Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)

Работа №41045

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы28
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1009
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития личностных качеств младших школьников 5
1.1 Развитие личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 5
1.2 Условия формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе 9
Глава 2 Методические особенности развития личностных качеств младших школьников на уроках математики 13
2.1 Диагностика уровня развития личностных качеств младших школьников 13
2.2. Методические рекомендации по развитию личностны качеств младших школьников на уроках математики 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления современных позиций и целей образования. Введенный в последние годы новый федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) ориентирует не только на достижение предметных результатов образования, но и на формирование личности обучающихся, развитие их личностных качеств.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития личностных качеств в силу изменяющейся социальной ситуации развития, изменяющегося ведущего вида деятельности младших школьников, становления субъектной и личностной позиции ребенка. В связи с этим актуальной задачей современного этапа развития начального образования является разработка содержательного аспекта и поиск оптимальных путей организации формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе. Необходимо отметить, что каждый учебный предметв контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств ребенка.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики» является актуальной.
Цель исследования – изучение методических особенностей развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 изучить особенности развития личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;
 изучить педагогические условия развития личностных качеств младших школьников в учебном процессе;
 провести диагностику уровня сформированности личностных качеств младших школьников;
 разработать методические рекомендации по развитию личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс развития личностных качеств в начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития личностных качеств на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющейся информации, изучение нормативной и методической литературы по обучению в начальной школе.
Теоретическую базу исследования составили исследования О.П. Зайцевой, Е.А. Никифоровой, Т.М. Михайленко, О.А. Шириной и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личность младших школьников находится на стадии формирования, у детей только закладываются ценности, основы нравственных убеждений, на основе которых базируются качества. Анализ характеристик личности обучающихся начальных классов позволил выделить следующие личностные качества, присущие младшего школьника: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.
Предпосылками для их формирования выступает ряд психофизиологических изменений в развитии ребенка: ведущий вид деятельности, референтная социальная группа, сущность его субъектной и личностной позиции. Приход в школу и осуществление новых для него культурных практик позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности, которая представляет богатый материал для формирования личностных качеств. В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками младший школьник все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения социально-нравственных проблем.
В качестве педагогических условий развития личностных качеств младших школьников мы выделили использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, технологии проблемного диалога, проектной деятельности, развивающей составляющей любого задания, предложенного учащимся, обучение детей приемам групповой и парной работы, навыкам конструктивного взаимодействия, помощь в разрешении учебных конфликтов между учащимися, возможность нравственного выбора обучающимся в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Проведенная диагностика уровня развития личностных качеств у второклассников позволила заключить, что у большинства испытуемых средний уровень сформированности личностных качеств, в частности уровень проявления социально ценных качеств личности, высокий уровень социальной адаптированности к школьной жизни и потребность в познании. Однако имеются такие качества личности, как: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества, самооценка, которые необходимо формировать для дальнейшего успешного обучения учащихся и их личностного роста.
Каждый учебный предмет в контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств. Для формирования личностных качеств на уроках математики в начальной школе мы рекомендуем тщательно формулировать воспитательные задачи (при работе с сюжетными или текстовыми задачами), подбирать содержание текстовых задач и других учебных заданий, применять различные виды действий в учебной деятельности (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания и действие смыслообразования), использовать разнообразные способы организации деятельности младших школьников (устный счет, беседа, рассказ, сообщение ученика, контроль и самоконтроль результатов деятельности и др.).



1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. Акад. образования, Моск. Психол.-соц. ин-т. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.
2. Винокурова С.В. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. - №1. – С. 458-465.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
4. Даньшова Т.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 08. – С. 1-6.
5. Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка // Начальная школа плюс ди и после. – 2001. - №1. – С. 58-64.
6. Жолобова А.А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе // Наука и современность. – 2017. - № 51. – С. 103-108.
7. Карпушина Л.П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. - № 1. – С. 42-46.
8. Михайленко Т.М. Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - № 1 (143). – С. 257-261.
9. Михайленко Т.М. Педагогический аспект личностных результатов образования // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Том 3, выпуск 1: Начальное образование: соответствие стандарту. – С. 23-28.
10. Мусс Г.Н., Джалилова К.С. Об условиях формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 68-71.
11. Нечаева М.П. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие / М.П. Нечаева, И.Э. Смирнова. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с.
12. Николаева М.В. Образовательные технологии подготовки педагога к личностному развитию младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - №1. – С. 1-5.
13. Никифорова Е.А. Проблема формирования личностных универсальных учебных действий на уроках математики // Инновационные и традиционные технологии развития дошкольников и младших школьников средствами математики и информатики. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. – М.: ООО «Издательство «Спутник»», 2016. – С. 113-117.
14. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – 694 с.
15. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (Дата обращения: 22.05.2018).
16. Сибаева Г.М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г.М. Сибаева., Д.Н. Баязитова, Р.М. Халисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. - № 30. – С. 7-10.
17. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А. Н. Трофимова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 68 с.
18. Солодкова Н.А. Технология проблемного диалога на уроках математики в начальной школе // Современные образовательные технологии в начальной школе. Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.А. Никитиной. – Барнаул: Издательство АлтГПУ, 2017. – С. 87-90.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения: 22.05.2018).
20. Ширина О.А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. – 2017. - №32. – С. 108-112.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ