ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. WEB-САЙТЫ КАК НОВАЯ ФОРМА КОММУНИКАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Этапы становления WEB-сайтов 7
1.2. Место WEB-сайтов в системе средств массовой информации...13
1.3. Типология WEB-сайтов 16
Глава 2. КОНТЕНТ САЙТА ЕИ КФУ
2.1. Типологический анализ сайта 25
2.2. Рубрики, темы, заголовки 30
2.3. Жанровое разнообразие и лексические особенности 39
2.4. Освещение студенческой жизни на сайте ЕИ КФУ 45
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложение 1 62
Приложение 2
Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию в системе традиционных средств массовой информации и привели к появлению их нового вида - сетевых СМИ. Для большинства населения интернет-ресурсы давно стали важным источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей этих продуктов социализируется почти исключительно с помощью всемирной паутины и именно в глобальной сети узнает о существовании тех или иных каналов информации, то изучение сетевых средств массовой информации, как феномена журналистики приобретает особую важную значимость. С распространением интернета (означавшим увеличение потенциальной аудитории) и развитием технологии (появление платформы WWW, возможности использования графического, аудио- и видеоматериала) глобальная сеть приобрела привлекательность для традиционных СМИ, которые с готовностью устремились в киберпространство. Каждая компания должна иметь свое представительство или, проще говоря, лицо, визитную карточку в глобальной сети.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся в русле глобального проекта информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, имеет место возникновение в медиапространстве сектора интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности.
В связи с вышеизложенным, можно говорить об актуальности темы исследования, которая обусловлена такими факторами как:
-социальная значимость сетевых СМИ;
-морально-этическая, правовая значимость сетевых СМИ и их роль в
социуме;
-экономико-политические преобразования, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране и повлекшие за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в средствах массовой информации;
-взаимовлияние сетевых СМИ и общества;
-значение сетевых СМИ в современном медиапространстве;
-влияние сетевых СМИ на потоки информации.
Цель исследования - изучить функционирование сетевых СМИ на примере сайта Елабужского института Казанского Федерального университета.
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть развитие WEB-сайтов на современном этапе;
2) изучить основные черты сетевых СМИ;
3) рассмотреть особенности контента сетевых СМИ;
4) изучить структуру сайта Елабужского института Казанского федерального университета;
5) провести типологический анализ сайта - как сетевого СМИ;
6) провести сравнительный анализ сайта ЕИ КФУ с интернет ресурсами, принадлежащими другим вузам страны;
7) проанализировать журналистские материалы о студенческой жизни;
8) сделать выводы.
Объектом исследования стали интернет-СМИ.
Предмет исследования - контент сетевых СМИ в современном медиапространстве на примере сайте ЕИ КФУ.
Эмпирической базой послужили материалы, опубликованные на сайте Елабужского института Казанского Федерального Университета.
«Теоретическую базу составили труды отечественных ученых:
Засурского Я.Н. «Система средств массовой информации», Акопова А.И. «Электронные сети как новый вид СМИ», Горного Е. «Интернет для журналистов», Коханова Л.А., Калмыкиной Л.А. «Интернет-журналистика», исследования А. Травина.
Почему так необходимо сегодня каждой компании иметь свой интернетресурс? Какое будущее у интернет-журналистики? Как развивались кибержурналистика? Как необходимо действовать работникам интернет-изданий, чтобы сайт стал наиболее посещаемым? На эти, и другие вопросы мы попытались дать ответы в своем исследовании. Научная новизна исследования в том, что впервые анализируем сайт вуза по таким аспектам как удобство навигации, использование свойств интернет-журналистики, наличие рекламы, особенности журналистских текстов, их жанровое разнообразие, вариация заголовков.
Практическая значимость. Исследование можно использовать на лекциях по дисциплинам, связанных с изучением интернет-журналистики. Оно может быть интересно тем, кто собирается создать свой сайт, тем, кто заинтересован в продвижении уже имеющихся интернет-ресурсов.
Материалом для исследования послужили собранные сведения о сайте Елабужского института КФУ, журналистские тексты.
Основные методы исследования - метод проработки документов, теоретический анализ, типологический анализ, сравнительный анализ по разработанным критериям, анализ журналистских текстов.
Структура дипломной работы: настоящая работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. Первая глава - «WEB-сайты как новая форма коммуникативной информации» - состоит из трех параграфов. В ней анализируется история становления сетевых СМИ, их место в современном масс-медиа, основные черты сетевых СМИ, виды, типология. Во второй части работы под названием «Контент сайта ЕИ КФУ», представлен типологический анализ издания, проведен сравнительный анализ исследуемого нами издания с другими интернет-ресурсами, принадлежащими вузам нашей страны, рассмотрены особенности контента, рассмотрено жанровое разнообразие, изучены особенности журналистских текстов, даны рекомендации по оптимизации работы журналистов, также разработаны рекомендации для улучшения сайта.
В заключении подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, намечаются перспективы развития сетевой журналистики.
Эффективный сайт вуза гарантирует прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза. Интернет, прямо и непосредственно оказывая влияние на его конкурентоспособность и востребованность со стороны целевой аудитории, в первую очередь, абитуриентов на рынке высшего профессионального образования.
Высшая школа давно взяла на вооружение Интернет для привлечения внимания потребителей к своим образовательным услугам. В новых экономических условиях, благосостояние вуза все меньше зависит от государства и все больше от своих собственных усилий, умения создавать и продавать актуальные образовательные продукты. Высшая школа выходит на рынок услуг и обнаруживает здесь конкурентную среду, в которой можно добиться успеха только при активной рекламной политике. Поэтому университетам приходится осваивать новые методы для привлечения потребителей. Но существуют проблемы, такие как сильная конкуренции, нехватка профессиональных кадров, повторы информации, недостоверность информации, а также недостаточный обхват аудитории, так как в России хоть и растет уровень компьютерной грамотности населения, но остается часть населения страны, которая не обладает навыками пользования оргтехникой, а, значит, эта часть не имеет доступа к интернет-сайтам. Здесь стоит отметить, что вряд ли эту часть аудитории мы можем отнести к целевой аудитории исследуемого нами интернет-ресурса. Ведь рассчитан сайт на публику образованную или ту, которая как раз образование и планирует получить. Поэтому мы считаем, что проблема компьютерной малограмотности населения исследуемого нами сайта мало касается.
Мы провели сравнительный анализ пяти сайтов вузов по следующим критериям: освещение новостей о студенческой жизни, реклама, версия для слабовидящих, насыщенность, личный кабинет, понятность навигации, поисковик, мобильная версия, вуз в соцсетях, ЭЭ-туры. По итогам сравнительного анализа мы получили следующий результаты.
На исследуемом нами сайте нет мобильной версии, а значок «Версия для слабовидящих» находится внизу страницы. Это самые явные минусы. Считаем, что значок «Версия для слабовидящих» должен размещаться на видном месте, например, в верху страницы, так сделано на сайте МГУ, также разработать качественную мобильную версию, что позволит абитуриентам знакомиться с жизнью вуза с телефонов, что в современном мире очень важно. Но несмотря на это первую строчку рейтинга исследуемый нами сайт разделил с интернет-ресурсом, принадлежащим Пензенскому государственному университету. Там этих минусов нет. В целом сайт красочен, информационно наполнен, навигация доступная, особо радует, что на главной странице есть сюжет-экскурсия о вузе. Это отличает исследуемый сайт от остальных. Благодаря этому материалу потенциальные слушатели могут окунуться в жизнь вуза, почувствовать атмосферу студенчества и, возможно, захотеть побывать в вузе. То же касается и партнеров. Также отличием является и представленная обширная подборка новостей с фотографиями. Также необходимо отметить единую цветовую гамму, качество дизайна и отсутствие рекламы. Еще одним важнейшим положительным моментом назовем то, что есть распределение информации (указано для кого и где размещена нужная информация). Есть версия сайта на других языках, что тоже нужно отнести к плюсам, ведь это возможность привлекать иностранных слушателей, развивать сотрудничество с зарубежными партнерами.
Мы провели анализ журналистских текстов, опубликованных на сайте вуза по критериям: рубрика, заголовок, жанр, лексические особенности текстов. И пришли к следующим выводам:
-самый популярный жанр - заметка;
-чаще всего журналисты освещают научную жизнь вуза, на втором месте идет освещение студенческой жизни. Но часто материалы касаются обеих вышеперечисленных тем. И их невозможно отнести к какой-то одной из перечисленных. Это материалы о достижениях студентов в области науки;
- над лексикой нужно поработать, постараться минимизировать канцеляризмы и научные термины, тогда материалы станут доступнее, но это, конечно, не должно касаться материалов о научных конференциях и прочих подобных мероприятиях, конечно, не стоит забывать, что во время типологического анализа мы отнесли этот сайт к качественной прессе, что говорит о том, что в материалах журналистов должна присутствовать лексика официально-делового стиля, что мы и увидели во время анализа материалов;
- большим минусом мы посчитали недостаточность мультимедийности, отсутствие звуковой и визуальной информации, особенно этого не хватает в материалах о студенческой жизни. Считаем, что журналистам надо использовать все возможности интернета в подобных случаях, вести прямые трансляции, сопровождая их комментариями, это существенно позволит оживить сайт.
На сайте вуза есть специальный раздел «Студенческая жизнь вуза». В нем представлено несколько тем: «Культура», «Спорт», «Творческие объединения», «Отдел социально-воспитательной работы», «Студенческие трудовые отряды», «Профсоюз студентов и аспирантов Елабужского института КФУ», «Фестиваль «Студенческая весна», «Мы - против коррупции», «Противодействие наркотической зависимости».
При исследовании раздела мы отметили, что в разделе «Творческие объединения» необходимо добавить материал о каждом кружке, который служил бы некой презентацией для посетителей сайта. Удачная публикация могла бы служить рекламой. Для этого нужно использовать все возможности глобальной сети - записывать видео с занятий, делать подборки фотографий, писать заметки о творческих достижениях. То же касается и раздела «Спорт». Подобная презентация каждого кружка служила бы пропагандой здорового образа жизни. А ведь это одна из функций, которую выполняют журналистские материалы. Изучив тексты, мы пришли к выводу, что авторы часто используют материалы, предоставленные пресс-службой, и не стараются придать этим материалам авторского начала. Это касается и публикаций со спортивных состязаний. Аудитории ведь могут быть интересны подробности жизни тех спортсменов, о которых рассказывают авторы.
Что касается плюсов, нужно сказать, что особо удачно, на наш взгляд, представлены материалы о концертах, фестивалях, спектаклях. Чувствуется присутствие автора, хорошая подборка фотографий, возможно, снимки удачнее было бы разметить над материалом, нежели внизу. Но, мы считаем, что, рассказывая о таких мероприятиях, нужно размещать и видеонарезки. Это касается и спортивных мероприятий. Какие-то ключевые моменты, снятые даже на телефон, добавят сайт и материалам живости, яркости, эмоциональности.
Считаем, что будущее за интернет-журналистикой, поэтому корреспондентам необходимо внедрить в работу все возможности глобальной сети. Считаем эту тему перспективной для дальнейшего исследования.
1. Елабужский институт КФУ. Официальный сайт [Электронный ресурс,
дата посещения 23.03.19-15.04.19] / Режим доступа:
http: //kpfu.ru/ELABUGA
2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Официальный сайт [Электронный ресурс, дата посещения 23.03.1915.04.19] / Режим доступа: https://www.msu.ru/
3. Пермский государственный научно-исследовательский университет. Официальный сайт [Электронный ресурс, дата посещения 23.03.1915.04.19] / Режим доступа: http://www.psu.ru/universitet/ob-universitete;
4. Пензенский государственный университет. Официальный сайт [Электронный ресурс, дата посещения 23.03.19-15.04.19] / Режим доступа: https://www.pnzgu.ru/
5. Удмуртский государственный университет. Официальный сайт [Электронный ресурс, дата посещения 23.03.19-15.04.19] / Режим доступа: http://udsu.ru/
6. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г №582 «Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Инте рнет” и обновления информации об образовательной организации». [Электронный ресурс, дата посещения 21.04.19] / Режим доступа: http://xn--
80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/3 527;
ФЗ «Об образовании в РФ». - М.: «Омега-Л», 2013. - 151с.
Теоретическая литература:
7. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ. / Филологический вестник РГУ. 1998, - №3. - 51с.
8. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. / В.А. Ампилов - Минск, 1972. - 159с.;
9. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. - СПб, 2001. - 3-е издание. - 447 с.
10. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - СПб., 2005. -Ч.1. - 173 с.;
11. Горохов В. М. Мастерство журналиста / под.ред. В.М. Горохова, В.Д. Пельта. - М., 1976. - 263с.
12. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - М., 2000. - 336 с.
13. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. / П.С.Гуревич. - М., 1991. - 219 с.
14. Гуревич С.М. Газета и рынок. / П.С.Гуревич. - М., 2002. - 158 с.
15. Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков A.A. СМИ и современные медиа- технологии. / А.Е.Джазоян. - М., 2000. 158 с.
16. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. / И.М.Дзялошинский. - М., 1996. - 174 с.
17.Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. / Я.Н.Засурский. - М., 2001. - 259 с.
18.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. /
Я.Н.Засурский. — М. 2006. - 384с.
19. Егоров А. Пять лет онлайновым СМИ. / А. Егоров. - Спб., 2003. - 155с.
20. Кастельс М. Россия и сетевое общество. Аналитическое исследование. [Электронный ресурс, дата посещения 20.04.19] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-setevoe-obschestvo-analiticheskoe- issledovanie
21. Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика. / А.А.Калмыков, - М., 2005. — 383 с.
22. Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика. / А.А. Калмыков. Л.А.Коханова. - М., 2005. - 255 с.
23. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М.Н.Ким. — Спб.,
2004. - 109с.
24. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. М.Н.Ким. — СПб.,2005. - 352 с.
25. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М., 2009. - 318 с.
26. Корнилов Е.А Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов-на- дону, 1999. - 159 с.
27. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С.Г. Машкова. - Тамбов, 2006. - 80 с.
28. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография / А. В. Манойло. - М., 2003. - 388 с.
29. Михайлов С.А. «Технологический фактор в деятельности журналиста».
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //evartist.mrod. ru/text5/66. Ыш#з_03
ЗО.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х 90-е годы). / Р.П. Овсепян - М., 1996. - 276 с.
31.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук, институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., испр., доп. - М., 1999. - 944 с.
32.Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - Спб., 2006. - 240с.
33.Отделение журналистики МАГУ. Речевая культура журналиста как проявление его внутренней культуры. [Электронный ресурс] / Режим доступ - http://joumalist.masu.ru/index.php/2011-02-25-13-57-59/75--i— /434-2011-03-11-16-45-23
34. Перевалов В.В. Основы интернет-журналистики: учеб. пособие / В.В. Перевалов. — М., 2012. — 232 с.
35. Почепцов Г.Г. Информация &дезинформация / Г.Г. Почепцов. - Киев, 2001. - 251с.
36. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. -М., 2001. -651 с.
37. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». М., 1998.- 158с.
38. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009.-351 с.
39. Русский филологический портал. Шаповал В.В. Имидж автора в
публицистике. (Роль сленговых и иных заимствованных, маркированных как «чужое слово».), 1999. [Электронный ресурс, дата посещения 18.04.19]. - Режим доступа:
http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm;
40. Самарцев O.P. Творческая деятельность журналиста. — М., 2009. - 528 с.
41. Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
42. Союз журналистов России. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс, дата посещения 15.04.19] / Режим доступа - http://ruj.ru/pravcenter/law-tv_1 .html;
43. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - Казань, 2000. - 224 с.
44. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М., 2002. - 384 с.
45. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М., 2002. - 395 с.
46. Травин А.. Российский Интернет: накануне больших перемен.
[Электронный ресурс, дата посещения 15.04.19] / Режим доступа: http: //travin. msk.ru/arc2/1339. html
47. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по
теории и практике современной журналистики. М., 2004. - 297с.