ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОМАНАХ ДОННЫ ТАРТТ 8
1.1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА 8
1.2 ТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОМАНАХ Д. ТАРТТ 19
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕКТИВНОГО СЮЖЕТА 31
2.1 ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА 31
2.2 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОННЫ
ТАРТТ 37
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖАНРОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЕТЕКТИВА С ДРУГИМИ
ЖАНРОВЫМИ МОДИФИКАЦИЯМИ 44
3.1 ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ РОМАНОВ «ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ», «МАЛЕНЬКИЙ
ДРУГ», «ЩЕГОЛ» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с тем; что проблема жанра остается одной из самых значимых в современной литературоведческой науке, разрабатывающей все новые пути ее решения; пересмотр подходов к вопросам жанра в контексте эстетики постмодернизма также входит в число наиболее обсуждаемых в современном англоязычном и отечественном литературоведении проблем. Творчество таких авторов как Донна Тартт, глубоко осмысливающих вопросы литературной традиции, в том числе и на уровне жанра, стимулирует новые подходы к изучению рассматриваемых нами вопросов.
Теоретическая проблема жанра остается актуальной в литературоведении в течение всего двадцатого столетия в связи с тем, что, как указывал М.М. Бахтин, в этот период речь идет не столько о развитии жанров, сколько об использовании существующих жанровых моделей в литературе в соответствии с той или иной авторской концепцией. В постмодернистской эстетике данный процесс наблюдается не только относительно «канонических» жанров, но и жанров массовой литературы. Отмеченная М.М. Бахтиным особая способность романа вытеснять одни жанры и вводить другие: «в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их» [28, С. 113], предопределяет и способность жанровых разновидностей романа сложно взаимодействовать внутри него самого.
К проблеме влияния жанра детектива в американской литературной традиции и его взаимодействия с другими жанровыми вариациями обращались Л.М. Кузьменко, В. Дибелиус, М. Саммерс. В этих исследованиях чаще всего предметом авторского внимания становится жанр детектива в его классической форме. Изучение детектива как жанровой стратегии, в том числе и в отношении творчества Донны Тартт, в отечественном литературоведении до сих пор не предпринималось.
Донна Тартт - современная американская писательница, в возрасте пяти лет Донна написала своё первое стихотворение, а первая объёмная работа предстала перед публикой в «Литературном обозрении Миссисипи», когда ей было тринадцать лет. В 1992 году был опубликован первый роман «Тайная история», который стал бестселлером и был переведён на двадцать четыре иностранных языка. В 2013 году вышел в свет третий и на сегодняшний день последний роман «Щегол». Через год этот роман был удостоен Пулитцеровской премии. В апреле 2014 года журнал «Тайм» включил Донну Тартт в список «Ста самых влиятельных людей мира».
Автор покорила читателей первым же своим романом “Тайная история”. Книга одномоментно была признана бестселлером. Произведение переведено на двадцать пять языков и продолжает расходиться многомиллионными тиражами во всем мире. Действие происходит в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пейпен приезжает изучать древнегреческий язык. Новые друзья Ричарда - четверо молодых людей и одна девушка - умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой. Под виртуозным пером Донны Тартт его исповедь превращается в захватывающий психологический триллер.
«Маленький друг» (оригинальное название The Little Friend) - второй по счету роман популярной американской писательницы Донны Тартт, созданный в 2002 году. Роман «Маленький друг» Донна Тартт написала лишь через 10 лет после выхода первой книги. Произведение не повторило сенсационного успеха «Тайной комнаты», но это не значит, что его признали неудачным. Оно вошло в список бестселлеров и стало популярным. Об этом факте говорят престижные литературные премии, полученные автором за очередное творение. Девятилетний мальчик по имени Робин Клив-Дюфрен найден повешенным на дереве во дворе собственного дома во время празднования Дня матери. Преступник не был найден полицией, а преступление осталось нераскрытым. Через девять лет после трагедии сестра Робина Гариетт начинает собственное расследование, поставив перед собой цель - найти и наказать убийцу брата.
Последний роман писательницы «Щегол», что единодушно отмечается в критике, написан, словно роман 19 века на материале 21 века, отсюда «диккенсовская просторность», неторопливость, обращения к читателю, а также дуализм главного героя, его постоянная игра. Художественный мир «Щегла» - это мир чувственный, дающий эффект полного «погружения» в жизнь персонажа. Завязкой событий становится посещение главным героем, тринадцатилетним Тео Деккером, и его матерью Нью-йоркского Метрополитен-музея, открывается целая серия картин, которые они видят на выставке нидерландской живописи. Созданные Донной Тартт описания столь точны, что по ним читатель может детально представить произведения Рембрандта, Хальса и других именитых художников той эпохи.
Жанровые особенности произведений Д. Тартт становились предметом изучения в работах О.Ю. Анцыферовой и Е.Н. Черноземовой, но исследователи преимущественно анализировали жанры исторического, филологического романа и биографии, которые также играют значительную роль в творчестве писателя. В то же время, на наш взгляд, несмотря на то, что данные жанровые разновидности романа очень существенны для Тартт, они не исчерпывают всей жанровой природы ее произведений. Большое значение в творчестве Донны Тартт приобретает жанровая традиция, являющаяся такой же яркой особенностью американской литературы, как и исторический роман, это традиция детектива.
Новизна работы обусловлена тем, что постмодернистская специфика детективного романа на материале произведений Донны Тартт не являлась предметом специального изучения ни в западном, ни в отечественном литературоведении. Кроме того, сам способ рассмотрения детектива не просто как жанра, а как жанровой стратегии, предполагающий аналитический подход к используемому жанру, в том числе и самим писателем, также не является распространенным в литературоведении, а в отношении творчества Д. Тартт становится совершенно новым.
В качестве основного объекта исследования выступает жанровая специфика постмодернистского романа. Можно установить несколько наиболее ярких признаков постмодернистского искусства: постоянное обращение к разным историческим формам культуры, активное использование разнообразной художественной системы в произведениях, повышенное внимание к чужому тексту - интертекстуальность, от фиксированной стилевой, идеологической, моральной доминанты; фрагментарность, внешняя «необработанность» формы художественных произведений; нечеткость разграничения между «высокой культурой» и массовыми жанрами.
Предмет исследования - жанровая трансформация детективного романа в творчестве Д. Тартт. Авторская стратегия проявляется в том, что Д. Тартт не только использует жанровые модели детектива в своих романах, но и делает их предметом художественного исследования, выявляя несостоятельность канонического детектива.
Материалом исследования являются романы Д. Тартт «Тайная История», «Маленький Друг» и «Щегол». Отбор материала обусловлен тем, что именно в этих произведениях детективный сюжет проявляет себя наиболее ярко. Последовательность рассмотрения произведений обусловлена, во-первых, хронологически. Во-вторых, обращение писателя к детективной традиции от романа к роману становится все более продуманным, глубоким и развивается от использования жанровой традиции
к жанровой стратегии как таковой. Все три романа объединяет существенная роль исторического компонента, исследование в каждом из них природы психологии и искусства.
Цель работы - рассмотреть жанровую стратегию детектива в романах Д. Тартт 1990 - 2010 -х годов с точки зрения специфики её функционирования в литературе постмодернизма. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю формирования американского детектива с точки зрения влияния трех основных традиций: английского, немецкого и русского детективов;
- выявить особенности жанровой природы детектива и возможность его функционирования в качестве жанровой стратегии в постмодернистской эстетике;
- обозначить жанровые признаки детектива в романах Д. Тартт «Тайная История» (1992), «Маленький Друг» (2002) и «Щегол»(2013);
- показать значимость авторской рефлексии относительно жанровой природы детективного романа в рассматриваемых произведениях.
Теоретико-методологическая база: в плане методологии изучения жанровой стратегии в постмодернистской литературе мы опираемся на исследования М.М. Бахтина, который становится основоположником теории жанра, позволяющей рассматривать жанр в его развитии, исследуя не только роль жанрового канона в развитии литературы, но и функционирование жанра, сложное сочетание различных жанровых традиций.
В исследованиях В.И. Тюпы апробируется термин «жанровая стратегия» как наиболее уместный в отношении творчества тех авторов, которые осознанно используют сложные соединения жанровых традиций в своем творчестве. Благодаря работам М.А. Можейко создана методологическая база для изучения функционирования жанровой традиции детектива в эпоху постмодернизма.
Методология исследования: работа базируется на обширной традиции жанровых исследований в отечественном и западном литературоведении. Кроме того, для анализа феномена жанровой стратегии мы используем историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический методы и метод интертекстуального анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении подробно рассматривается вопрос функционирования жанровой стратегии в постмодернистском произведении, разрабатываются принципы анализа жанровой стратегии детектива в современной литературе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в исследованиях аналогичного типа в отношении творчества других авторов.
В формировании жанра американского детектива большую роль сыграли две английские жанровые традиции: готического и сенсационного романов, большое влияние оказало творчество русского писателя Ф.М. Достоевского. Благодаря готическому роману внимание авторов сосредоточивается на особенностях читательского восприятия: характерный для, готики элемент тайны, загадки рассчитан на активизацию читателя, что воспринимается и детективной традицией, где элемент мистики приобретает реалистическое объяснение в контексте проблемы преступления, или современных достижений науки. В сенсационном романе семейная тайна, которая в рамках романтической эстетики может принимать характер родового проклятия, получает уже более обыденное толкование, чаще всего связанное с материальными обстоятельствами («Женщина в белом» У. Коллинза). Благодаря вкладу Ф.М. Достоевского сформированы новые тенденции в детективном жанре. Присутствуют признаки социального, психологического, детективного, философского, полифонического романов.
Все эти тенденции в классическом, начала 20-го в., а также массовом детективе середины 20-го столетия актуализируются в творчестве постмодернистских авторов, которые предпринимают исследования жанровой традиции в своих произведениях. Именно к таким авторам и относится Донна Тартт, которая использует в своем творчестве разнообразные жанровые традиции (университетского, исторического, романа воспитания, детективного романов), каждая из которых становится предметом глубокого исследования. Романы «Тайная История», «Маленький Друг» и «Щегол» объединены, во-первых, проблемой искусства, определяющей содержание данных произведений, наличием проблематики самопознания, а также использованием жанровой стратегии детектива.
В романе «Тайная История» она еще не проникает глубоко в ткань повествования и определяет содержание только «современной» части романа. В этом произведении особенно значима психологическая проблематика, все свое внимание писатель сосредоточивает на психологии героев. Внимание в произведении сфокусировано на фигуре теме воспитания и самопознания, В произведении «Тайная история» детективная схема соединяется со схемой университетского романа. В этом романе еще не проявляется глубинное взаимодействия жанровых стратегий, а присутствует их параллельное существование.
Главным отличием от классического детектива является отсутствие формулы классического детектива в романе Донны Тартт. Если за основу развития детектива принимается «миражная интрига», когда подозревается не тот, кто виновен, «мнимые улики», внешней незаметности указаний, которые и являются самыми главными, подлинными уликами, то в романе американской писательницы совершенные преступления лежат на поверхности и имеют второстепенный характер.
Также, сюжетно-композиционная схема классического детектива носит концентрический характер, в нем обязательно существует элемент завязки, развития действия, кульминации (повествование о том, как все было на самом деле) и развязки. Логика развития действия последовательно открывает все новые и новые подробности преступления. Закрытость детективной структуры становится очевидной при рассмотрении рамочных элементов текста (начала и конца): в начале всегда случается «чрезвычайное происшествие», а в конце его последствия уже ликвидированы. Классический детектив практически всегда имеет рамочную композицию. В романе «Маленький друг» автор, зная о существовании «правила Конан Дойла», согласно которому нельзя делать преступника героем детектива [60, С.47-49], активно его нарушает, оставляя линию преступления так и нераскрытой. На повествовательном уровне в романе реализуется «психологическая» традиция, так как повествование ведется преимущественно от лица преступника, чей внутренний мир открывается читателю полностью.
Роман «Щегол» выходит за рамки детектива, т. к. автор сознательно моделирует ситуацию жанрового синтеза, следуя, на наш взгляд, не столько за авантюрным сюжетом, сколько за традициями англо-американской рецепции русской литературы и, конкретно, социально-психологического романа (прежде всего с опорой на творчество Ф. М. Достоевского); произведение не пытается реконструировать единственно возможную схему событий, а, напротив, включает читателя в диалог, оставляя за ним право определить, нравственная или эстетическая составляющая имеют основное значение в тексте. В романе «Щегол» наиболее сложно взаимодействуют все элементы, которые впоследствии соединяются в жанре детектива.
Таким образом, жанровая стратегия детектива пронизывает все уровни романов: сюжетный, образный и уровень повествовательной структуры. Стратегия детектива, с одной стороны, является средством постановки и разрешения сложных культуроведческих проблем (проблема искусства), а с другой - становится основой для постмодернистской игры автора и читателя, посредством которой проводится художественное исследование жанровой природы детектива и вводятся разнообразные нарративные модели. В своих романах Донна Тартт предпринимает полномасштабное рассмотрение детектива, в том числе на уровне стиля, используя стилизацию в качестве важного элемента авторской игры с читателем.
В то же время детектив, как и в произведениях других постмодернистов, становится для Донны Тартт лишь одной из жанровых стратегий, которая обеспечивает ей высокий уровень читательского интереса, в том числе и со стороны читателей, способных оценить все уровни авторской игры
Наиболее значимым с точки зрения жанровой, стратегии детектива является роман «Щегол», который соединяет в себе темы, мотивы и принципы построения сюжета двух предыдущих романов. Здесь есть и глубокое изучение психологии преступника, представлен сюжет расследования, отсутствует лишь традиционная фигура сыщика. В данном романе автор сосредоточивает свое внимание на повествовательных моделях, характерных для эпохи становления детектива, через которые реализуется собственно стратегия детективного жанра. В отличие от предшествующих романов, в «Щегле» отсутствует прямое сопоставление прошлого и настоящего, раскрываемое традиционно через введение двух временных пластов. В структуре данного произведения диалог прошлого и настоящего реализуется более сложно - через план культуры. Писатель использует самые разнообразные повествовательные стратегии, часть из которых (дневник, воспоминания) была характерна для эпохи становления детективного жанра.
Использование жанровой стратегии детектива в творчестве Д. Тартт является закономерным результатом пристального внимания автора к национальной литературной и культурной традиции; не случайно одной из главных моделей, наряду с детективом, является исторический жанр. Своеобразие обращения писателя к традиции детективного романа проявляется в активизации жанровых моделей, предшествующих детективу, и демонстрации литературного потенциала этих моделей при определенном недоверии в отношении классической формы детектива как «формульного» жанра.
Дальнейшее изучение творчества Д. Тартт может быть связано с исследованием игровой поэтики ее творчества, которая определяет как содержание его романов, так и характер взаимодействия жанровых стратегий; специфики интертекстуальных связей в романах писателя. Кроме того, жанровый анализ произведений писателя также имеет исследовательские перспективы в плане изучения комбинации различных жанровых модификаций.
1. Гофман Э.Т А. Мадемуазель де Скюдери / Э.Т.А.Гофман; пер. с англ. А. Федорова // URL: http://gofinan.krossw.ru/html/gofman- mademuazel skuderi-ls l.html (дата обращения 24.03.2019).
2. Доил А.К. Жизнь, полная приключений / А.К. Дойл; пер. с англ. М. Кореневой, М.Ремизовой. -М.: Вагриус, 2001.-417 с.
3. Доил А.К. Записки о Шерлоке Холмсе: повести и рассказы / А.К. Дойл; пер. с англ. М.Тугушевой. — М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972 - 1990. Т. 28. Кн. 1. С. 225.
5. Киплинг Р. Ким / Р. Киплинг; пер. с англ. М И. Калягина. — М.: ACT, 2002. -234 с.
6. Коллинз У. Женщина в белом / У. Коллинз; пер. с англ. Т.И. Лещенко -Сухомлиной. - М.: Дет. лит., 1990. - 669 с.
7. Коллинз У. Лунный камень / У. Коллинз; пер. с англ. М. Шагинян. - М.: Дет. лит., 1989.-495 с.
8. По Э.А. Золотой жук: рассказы, повести, стихотворения / Э.А. По; пер. с англ. М:Беккер. - М.: Эксмо, 2006. — 640 с.
9. Сеттерфилд Д. Тринадцатая сказка / Д. Сеттерфилд. — СПб.: Азбука-классика, 2007. - 548 с.
10. Скотт В. Айвенго / В.Скотт. — М.: Совэкспорткнига, 2012. -445 с.
11. Тартт Донна. Маленький Друг. Москва: Аст, 2015. 827 с
12. Тартт Донна. Тайная история. Роман / Пер. с англ. Д. Бородкина, Н. Ленцман. - М.: Иностранка, 2008. 704 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=118594 (дата обращения 25.03. 2019)
13. Тартт Донна. Щегол. М., 2013. . 813.с
14. Теккерей У Ярмарка тщеславия: В 2 т. / У.Теккерей. — Минск: Нар. Асвета, 2016. - Т. 1 - 366с; Т. 2 - 350с.
15. ФаулзДж. Коллекционер / Дж.Фаулз. — М.: Известия, 2013. —
383 с.
16. Эко У. Имя розы / У.Эко; пер. с итал. Е.Костюкович. - СПб.: Симпозиум, 2007. - 638 с.
Научно-критическая литература:
17. Аверинцев С. Гилберт Сит Честертон, или Неожиданность здравомыслия / С. Аверинцев // Честертон Г.К. Писатель в газете. — М.: Прогресс, 2004. — С. 329 - 342.
18. Адамов А.Г. Мой любимый жанр — детектив / А.Г.Адамов. - М.: Сов. писат., 2012.-312 с.
19. Алексеев М.П. У. Годвин / М.П. Алексеев // Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования / под ред. М.П. Алексеева. — М.; Л.: Гослитиздат, 1999. - С. 280 - 294.
20. Амвросова СВ. Языковые средства полифонии в художественном тексте:На материале английских романов XX века / СВ. Амвросова: автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 2004. — 25 с.
21. Анастасъев Н. У слов долгое эхо: к спорам о постмодернизме / Н. Анастасьев // Сквозь шесть столетий: метаморфозы литературного сознания. - М., 1997.-С. 311-334.
22. Андреева К.А. Текст-нарратив: опыт структурно-семантической интерпретации / К.А. Андреева. - Тюмень: ТГУ, 2003. - 108 с.
23. Бавин С.П. Гилберт Кит Честертон / С.П. Бавин // Зарубежный детектив XX века. - М.: Книжная палата, 2001. - С. 181 - 186.
24. Бавин С.И. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах) / С.П. Бавин // Популярная библиографическая энциклопедия — М.: Книжная палата, 2014. - С. 50 — 52.
25. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р.Барт. - М.: Прогресс, 1994.-426 с.
26. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология / З. Бауман // Вопросы философии. - 2013. - № 3. — С. 46 - 62.
27. Бахмутский В. Исторический роман и детектив: «Имя розы» Умберто Эко / В. Бахмутский // В поисках утраченного: от классицизма до Умберто Эко: статьи разных лет. — М., 1994. — С. 266 - 276.
28. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М.Бахтин // Эпос и роман. - СПб: Азбука, 2000. - С. 11 - 193.
29. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. -
304 с.
30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1999.-424 с.
31. Белова Т.Н. О постмодернистском литературоведении / Т.Н. Белова // Литературоведение на пороге XXI века. — М., 1998. - С. 109 — 116.
32. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе / Н.Я.Берковский. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 480 с.
33. Бурлинка Е.Я. Культура и жанр: Методологическая проблема жанрообразования и жанрового синтеза / Е.Я. Бурлинка. — Саратов: Изд.. СГУ, 1987.-165 с.
34. Ван-Дайн С. Двадцать правил для пишущих детективы / С. Ван-
Дайн // URL: http: //zhumal .lib. ru/cl/detektiwklub/20pravil. shtml (дата
обращения 11.03.2019).
35. Владимирова Н.Г. Категория интертекстуальности в современном литературоведении / Н. Г. Владимирова // Литературоведение на пороге XXI века. - М.: Изд. МГУ, 1998. - С. 182 - 188.
36. Вольский Н. Н. Лёгкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра / Н.Н. Вольский: монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 278 с.
37. Вулис A3. Поэтика детектива / А.З. Вулис // Новый мир. - 1978. — № 1. — С. 244-258.
38. Гениева Е. Типичные и нетипичные английские романы / Е.Гениева // Иностр. лит. - 1979. - № 3. - С. 195 - 200.
39. Генис А. Постмодернизм / А. Генис // Иностр. лит. - 1994. - № 10.
— С. 244 -249.
40. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера / Л.Я. Гинзбург // Вопросы литературы. - 1970. - № 7.
— С. 11 — 17.
41. Грамши А. О детективном романе / А. Грамши // Избранные произведения. - М.: Худ. лит., 1989. — С. 529 - 535.
42. Дубина И.А. Дискурсивное пространство детективного текста: на материале англоязычной художественной литературы XIX - XX вв. / И.А. Дудина: дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2008.-259 с.
43. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: проблемы эстетики / Н.Я. Дьяконова. - М.: Наука, 1978. - 202 с.
44. Елистратова А.А. Предромантизм: Английская литература XVIII
в. / А.А. Елистратова // История всемирной литературы: в 9 т. — Т. 5. — М.: Наука, 2008.-С. 79-82.
45. Жанр и композиция литературного произведения. — Петрозаводск: Изд. ПТУ, 1988.-170 с.
46. Жанровое своеобразие литературы Англии и США XX века: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: Изд. ЧГПИ, 1985.-120 с.
47. Жаринов Е.В. Мир приключений (англоязычный детектив) / Е.В. Жаринова. -М.: Знание, 1991. - 64 с.
48. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности / Е.В.Зброжек // Известия Уральского государственного университета. — 2005.-№35.-С. 28-44.
49. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: Идейно-эстетические поиски на западе / В.Я. Ивбулис. - М.: Знание, 1988. — 64с.
50. Ильина Н. «Палитра красок», или Автор и критик современного детектива / Н. Ильина // Вопросы литературы. - 1995. - № 2. - С. 119 - 130.
51. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Дж.Г. Кавелти; пер. с англ. Е.М. Лазаревой // Новое литературное обозрение. — 1996. — № 22. -С. 33 - 64.
52. Каграманов Ю. Метаморфозы детектива / Ю. Каграманов // Литературное обозрение. - 1991. - № 7. - С. 85 - 89.
53. Кёстхейи Т. Анатомия детектива / Т. Кёстхейи. - Будапешт: Корвина, 1989.-261 с.
54. Кузьменко Л.М. Повести и новеллы А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе: к проблеме детективного жанра / Л.М. Кузьменко: дис. канд. филол. наук. -М., 1998.-126 с.
55. Лейдерман Н.Л. Практикум по жанровому анализу литературного произведения / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, Н.В. Барковская и др. — Екатеринбург: Изд. УГЛУ, 2001. — 36 с..
56. Морозова И.В. «Южный миф» в произведениях писательниц Старого Юга. - СПб.: изд-во СанктПетербургского университета, 2004. - 247 с
57. Шалимова Н.С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4
58. Шамина В.Б., Фролов Г.А., Насмелова О.О., Хабибуллина Л.Ф., Шевченко Е.Н., Коновалова Ж.Г. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе / В.Б. Шамина, Г.А. Фролов, О.О. Несмелова, Л.Ф. Хабибуллина, Е.Н. Шевченко, Ж.Г. Коновалова: колл. монография / редколлегия: Фролов Г.А. (отв. ред.) - Казань: Издво Казан. ун-та, 2016. - 381с. (16, 51 п.л., тираж 500 экз.)