ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXI ВЕКА 7
1.1 Особенности литературы как вида искусства 7
1.2 Художественная литература как фактор социализации 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПОДРОСТКОВ 25
2.1 Психолого-педагогический портрет современного подростка 25
2.2 Психолого-педагогический портрет современного старшеклассника....33
Выводы по второй главе 39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ 41
3.1 Методы исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 42
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо, но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку [19]. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии [14]. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства [40].
Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы - важнейшее условие успешности человека в обществе [26]. В начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных. Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом в конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастет в 32 раза [37]. Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, Л.Н Толстой, М. Горький, А. Энштейн. Чтение сегодня - способ соответствовать времени, его жестким требованиям [17]. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. Известны слова Иоганна Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Действительно, хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.
Объект исследования - подростки и старшеклассники.
Предмет исследования - литературные предпочтения подростков и старшеклассников.
Цель исследования - провести анализ литературных предпочтений у подростков и старшеклассников.
Гипотеза - литературные предпочтения современных подростков и старшеклассников существенно отличаются друг от друга.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. Провести опрос подростков и старшеклассников для выявления литературных интересов;
3. Выявить литературные предпочтения подростков и старшеклассников;
4. Провести сравнительный анализ литературных предпочтений у подростков и старшеклассников.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, опрос, методы математической обработки полученных результатов.
Методики исследования: сравнение литературных предпочтений было произведено с помощью оригинального авторского опроса, разработанного в процессе исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, исследования могут быть использованы учителями в учебном процессе в рамках дисциплины «литература». С помощью результатов исследования и проведения опроса можно отследить читательский интерес в классе, предложить прочитать ту или иную литературу для внеклассного чтения, тем самым повысить уровень и количество читающих подростков и старшеклассников. Проведённое исследование позволит скорректировать ход урока литературы, с учётом читательского интереса учащихся и тем самым повысить активность учащихся на уроке. Также полученные результаты исследования могут быть учтены учителями литературы при проведении внеклассных мероприятий по литературе. Построение внеклассных мероприятий по литературному чтению, с учётом читательского интереса учащихся позволит повысить заинтересованность обучающихся в участии на данных мероприятиях и позволит получить удовлетворение от проведённого занятия.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников.
Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у подростков и старшеклассников еще в дошкольном возрасте, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения. В настоящее время, мы можем говорить о том, что меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, время чтения на досуге, характер, способ работы с текстом, репертуар чтения детей и подростков, а также мотивы и стимулы чтения, предпочтения в выборе произведений. И самое важное, меняется и источник получения печатной информации, на смену книги приходит компьютер.
Если говорить о причинах выбора то или иной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир, чтение для решения своих мировоззренческих проблем, решения важных экзистенциальных вопросов, для саморазвития. Особенно любят старшеклассники читать произведения о современном человеке, который им близок и понятен, в которых отражены события, близкие по времени к юным читателям.
Начиная с подросткового возраста детей необходимо снова «ввести» в интересный и увлекательный мир чтения, а так же предложить произведения, которые будут им интересны. Родители в этом играют немаловажную роль, ведь именно в этот период книги для детей чаще всего выбирают взрослые. Взаимопонимание и слаженный диалог между родителями и детьми, совместное чтение, правильно подобранных книг поможет ввести литературу в повседневную жизнь ребенка. Родителям необходимо уважать самостоятельность выбора книг своих детей для чтения, даже если это не то произведение или не тот автор, которого выбрали бы для них взрослые. Важно, чтобы ребенка дома окружали книги, а взрослые являлись бы примером для своих детей, то есть не отказывались от чтения книг в пользу просмотра телевизора или новостных лент в Интернете. Впоследствии, когда дети взрослеют, родители могут играть роль советчика в выборе книг, но важно позволить ребенку развивать собственный читательский вкус. В подростковом возрасте у детей появляются новые интересы, и чтение может стать в это время для них жизненной опорой, дать необходимую информацию и помочь сформировать их собственные вкусы, понять поведение окружающих.
Исходя из темы нашего исследования, была предложена гипотеза о том, что литературные предпочтения у подростков и старшеклассников не различны.
По результатам проведенного исследования, с помощью опросов для он-лайн голосования в сети Интернет, в социальной группе «ВКонтакте» в книжных сообществах (URL: https: //vk. com/youngadultbooks и URL:
https://vk.com/young adult collection), мы провели сравнительный анализ, который показал, что современные подростки и старшеклассники предпочитают такие литературные жанры, как фэнтэзи, романы и приключения. Таким образом, наша гипотеза исследования не подтвердилась.
Подростки, как и старшеклассники, увлекаются жанрами книг фэнтэзи, романы и приключения. Также мы проанализировали в социальной сети «ВКонтакте» в книжных сообществах запросы подростков и старшеклассников о книгах определенного жанра и сюжетной линии. Самыми распространенными оказались такие жанры как фэнтэзи, романы и приключения.
Современные подростки и старшеклассники предпочитают из этих литературных жанров таких авторов как Нил Гейман (Никогде), Люк Бессон (Артур и минипуты), Эли Фрей (Мой лучший враг), Джон Стивенс (Изумрудный атлас), Дж. Р.Р. Толкин (Властелин Колец), Дж. Роулинг (Гарри Поттер), Макс Фрай (Лабиринты Эхо.Чужак), Ренсом Риггз (Дом странных детей) и другие.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 386 с.
2. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности// Соц.ис. - М.: Наука, 1970. - С.19-21.
3. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соколов. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
4. Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. [Электронный ресурс] URL: http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm (дата обращения: 15.11.2018)
5. Бархатова Е.И., Саратцева С.Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 1-7. [Электронный ресурс] URL:
http://yun.moluch.ru/archive/6/331/ (дата обращения: 17.01.2019)
6. Береснева Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. — 2002. — N 6. — С. 15-17.
7. Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы: стенограмма заседания круглого стола. - 14 декабря 2004 г. Центр развития русского языка. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruscenter.ru/1246.html (дата обращения: 12.10.2018)
8. Борисенко Н.К. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». — 2005. — N 4. — С. 42-47.
9. Бутенко И.А. Юные читатели в век информатизации // Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов. - Ч. I. - М., 2001. - С. 29-42.
10. Вальдгард С.Л. Очерки психологии чтения. - М.-Л., 1931. 4.
11. Варганова Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / Г.В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
12. Виноградова Г.Г. Социальная ориентация и чтение подростков 11
- 15 лет // Детское чтение на рубеже веков: Проблемы.
Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов. - Ч. I. - М., 2001. - С. 63-66.
13. Внеклассная работа. Читательские интересы старшеклассников (По Маранцману В.Г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman Literatura 10kl Metod/11.ht ml (дата обращения: 15.01.2019)
14. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестн. Герценов. ун-та. - 2009. - № 11. - С. 24-33.
15. Выготский Л.С. Избранные произведения. - СПб. - 2002.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — С. 112-174.
17. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Психология развития человека, - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
18. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХ! века // Homo legens - Человек читающий. - М.: Школьная библиотека, 2006.
19. Голубева Е.И. Детское чтение в России: Реальность, опасения, прогнозы / Е.И. Голубева, В.П. Чудинова // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования. - М., 2003. - С. 9-16.
20. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дотттк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
21. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм? их значение для современного образования // Вопросы философии. 2002. № 2.
22. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
23. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Е.И. Голубева, В.П. Чудинова, Л.П. Михайлова. - М., 2001.
24. Дубинин Б.В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б. В.
Дубинин, Н.А. Зоркая // М.: Межрегиональный центр
библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.
25. Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования. - М.: МГ АПИ-МИПК, 1998. - 20 с.
26. Захарович Л. Детское чтение как феномен культурного наследия.//Библиотека подростка. - №5. - 2006. - с.31.
27. Кле М. Психология подростка. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Article/kle psih.php (дата обращения: 22.12.2018)
28. Колесникова Л.И. Читательский портрет современного подростка: (По материалам исследования чтения в Иркутской обл. дет. б- ке) // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. - Иркутск,
2002. - С. 55-62.
29. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.
30. Кондратьева О.Н. Читающее юношество и будущее России
(Обзор деятельности региональных юношеских и детскоюношеских библиотек России по отчётам за 2007 г.).
[Электронный ресурс] URL:
http://vmo.rgub.ru/lib activity/practice/rgub 4.php (дата обращения:
09.01.2019)
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998.
32. Костерина Нина «Дневник обыкновенной девушки» 1936 год. -
[Электронный ресурс] URL:
http://www.dnevnikovedenie.ru/N Kosterina/n kosterina 1936.html (дата обращения: 02.10.2018)
33. Купина Н.А., Литовская М.А., Николина Н.А. Массовая литература сегодня : учеб. пособие. - М. : Флинта, 2009. - 424 с.
34. Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков // Homo legens - Человек читающий. - М.: Школьная библиотека, 2006.
35. Материалы исследований, сделанных сотрудниками Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина. [Электронный ресурс] URL: http://www.kaverin.ru/methodical/issl (дата обращения: 15.12.2018)
36.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.:
Педагогическое общество России, 2001.
37.Олифер С. В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С. В. Олифер. — М.: Чистые пруды, 2008. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
38. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. - 1984. -№4. - С.15-30.
39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
40. Полищук М.А. Что читают тинейджеры? / М.А. Полищук // Новая библиотека. - М., 2005.-№1. - С. 10-12.
41. Решетникова О. Читать или не читать / О. Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — N 16. — С. 14.
42. Рублевская Л. Танцы с Муму. Что думают дети о летнем чтении//Советская Беларусь. - 16.09.2008 - с.13
43. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой М.: МГИК, 1992.
44. Самохина М.М. О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека (по результатам социологических исследований последних лет). [Электронный ресурс] URL: http://www.library.ru/ 1/sociolog/text/article.php?a uid=321 (дата обращения: 10.12.2018)
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.
46. Синотина Е.В. Читательские интересы ярославских
старшеклассников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue praktikam/34 4/ (дата
обращения: 12.11.2018)
47. Собкин В.С. Система ценностных ориентации в художественной культуре у старшеклассников // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 1979.
48. Собкин В.С., Крупник Е.П. Литература в художественнотворческом развитии школьников // Роль искусства в развитии способностей школьников. - М., 1985.
49. Собкин В.С., Писарский П.С. Круг чтения художественной литературы у старшеклассников. [Электронный ресурс] URL: http://www.hr-portal.ru/article/krug-chteniva-khudozhestvennoi- literatury-u-starsheklassnikov (дата обращения: 15.11.2018)
50. Тихомирова И.И. Психология детского чтения: от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.
51. Худякова С.Н. «Брось все и читай»/ С.Н. Худякова // Библиотека. - 2004.- №12. - С. 8-10.
52.Чернявская Н.Л. Формирование нового пространства чтения в мегаполисе // История и культура городов России: от традиции к модернизации. - Омск, 2006.
53. Чудинова В.П. Подростки и медиа в контексте социокультурных изменений // Мир подростка и подросток в мире: Материалы региональной научно-практической конференции. - Иваново,2003.
54.Чудинова В.П., Голубева Е.А. Что читают современные подростки.//Воспитание школьников. - №4. - 2004. - с.36.
55.Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. - М., 1967. - 280 с.
56. Юрасова Е.Н. Психотерапевтические функции чтения: роль метафор и символов в психическом развитии подростков // Психологические и педагогические аспекты деятельности библиотек в процессе формирования личности подростков и юношества: Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 2000.
57. Хализев В.Х. История литературы. [Электронный ресурс] URL: https://www.rulit.me/books/teoriva-literaturv-read-6298-92.html (дата обращения:11.02.2019г.)