Введение
1. Роль и значение межотраслевых комплексов в экономической географии
1.1. Теоретический анализ понятия «Межотраслевые комплексы»
1.2. Особенности размещения межотраслевых комплексов в России
2. Особенности изучения межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан»
2.1. Теоретико-методологические аспекты изучения модуля Межотраслевые комплексы
2.2. Программа внеурочной деятельности по формированию знаний о межотраслевых комплексах Республики Татарстан в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе
3. Опытно-экспериментальные работы по анализу методических особенностей изучения межотраслевых комплексов
3.1. Анализ опыта изучения межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан»
3.2. Методические рекомендации по изучению межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Изучение межотраслевых комплексов в Республике Татарстан в условиях рыночной экономики является наиболее актуальной, так как Республика Татарстан имеет выгодное географическое положение и обладает большим экономическим потенциалом. Благоприятными экономико-географическими условиями, способствующими развитию многих отраслей экономики, являются:
1. Расположение территории между двумя промышленно развитыми регионами России- Центром и Уралом- и наличие водных путей, железнодорожных магистралей, авиалиний и трубопроводного транспорта, пересекающихся между собой в пределах республики;
2. Высокий экономический потенциал Республики Татарстан, который определяет богатыми природными ресурсами, значительными трудовыми ресурсами, в особенности высококвалифицированными кадрами, большим научным потенциалом, развитой промышленность и сельским хозяйством.
На базе собственных природных ресурсов развиваются нефтяная промышленность, промышленность строительных материалов и в значительной мере нефтехимическая и химическая промышленности. Эти и некоторые другие отрасли экономики республики имеют перспективу развития на много лет вперед, так как потенциальные ресурсы (битумы, нефть сверхглубоких залежей, каменный уголь, строительные материалы) в республике большие.
Республика Татарстан прежде всего промышленная республика. Ведущими отраслями являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, нефтедобыча и электроэнергетика.
Сельское хозяйство- одна из ведущих отраслей народного хозяйства республики. В отличие от многих регионов России, сельское хозяйство Республики Татарстана характеризуется стабильностью и даже в годы кризиса продолжает увеличивать свою продукцию.
Межотраслевые комплексы сильно развиты в нашей республике и занимают важное место в жизни любого общества, поэтому их актуально изучать более подробно в курсе «География Татарстана».
Цель исследования: Раскрыть особенности методики изучения межотраслевых комплексов при изучении курса «География Республики Татарстан» в 9 классе.
Для решения поставленной цели мы определили ряд задач:
- Произвести теоретический анализ понятия «Межотраслевые комплексы»;
- Выявить особенности размещения межотраслевых комплексов в России;
- Изучить теоретико-методологические аспекты модуля межотраслевых комплексов;
- Внедрить программу внеурочной деятельности межотраслевых комплексов Республики Татарстан по формированию знаний в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе;
- Проанализировать опыт изучения межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан»;
- Дать методические рекомендации по изучению межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе.
Объект исследования- межотраслевые комплексы Республики Татарстан.
Предмет исследования- методика изучения межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе.
При решении поставленных задач мы использовали различные методы научно-педагогического исследования: изучение психолого
педагогической литературы по проблеме исследования, анализ программ, учебников, учебных пособий, педагогические наблюдения учебновоспитательного процесса в средней школе, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, статистические методы для качественной и количественной обработки результатов, методы сравнения, педагогическое наблюдение.
База исследовании: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе нашего исследования мы произвели теоретический анализ понятия «Межотраслевые комплексы» и выявили его структуру. Анализируя понятие «Межотраслевой комплекс», мы столкнулись с тем, что определений достаточно много, и тяжело было выбрать именно то, которое мы могли бы отнести к нашему исследованию. Но анализируя понятия, для своего исследования мы остановились на формате разработанном ещё в СССР, и применяемом в школьном географическом образовании в рамках экономической географии и сегодня.
Так же мы раскрыли особенности размещения основных межотраслевых комплексов в России, таких как: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в который входит электроэнергетика (тепловые электростанции, геотермические электростанции, гидроэлектростанции, атомные электростанции); металлургический комплекс, который подразделяется на чёрную и цветную металлургию; машиностроительный комплекс, в состав которого входит тяжелое, общее и среднее машиностроение; химико-лесной комплекс, который объединяет химическую и лесную промышленность; агропромышленный комплекс, в котором выделяется 3 сферы; строительный комплекс.
Изучили теоретико-методологические аспекты модуля межотраслевых комплексов, проанализировав учебные пособия по изучению межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе:
- первое учебное пособие под редакцией А.С. Тайсина. География Татарской АССР:Учебное пособие для средней школы.-Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.-191 сл., ил.
-второе учебное пособие под редакцией Тайсина А.С. География Республики Татарстан: Учеб. пособие для 8-9 кл. сред. общеобразоват. шк.- 2-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2002.-231 с.: с ил.
Внедрили программу внеурочной деятельности межотраслевых комплексов Республики Татарстан по формированию знаний в курсе «География Республики Татарстан» в 9 классе для решения цели и задач, которые мы определили в введении.
Проанализировали опыт изучения межотраслевых комплексов в курсе «География Республики Татарстан». Основной идеей было провести анкетирование между двумя классами- контрольным и экспериментальным. В ходе анкетирования мы выявили пробелы по материалу «Межотраслевые комплексы» в курсе «Республика Татарстан» в 9 классе, внедрили нашу программу внеурочной деятельности только в экспериментальном классе и дали методические рекомендации. По завершению внедрения программы, мы снова провели анкетирование. Результат показал, что уровень знаний по нашей теме вырос в экспериментальном классе, в отличие от контрольного класса, в котором данная программа внедрена не была.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/#friends (дата обращения 19.11.2018г.).
2. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и
музеях Российской Федерации» от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс].-
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата
обращения .05.12.2018 г.).
Стандарты
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. - [Электронный ресурс]. - URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/938 - 558 с. (дата обращения 21.01.2019 г.).
Книги, монографии
4. Алаев Э.Б. Социально экономическая география: Понятийно- термин, словарь. М.: Мысль, 2010. - 290 с.
5. Атутов П.Ф. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 2009. - 192 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
7. Бабина Ю.В., Москвин В.В. Экономическая география России: Учебник - М, Инфра-М,2015. - 154 с.
8. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебной географии С 1876 1934 ). М.: Географиздат, 2009. - 502 с.
9. Баранский Н.Н. Краткий очерк развития экономической географии // Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географиз, 2016. - 336 с.
10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
11. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
12. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2014. - 190 с.
13. Бибик Л.Е. Методика преподавания экономической географии зарубежных стран.УШ кл. М.: Изд-во АПН РСФСР. 2016. - 230с.
14. Бляхман JI.C. Перестройка экономического мышления. М.: Изд-во полит, лит., 2009. - 271 с.
15. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд., исправ. и доп. М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
16. Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 2009. - 412 с.
17. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. Пособие / Винокуров А.А., Глушакова В.Г., Макар С.В. и др. - М. - Ч.2. - 2005. - 348с.
18. Гутник В. Балтийский регион как полюс экономической
интеграции Северо-запада Российской Федерации и Европейского союза/ В. Гутник, А. Клемешев.- Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006. - 198 с.
19. Гутник В. Балтийский регион как полюс экономической
интеграции Северо-запада Российской Федерации и Европейского союза/ В. Гутник, А. Клемешев.- Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006. - С. 228.
20. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования/ О.Кузнецова. - М.: УРСС, 2007.- 134 с.
21. Морозова Т.Г. Экономическая география России.- М, Юнити, 2011.
С. 84.
22. Региональная экономика: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 664 с.
23. Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина,М. В.
Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 666 с.
24. Тайсин А.С. Учебное пособие. География Татарской АССР:Учебное пособие для средней школы.-Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. - 191 с.
25. Тайсин А.С. Учеб. пособие. География Республики Татарстан: для 8-9 кл. сред. общеобразоват. шк.-2-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2002.231 с.
26. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 416 с.
27. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие/ Под ред. Желтикова В.П. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007. - 384 с.
28. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. Родионова М.А. - М.- Московский лицей, 2009. - 342 с.
29. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.Ю. Чинякова. - М.:ИНФРА, 2009. - 567 с.
30. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2010. - 672 с.
31. Экономическая и социальная география РФ: Учебник /
Александрова Т.Е., Фируллина И.И. - Самара: Изд-во СГЭУ, 2010. - 431 с.
Диссертации
32. Аменд А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого экономического общего образования: Дис. в виде науч. докл.д-ра пед. наук / Челяб. гос. пед. ун-т; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. С.356
33. Аменд А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. М.: НИИ труд, обучения школьников, 2015. - 229 с.
Авторефераты диссертаций
34. Петлина Е.М. Развитие динамических межотраслевых моделей и математические методы их анализа [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь: 2009. - 19 с.
Печатная периодика
35. Аникина В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т 30. - С. 9-11.
36. Гайсин И.Т., Галиев И.И., Гайсин Р.И. Использование метода проектов в эколого-географическом образовании учащейся молодежи при изучении естественно-географических дисциплин в школе и вузе//Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе/ Материалы регионального научно-методического семинара) Казань, КФ, 14 января 2013.)/ Отв. Ред. С.И. Бекетова, 2013 с. 13-15.
37. Куприянов С. В. Место кластера в системе хозяйственного планирования / С. В. Куприянов, Е. А. Стрябкова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 330-334.
38. Розанова Н. М. Инновационные кластеры и кластерная политика государства: провалы рынка vs провалы государства / Н. М. Розанова, Е. Д. Костенко // Terra Economicus. - 2014. - Т 12, № 1. - С. 41-52.
39. Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014. - 88с.
Электронные ресурсы
40. Дронов В.П., Таможняя Е.А., Лопатников Д.Л. методика изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 10.05.2019).
41. Межотраслевые комплексы мира
http: //www.grandars .ru/shkola/geo grafiya/toplivno-energeticheskiy- kompleks.html (дата обращения 11. 01.2019 г.).
42. Словарь географических названий
https://gufo.me/dict/geographical_names (дата обращения 11. 04.2019 г.).