Введение 3
Глава I. Отечественный опыт формата игрового шоу. История возникновения и развития 7
1.1 История возникновения развлекательного формата на отечественном ТВ 7
1.2 Развитие развлекательного телевидения в России 16
1.3 Российские юмористические форматы на ТВ: классификация и
тенденция развития 26
Глава II. Основные факторы развития юмористических шоу в России на примере «КВН» и «StandUp» 35
11.1 Гражданская телекритика о юмористических шоу как фактор
развития на примере КВН 35
11.2 Кросс-медийность как основной фактор развития игрового шоу 53
11.3 Трансформация развлекательно-игровых форматов в молодежное
движение 69
Заключение 75
Список используемой литературы и источников 78
Темой нашей работы является «Российские юмористические форматы на отечественном телевидении: генезис, реалии и перспективы развития». Развлекательные форматы телевизионных передач появляются на голубых экранах с колоссальной скоростью. Сегодня развлечение перестало быть одной из функций телевидения. Оно проникает в информационные, научные, просветительские программы, образуя с ними гибриды (инфотейнмент, сайнстейнмент, спорттейнменст, калчертейнментэдьютейнмент). «Сегодня очевидно движение наших электронных СМИ в сторону развлечения - оно захватило практически все форматы телевидения»- писал главный редактор журнала «Искусство кино» Д.Б.Дондурей.
Мы решили проследить развитие развлекательного формата на отечественном телевидении, вспомнить, с чего все начиналось, к чему пришло на данный момент и куда стремится. Для сравнения в практической части были выбраны две телепередачи: шоу-долгожитель на нашем отечественном телевидении «Клуб Веселых и Находчивых» на Первом канале, которое выходит на голубые экраны уже 57 лет, став целым молодежным движением, и достаточно современный и развивающийся проект «StandUp», который за 5 лет существования развивается не только как телепередача, но и выпускает собственные, близкие к жанру телепроекты и с огромной скоростью трансформируется в юмористическое движение в стране. Высокая скорость развития развлекательного формата на примере данных телепроектов предопределила актуальность нашей работы.
Объектом нашего исследования стали развлекательные каналы и проекты на российском ТВ, особое внимание уделено телепередачам «КВН» и «Stand Up».
Предметом исследования стал генезис, реальное состояние и перспективы развития отечественных юмористических форматов на российском телевидении.
Целью исследования является исследование генезиса, реального состояния и перспектив развития российских юмористических форматов на отечественном телевидении.
Цель предопределила следующие задачи:
• рассмотреть историю развития развлекательных форматов на российском ТВ;
• построить классификацию развлекательного контента на российском ТВ;
• определить векторы развития развлекательного формата на российском ТВ;
• проанализировать важность факторов, влияющих на развитие развлекательного формата.
В качестве методов исследования мы использовали методы анализа наблюдения, а также метод интервью, где в качестве интервьюируемых выступили критики развлекательного формата.
Научная новизна данной работы заключается в том, что мы прогнозируем развитие развлекательных телепроектов в России, классификацию развлекательного контента отечественного телевидения и определение факторов развития данного формата, что до этого еще не проделывалось.
Степень изученности: исследованием специфики телевизионного шоу и развлекательного формата занимались такие авторы, как Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик «Телевизионная журналистика», проблематику телешоу и специфику формата рассматривал Ф.Е. Раззаков «Гибель советского ТВ», «Блеск и нищета российского ТВ». Вопросы кросс- медийности и конвергентной журналистики, подходы, факторы развития и их формы изучены в работах Е. Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика» и С.Л. Уразовой «Конвергентная журналистика в цифровой медиасреде». Проблематику юмористического контента на телевидении, конкретно телешоу «КВН», специфику телевизионных эфиров и внутреннюю составляющую «КВН» анализировали и прорабатывали А. Ляпичев «Мы начинаем КВН», М. Марфин, А. Чивурин «Что такое КВН?», развитие stand-up комедии изучали Д. Картер «Библия комедии», Дж. Карлин «Будущее уже не то, что прежде» и о юморе, как о инструменте влияния в обществе А.Н. Лук «О чувстве юмора и остроумии».
Теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы авторов, известных в области телевизионной журналистики: работы Г.В. Кузнецовой, В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика», А. С. Вартанова «Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках»; в изучении жанра телевизионного шоу и формата, мы опирались на определение «телевикторины» (на основе это понятия, сформулировали определение «телешоу») В.В. Егорова «Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии», в области изучения и специфики кроссмедиа изучили работы Е. Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика» и С.Л. Уразовой «Конвергентная журналистика в цифровой медиасреде»; в сфере истории телешоу «КВН» и «Stand Up», развития, специфики и его составляющих В. Хотног «Двадцать пять лет в плену у веселых и находчивых», А. Ляпичев «Мы начинаем КВН», М. Марфин, А. Чивурин «Что такое КВН?», Д. Картер «Библия комедии», Дж. Карлин «Будущее уже не то, что прежде».
Эмпирической базой нашего исследования стали эфиры Высшей Лиги МС КВН, Премьер-Лиги МС КВН, шоу «Stand Up», официальные страницы телепередачи в различных социальных сетях («ВКонтакте», «Instagram», «Twitter»), а также блоги известных критиков развлекательных телешоу (например, блог Константина Ворончихина в «Живом Журнале» - «Темный взгляд на мир»; блог Алексея Екса в «Живом Журнале» - «А чего так серьезно?»), видеоблог Дмитрия Кравченко на YouTube «КВН-обзор» и «ЮморНеЮмор», видеоблог актера и юмориста Дениса Косякова «КосяковОбзор», видеоблог «Crafty Sound». Мы взяли за основу самые яркие примеры, чтобы проанализировать их для нашей работы. Только детальное изучение телешоу и критических материалов развлекательного ТВ и всех его аспектов позволит нам определить факторы развития развлекательного формата, что более детально отобразит практическая часть работы.
Хронологические рамки исследования: в процессе выполнения работы нами были просмотрены и проанализированы игры Высшей Лиги и Премьер-Лиги КВН сезонов 2018 года, выпуски «Stand Up» 2018 года, блоги в «Живом Журнале», видеообзоры на портале «YouTube» и официальные страницы в социальных сетях в период с марта по октябрь 2018 года.
Практическая значимость исследований заключается в практическом применении результатов исследования в прогнозировании развития развлекательных форматов и развлекательного телевидения в России.
Апробация исследования была представлена на студенческих научно-практических конференциях, а также в научных публикациях. Материалы данного исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2017», которая проходила в Казани 26-28 апреля 2017 года и на февральской международной научно -практической конференции "Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия"(г.Москва, МГУ), посвященной проблемам теории и практики журналистики.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В заключении нашего исследования необходимо отметить, что развлекательное телевидение в России развивается очень быстрым темпом. Развлекательный контент заполняет не только федеральные каналы и становится каналообразующим, но и выходит за рамки, образовывая новые телеканалы. Также интересен процесс развития юмористического течения, как отдельного сегмента развлекательного телевидения, и его влияния на различные телевизионные процессы.
В ходе нашей работы мы рассмотрели телешоу «КВН» и «StandUp» в плане их кросс-медийного потенциала, так как именно развитие кросс - медийной ветви у юмористических и развлекательных передач становится фактором их развития. Данные телепередачи были выбраны неслучайно: «КВН» является шоу-долгожителем на отечественном телевидении и за свою большую телевизионную историю прошла разные вехи и даже переросла из телевизионного проекта в огромное массовое молодежное движение, распространившееся не только в России, но и по всему миру; «StandUp»как юмористическое течение в мире появился давно, а в Россию пришел совсем недавно, но уже успел трансформироваться в рейтинговую телепередачу, затем появились и другие передачи от их продакшна и также, как у КВН, это движение вышло далеко за рамки телевидения и ежедневно по всей стране проводятся множество фестивалей и концертов. Кросс-медиа же и ее составляющие входят в структуру СМИ в частности и в нашу жизнь в целом с высокой скоростью.
Важным элементом работы было выявление жанровой специфики ресурсов социальных сетей. Таким образом, кросс-медийность уводит аудиторию больше к зрительному восприятию информации, чаще всего это фото или видеоконтент. Также популярность приобретает короткая форма заметок и новостей, что обуславливается быстрой скоростью восприятия информации. Чаще всего новости и другие интересные события зритель познает через мобильные устройства, а удержать внимания зрителя невозможно длинными статьями и только лишь текстом: его нужно завлекать картинкой и краткостью, что и было подтверждено при анализе.
Также практическая часть состояла из анализа статей и другого рода работ гражданских телекритиков, в числе которых были, как и профессионалы своего дела, так и любители, обычные телезрители без журналистского образования.
С помощью теоретической базы и практического анализа мы достигли поставленных задач в начале работы.
КВН существуют на протяжении больше полувека и с самого зарождения считается «острой» телепередачей. Пережив второе рождение во время перестройки, КВН не стал изменять своим традициям и продолжил в том же направлении, после чего «КВНовский бум» продолжил расти, игра начала расширяться до массового молодежного движения и распыляться даже далеко за границей, не теряя в своей индивидуальности. Не отстаёт телешоу и от новых тенденций, расширяясь в новых социальных медиа, распространяясь в социальных сетях, что является плодом правильно поставленного вектора в плане развития телепроекта, благодаря кросс - медийной сфере.
«StandUp» же демонстрирует нам, что юмор не стоит на месте и шагает вперед. В сравнении с «КВН», «StandUp»является новым и свежим проектом, который пришел к нам с Запада и очень хорошо прижился не только на телевидении, но и среди молодежи, учитывая проведение больших stand-ирфестивалей.
Подытоживая, мы приходим к тому, что развлекательные юмористические форматы, зародившиеся на отечественном телевидении в 1961 году, с каждым годом развиваются и обретают все новые формы. Что -то приживается и остается на экранах на долгие годы, что-то исчезает на стадии пилотных выпусков. Но появления десятков новых шоу и телепередач на всём телевидении, появление множества узконаправленных развлекательных каналов совершенно разного формата говорят о том, что есть куда расти и есть, что придумывать. Кроме того, в плане развития, актуальности и резкости Интернет является серьезным конкурентом телевидения.
1. Баранова Е. Конвергентная журналистика. Теория и практика. / Е. Баранова - М., изд-во «Юрайт», 2014 г.
2. Борецкий Р.А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или Мое забытое телевидение/ Изд-во: «Издательство ВК», 2010 г.
3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках / А.С. Вартанов. - М, изд-во: «Высшая школа»
4. Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М., 1978. С. 23.
5. Гаймакова Б.Д. Основы редактирования телепередач, Учеб. пособие. — Москва, 2001. — 32 с.
6. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991. С. 26.
7. Голядкин Н. История отечественного и зарубежного телевидения/ Изд-во «Аспект Пресс», 2016
8. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории / В.В. Егоров - М.: Изд-во: «Аспект Пресс», 2004г.
9. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии/ В.В. Егоров. - М., изд-во: «Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания», 1997.
10. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 192 с.
12. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я.. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Т. 31 Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002 г.
13. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ Учебное пособие/ Г.В. Кузнецов.- М.: Издательство Московского университета, 2004 г.
14. Ляпичев А. Мы начинаем КВН / А. Ляпичев - М.,изд-во «Локус Станди».
15. Марфин М., Чивурин А. Что такое КВН? / М.Марфин, А. Чивурин, - М. 2009 г.
16. Миллерсон Джеральд. Технология телевизионного производства (Как делается телевизионная передача). - М.: «Искусство», 1971.
17. Михалкович В. Развлекательные передачи ТВ и «эффект эксцентричности»/ Телевизионная эстрада. М.: Искусство, 1981. С. 53-70.
18. Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости, М., 2001. С. 140.
19. Муратов С. А. Встречная исповедь. Размышления о культоре телевизионного диалога/ М.:Знание, 1988, - 55 с.
20. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия/ А.А. Новикова. - Спб.: Изд-во Алетейя, 2008. - 208 с.
21. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. - М.: Аспект Пресс. 2004. - 224 с.
23. Раззаков Ф.Е. Блеск и нищета российского ТВ/ Ф.Е. Раззаков., М., изд-во «ЭКСМО», 2009 г.
24. Раззаков Ф.Е. Гибель советского ТВ/ Ф.Е. Раззаков., М., изд-во «ЭКСМО», 2012 г.
25. Разлогов К.Э.Побег из чёрного квадрата // Российская газета. 2005. № 3720. С. 16.
26. Рохлин А.М. Так рождалось дальновидение. - М. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. Части I и 2. 4.1 - 82 с. Ч.2 - 180 с.
27. Салимов М.Ш. Юмор - выше пояса. Записки сатириста/ Уфа, Изд-во: «Литературная Республика», 2014
28. Саппак В. Телевидение и мы/ М.: Изд-во: «Искусство», 1988
29. Саруханов В.А. Азбука телевидения/ М.: «Аспект Пресс», 2003.
30. Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение. - М.: ACT, 2008. - 318 с.
31. Третьяков В. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал/ Изд-во: «Ладомир», 2015
32. Третьяков В. Эфир Отечества. Создатели и звезды отечественного телевидения о себе и своей работе. Книга 1, изд-во: «Алгоритм-книга», 2010 г.
34. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход/ Н. Новгород., Изд-во: «Нижегородский гуманитарный центр», 2007
35. Фукс Г. Театр XX века // Ежегодник императорских театров. 1913. № 4. С. 83.
36. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. M.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997. Часть I - 75 с; Часть 2 - 143. /Реферат книги И.Фэнга "Теленовости, радионовости", Сент-Пол, 1985.
37. Хотног В. Двадцать пять лет в плену у веселых и находчивых/ М.: Изд-во: «Центрполиграф», 2014
38. Хейзинга Й. Homo Ludens. Искусство, М., 1997. С. 22.
39. Хренов Н. Развлекательные функции телеэстрады / Телевизионная эстрада. М.: Искусство, 1981.С. 26
Источники:
1. Блог КВН-критика и журналиста Алексея Екса [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://eks-lj.livejournal.com/
2. Блог КВН-критика Ивана Богданова [Электронный ресурс]
Режим доступа URL:http://webegmkbh.Hvejournal.com/10103.html
3. Блог КВН-критика Константина Ворончихина [Электронный
ресурс] Режим доступа URL:http://www.voronlinch.ru/post?id=238
5. Интернет-газета «Lenta.ru» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:https://lenta.ru/news/2016/04/06/kvn_tv
6. Клуб любителей КВН «Скворченик» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://www.kvner.ru/news/blog/blogpost/5971
7. Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:https://versia.ru/sovremennaya-koncepciya-shou-stroitsya-na-azarte
8. Официальный сайт Международного Союза КВН [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.kvn.ru/
9. Украинское интернет-издание «Телекритика.ш» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://www.telekritika.ua/
10. Электронная версия газеты «Известия» [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://izvestia.ru/news/544031