзию, что он человек мира. Через изменение человеческого восприятия, изменяется мировоззрение, представление о культурах, разрушается принятая в обществе стереотипизация знаний.
Оказывая влияние на такие значимые процессы, как мировая глобализация, работа трэвел-тележурналистов и трэвел-блогеров стирает языковые и территориальные барьеры и на сегодняшний момент практически полностью определяет восприятие аудиторией того или иного места на карте мира в зависимости от подачи информационного материала и тем самым провоцирует популярность определённых направлений туризма.
1. Лучинская, С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс- медиа. Диссертация. [Электронный ресурс].-URL:
http://www.dissercat.com/content/zhurnaly-travelogi-v-usloviyakh- globalizatsii-mass-media#ixzz4erIu8CM3 (дата обращения: 12.12.2018).
2. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/812872 (дата обращения: 12.12.2018).
3. Этимологический словарь русского языка/ под ред. акад. Н.М. Шанского. Вып.5. -М.: Московский университет, 1973. -Т 1. - С.304.
4. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/
wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8% D1 %81 %D 1 %82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения:
20.12.2018) .
5. Puhringer, S. Taylor, A. A Practitioner’s Report on Blogs as Potential Sources for Destination Marketing Intelligence// Journal of Vacation Marketing, №14,
2008. - С. 77-87.
6. Показаньева, И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блоггинга.
Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: Филология и искусствоведение. -2015. - № 3-4 (17). [Электронный ресурс]. URL: 7universum.com/ru/philology/archive/
item/2083 (дата обращения: 22.12.2018).
7. Электронный справочник «24». [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/blogosfera_kak_smi/ (дата обращения:
20.12.2018) .
8. Электронный справочник «24». [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/blogosfera_kak_smi/ (дата обращения:
20.12.2018) .
9. Показаньева, И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления
современного медиапространства/И.В. Показаньева. Электронный научный журнал «Медиаскоп». №3/2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 28.12.2018).
10. Википедия. [Электронный ресурс]. -URL: https ://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%A2%D1 %80%D 1 %8D%D0%B2%D0%B5%D0%BB-%D0%B6%D1 % 83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1 %81%D1 %82%D0 %B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 29.12.2018).
11. Редькина, Т.Ю. Этические и культурно-речевые нормы в трэвел- медиатексте/ Т.Ю. Редькина// Экология языка и коммуникативная практика, № 1, 2014. - С. 150-160.
12. Показаньева, И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства/ И. В. Показаньева // Мediascope. -
2013. -№3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru /node/1385 (дата обращения: 29.12.2018).
13. Поелуева, Л.А. Факт в публицистике: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10/ Л. А. Поелуева. - М., 1988. - С. 5.
14. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа/ Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. - М.: Вагриус, 1997. - С. 177.
15. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/А.А. Тертычный.- М.: Аспект Пресс, 2000. - С.205.
16. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/А.А. Тертычный.- М.: Аспект Пресс, 2000. - С.206.
17. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/А.А. Тертычный.- М.: Аспект Пресс, 2000. - С.201.
18. Жаплова, Т.М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском «глянце»//Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической
конференции. 17-19 октября 2013 г./ под ред. Р П. Баканова.- Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 228-232.
19. Жаплова, Т.М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском
«шянце»//Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической
конференции. 17-19 октября 2013 г./ под ред. Р П. Баканова.- Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 228.
20. Лучинская, С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс- медиа: дис. ... канд. филол. наук/С.Ю.Лучинская.- Краснодар, 2009. - С. 76-77.
21. Urry J. The Tourist Gaze // Sunday Times Travel. - Issue 75, April. - 2010. - P. 123.
22. Википедия. [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A2%D1 %83%D1 %80%D0%B8%D1 %81 %D1%82%D0%B8%D1 %8 7%D0%B5%D1 %81%D0%BA%D0%B0%D1 %8F_%D 1 %84%D0%BE%D1 %82%D0%BE%D0%B3%D1 %80%D0%B0%D1 %84%D0%B8%D1 %8F (дата обращения: 03.01.2019).
23. Показаньева, И.В. Погоня за экзотикой на телеэкране или трэвел-
журналистика на практике//Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 52-й
международной науч.-практ. конференции. 17-19 апреля 2013 г./отв. ред.- сост. С. Г. Корконосенко.- СПб.: СПбГУ, 2013.- С. 101.
24. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!/Д. Соколов-Митрич.- СПб.: Питер, 2014.- С. 189.
25. Кузнецов, Г.В. Концепции каналов /Телевизионная журналистика: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп./Г.В. Кузнецов.- М.: Изд-во Моск. унта; Наука, 2005. - С. 289.
26. Кузнецов, Г.В., Цвик, В.Л., Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика: учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. -
С. 287
27. Баландинский, Н.В. Географические проекты российского ТВ: кто есть
кто и что есть что? [Электронный ресурс].-URL:
http://www.geografia.ru/npprogr.html (дата обращения: 05.01.2019).
28. Электронный журнал «Travel russian news». [Электронный ресурс].-URL: https://www.trn-news.ru/news/69013 (дата обращения: 05.01.2019).
29. Кривцов, Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы/ Н.В. Кривцов// Вопросы теории и практики журналистики. -
2017. T6. № 3. - С. 358-359.
30. Ганзелка, И. Зикмунд, М. Африка грез и действительности. [Электронный ресурс].-URL: http://litrus.net/book/read/99381?p=4 (дата обращения: 10.01.2019).
31. Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра/Н.М. Маслова.- М., 1980. - С.72.
32. Больц, Н. Азбука медиа/Н. Больц.- М, 2011. - С.36.
33. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие/С.Г. Тер-Минасова.- М.: Слово/Slovo, 2000. - С.306.
34. Показаньева, И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блоггинга.
Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста
//Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. №3- 4(17)/2015 [Электронный ресурс]. -URL:
http://7universum. com/ru/philology/archive/item/2083 (дата обращения:
15.01.2019) .
35. Miguens J., Baggio R., & Costa C. Social media and Tourism Destination: TripAdvisor. Case Study // Advances in tourism research. 2008. №28.-2 с.
36. Сиротина, Д.Б. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL: http://darsik. com/travel/2016/06/kak-stat-uspeshnym-travel-blogerom/ (дата обращения: 18.01.2019).
37. Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блоггинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: Филология и искусствоведение. -2015. - № 3-4 (17). URL: 7universum.com/ru/philology/archive/item/2083 (дата обращения:
18.01.2019) .
38. Сиротина, Д.Б. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
http://darsik.com/travel/2017/03/kuda-sezdit-iz-moskvy-novyj-ierusalim/ (дата обращения: 18.01.2019).
39. Сиротина, Д.Б. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
http://darsik-dasha.livejournal.com/ (дата обращения: 18.01.2019).
40. Деменкова, М. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
http://bptrip.ru/sam-sebe-turagenstvo/ (дата обращения: 20.01.2019).
41. Деменкова, М. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
http://bptrip.ru/ (дата обращения: 20.01.2019).
42. Пиннивух, Л. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.instagram.com/pinnywooh/ (дата обращения: 19.02.2019).
43. Инстагаммар.ру. [Электронный ресурс].-URL:
http://instagrammar.ru/foto/7-luchshih-travel-bloggerov-instagram-iz-rossii/ (дата обращения: 19.02.2019).
44. Пиннивух, Л. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.instagram.com/p/Btsjn-EgYo3/ (дата обращения: 19.02.2019).
45. Пиннивух, Л. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.instagram.com/p/Btsjn-EgYo3/ (дата обращения: 19.02.2019).
46. Пиннивух, Л. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
https://roadsidetales.ru/about-pinnywooh/ (дата обращения: 19.02.2019).
47. Пиннивух, Л. Материалы блога. [Электронный ресурс].-URL:
https://roadsidetales.ru/about-pinnywooh/ (дата обращения: 19.02.2019).
48. Пиннивух, Л. Материалы канала YouTube. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.youtube.com/watch?v=gtz0TQu4d4g (дата обращения:
19.02.2019) .
49. Материалы видеохостинга. [Электронный ресурс].-URL: http://videomore.ru/russo_turisto/2_sezon (дата обращения: 22.01.2019).
50. Материалы Интернета, видеоархив. [Электронный ресурс].-URL: https://www.1tv.ru/shows/sleduy-za-mnoy/vypuski (дата обращения:
22.01.2019) .
51. Материалы Интернета, видеоархив. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.1tv.ru/shows/sleduy-za-mnoy/vypuski/iordaniya-sleduy-za- mnoy-vypusk-ot-29052016 (дата обращения: 22.01.2019).
52. Материалы Интернета, видеоархив. [Электронный ресурс].-URL:
http://www.vokrug.tv/product/show/daleko_i_eshche_dalshe/ (дата
обращения: 22.01.2019).
53. Материалы Интернета, видеоархив. [Электронный ресурс].-URL:
http://www.vokrug.tv/video/show/d025ea906f18ec7a88b648ad0f0ed360_dale ko_i_eshche_dalshe_s_mihailom_kozhuhovym_16_vypusk_meksika_2/
(дата обращения: 22.01.2019).
54. Ливингстон, Д. Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по 1855 г/ Д. Ливингстон. - М.: Географгиз, 1955. - С.7.
55. Материалы Интернета, видеоархив. [Электронный ресурс].-URL:
https://kinosshow.com/tok-shou/zhizn-drugih-s-zhannoj-badoevoj/zhizn- drugih-s-zhannoj-badoevoj-venetsiya-vypusk-ot-17-02-2019.html (дата
обращения: 26.02.2019).
56. Материалы конференций "Connect-Universum" 29 мая 2016, 10:39 http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/963.html (дата обращения: 22.01.2019).
57. Кривцов, Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы/ Н.В. Кривцов// Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. T6. № 3. - С. 355.
58. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления
современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В.
Показаньева // Мediascope. - 2013. - № 3. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 22.01.2019).
59. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления
современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В.
Показаньева // Мediascope. - 2013. - № 3. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 22.01.2019).
60. Материалы конференций "Connect-Universum" 29 мая 2016, 10:39
http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/963.html (дата обращения: 22.01.2019).
61. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: Volume I— The Rise of the Network Society (Malden, MA, Blackwell Publishers Inc.). - 1996. - С.2.
62. Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блоггинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: Филология и искусствоведение. -2015. - № 3-4 (17). URL: 7universum.com/ru/philology/archive/item/2083 (дата обращения: