Региональная политика регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях нестабильной экономики на примере Республики Марий Эл (Марийский Государственный Университет)
Есть приложение - Основные экономические показатели развития Республики Мари Эл за 2015-2017 годы.
Введение 3
Глава 1 Формы и методы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РМЭ 5
Глава 2 Методика оценки эффективности поддержки малого предпринимательства РМЭ 16
Глава 3 Зарубежный опыт и опыт в других регионах поддержки малого предпринимательства 27
Глава 4 Проблемы развития малого бизнеса в РМЭ и пути и их решения 34
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 43
Многие мировые государства осознают значение малого бизнеса, которое представляет собой существенный фактор экономической, политической, а также социальной устойчивости. Предпринимательство ориентировано на достижение экономического роста и ускорение научно-технического прогресса. Экономически развитые страны рассматривают малый бизнес в качестве важнейшего сектора экономики, в котором задействовано более 50% трудоспособного населения.
Экономическая ситуация в нашей стране указывает на существенный рост малого бизнеса, который является важнейшим стратегическим ресурсом, способным обеспечить экономический рост, достижение эффективности экономических взаимоотношений, а также положительную динамику национального благосостояния. В последнее время применяются множество программ поддержки малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Однако предпринимательство сталкивается с значительными сложностями, к примеру, общая экономическая нестабильность, большое число административных барьеров, отсутствие у субъектов малого бизнеса необходимых знаний, навыков, а также опыта.
Целью научно-исследовательской работы является анализ применяемого порядка поддержки малого предпринимательства в Республики Марий Эл, определение проблем и направлений их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить формы и методы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике Марий Эл;
провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Республике Марий Эл;
рассмотреть факторы, которые влияют на эффективность поддержки субъектов малого предпринимательства;
исследовать зарубежный опыт и опыт в других регионах поддержки малого предпринимательства;
определить проблемы развития малого бизнеса в Республике Марий Эл и пути и их решения;
Объектом исследования является экономика Республики Марий Эл.
Предметом исследования является развитие малого предпринимательства.
Периодом исследования являлся 2014 - 2016 гг.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день малый бизнес играет существенную роль в жизни государства. С помощью малых предприятий созданы рабочие места, обеспечено поступление налогов в бюджет, рынок наполняется необходимой для потребителей продукцией, ведь осуществлять производство ненужного, не пользующегося спроса товар является невыгодным для малого бизнеса. Кроме того, посредством малых предприятий привлекаются инвестиции в конкретные отрасли хозяйства, что обуславливает развитие экономики.
Функционирование на конкретном рынке, оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, прямая связь с потребителями, узкая специализация в том или ином рыночном сегменте, а также возможность формирования предприятие малого бизнеса с незначительным начальным капиталом – все это является чертами малого бизнеса, которые выступает в качестве неоспоримых достоинств, повышающих его стабильность на внутреннем рынке.
Процесс развития малого предпринимательства может быть замедлен по определенными причинами. Например, непростая экономическая обстановка, характерная для страны: наличие инфляции, разрыва хозяйственных связей, ухудшения платежной дисциплины, высокого уровня процентной ставки, слабой правовой защищенности предпринимателей, низкого уровня организационно-экономических и правовых знаний бизнесменов, низкий уровень использования основ деловой должной этики, а также хозяйственной культуры, отрицательное отношение некоторых граждан к предпринимательству в целом.
Государство должно ориентироваться на поддержание малого предпринимательства на уровне регионов, а также на местном уровне, использовать расширенные налоговые льготы, заниматься устранением административных барьеров и обеспечением консультационных и информационных услуг.
Анализ поддержки малого бизнеса в Республике Марий Эл показал, что основными формами поддержки малого бизнеса в РМЭ являются гранты, льготное кредитование, поручительство. Негативное влияние на объемы финансирования государственной поддержки малого бизнеса сыграл мировой кризис и уменьшение доходов государственного бюджета. Однако государством, по прежнему, проводится активная политика по финансированию и субсидированию СМП.
Анализ показал, что не смотря на предпринимаемые меры по поддержке малого бизнеса, их число к 2017 году сократилось, но не смотря на это возрос оборот малых предприятий. Можно казать, что кризис 2014 года ударил в основном по предприятиям розничной и оптовой торговли, что привело к их массовой ликвидации.
Сравнение порядка поддержки малого бизнеса в республике Марий Эл и Чувашии особых различий не выявил. В зарубежных странах поддержка малого бизнеса является более эффективной, сроки льготного кредитования составляют 10 лет и более, действуют освобождения от выплаты кредитов, действует освобождение от налогов.
К основным недостаткам поддержки малого бизнеса следует отнести наличие коррупции, недостаток собственных средств региона для осуществления поддержки в большем объеме.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ. – М.: Российская газета. - №64..
2. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Контроль финансово-экономической деятельности предприятия/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 329с.
3. Агурбаш, Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства.// Финансовый бизнес. - 2013, № 11-12. С. 40-49.
4. Афонина, С. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический журнал/ С. Афонина. - 2013. - №6 - С. 15-20.
5. Алешкин, А.И. История развития малого предпринимательства в России // Безопасность бизнеса. – 2013. - № 2.
6. Бартош, А. А., Верхушина, Е. Н. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 691-693.
7. Белуха, Н.Т. Основные источники формирования имущества предприятия // Финансы. – 2013. - № 8. – с. 4-12.
8. Бабук, ㅤ И.М. ㅤ Экономика ㅤ промышленного ㅤ предприятия ㅤ / ㅤ И.М. ㅤ Бабук, ㅤ Т.А. ㅤ Сахнович. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ ИНФРА-М, ㅤ 2013. ㅤ - ㅤ 439 ㅤ с.
9. Баскакова, ㅤ О.В. ㅤ Экономика ㅤ предприятия ㅤ (организации) ㅤ / ㅤ О.В. ㅤ Баскакова, ㅤ Л.Ф. ㅤ Сейко. ㅤ - ㅤ М: ㅤ Дашков ㅤ и ㅤ К, ㅤ 2013. ㅤ - ㅤ 372 ㅤ с.
10. Богачкова, Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения/ Д.Ю. Богачкова// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - № 3 (32). - С. 52-61.
11. Ветрова, М.Н., Гришанова, С.В. Организация деятельности малого предпринимательства: законодательные рамки и нормативное регулирование // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2011. - № 6.
12. Гевондян, А.В., Коханова, О.Н. Малое предпринимательство в регионах СКФО: оценка дифференциации в развитии/ А.В. Гевондян// Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 114-118.
13. Губачиков, Б.А., Закаева, Д.О., Елеева, Д.О., Мамбетов, С.С. Экономическая оценка развития малых форм предпринимательство в проблемном регионе/ Б.А. Губачикова// Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией: Абдулманапова С.Г., Бучаева Я.Г., Шарипова Ш.И. - 2015. - С. 140-145.
14. Евстигнеев, Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие/Е.Н. Евстигнеев. – Москва: Проспект, 2012. – 520 с.
15. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: предварительная оценка финансового состояния. Анализ платежеспособности и ликвидности / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2013 – 146 с.
16. Данилевский, Ю.А., Овсянников, Л.Н. Анализ формирования и использования имущества предприятия // Бухгалтерский учет. – 2012. - № 3. – с. 24-36.
17. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2013. - 246 с.
18. Зиброва, Н.М. Инвестиционно-инновационный потенциал малого предпринимательства ЮФО / Н.М. Зиброва, Д.Д. Миронова // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2016. – №1 (9). – С. 106–113.
19. Кондратьева, М.В. Экономика и маркетинг/ М.Н. Кондратьева, Т.Н. Шубина. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 143 с.
20. Коростелёва, Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса/ Л.А. Коростелева// Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2014. - № 3. - С. 42-44.
21. Кравченко, Д.В. Совершенствование законодательного регулирования налогообложения в РФ в сфере малого бизнеса/ Д.В. Кравченко// Символ науки. - 2016. - № 11-1 (23). - С. 97-98.
22. Кравченко, Д.В., Щемелев С.Н. Экономические аспекты организации малых промышленных предприятий/ Д.В. Кравченко// Символ науки. - 2016. - № 11-1 (23). - С. 98-100.
23. Косов, В. Проблемы управления имуществом предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №5. -с. 52-56.
24. Крутик, А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. - 2012. – №2.
25. Кобитович, К. Я. Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 148-150.
26. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учеб. пособие / Е.А. Зайцева, М.В. Прохорова; Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2015. – 101 с.
27. Миронова, Д.Д. Формы государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства // Экономика и социум. – 2015. – №2–3 (15). – С. 583–587.
28. Насонов, В.В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 403-405.
29. Официальный сайт Малый и средний бизнес Чувашии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://gov.cap.ru/Organization.aspx?unit=contact&gov_id=142, свободный. – Загл. с экрана.
30. Официальный сайт Росстат по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://maristat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/, свободный. – Загл. с экрана.
31. Официальный сайт Министерства промышленности, экономического развития, торговли Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mecon/Pages/otbor_sfp_2016.aspx, свободный. – Загл. с экрана.
32. Пиньковецкая, Ю.С. Малое предпринимательство в регионах России: производственные функции по панельным данным/ Ю.С. Пиньковецкая// Труды Института системного анализа Российской академии наук. - 2014. - Т. 64. - № 2. - С. 80-84.
33. Портал малого среднего предпринимательства Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://sbs.gov.mari.ru/content/news/regional/reggeneral/m,88,4077/, свободный. – Загл. с экрана.
34. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения/ Ю.С. Пиньковская// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 2-1. - С. 132-142.
35. Предпринимательство в почете / А. Гайдукова // Йошкар-Ола. - 2012. - № 8 (28 февраля). - 21 с.
36. Пиньковецкая, Ю.С. Малое предпринимательство и государственные закупки регионов России/ Ю.С. Пиньковецкая// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 1-1. - С. 205-214.
37. Республика Марий Эл в цифрах. 2013: краткий статистический сборник/ Маристат - Йошкар-Ола, 2013. - 146 с.
38. Рубан, Д.А. Малое предпринимательство и инновационная активность в регионах/ Д.А. Рубан// Актуальные проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - 2017. - С. 102-107.
39. Романчев, Е.Д. Малое предпринимательство в регионе/ Е.Д. Романчев// Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3-1. - С. 190-192.
40. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум/Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.
41. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 224 c.
42. Шеремет, А.Д., Негашев, Е. В. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА М, 2012. – 237с.
43. Экономический анализ / под ред. Л. Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 532 с.
44. Швоб, М.С., Бережная, Т.В. Предпринимательство и малый бизнес/ М.С. Швоб// Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2015. - № 14. - С. 155-157.
45. Яковенко, Н.В. Малое предпринимательство как фактор развития туристической деятельности/ Н.В.Яковенко// Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т. 10. - № 1. - С. 120-127.