СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение
1. Теоретико-правовые аспекты анализа системы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации 7
1.1. Управление физической культурой и спортом 7
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая развитие физической культуры
и спорта 26
1.3. Характеристика инфраструктуры физической культуры и спорта 31
2. Практические аспекты анализа управления физической культурой и
спортом в Российской Федерации 38
2.1. Анализ развития инфраструктуры физической культуры и спорта в
регионах Приволжского федерального округа 39
2.2. Анализ государственных программ и органов управления физической
культуры и спорта в регионах ПФО 71
3. Проблемы управления инфраструктурой физической культурой и спортом в
регионах Российской Федерации и направления ее совершенствования 95
3.1. Опыт регионов-лидеров по управлению инфраструктурой физической
культурой и спортом и возможности для его использования в регионах ПФО 95
3.2. Проблемы развития инфраструктуры физической культуры и спорта в регионах ПФО и механизмы вовлечения молодежи в спортивную деятельность 102
3.3. Проект открытого турнира по мини -футболу среди воспитанников
социальных приютов и детских домов 109
Заключение 116
Список использованных источников 118
Приложения
1. Теоретико-правовые аспекты анализа системы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации 7
1.1. Управление физической культурой и спортом 7
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая развитие физической культуры
и спорта 26
1.3. Характеристика инфраструктуры физической культуры и спорта 31
2. Практические аспекты анализа управления физической культурой и
спортом в Российской Федерации 38
2.1. Анализ развития инфраструктуры физической культуры и спорта в
регионах Приволжского федерального округа 39
2.2. Анализ государственных программ и органов управления физической
культуры и спорта в регионах ПФО 71
3. Проблемы управления инфраструктурой физической культурой и спортом в
регионах Российской Федерации и направления ее совершенствования 95
3.1. Опыт регионов-лидеров по управлению инфраструктурой физической
культурой и спортом и возможности для его использования в регионах ПФО 95
3.2. Проблемы развития инфраструктуры физической культуры и спорта в регионах ПФО и механизмы вовлечения молодежи в спортивную деятельность 102
3.3. Проект открытого турнира по мини -футболу среди воспитанников
социальных приютов и детских домов 109
Заключение 116
Список использованных источников 118
Приложения
Развитие рыночной экономической системы требует сбалансированное развитие всех составляющих экономики страны. Одним из звеньев является сфера физической культуры и спорта, которая способствует улучшению состояния здоровья населения, гармоничному развитию личности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в течение последних лет в России проводится большое количество международных спортивных событий - Олимпийские игры, Универсиады, мировые первенства, Чемпионат мира по футболу, поэтому строятся новые физкультурно-оздоровительные объекты и вся необходимая инфраструктура для принятия спортсменов и гостей мероприятий.
При этом сегодня в Российской Федерации наблюдается низкий уровень вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом. Это обуславливается тем, что практически не осталось спортивных объектов с бесплатным входом, а купить абонемент в спортивный зал могут позволить далеко не все население. К тому же в последнее время наблюдается ухудшение здоровья молодежи, проявление опасных заболеваний в молодом возрасте.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является состояние инфраструктуры физической культуры и спорта Республики Татарстан, Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Нижегородской области, Самарской области. Выбор регионов обуславливается тем, что в 2018 году четыре из них принимали Чемпионат мира по футболу, а в Удмуртская Республика на федеральном уровне отмечена как регион, активно принимающий участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Предмет исследования - процесс управления инфраструктурой физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать систему управления инфраструктурой физической культурой и спортом в регионах Приволжского федерального округа для выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятия «физическая культура» и «спорт», параметры их оценки;
- рассмотреть нормативно-правовую базу по регулированию сферы физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях;
- дать характеристику инфраструктуре физической культуры и порта;
- рассмотреть систему управления индустрии спорта в Российской Федерации и ее субъектах;
- оценить и сравнить уровень развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта регионов ПФО;
- провести анализ государственных программ и органов управления физической культуры и спорта в регионах ПФО
- изучить опыт регионов-лидеров по управлению физической культурой и спортом;
- выявить проблемы развития инфраструктуры физической культуры и спорта в регионах ПФО и механизмы вовлечения молодежи в спортивную деятельность;
- разработать предложения по повышению эффективности государственной политики управления сферой физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации.
Данная проблематика исследована в работах зарубежных и отечественных ученых. С. Балабан изучал зарубежный опыт публичного администрирования сферой физической культуры и спорта. В своем исследовании автор доказал, что использование положительного зарубежного опыта может обеспечить популяризацию двигательной активности как важнейшего фактора здорового образа жизни.
С. Я. Красовский писал, что развитие спортивной инфраструктуры - приоритетная задача государства, а также обосновал привлечение инвестиций в данную сферу.
В. Н. Анненков для оценки уровня развития физической культуры и спорта в Волгоградской области использовал регрессионный и корреляционный анализ, где зависимой переменной было количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом, а независимыми - различные параметры, которые привлекают людей в спортивную сферу.
Е. А. Савенкова, С. А. Симкачев и М. В. Тихомиров оценивали сферу спорта с помощью экспертной методики, в ходе которой авторы провели опрос руководителей органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с целью определения основных показателей развития сферы и характеризующие ее критерии.
Особенности формирования государственной политики управления физической культурой и спортом на федеральном уровне изучали А. Ф. Антипов, С. Е. Воронин, Н. В. Уловистова и другие.
Инструменты управления физической культурой на уровне регионов анализируются в работах В. М. Краснова, М. И. Золотарева и др.
В работе были применены следующие методы исследования: индукция, дедукция, анализ и синтез, анализ нормативно-правовых актов, статистическая обработка показателей, рейтинговый анализ. Рейтинговый анализ заключается в выборе показателей для оценки уровня развития инфраструктуры физической культуры и спорта, разработке собственной методики интегрального анализа и составления итогового рейтинга.
При написании работы в качестве информационной базы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, Федеральный Закон от 4 декабря 2007 года N 329 -ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года, Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ О физической культуре и спорте, законы и государственные программы других выбранных регионов, научные статьи по теме исследования, данные Федеральной службы государственной статистики, а также информация с официальных сайтов Министерств спорта регионов.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цель, задачи, выделены предмет и объект исследования, указана использованная при написании работа литература.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты. Раскрываются понятия «физическая культура», «массовый спорт», «спорт высших достижений», определены основные параметры, объекты и субъекты управления инфраструктурой физической культурой и спортом, описаны основные тенденции развитии инфраструктуры спорта в Российской Федерации, а также представлена система управления физической культурой и спортом на федеральном уровне.
Вторая глава посвящена практическим аспектам управления инфраструктурой физической культуры и спорта. В ней проведен анализ регионов по уровню развития спортивной инфраструктуры, рассмотрены региональные программы по развитию физической культуры и спорта.
В третьей главе проанализирован передовой опыт регионов-лидеров по управлению сферой физической культуры и спорта, а также определены актуальные проблемы и направления совершенствования государственной политики в изучаемой области.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в течение последних лет в России проводится большое количество международных спортивных событий - Олимпийские игры, Универсиады, мировые первенства, Чемпионат мира по футболу, поэтому строятся новые физкультурно-оздоровительные объекты и вся необходимая инфраструктура для принятия спортсменов и гостей мероприятий.
При этом сегодня в Российской Федерации наблюдается низкий уровень вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом. Это обуславливается тем, что практически не осталось спортивных объектов с бесплатным входом, а купить абонемент в спортивный зал могут позволить далеко не все население. К тому же в последнее время наблюдается ухудшение здоровья молодежи, проявление опасных заболеваний в молодом возрасте.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является состояние инфраструктуры физической культуры и спорта Республики Татарстан, Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Нижегородской области, Самарской области. Выбор регионов обуславливается тем, что в 2018 году четыре из них принимали Чемпионат мира по футболу, а в Удмуртская Республика на федеральном уровне отмечена как регион, активно принимающий участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Предмет исследования - процесс управления инфраструктурой физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать систему управления инфраструктурой физической культурой и спортом в регионах Приволжского федерального округа для выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятия «физическая культура» и «спорт», параметры их оценки;
- рассмотреть нормативно-правовую базу по регулированию сферы физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях;
- дать характеристику инфраструктуре физической культуры и порта;
- рассмотреть систему управления индустрии спорта в Российской Федерации и ее субъектах;
- оценить и сравнить уровень развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта регионов ПФО;
- провести анализ государственных программ и органов управления физической культуры и спорта в регионах ПФО
- изучить опыт регионов-лидеров по управлению физической культурой и спортом;
- выявить проблемы развития инфраструктуры физической культуры и спорта в регионах ПФО и механизмы вовлечения молодежи в спортивную деятельность;
- разработать предложения по повышению эффективности государственной политики управления сферой физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации.
Данная проблематика исследована в работах зарубежных и отечественных ученых. С. Балабан изучал зарубежный опыт публичного администрирования сферой физической культуры и спорта. В своем исследовании автор доказал, что использование положительного зарубежного опыта может обеспечить популяризацию двигательной активности как важнейшего фактора здорового образа жизни.
С. Я. Красовский писал, что развитие спортивной инфраструктуры - приоритетная задача государства, а также обосновал привлечение инвестиций в данную сферу.
В. Н. Анненков для оценки уровня развития физической культуры и спорта в Волгоградской области использовал регрессионный и корреляционный анализ, где зависимой переменной было количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом, а независимыми - различные параметры, которые привлекают людей в спортивную сферу.
Е. А. Савенкова, С. А. Симкачев и М. В. Тихомиров оценивали сферу спорта с помощью экспертной методики, в ходе которой авторы провели опрос руководителей органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с целью определения основных показателей развития сферы и характеризующие ее критерии.
Особенности формирования государственной политики управления физической культурой и спортом на федеральном уровне изучали А. Ф. Антипов, С. Е. Воронин, Н. В. Уловистова и другие.
Инструменты управления физической культурой на уровне регионов анализируются в работах В. М. Краснова, М. И. Золотарева и др.
В работе были применены следующие методы исследования: индукция, дедукция, анализ и синтез, анализ нормативно-правовых актов, статистическая обработка показателей, рейтинговый анализ. Рейтинговый анализ заключается в выборе показателей для оценки уровня развития инфраструктуры физической культуры и спорта, разработке собственной методики интегрального анализа и составления итогового рейтинга.
При написании работы в качестве информационной базы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, Федеральный Закон от 4 декабря 2007 года N 329 -ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года, Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года N 99-ЗРТ О физической культуре и спорте, законы и государственные программы других выбранных регионов, научные статьи по теме исследования, данные Федеральной службы государственной статистики, а также информация с официальных сайтов Министерств спорта регионов.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цель, задачи, выделены предмет и объект исследования, указана использованная при написании работа литература.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты. Раскрываются понятия «физическая культура», «массовый спорт», «спорт высших достижений», определены основные параметры, объекты и субъекты управления инфраструктурой физической культурой и спортом, описаны основные тенденции развитии инфраструктуры спорта в Российской Федерации, а также представлена система управления физической культурой и спортом на федеральном уровне.
Вторая глава посвящена практическим аспектам управления инфраструктурой физической культуры и спорта. В ней проведен анализ регионов по уровню развития спортивной инфраструктуры, рассмотрены региональные программы по развитию физической культуры и спорта.
В третьей главе проанализирован передовой опыт регионов-лидеров по управлению сферой физической культуры и спорта, а также определены актуальные проблемы и направления совершенствования государственной политики в изучаемой области.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
По результатам проведенного исследования в выпускной квалификационной работе можно сделать следующие выводы.
Развитие человеческого потенциала является основополагающим фактором при переходе переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. В Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что распространение принципов здорового образа жизни - один из приоритетов социально-экономической политики.
Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта позволит не только привлечь людей в данную сферу, но и повысить качество жизни населения в целом.
Понятия «физическая культура» и «спорт» следует разграничивать. Правовое закрепление понятий находится в в Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». ФКиС в жизни общества выполняет различные функции.
Инфраструктуру сферы физической культуры и спорта составляет государственное, информационное, кадровое, финансовое, психологическое обеспечение. Каждое звено играет свою особую роль и находится в постоянном взаимодействии с остальными структурными элементами.
Система управления физической культурой и спортом состоит из отраслевых нормативно-правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, программ и концепций развития сферы, а также профильных органов власти.
Наличие программ развития физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа говорит о том, что в данной сфере органы власти также применяют программно-целевые методы. Региональные программы содержат цели, задачи, мероприятия в соответствии со спецификой конкретного субъекта. Так, например, в проанализированных регионах, кроме Удмуртской Республики, были реализованы программы по подготовке к ЧМ по футболу 2018 г.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ уровня развития инфраструктуры физической культуры и спорта и системы управления в регионах ПФО. Высокие показатели уровня развития наблюдаются у Самарской области и Республики Татарстан. Самарская область стала лидером за счет высоких расходов на развитие адаптивной ФКиС, а Республика Татарстан является лидером по числу спортивных сооружений в расчете на численность населения. При этом во всех рассмотренных регионах увеличивается доля населения в целом и детей, студентов в отдельности, занимающихся физической культурой и спортом.
Система управления инфраструктурой физической культуры и спорта включает не только органы государственной и муниципальной власти, но и общественные организации. В РФ она представлена Министерством спорта, спортивными федерациями, Российским союзом спортсменов и т.д. А на уровне субъектов - региональными Министерствами спорта, спортивными федерациями на уровне регионов и т.д. Относительно новым и перспективным инструментом управления, который среди исследуемых регионов есть пока только у Республики Татарстан, является спортивный портал, где представлены последние новости из мира спорта, а также есть возможность записаться в спортивную секцию. Подобный опыт следует перенять всем регионам, так как он способствует популяризации физической культуры и спорта.
В результате анализа уровня развития спортивной инфраструктуры можно сделать вывод, что в регионах Российской Федерации наблюдается недофинансирование сферы ФКиС из-за ограниченности бюджетных средств, низкий уровень вовлеченности населения в занятия физической культурой, необходимо довести его хотя бы до 50%; а также низкая обеспеченность населения учреждениями физкультурно-спортивной направленности, их недоступность с финансовой точки зрения, а также отсутствие системы информационного обеспечения деятельности спортивных организаций.
Для решения выявленных проблем предлагается внедрить в сферу физической культуры и спорта государственно-частное партнерство, включить регионы в проект «Стань чемпионом», создать региональные спортивные порталы и наладить взаимодействие профессиональных учебных заведений спортивной направленности со спортивными школами и училищами для создания и воспитания спортивного резерва.
Предложенный в третьей главе проект детского спортивного турнира должен поспособствовать социализации детей-сирот, вовлечению их в физическую культуру и популяризации спорта в целом.
Таким образом, поставленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы задачи были выполнены, а цель достигнута.
Развитие человеческого потенциала является основополагающим фактором при переходе переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. В Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что распространение принципов здорового образа жизни - один из приоритетов социально-экономической политики.
Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта позволит не только привлечь людей в данную сферу, но и повысить качество жизни населения в целом.
Понятия «физическая культура» и «спорт» следует разграничивать. Правовое закрепление понятий находится в в Федеральном законе от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». ФКиС в жизни общества выполняет различные функции.
Инфраструктуру сферы физической культуры и спорта составляет государственное, информационное, кадровое, финансовое, психологическое обеспечение. Каждое звено играет свою особую роль и находится в постоянном взаимодействии с остальными структурными элементами.
Система управления физической культурой и спортом состоит из отраслевых нормативно-правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, программ и концепций развития сферы, а также профильных органов власти.
Наличие программ развития физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа говорит о том, что в данной сфере органы власти также применяют программно-целевые методы. Региональные программы содержат цели, задачи, мероприятия в соответствии со спецификой конкретного субъекта. Так, например, в проанализированных регионах, кроме Удмуртской Республики, были реализованы программы по подготовке к ЧМ по футболу 2018 г.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ уровня развития инфраструктуры физической культуры и спорта и системы управления в регионах ПФО. Высокие показатели уровня развития наблюдаются у Самарской области и Республики Татарстан. Самарская область стала лидером за счет высоких расходов на развитие адаптивной ФКиС, а Республика Татарстан является лидером по числу спортивных сооружений в расчете на численность населения. При этом во всех рассмотренных регионах увеличивается доля населения в целом и детей, студентов в отдельности, занимающихся физической культурой и спортом.
Система управления инфраструктурой физической культуры и спорта включает не только органы государственной и муниципальной власти, но и общественные организации. В РФ она представлена Министерством спорта, спортивными федерациями, Российским союзом спортсменов и т.д. А на уровне субъектов - региональными Министерствами спорта, спортивными федерациями на уровне регионов и т.д. Относительно новым и перспективным инструментом управления, который среди исследуемых регионов есть пока только у Республики Татарстан, является спортивный портал, где представлены последние новости из мира спорта, а также есть возможность записаться в спортивную секцию. Подобный опыт следует перенять всем регионам, так как он способствует популяризации физической культуры и спорта.
В результате анализа уровня развития спортивной инфраструктуры можно сделать вывод, что в регионах Российской Федерации наблюдается недофинансирование сферы ФКиС из-за ограниченности бюджетных средств, низкий уровень вовлеченности населения в занятия физической культурой, необходимо довести его хотя бы до 50%; а также низкая обеспеченность населения учреждениями физкультурно-спортивной направленности, их недоступность с финансовой точки зрения, а также отсутствие системы информационного обеспечения деятельности спортивных организаций.
Для решения выявленных проблем предлагается внедрить в сферу физической культуры и спорта государственно-частное партнерство, включить регионы в проект «Стань чемпионом», создать региональные спортивные порталы и наладить взаимодействие профессиональных учебных заведений спортивной направленности со спортивными школами и училищами для создания и воспитания спортивного резерва.
Предложенный в третьей главе проект детского спортивного турнира должен поспособствовать социализации детей-сирот, вовлечению их в физическую культуру и популяризации спорта в целом.
Таким образом, поставленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы задачи были выполнены, а цель достигнута.
Подобные работы
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ
СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Основные направления реализации и пути совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие молодежной
политики в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016



