ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Ценностные ориентации как предмет психолого-педагогического
анализа 6
1.2 Жизненные приоритеты: сущность, структура и факторы
формирования 14
1.3 Жизнедеятельность и образ жизни студенческой молодежи 20
1.4 Особенности российских студентов и иностранных студентов в
условиях малого города 25
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ .... 32
2.1 Организация исследования. Описание методик 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Ценностные ориентации как предмет психолого-педагогического
анализа 6
1.2 Жизненные приоритеты: сущность, структура и факторы
формирования 14
1.3 Жизнедеятельность и образ жизни студенческой молодежи 20
1.4 Особенности российских студентов и иностранных студентов в
условиях малого города 25
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ .... 32
2.1 Организация исследования. Описание методик 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Вывод по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перед российскими вузами в наше время стоит важная цель - выйти в международное образовательное пространство и прочно закрепиться в нем. Поэтому в настоящее время особо уделяется внимание к привлечению иностранных студентов для обучения в России. Особенно важным и интересным является формирование системы ценностных ориентаций российских и иностранных студентов в условиях обучения их в российском вузе.
Студенчество - особая часть общества, способная к прогрессивному развитию, решению актуальных проблем современности при условии, что в высшем учебном заведении продолжается постоянный воспитательный процесс.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием того, что у российских и иностранных студентов в процессе обучения происходит не только жизненное, профессиональное, но и ценностное личностное самоопределение. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и целеполаганием. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются как социально-психологическая составляющая, предстают как социальное явление, как результат культурно-исторического опыта общества и социальных групп.
В ценностных ориентациях молодых людей различных стран может обнаруживаться как общее, так и специфическое. Зарубежные сравнительные исследования ценностей обычно посвящены сравнению ценностей различных стран, редко внимание к российской выборке. Российские исследования последних лет чаще обращены к изучению ценностей представителей разных социальных групп, регионов и этносов России. Единичны работы, рассматривающие ценности представителей стран Средней Азии в современном мире. Сравнительные исследования ценностей молодежи России и других стран фактически не встречаются, что породило интерес к данной теме.
Цель исследования: исследование ценностей современных иностранных и российских студентов;
Объект исследования: российские и иностранные студенты ЕИ КФУ;
Предмет исследования: ценностные ориентации современных иностранных и российских студентов;
Гипотеза исследования: между ценностями иностранных и российских студентов имеются различия:
1) В группе российских студентов преобладают люди с деловой направленностью, они более ориентированы на продуктивную жизнь, материальную обеспеченность, образованность, а также на здоровье;
2) В группе иностранных студентов преобладают такие ценности, как семья, здоровье, любовь и образование.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержательную характеристику понятия «ценностные ориентации»;
2. Проанализировать жизненные приоритеты: сущность, структуру и факторы формирования;
3. Рассмотреть особенности жизнедеятельности и образа жизни студенческой молодежи;
4. Проанализировать особенности российских студентов и иностранных студентов;
5. Исследовать ценности современных иностранных и российских студентов;
6. Дать качественный и количественный анализ результатам исследования ценностных ориентаций современных иностранных и российских студентов.
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методы:
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Тестирование;
• Метод математической статистики для нахождения статистически значимых различий при помощи...
Методика:
1. «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Теоретическая значимость: полученные в исследовании результаты (общие закономерности и выводы) дают возможность расширить и дополнить представления по вопросу о ценностных ориентациях современных иностранных и российских студентов.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для разработки тренингов по формированию ценностных ориентаций.
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Студенчество - особая часть общества, способная к прогрессивному развитию, решению актуальных проблем современности при условии, что в высшем учебном заведении продолжается постоянный воспитательный процесс.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием того, что у российских и иностранных студентов в процессе обучения происходит не только жизненное, профессиональное, но и ценностное личностное самоопределение. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и целеполаганием. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются как социально-психологическая составляющая, предстают как социальное явление, как результат культурно-исторического опыта общества и социальных групп.
В ценностных ориентациях молодых людей различных стран может обнаруживаться как общее, так и специфическое. Зарубежные сравнительные исследования ценностей обычно посвящены сравнению ценностей различных стран, редко внимание к российской выборке. Российские исследования последних лет чаще обращены к изучению ценностей представителей разных социальных групп, регионов и этносов России. Единичны работы, рассматривающие ценности представителей стран Средней Азии в современном мире. Сравнительные исследования ценностей молодежи России и других стран фактически не встречаются, что породило интерес к данной теме.
Цель исследования: исследование ценностей современных иностранных и российских студентов;
Объект исследования: российские и иностранные студенты ЕИ КФУ;
Предмет исследования: ценностные ориентации современных иностранных и российских студентов;
Гипотеза исследования: между ценностями иностранных и российских студентов имеются различия:
1) В группе российских студентов преобладают люди с деловой направленностью, они более ориентированы на продуктивную жизнь, материальную обеспеченность, образованность, а также на здоровье;
2) В группе иностранных студентов преобладают такие ценности, как семья, здоровье, любовь и образование.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержательную характеристику понятия «ценностные ориентации»;
2. Проанализировать жизненные приоритеты: сущность, структуру и факторы формирования;
3. Рассмотреть особенности жизнедеятельности и образа жизни студенческой молодежи;
4. Проанализировать особенности российских студентов и иностранных студентов;
5. Исследовать ценности современных иностранных и российских студентов;
6. Дать качественный и количественный анализ результатам исследования ценностных ориентаций современных иностранных и российских студентов.
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методы:
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Тестирование;
• Метод математической статистики для нахождения статистически значимых различий при помощи...
Методика:
1. «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Теоретическая значимость: полученные в исследовании результаты (общие закономерности и выводы) дают возможность расширить и дополнить представления по вопросу о ценностных ориентациях современных иностранных и российских студентов.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для разработки тренингов по формированию ценностных ориентаций.
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы были рассмотрены понятия «ценностные ориентации» студентов, жизненные приоритеты: сущность, структура и факторы формирования; особенности жизнедеятельности и образа жизни студенческой молодежи, также их ценности.
Анализ теоретической литературы показал, что в психолого-педагогической литературе данная проблема рассматривается с позиции различных школ и направлений, которые придают понятию "ценность", как составляющей личности, неодинаковое значение. М. Рокич, американский социолог, исследователь ценностных предпочтений, определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.
Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного [48, с. 214].
Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям [11, с. 98].
В проведенном нами эмпирическом исследовании изучались ценности иностранных и российских студентов. Полученные данные позволили выявить существование различий между ними.
Гипотеза, установленная в начале исследования о том, что имеются различия между ценностями иностранных и российских студентов не подтвердилась.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения ценностных ориентаций студентов, так и других возрастных групп, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованных группах, так и в других студенческих группах, или в группах с другим социальным статусом.
Анализ теоретической литературы показал, что в психолого-педагогической литературе данная проблема рассматривается с позиции различных школ и направлений, которые придают понятию "ценность", как составляющей личности, неодинаковое значение. М. Рокич, американский социолог, исследователь ценностных предпочтений, определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.
Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного [48, с. 214].
Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям [11, с. 98].
В проведенном нами эмпирическом исследовании изучались ценности иностранных и российских студентов. Полученные данные позволили выявить существование различий между ними.
Гипотеза, установленная в начале исследования о том, что имеются различия между ценностями иностранных и российских студентов не подтвердилась.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения ценностных ориентаций студентов, так и других возрастных групп, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так же дают материал для работы как непосредственно в исследованных группах, так и в других студенческих группах, или в группах с другим социальным статусом.
Подобные работы
- ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Сравнительный анализ гибридных конфликтов в Югославии, Сирии и Украине
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Межнациональные браки в общественном мнении России и Китая
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



