Введение 3
Глава 1. Хронотоп и гендер: теоретическое обоснование 6
кроссплатформенных исследований 6
1.1. Фэнтези. История жанра и его особенности 6
1.2. Хронотоп. История термина. Общие положения 10
1.3. Гендер. История понятия. Характеристики и особенности мужской и
женской речи 18
Глава 2. Гендерные характеристики создания хронотопа 26
современного художественного произведения 26
2.1. Время и пространство в произведениях русскоязычного фэнтези 26
2.2. Время и пространство в произведениях англоязычного фэнтези 44
2.3. Сравнительная характеристика времени и пространства в
произведениях русскоязычного и англоязычного фэнтези 58
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1 72
Приложение 2 105
Приложение 3 126
Приложение 4 140
Приложение 5 152
Приложение 6 156
Фэнтези как сравнительно новый жанр современной литературы в настоящее время исследуется очень интенсивно. Большое количество работ посвящается литературному и лингвистическому анализу различных произведений. Однако в этой сфере очень малое количество исследований русскоязычного фэнтези. Это сфера мало изучена и поэтому предоставляет огромный простор для работы и исследований.
Одной из самых популярных проблем в данной области является проблема хронотопа. Само понятие пространство и времени впервые появилось еще в древних книгах - «Упанишады», «Авеста» - ближе к Новому времени это понятие пытались раскрыть такие исследователи как: Арон Яковлевич Гуревич, Освальд Шпенглер и некоторые другие. Но самый большой вклад внес Михаил Михайлович Бахтин. Он, в своей работе «Формы времени и хронотопа в романе», всесторонне изучает этот вопрос на основе античного романа и выделяет различные виды хронотопов.
Также популярность набирает проблема гендера в современном научном мире. Этот термин был представлен на Западе во второй половине XX века. В отечественной лингвистике «гендерными» вопросами занимались такие ученые как А.В. Кирилина, Е.И. Горошко, О.Л. Каменская и многие другие. Сегодня существуют некоторые исследования работ, как и о воспроизведении женских образов в литературе, так и о влиянии гендера автора на его литературное произведение. Мы вплотную решили подойти к последней проблеме. Работы в этой области существуют, однако мы объединили эту проблему с проблемой воспроизведения хронотопа в русскоязычном и англоязычном фэнтези, а эта область исследована недостаточно хорошо. Этим и обуславливается научная новизна нашей работы.
Актуальность работы заключается в том, что развивающаяся сфера фэнтези и сфера изучения проблемы гендера мало изучены
Целью нашего исследования стало изучение гендерных характеристик лингвистического выражения хронотопа в современных русскоязычных и англоязычных фэнтези-романах.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
• критически изучить научную литературу;
• выявить и идентифицировать лингвистические способы передачи хронотопа;
• провести анализ лингвистических единиц и выявить речевые жанрообразующие средства в выбранных произведениях;
• провести сопоставительное сравнение полученных данных.
Объектом исследования являются лингвистические единицы, характеризующие пространство-время произведения, а предметом - способы выражения пространственно-временных отношений.
Материалом работы послужили произведения К. Измайловой «Случай из практики», Н. Перумова «Гибель Богов», К. Курц «Возрождение Дерини» («Deryni Rising») и Т. Гудкайнда «Первое правило Волшебника» («Wizard’s First Rule»), данные лексикографических источников: толковых и исторических словарей, словарей иностранных слов, историко -методических и этимологических комментариев. Всего в ходе исследования анализу было подвергнуто более 1800 лексических единиц.
Теоретическую базу нашего исследования составляют труды М.М. Бахтина, А.В. Кирилиной и Е.И. Горошко.
Методы исследования обусловлены его логикой и задачами. Это традиционные для лексикологических изысканий методы сопоставительного и сравнительно-исторического анализа, статистический метод и метод корпус-
ного анализа, классификация и систематизация лексических данных и ее последующее сравнение, а также общенаучные методы критического анализа научной литературы и обобщения данных.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что она вносит некоторый вклад в концепцию хронотопа художественного произведения, тогда как ее практическая значимость обусловлена возможностью использования материалов работы в практике преподавания общего и сопоставительного языкознания, лексикологии, художественного перевода. Результаты ее могут быть использованы в качестве наглядного материала в практике филологического анализа и интерпретации художественных текстов.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования излагались на ежегодной Студенческой конференции КФУ и были опубликованы в сборнике лучших работ студентов - участников конференции.
Структура работы. Структура работы обусловлена ее направленностью, работа состоит из титульного листа, содержания, введения теоретической главой с тремя подглавами, практической главой также с тремя подглавами, заключения, списка литературы и 6 приложений.
Объем работы 156 с. В работе представлены 12 таблиц, 7 диаграмм и 6 приложений.
В качестве цели настоящей работы фигурировало изучение гендерных характеристик лингвистического выражения хронотопа в современных русскоязычных и англоязычных фэнтези-романах. Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что поставленная цель была достигнута, а конкретизирующие ее задачи полностью решены.
В процессе исследования нами было установлено, что хронотоп - это существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений в художественном мире. В России проблемой хронотопа занимались такие исследователи как: П.А. Флоренский, В.В. Виноградов, В.Я. Пропп, А. Цейтлин, В.Б. Шкловский и др. Главная функция хронотопа в тексте - синтезирующая. Фактически он осуществляет связь между вымыслом и реальностью. Лингвистические параметры хронотопа отвечают за: определение пространства-времени произведения, передачу эмоциональной составляющей действия, влияние на сюжет и метафоризацию некоторых лексических единиц.
Также нами было изучено понятие гендера. В отечественной лингвистике «гендерными» вопросами занимались такие ученые как А.В. Кирилина, Е.И. Горошко, О.Л. Каменская и многие другие. Общей методологии изучения гендера на данный момент не существует, однако в данном исследовании мы придерживаемся мнения, что гендер - это спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности.
На основе проведенного исследования мы доказали, что хронотоп играет жанрообразующую функцию, ведь в анализируемом тексте мы нашли речевые жанрообразующие средства, которые являются хронотопами и создают поэтику фантастического - заклинания, spells , чары, charms, магия, magic, волшебник, чародей, wielder of magic, sorcerer и их формы. Мы смогли провести параллель между художественным пространство-временем и Средневековыми реалиями.
Также мы смогли выявить различия в передаче хронотопа автором - женщиной и автором-мужчиной, которые заключаются в том, что в произведениях Киры Измайловой и Кэтрин Курц представлено большее количество сфер маркированной лексики, чем в произведениях Ника Перумова и Терри Гудкайнда. Однако именно Вселенная автора-мужчины изобилует большим количеством «магической» лексики, ее у Н. Перумова и Т. Гудкайнда почти в полтора раза больше. Также, хронотопы Киры Измайловой ближе ко временам царской России, отсюда большое количество историзмов и просторечной лексики, а хронотопы Ника Перумова ближе к Скандинавии, поэтому в тексте много отсылок к Скандинавской мифологии. В англоязычных произведениях такой разницы обнаружено не было, оба произведения берут за основу Средневековую Европу. Кира Измайлова и Кэтрин Курц лучше описали бытовую сторону своих миров и вплели в них магическую, фантастическую составляющую, а Ник Перумов и Терри Гудкайнд построили свои миры вокруг фантастического допущения нереального.
Относительно языковой разницы между произведениями, нами было установлено, что лексика, выполняющая жанрообразующую функцию, остается неизменной на разных языках. Хотя у каждого автора присутствуют реалии, не нашедшие эквивалентов в других проанализированных произведениях.
Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что данное исследование имеет множество перспектив. Данная работа может использоваться в качестве дополнительного пособия при изучении проблем хронотопа и гендера, также материалы этой работы могут использоваться в практике преподавания общего и сопоставительного языкознания, лексикологии, художественного перевода. Результаты ее могут быть использованы в качестве наглядного материала в практике филологического анализа и интерпретации художественных текстов.
1. Азаренко С.А. Социальный хронотоп и методология современного обществознания / Азаренко С.А. // Социемы. - 2007. - № 13.
2. Барамыкова Г.М. Гендерные характеристики воссоздания художественного хронотопа (на материале русскоязычного фэнтези) / Г.М. Барамыкова // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года. По результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - 2018. - № 1. - 10-12с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин - М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.
4. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. - 666 с.
5. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 1993 - 502 с.
6. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/, дата обращения 01.04.17.
7. Гей Н.К. Искусство слова / Н.К. Гей - М.: Наука, 1967. - 156 с.
8. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма. Гендерный фактор в языке и коммуникации / Е.И. Горошко - Иваново, 1999. - с. 28-41.
9. Дроздова Н.А. Лингвостилистические особенности текста в жанре фэнтези / Н.А. Дроздова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf, дата обращения 18.01.19
10. Дудорова М.В. Категоризация пространства в поэтическом тексте (на материале поэзии И. Аненского): автореф. дис. ... канд. филол. Наук / М.В. Дудорова - Екатеринбург, 2006 - 21 с.
11.Знамеровская А.О. Формирование национального колорита в художественном произведении (на материалах фэнтези-саги Дж.Р.Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени») / А.О. Знамеровская // Сборник научных статей Казанского федерального университета 2018 года. По результатам Конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского федерального университета 2018 года. - 2018. - № 1. - 14-17с.
12. Измайлова К. Случай из практики / К. Измайлова. - М.:Эксмо, 2011 - 704 с.
13. Измайлова К. Случай из практики Том 2 / К. Измайлова. - М.:Эксмо, 2014 - 480 с.
14. Иконникова С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений /
С.Н. Иконников [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http ://anthropology.ru/ru/text/ikonnikova-sn/hronotop-kultury-kak-osnova- dialoga-pokoleniy, дата обращения 01.04.17.
15. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. - М.: Институт социологии РАН, 1999 - 189 с.
16. Корончик В.Г. Жанры фантастического характера в современной американской литературе / В.Г. Корончик // Междисциплинарный научнопрактический форум ученых-филологов: сборник статей. - 2018. - № 1. - с. 192-195.
17. Крылов С.А. К типологии дейксиса / С.А. Крылов // Лингвистические исследования. - Москва, 1984 - ч.1.
18. Кунижев М.А. Категория «пространство»: ее статус и средства вербализации (На материале современного английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / М.А. Кунижев. - Пятигорск, 2005. - 25 с.
19. Романов В.А. Поэтика современного отечественного фэнтези (на материале романов Ника Перумова) / В.А. Романов / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013, № 1(2). - с.250-252.
20. Лингвистический энциклопедический словарь / главный редактор - В. Н. Ярцева — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 5987 с.
21. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Нико- люкина. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2003. 1600 стлб.
22. Массовая литература сегодня: учеб. пособие / Н.А. Купина, М.А. Литовская, Н.А. Николина. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 424 с.
23. Новая философская энциклопедия - 4 т. / ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. — Т.4 — М.: Мысль, 2010. — 736 с.
24. Перумов Н. Гибель Богов / Н. Перумов. - М.: ЭКСМО, 2015 - 1198
25. Падучева Е.В., Высказывание и его соотнесенность с действительностью / Е.В. Падучева. - М.: Наука, 1985. — 272 с.
26. Поэтика хронотопа: Языковые механизмы и когнитивные основания: Материалы международной научной конференции / под ред. Г. Берест- нева. — Вильнюс: Изд-во Института литовского языка, 2010. — 236 с.
27. Репенкова М.М. Поэтика фантастического в романе Барыша Мюс- теджаплыоглу «Страна шаманов» / М.М. Репенкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6(72): в 3-х ч. Ч.3. - с. 33-39.
28. Темирболат А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения / А.Б. Темирболат // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. - 2012. — С. 6-9.
29. Файн Корделия Тестостерон Рэкс. Мифы и правда о гендерном сознании / Корделия Файн; пер.сангл. К. Чистопольской. - М.: Фантом Пресс, 2017. - 301 с.
30. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М. Фуко - Прогресс, 1977 — 488 С.
31. Фэнтези. История жанра от Толкина до Аберкромби Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.labirint.ru/now/fantasy/, дата обращения: 14.10.2018
32.Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина - Воронеж: ВГУ, 1984. - 256 с.
33.Чернышева Т. Природа фантастики / Т. Чернышева [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://e-libra.ru/read/80629-priroda-
fantastiki.html, дата обращения: 26.02.2019
34. Goodkind Terry Wizard’s First Rule / Terry Goodkind. - NYC.: Tom Doherty Associates Inc., 1997. - 848 p.
35. Kurtz Katherine Deryni Rising / Katherine Kurtz. - NYC.: Penguin Pub
lishing Group, 2004. - 288 p.
36.Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oxfordlearnersdictionaries.com, дата обращения:
28.04.2019