Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования метода сенсорной интеграции с
детьми раннего возраста имеющими нарушения речи 7
1.1. Понятие о методе сенсорной интеграции 7
1.2 Этапы развития сенсорной сферы у детей раннего возраста 20
1.3. Классификация речевых нарушений 29
1.4. Этиопатогенез нарушений речи у детей раннего
возраста 35
Выводы по Главе 1 42
Глава II. Эмпирическое исследование развития речи детей раннего возраста в условиях ГКУЗ «Республиканский дом ребенка специализированный» и
ЧДОУ ЦДР «Ладушки - ладошки» в городе Казани 43
2.1. Организация и методы констатирующего эксперимента 43
2.2. Анализ полученных результатов 44
Выводы по Главе II 50
Глава III. Система коррекционно-развивающей работы по формированию речи у детей раннего возраста при помощи метода сенсорной интеграции в
условиях дома ребенка 51
3.1. Организация и методы формирующего эксперимента 52
3.2. Оценка динамики речевого развития детей раннего возраста при помощи
метода сенсорной интеграции после формирующего эксперимента 52
3.3. Методические рекомендации по речевому развитию детей раннего
возраста при помощи метода сенсорной интеграции 57
Выводы по Главе III 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 70
Речь как высшая психическая функция является основным механизмом мышления и сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности.
Для развития речи необходимо соответствующее развитие условно-рефлекторных связей на основе слуховых, зрительных, тактильных и вестибулярных раздражений. [4, с.42].
Эти связи развиваются в процессе сенсорной интеграции, когда нервная система получает информацию от рецепторов всех органов чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще в утробе матери, когда ребенок ощущает движение материнского тела. В дальнейшем ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как - ползание, вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция при взаимодействии с окружающем миром [1, с.23].
Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия считая, что «Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [14.с.212].
В последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и ДЦП. Таким детям необходимо стимулирующее и коррекционное психолого-педагогическое воздействие. В связи с этим помощь детям раннего возраста сегодня является очень актуальной [4, с.3].
Проведенные ведущими специалистами обследования детей раннего
возраста показали, что наиболее частыми являются речевые расстройства
3
(50,5%), расстройства эмоционально волевой сферы (29,2%). Все чаще встречается расстройство аутистического спектра (12,3%), «нарушение поведения и внимания» (7,7%), «повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов» (9,2%). Отсутствие своевременной помощи в этих случаях приводит к развитию стойких речевых нарушений [4, с.7].
Развитие ребенка зависит от жизненного опыта, получаемого им в период младенчества и первых трех лет жизни, т.е. в сензитивные периоды. Реализация системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике считается эффективной и рентабельной [4, с. 8].
Определилось и особое направление в логопедии - первентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства [4, с.6].
В РФ создана и обоснована система ранней медико-психологической помощи детям с ППЦНС и ДЦП. Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконили новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи(СРП) [5, с.3].
СРП является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники. Возраст поступающих детей - с 2 месяцев до 4 лет [43, с.86].
В условиях специально организованной сенсорно-развивающей среды специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) проводят индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, воспитывающих детей с различными нарушениями развития или с риском их появления. Это сенсорные нарушения (зрение, слух, тактильная чувствительность), нарушения движений, речи, коммуникации, социального взаимодействия.
Также проводится консультация родителей по проблемам развития ребенка, использованию игр и упражнений на домашних занятиях [43, с.114].
В подобных условиях, ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться с первых месяцев жизни, имеет большие шансы на максимальное быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития. Это позволяет подготовить ребенка к переходу к инклюзивной или интегрированной форме образования [4, с.42].
Таким образом на сегодняшний день актуально развивать речь детей раннего возраста при помощи метода сенсорной интеграции, проводить профилактику вторичных нарушений.
Цель: определить развитие речи детей раннего возраста после сенсорно - интегративных занятий.
Объект: формирование речи детей раннего возраста.
Предмет: использование сенсорной интеграции для детей раннего возраста в процессе развития речи.
Гипотеза: Развитие речи детей раннего возраста будет наиболее эффективным в динамике, если применять метод сенсорной интеграции.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические аспекты по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции.
2. Выявить особенности формирования речи у детей с отклонениями развития.
3. Разработать программу по развитию речи детей раннего возраста с применением метода сенсорной интеграции.
Методы исследования. В работе применяются такие общенаучные методы исследования как сбор анамнеза, наблюдение, сравнение, анализ, авторские методики исследования: Стребелева Е.А.
«Психологопедагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» [40, с.21], Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.
5
«Диагностика нервно-психологического развития детей первых трех лет жизни» [36, с.40].
Методология исследования речи детей раннего возраста основана на трудах Выготского Л.С. «Мышление и речь» [14, с.81], работах Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» [16, с.40], Архиповой Е.Ф, внесшей вклад в изучение данной проблемы созданием многочисленных пособий, нового направления в логопедии -«Профилактика речевых нарушений и технология коррекционно- логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста» [4, с.5], Э.Джин Айрес, внесшей большой вклад в изучение сенсорной интеграции и методы преодоления сенсорных нарушений [2, с.3].
Практическая значимость проводимой работы видится в том, что данная работа может быть продолжена в условиях дома ребенка следующими специалистами: логопедами, психологами, дефектологами, инструкторами ЛФК, а также может быть предложена родителями. Также данная работа может быть использована в частных и бюджетных садах и в центрах раннего развития детей.
Применяемый метод давно и эффективно используется на западе специалистами по эрготерапии. В России этот метод только начинает свое использование немногими специалистами в области кинезиологии и логопедии. По естественным своим основам этот метод применим к детям раннего возраста многими родителями интуитивно. Но в условиях дома ребенка индивидуальное внимание ограничено в силу отсутствия родительского ресурса. Поэтому, интенсивное и правильное применение метода сенсорной интеграции, адаптированное под ранний возраст необходимо применять для раннего развития высших психических функций, в том числе и речи.
База исследования ГКУЗ «Республиканский дом ребенка специализированный» в городе Казани.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, 3 главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
Сенсорная интеграция как метод развития речи берет свое начало с западных стран, сейчас в нашей стране это направление только начинает набирать популярность. Сенсорной интеграции- это процесс упорядочивания ощущений, которые в дальнейшем будут как-либо использоваться.
Важность процесса сенсорной интеграции заключается в необходимой базе для развития высших психических функции головного мозга, в том числе и речи.
Для успешного развития процесса сенсорной интеграции в онтогенезе необходимы три базовых ощущения: тактильное, вестибулярное и
проприоцептивное. Сенсорная интеграция начинается еще в утробе матери, когда ребенок чувствует движения материнского тела [2, c. 23]. Знание ранних этапов развития сенсорной интеграции в онтогенезе необходимо логопеду, психологу, дефектологу, а также родителям для понимания скрытых причин отклонения развития, организации коррекционных мероприятий, а также для профилактики речевых нарушений.
В проводимых исследованиях на базе ГКУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» и ЧДОУ ЦДР «Ладушки - ладошки» в городе Казани с детьми в возрасте от 2 до 3 лет в объеме 50 человек, использовались методики:
1. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста» [40, с. 21];
2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» [35, с. 10].
Определено отставание в группах здоровья у ЭГ и соответствие нормативам в КГ.
Составлена рабочая программа по развитию речи при помощи метода сенсорной интеграции для детей раннего возраста 2-3 лет с задержкой развития речи. Проведена намеченная коррекционная работа с детьми ЭГ. Повторно выявлены результаты изменения динамики речевого, сенсомоторного развития в обоих группах после формирующего эксперимента.
По параметрам сенсомоторного и речевого развития в ЭГ отмечены сдвиги в положительную сторону за трехмесячный период и в КГ отмечаются изменения в динамике, но уже не так активно, как в ЭГ. Также подтверждается сохранение отставания от нормы в ЭГ по группам здоровья.
При сравнении результатов двух групп по одному и тому же диагностическому комплексу отмечено следующее.
Результаты за один и тот же период сравнительно активнее в динамике ЭГ, чем изменения параметров из КГ, оставшихся без коррекционной работы с применением метода сенсорной интеграции.
Так, подводя итоги с активно положительными результатами в ЭГ, но все еще не доходя до полной нормы отмечается практическая значимость продолжения работы по данному методу разработанной программы с детьми, находившихся в условиях дома ребенка.
Сделаны выводы, что развитие речи с применением метода сенсорной интеграции очень положительно отражается на детях раннего возраста, они становятся увереннее в двигательной и речевой деятельностях, что особенно важно в сензитивный период на этапе раннего развития. Необходимо знать основы и применять метод сенсорной интеграции во всех направлениях работы с детьми раннего возраста.
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст]: перевод с англ. Юлии Даре /Э. Дж. Айрес. -М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст]: перевод с англ. Юлии Даре /Э. Дж. Айрес. - 5-е изд. -М.: Теревинф, 2018. -272с.
3. Анита, Б. Сенсорная интеграция: теория и практика [Текст]: Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. с [англ.] и научн. ред. Д.В. Ермолаева. 2-е изд. М.: Теревинф, 2018. - 768 с.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. -М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2015г.- 256с.
5. Архипова, Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка [Текст]: Пособие для специалистов службы ранней помощи детям и родителей / Е.Ф. Архипова. - М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2012. -160с.
6. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2007. ,-230 с.
7. Бадалян, Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста [Текст]: / Л.О. Бадалян, Н. М. Журба. - М.: «Книга по Требованию» 1980г.-528с.
8. Бернштейн, Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса [Текст]: под ред. И. М. Фейгенберга, И. Е. Сироткиной. — М.: Смысл, 2003. — 330 с.)
9. Борьесон, Б. Ранние отношения и развитие ребенка [Текст] / Б. Борьесон, С. Бриттен, С. Довбня, Т. Морозова, К. Пакеринг. -СПб.: Питер,
2009. -60с.
10. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
11. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: В. Секачев, 2018.- 264с.
12. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987г.-165с.
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] :учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. —5-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
15. Гайворонский, И.В. Анатомия центральной нервной системы. [Текст]: учебное пособие / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук. - СПб.: ЭЛБИ, 2014. -104с.
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Издательство: Детство-Пресс, 2007 г.- 472с.
17. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста [Текст] / В.В. Гербова // Библиотека программы "От рождения до школы". - М.: Мозаика-Синтез. 2016г.-120с.
18. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. — 351с
19. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи [Текст] / О.Е. Громова // «Логопед», 2007. - №3.-
С. 26-32
20. Громова, О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008. - №4. С. 56-64с.
21. Джонсон Мартин, Н. М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями [Текст] / К.Г. Дженс, С.М. Аттермиер, Б. Дж. Хаккер. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
22. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо,2011.-288с.
23. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия,
2006. — 320 с.
24. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие [Текст] / У. Кислинг. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
25. Крановиц, К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации [Текст] / К.С. Крановиц. - СПб: Издательство «Редактор», 2012-396с.
26. Кривцова, Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2 - 3 лет [Текст]: практическое пособие / Т.А. Кривцова. - М.: АРКТИ, 2010.-28с.
27. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] /Р.Е. Левина // Специальная школа, 1967. № 2. - С. 122- 133.
28. Лынская, М. И. Неговорящий ребенок инструкция по применению. - М.: ПАРАДИГМА, 2015.- 32с.
29. Лынская М.И. М.А.Р. (Motive, Adaptive, Play) метод активации и развития речи у детей с нарушениями в развитии [Текст] / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА, 2018.-104с.
30. Лынская, М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии [Текст]: конспекты
занятий / М.И. Лынская. - М.: изд «ЛОГОМАГ» 2015.- 90с.
68
31. Лынская, М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная
гимнастика Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста [Текст] / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА. 2016.- 28с.
32. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у
неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст]: пособие для учителя-дефектолога /М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА 2012.128с.
33. Максимова, Е.В. Нарушения восприятия себя, как основная
причина формирования искаженного психического развития особых детей [Текст]: брошюра, сборник статей / Е.В. Максимова, А.Б. Алексеевич, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог- МИФИ, 2011. - 64с.
34. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Назаровой. - 10-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
35. Пантюхина, Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста [Текст] / Г.В. Пантюхина, Г.В., К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. - М.: Издательство: Сфера, 2017.-80с.
36. Пантюхина Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста [Текст] / Г.В. Пантюхина, Г.В., К.Л. Печора,
Э.Л. Фрухт. - М.: изд.: Сфера, 1996.— 71с. ]
37. Приходько, О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Текст] / О.Г. Приходько, О.В. Югова. - М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. - С.145.
38. Разенкова, Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития [Текст] / Ю.А. Разенкова. -М.: Издательский дом «Карапуз», 2011. - 210с.
39. Самусев, Р. П. Анатомический атлас [Текст]: учеб. пособие для
студентов мед. учеб. завед. / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. - 5-е изд. перераб. и
69
доп.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2007.-704с.
40. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие с прил. Альбома « Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева. - 7-е изд. - М.: Просвещение 2018. -182с