Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕК, ИНДВИД В АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №41129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Психолингвистические аспекты изучения категории субъект, личность, человек, индивид 5
1.1. Понятия субъект, личность, человек, индивид 5
1.2. Понятия субъект, личность, человек, индивид в языковой картине мира .... 12
Г лава II. Репрезентация категории субъект, личность, человек, индивид 26
2.1. Содержание понятий субъект, личность, человек, индивид 26
2.2. Концептуальный и функциональный анализ лексем субъект, личность,
человек, индивид 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53


Актуальность темы данного исследования, заключается в решении проблем определения и соотношения понятий субъекта, индивида, личности и индивидуальности. С одной стороны, этот вопрос уже неоднократно поднимался в разные периоды и разными авторами, с другой стороны, здесь остаётся достаточно разночтений. При этом общим местом всех версий остаётся мысль о том, что эти понятия и явления, которые за ними стоят, безусловно, взаимосвязаны. Другое дело, каковы эти взаимосвязи, и какие реалии они связывают.
Актуальность проблемы, которой посвящена работа, базируется в социальном смысле на том, что личность и индивидуальность выступают теми образованиями, которые вообще составляют основу существования социальных систем. Такие авторы как А. Г. Асмолов, И. С. Кон утверждают, что чем более развитой является социальная система, тем в большей степени её существование и прогресс зависят от функционирования индивидуальности и Я личности. В теоретическом смысле разработка данного вопроса позволяет точнее сформулировать представление о предмете психолингвистической науки и путях его исследования. В практическом смысле адекватное понимание таких реалий как индивид, личность и индивидуальность позволяет установить особенности употребления данных реалий в современном научном дискурсе.
Говоря о степени научной разработанности, то следует отметить, что категории субъект, личность, человек, индивид рассматривались не только в педагогике, но и в психолингвистике. Так же, они стали предметом исследований в антропологической и когнитивной лингвистике.
Однако данные категории в английской научной педагогической и психологической литературе изучены недостаточно полно. Этим и обуславливается актуальность данной работы.
Объектом исследования выступили лингвистические категории субъект, личность, человек, индивид.
Предмет исследования - процесс репрезентации категорий субъект, личность, человек, индивид в английской научной педагогической и психологической литературе.
Цель исследования - проанализировать особенности репрезентации категорий субъект, личность, человек, индивид в английской научной педагогической и психологической литературе.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к понятиям субъект, личность, человек, индивид,
2. проанализировать особенности репрезентации лексем субъект, личность, человек, индивид в языковой картине мира,
3. проанализировать содержание понятий субъект, личность, человек, индивид на основании лексикографических источников
4. провести анализ лексем субъект, личность, человек, индивид.
Основными методами для написания данной работы выступили: метод
анализа научных контекстов, словарных дефиниций, метод сплошной выборки, функциональный анализ, концептуальный анализ, структурно-семантический.
Практическая ценность полученных результатов заключается в том, что основные выводы могут быть полезны при изучении английской лексикологии и грамматики, а так же для дальнейшего исследования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Работа прошла апробацию на III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) магистрантов, магистров, аспирантов и молодых ученый “Актуальные направления научных исследований по проблемам международных отношений, истории и востоковедения” ( 25-26 апреля, г. Казани, Россия) (посвещается 215-летию Казанского университета) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы выделили принципиальные подходы к определению понятий индивида, личности и индивидуальности: биологический и психологический - к понятию индивида, эмпирический и теоретический - к понятию личности, дифференциально-психологический, интегральный и философскопсихологический - к понятию индивидуальности, а также затронули связи между этими понятиями с точки зрения выделенных подходов.
Биологический подход к определению понятия индивида содержательно характеризует его, скорее, как биологическую особь, тогда как психологический фиксирует именно специфику человеческого индивида, раскрывая также процесс его становления как индивидуацию, обособление. В эмпирическом подходе личность определяется через максимально разнообразный перечень описательных характеристик разного содержания и уровня. В теоретическом подходе выделяется исходное отношение, которое обуславливает развитие личности как внечувственного социального качества. Частные проявления личности зависят от возможностей развития, которые предоставляет ей конкретная социальная система.
Дифференциально-психологический подход определяет
индивидуальность через индивидные свойства, что в значительной степени пересекается с пониманием личности в эмпирическом подходе. Интегральный подход определяет индивидуальность как единую систему, включающую иерархию свойств или подсистем, начиная с биологических и заканчивая социальными. Философско-психологический подход акцентирует индивидуализированные характеристики и определяет индивидуальность как творческий аспект личности, ответственный за самоопределение и самореализацию личности, смыкаясь таким образом с теоретическим подходом к пониманию личности и психологическим подходом к пониманию индивида.
Важно отметить, что эти подходы хоть и противопоставлены одни другим, но всё же взаимно дополняют понимание таких центральных для психологии понятий как «индивид», «личность» и «индивидуальность», и способствуют их более полному исследованию.
Концептуальная единица связана со значением слова как основной единицы его языкового представления. Структуры, подобные представленным в значении ядерных и периферийных маркеров, представляют собой иерархически построенные пьедесталы, фиксированные значения всего тела и функциональные значения, которые используются в процессе использования связанных слов в слове функциональной классификации, то есть структурированной системе.
Существование и непрерывность указанного времени указывают на его многогранность, множество проявлений и взаимосвязей со сложным словарным запасом людей, основанным на действии средств субъекта, в его мире и их локальном сознании людей во всех категориях, разделенных и противопоставленных». Принцип отправки голоса - голосовые получатели, особенно в процессе общения.
Концепт «человек» формирует единицу словарного запаса - семантическую группу, состоящую из общего значения идентификатора - людей, и формирует оппозицию, основанную на частных семантических признаках.
Номинации человека осуществляются в первую очередь посредством существительных, поскольку они наиболее концептуально выразительны, вербализуют непосредственно наблюдаемые объекты действительности и, таким образом, эксплицируют онтологическую категорию предметности. Данное когнитивное основание распространяется не только на конкретные имена, но и на абстрактные или оценочные существительные, явившиеся вследствие «цепочки сдвигов, происходивших по мере развития категории и маркирующих отношения на шкале от конкретных имен до имен абстрактных, от обозначений жестких десигнаторов до номинальных классов слов». Каждая отдельная лексема, передавая индивидуальное значение, иначе говоря, отражая референцию к определенному денотату, по-видимому, одновременно манифестирует и глубинную референцию к своему первоисточнику. Последний обязательно оставляет определенный след в семантике языкового знака, и задача исследователя обнаружить данные ментальные отпечатки, образы предметов, ситуаций, закодированных в словах.
Возможно, что все номинативное пространство существительных представляет собой познание личностью объектов и субстанций как участников определенных видов деятельности. С учетом предложенной стратегии в докладе проводится сравнительно-сопоставительный анализ русских лексем в сопоставлении с английскими person/personality, которые недифференцированно номинируют человека без указания на его возрастные, профессиональные, интеллектуальные и иные особенности.
Таким образом, английские лексемы, сконцентрированы прежде всего на индивидуальности, отдельности каждого человека. Национальноспецифическими особенностями лексем выступает функционально
стилистический компонент - возможность их употребления в ироническом значении.
В английской языковой картине мира наиважнейшей ценностью человека является христианская ориентация на личную добродетель, собственную духовную свободу, его когнитивная и семантическая связь с высшими силами. По всей видимости, особенности национального характера, наряду со спецификой исторического развития государственности, предопределили его отношение к христианству как к составной части древних традиционных обрядов. В результате соединения языческой и православной культур, не отрекаясь от своего духовного прошлого, последовательно включил христианские обычаи в свой языческий календарь. В русском мировидении языческое и христианское представляло конфронтацию, столкновение, создавшие «диалектику человека, ту двойственность характера, которая уже
никогда не исчезала».
Сопоставительный анализ семантики русских и английских лексем показал, что, отражая ценностные ориентации и социальное поведение носителей разных языков, данные номинации имеют неодинаковую нагрузку в семантическом наполнении, что свидетельствует об их этнокультурных различиях.
human - делается акцент на признаки, основывающихся на общей оценке человека, не затрагивает параметры внешних особенностей человека.
man - кроме общей оценки характеризуется как индивид, принадлежащего к классу по полу, man - мужчина.
A type/a sort of man - характеризуют индивида на основании окказионального опознавательного признака.
Person - характеризует субъекта по принципу лица. Включают в себя: деятельность, действия субъекта в окружающей действительности.
individual - подразумеваются все человеческие существа, которые включены в другие виды лексем. Она включает в себя индивидуальность человека во внешнем мире и во внутреннем.



1. Абулханова К.А. На тему умственной деятельности. - М., 1973.
2. Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающаяся система // Воспитание и развитие личности. - М., 1981.
3. Апресян Ю.Д. Образ человека по языку: попытка описания системы / Ю.Д. Апресян // Избранные произведения. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М .: Школа "Языки русской культуры", 1995. - с. 348-389.
4. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике
[Электронный ресурс] / И.В. Режим доступа Арнольда:
http://www.classes.rU/grammar/128.Arnold-research/html/8.html
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир людей / Н.Д. Арутюнов. - М .: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: методологические основы развития личности в историческом и эволюционном процессе. - М., 1986. - 95 с.
7. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка
(паремиология и словарный запас) / А.Н. Баранов // Вопросы языкознания. - 1989. - № 3 - с. 74-89.
8. Богуславский В.М. Оценка появления человека: словарь / В.М.
Богуславский. - М .: Верлаг АСТ, ООО, 2004. - 254 с.
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека / А.А. Бодалев - М .: Издательство МГУ, 1982. - 200 с.
10. Болдырев Н.Н. Актуальные проблемы когнитивной лингвистики на современном этапе / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2013. - №1. С. 5-13.
11. Болдырев Н.Н. Лекция по английской филологии / Н.Н. Болдырев; [Под ред. 2-й, стер.]. - Тамбов: публикация Тамбов. Университет, 2001. - 123 с.
12. Бондаренко Е.В. Матричное моделирование основных понятий мировоззрения / Е.В. Бондаренко // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. Серия "Романо-германская филология". - 2013. - № 1051. - с. 6-11.
13. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое изучение слова): учеб. Пособие для вузов / В.В. Виноградов; Согласно сообщению, издатель Г.А. Золото - [3. Ред., Ред.]. - М .: Высшее. школа., 1986. - 640 с.
14. Внутренний мир человека: семантические константы: граф. Монография к юбилею д-ра инж. Доктор филологических наук. Наук, проф. Ю.М. Малинович / [Ю.М. Малинович М.В. Малинович Г.А. Агеева и другие; Издательство Малинович - Иркутск: ИГЛУ, 2007. - 476 с.
15. Демуцкая А.В. Сравнение языковых мировоззрений в русском и английском языках на примере моделирования внутренних свойств человека по внешности / А.В. Демуцкая // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. - М .: Индрик, 2004. - С. 162-168.
16.Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская - М .: Рос.
Государственный гуманитарный университет печати, 1999. - 220 с.
17.Зеньков Г.С. Введение в языкознание / Г.С. Зеньков И.А. Сапожникова - Бишкек: МИПО КНУ, 1998. - 218 с.
18. Карасик В.И. Концепция языковой культуры / В.И. Карасик, Н.А. Красавский Г.Г. Слышкин - Волгоград: Парадигма, 2009. - 116 с. 99. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепции, дискурс: монография / В.И. Карасик; [второе издание]. - М .: Гнозис, 2004. - 390 с.
19. Караулов Ю.Н. Личность русского языка и языка / Ю.Н. Защита - М .: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
20. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон - М .: Политические данные, 1978. - 367 с.
21. Коскина Е.В. Внутренняя личность в русскоязычном мировоззрении: изобразительный ассоциативно-прагастилистический потенциал семантических категорий «пространство», «субъект», «объект», «инструмент»: дис. ... кандидат филол. Наука: 02/10/01 / Коскина Е.В. - Омск: Ом. Государственный университет, 2004. - 200 с.
22. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования / Е.С. Кубрякова; Текущий месяц Лингвистика Российской академии наук.
- М .: Знак, 2012. - 208 с.
23. Левицкий А.Е. Аккордеон Лингво: Перспективные направления:
Монография / Левицкий А.Е., Потапенко С.И., Воробьева О.П. - Луганск: Изд-во госуниверситета "ЛНУ. Тараса Шевченко", 2013. - 624 с.
24. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия - СПб. : Питер, 2006. - 320 с.
25. Маслова В.А. Лингвокультура / В.А. Маслова - М .: Академия, 2001. - 183 с.
26. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин
- М .: Геданкен, 1971. - 351 с.
27. Пашина А.В. Понятие личности в рассказах И.М. Ермакова: дис. ... кандидат филол. Наука: 02/10/01 / Пашина А.В. - Тюмень: Тюмень. Государственный университет, 2006. - 180 с.
28. Пименова М.В. Терминология когнитивной лингвистики. Концептуальная система и концептуальный образ мира / М.В. Пименова // Терминологический вестник. - 2013. - Вип. 2 (1). - С. 129-134.
29. Попов С.В. Визуальное наблюдение / С.В. Попов. - СПб. : Речь, 2002. - 320 с.
30. Приходько А.Н. Концепции и концептуальные системы / А.Н. Приходько
- Днепропетровск: Белая Е.А., 2013. - 307 с.
31. Мухаметзянова Ф.Г., Волов В.В., Мухтарова Л.М. Социокультурный феномен субъектности//Казанский вестник молодых ученых 2019, Том 3 № 2 - 48 с.
32. Розенталь Д.Е. Современный русский язык / Розенталь Д.Е., Голуб И.Б., Теленкова М.А. - М .: Ирис-Пресс, 2010. - 448 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М .: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.
34. Серебренников Б.А. Как выглядит мир на одном языке? / Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: язык и мировоззрение. - М .: Наука, 1988. - 244 с.
35. Серебренникова Е.Ф. Аспекты аксиологического речевого анализа / Е.Ф.
Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия
ценностей: Сборник статей. Монография - М .: ТЕЗАУРУС, 2011. - 352 с.
36. Славин А.В. Визуальный образ в структуре знаний / А.В. Славин - М .: Политиздат, 1971. - 271 с.
37. Степанов С. Внешний вид / С. Степанов. - М .: Эксмо-Пресс, 2001. - 409 с.
38. Фрумкин Р.М. Психолингвистика: учеб. Руководство по системе. Высшее образование. Учреждения / Р.М. Фрумкин - М .: Ред. Центр "Академия", 2003. - 320 с. 199
39. Халдеев Н.И. Роль человека как фактор социальной адаптации / Н.И. Халдея // Наука о человеке и обществе: итоги, проблемы и перспективы. - М., 2003. - С. 80-91.
40.Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике / А. Чанк / / Основы современной американской лингвистики. - М .: Изд-во МГУ, 1997. - С. 340-369.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ