НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ) В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках математики в начальной школе 6
1.1. Теоретические основы нетрадиционных форм и методов обучения в
начальной школе 6
1.2. Нестандартное умножение чисел: современные и старинные способы . 9
1.3. Преимущества и недостатки разных методов умножения 29
Выводы по 1 главе 33
Глава II Особенности обучения детей мигрантов в начальной школе 35
2.1. Отечественный опыт работы с детьми мигрантов: основные трудности 35
2.2. Миграция и школьное образование: опыт зарубежных стран 38
Глава III. Содержание и методика опытно - экспериментальной работы по проблеме исследования 46
3.1. Констатирующий этап эксперимента 46
3.2. Формирующий этап эксперимента 50
3.3. Контрольный этап эксперимента 57
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
Глава I Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках математики в начальной школе 6
1.1. Теоретические основы нетрадиционных форм и методов обучения в
начальной школе 6
1.2. Нестандартное умножение чисел: современные и старинные способы . 9
1.3. Преимущества и недостатки разных методов умножения 29
Выводы по 1 главе 33
Глава II Особенности обучения детей мигрантов в начальной школе 35
2.1. Отечественный опыт работы с детьми мигрантов: основные трудности 35
2.2. Миграция и школьное образование: опыт зарубежных стран 38
Глава III. Содержание и методика опытно - экспериментальной работы по проблеме исследования 46
3.1. Констатирующий этап эксперимента 46
3.2. Формирующий этап эксперимента 50
3.3. Контрольный этап эксперимента 57
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
Эпоху, в которую мы живём, можно назвать эпохой «непостоянной или изменчивой». Информация, которую мы получаем, меняется ежедневно и даже ежечасно. И чтобы прогрессировать вместе с миром, нужно быть не просто развитым человеком, нужно иметь достаточный багаж знаний, умений и навыков, которые можно развить уже в школе. К ним можно отнести и вычислительные навыки. Можно задаться вопросом: «А зачем в век технологий что-то считать самому, если это может за тебя сделать любой компьютер?» Да, действительно, в современном мире, чтобы решить простые арифметические выражения, все достают свои телефоны, которые имеют уже встроенные калькуляторы, и быстро решают примеры. Воспользоваться калькулятором умудряются школьники даже на уроках математики.
Ученые выявили, что у современного поколения резко снизились умственные способности. Мозг человека очень ленивое создание и всегда пытается упростить свою работу или перекинуть ее куда-то. Если под рукой всегда имеется такая вещь как телефон с калькулятором, который может всё быстро и правильно подсчитать, зачем самому выполнять вычислительные действия. Причем считают не только большие числа, а даже действия в пределах первой десятки при помощи калькулятора. А незнание таблицы умножения приводит к плохому усвоению дальнейшего материала по математике и к снижению вычислительных навыков, которые очень важны в и профессиональной и личной жизни человека.
За многие годы развития общества математики придумали много способов умножения, которые довольно просто дают результат вычисления произведения. Изучением нетрадиционных методов занимались такие ученые как Артур Бенджамин [5],Билл Хэндли [30], Мухаммед аль - Хорезми [44], Стивен Строгац, [29], Уильямом Оутредом[2], Яков Перельман[21], и многие другие.
В современном мире все чаще наблюдается и увеличение в школах учащихся - мигрантов, которым тяжело даётся изучение русского языка, и как следствие, других предметов. Так и в математических знаниях детей - инофонов остаются большие пробелы вследствии непонимания учебного материала.
В таких условиях современный учитель должен искать наиболее эффективные способы объяснения программного материала как для детей коренных жителей, так и для приезжих учащихся. При этом важно использовать разные методы обучения, сочетая традиционные и нестандартные формы, позволяющие сделать процесс усвоений знаний доступным и интересным для всех категорий учащихся.
Заметный толчок к изучению проблемы миграции в образовании положили исследования и разработки таких ученых, как Амелин В.В.,[43] Арутюнян Ю.В. [33], Бадыштова И.М. [4], Вебер М. [45], Дмитриева А.В. [13], Мертон Р. [51], Следзевский И.В. [49], Смолл А. [48], Томас У.[50], Уайт В. [47] и другие. В трудах этих ученых проводится мысль о том, что в обучении детей мигрантов важно учитывать особенности языковой адаптации и сложности восприятия учебного материала. Карданова Е.Ю и Пономарева А.А. [ 56 ], изучая особенности восприятия математического материала школьниками, отмечают, что специально обучать детей - инофонов математике, в отличие от русского языка, нет необходимости. Но доступность изложения материала и наглядность в преподавании помогут детям легче усваивать математические действия.
Цель исследования: выявить, насколько нестандартные методы умножения востребованы и эффективны в процессе решения арифметических действий у младших школьников, в том числе и у детей - мигрантов.
Объект исследования: процесс обучения арифметическим действиям в начальной школе.
Предмет исследования: нестандартные методы обучения арифметическим действиям (на примере действия умножения) в работе с детьми мигрантов в начальной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-теоретической и психолого - педагогической литературы раскрыть состояние изученности проблемы.
2. Разработать программу по нестандартным методам изучения действия умножения в начальной школе и апробировать ее в ходе экспериментальной работы с младшими школьниками, в том числе и с детьми мигрантов.
3. Проанализировать полученные результаты и проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников, в том числе и детей мигрантов, арифметическим действиям будет более результативным, если наряду с традиционными методами умножения использовать и нестандартные способы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем систематизированы нестандартные методы умножения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании представлена экспериментальная программа по нестандартным методам обучения действию умножения в начальной школе.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; экспериментальная контрольная работа, беседа, педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: город Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района.
Структура работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение и библиографический список из 56 источников.
Ученые выявили, что у современного поколения резко снизились умственные способности. Мозг человека очень ленивое создание и всегда пытается упростить свою работу или перекинуть ее куда-то. Если под рукой всегда имеется такая вещь как телефон с калькулятором, который может всё быстро и правильно подсчитать, зачем самому выполнять вычислительные действия. Причем считают не только большие числа, а даже действия в пределах первой десятки при помощи калькулятора. А незнание таблицы умножения приводит к плохому усвоению дальнейшего материала по математике и к снижению вычислительных навыков, которые очень важны в и профессиональной и личной жизни человека.
За многие годы развития общества математики придумали много способов умножения, которые довольно просто дают результат вычисления произведения. Изучением нетрадиционных методов занимались такие ученые как Артур Бенджамин [5],Билл Хэндли [30], Мухаммед аль - Хорезми [44], Стивен Строгац, [29], Уильямом Оутредом[2], Яков Перельман[21], и многие другие.
В современном мире все чаще наблюдается и увеличение в школах учащихся - мигрантов, которым тяжело даётся изучение русского языка, и как следствие, других предметов. Так и в математических знаниях детей - инофонов остаются большие пробелы вследствии непонимания учебного материала.
В таких условиях современный учитель должен искать наиболее эффективные способы объяснения программного материала как для детей коренных жителей, так и для приезжих учащихся. При этом важно использовать разные методы обучения, сочетая традиционные и нестандартные формы, позволяющие сделать процесс усвоений знаний доступным и интересным для всех категорий учащихся.
Заметный толчок к изучению проблемы миграции в образовании положили исследования и разработки таких ученых, как Амелин В.В.,[43] Арутюнян Ю.В. [33], Бадыштова И.М. [4], Вебер М. [45], Дмитриева А.В. [13], Мертон Р. [51], Следзевский И.В. [49], Смолл А. [48], Томас У.[50], Уайт В. [47] и другие. В трудах этих ученых проводится мысль о том, что в обучении детей мигрантов важно учитывать особенности языковой адаптации и сложности восприятия учебного материала. Карданова Е.Ю и Пономарева А.А. [ 56 ], изучая особенности восприятия математического материала школьниками, отмечают, что специально обучать детей - инофонов математике, в отличие от русского языка, нет необходимости. Но доступность изложения материала и наглядность в преподавании помогут детям легче усваивать математические действия.
Цель исследования: выявить, насколько нестандартные методы умножения востребованы и эффективны в процессе решения арифметических действий у младших школьников, в том числе и у детей - мигрантов.
Объект исследования: процесс обучения арифметическим действиям в начальной школе.
Предмет исследования: нестандартные методы обучения арифметическим действиям (на примере действия умножения) в работе с детьми мигрантов в начальной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-теоретической и психолого - педагогической литературы раскрыть состояние изученности проблемы.
2. Разработать программу по нестандартным методам изучения действия умножения в начальной школе и апробировать ее в ходе экспериментальной работы с младшими школьниками, в том числе и с детьми мигрантов.
3. Проанализировать полученные результаты и проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников, в том числе и детей мигрантов, арифметическим действиям будет более результативным, если наряду с традиционными методами умножения использовать и нестандартные способы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем систематизированы нестандартные методы умножения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании представлена экспериментальная программа по нестандартным методам обучения действию умножения в начальной школе.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; экспериментальная контрольная работа, беседа, педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: город Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района.
Структура работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение и библиографический список из 56 источников.
В современном мире все чаще наблюдается увеличение в школах детей - мигрантов, которым тяжело даётся не только изучение русского языка и литературы, но и другие предметы. Математика не является исключением. Сложность может быть и при изучении таблицы умножения, ведь даже отдельные учащиеся местного населения не знают таблицу умножения вплоть до старших классов. В настоящее время ребёнок при первой необходимости возьмет в руки калькулятор, решая даже самой простой пример на телефоне. При этом все более ухудшаются вычислительные навыки учащихся.
В таких условиях современный учитель должен искать наиболее доступные способы объяснения учебного материала как для детей коренных жителей, так и для приезжих учащихся, которых все больше становится в российских школах.
Анализ научно-теоретической литературы позволил нам обобщить накопленный методический опыт обучения математическим действиям и выделились несколько нетрадиционных методов, которые можно было бы ввести в программу обучения в начальной школе. При этом каждый метод имеет свои особенности: «Метод решётки» можно использовать как игру, особенно в начальных классах. Само заполнение таблицы проходит также в игровой форме и детям будет интересен и познавателен такой метод. Если же рассмотреть «Графический метод», который совершенно не требует знания таблицы умножения, то он также доступен и интересен для младших школьников.
Рассматривая современные методы умножения, мы пришли к заключению, что их нужно обязательно вводить в начальной школе и использовать наряду с традиционным. Благодаря различным методам дети быстро научатся умножать не только традиционным способом (столбиком), но и нестандартным, при этом развивая свои вычислительные навыки.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось: выявить, насколько нестандартные методы умножения востребованы и эффективны в процессе решения числовых выражений, как у детей мигрантов, так и у других учащихся.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий на вычислительное действие - умножение. При этом все используют традиционный метод умножения (столбиком). Кроме того, выполнение таких заданий занимает у большинства учащихся много времени. Нужно отметить, что дети - мигранты также выполняли экспериментальную контрольную работу, которую ни один из них не выполнил на «отлично».
На этапе формирующего эксперимента мы разработали программу «Я учусь умножать без подсказок или занимательная математика» для начальной школы, основанной на исследованиях нетрадиционных методов умножения.
Данные контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы. Введение занятий по изучению нетрадиционных методов умножения улучшило качество выполненных контрольных работ, большинство учащихся выбирали нетрадиционный метод, наблюдалось улучшение показателя времени выполненных работ, наметилась динамика в качестве работ и учащихся мигрантов.
Также в ходе нашей работы мы получили подтверждение результатов предыдущих исследований о том, что специфики в обучении арифметическим действиям для детей мигрантов нет. Они изучают математический материал наряду с остальными учащимися. Но, благодаря нестандартным методам умножения, изучение математики становиться занимательным, доступным, понятным и интересным для всех младших школьников.
Таким образом, результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс обучения младших школьников, в том числе и детей мигрантов, арифметическим действиям будет более результативным, если наряду с традиционными методами использовать и нестандартные методы.
В заключение необходимо отметить, что в рамках гранта «Наш новый учитель», нами был разработан сборник «Я учусь умножать без подсказок или занимательная математика».
В таких условиях современный учитель должен искать наиболее доступные способы объяснения учебного материала как для детей коренных жителей, так и для приезжих учащихся, которых все больше становится в российских школах.
Анализ научно-теоретической литературы позволил нам обобщить накопленный методический опыт обучения математическим действиям и выделились несколько нетрадиционных методов, которые можно было бы ввести в программу обучения в начальной школе. При этом каждый метод имеет свои особенности: «Метод решётки» можно использовать как игру, особенно в начальных классах. Само заполнение таблицы проходит также в игровой форме и детям будет интересен и познавателен такой метод. Если же рассмотреть «Графический метод», который совершенно не требует знания таблицы умножения, то он также доступен и интересен для младших школьников.
Рассматривая современные методы умножения, мы пришли к заключению, что их нужно обязательно вводить в начальной школе и использовать наряду с традиционным. Благодаря различным методам дети быстро научатся умножать не только традиционным способом (столбиком), но и нестандартным, при этом развивая свои вычислительные навыки.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось: выявить, насколько нестандартные методы умножения востребованы и эффективны в процессе решения числовых выражений, как у детей мигрантов, так и у других учащихся.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий на вычислительное действие - умножение. При этом все используют традиционный метод умножения (столбиком). Кроме того, выполнение таких заданий занимает у большинства учащихся много времени. Нужно отметить, что дети - мигранты также выполняли экспериментальную контрольную работу, которую ни один из них не выполнил на «отлично».
На этапе формирующего эксперимента мы разработали программу «Я учусь умножать без подсказок или занимательная математика» для начальной школы, основанной на исследованиях нетрадиционных методов умножения.
Данные контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы. Введение занятий по изучению нетрадиционных методов умножения улучшило качество выполненных контрольных работ, большинство учащихся выбирали нетрадиционный метод, наблюдалось улучшение показателя времени выполненных работ, наметилась динамика в качестве работ и учащихся мигрантов.
Также в ходе нашей работы мы получили подтверждение результатов предыдущих исследований о том, что специфики в обучении арифметическим действиям для детей мигрантов нет. Они изучают математический материал наряду с остальными учащимися. Но, благодаря нестандартным методам умножения, изучение математики становиться занимательным, доступным, понятным и интересным для всех младших школьников.
Таким образом, результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс обучения младших школьников, в том числе и детей мигрантов, арифметическим действиям будет более результативным, если наряду с традиционными методами использовать и нестандартные методы.
В заключение необходимо отметить, что в рамках гранта «Наш новый учитель», нами был разработан сборник «Я учусь умножать без подсказок или занимательная математика».



