Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
|
Работа носит теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития личностных качеств младших школьников 5
1.1 Развитие личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 5
1.2 Условия формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе 9
Глава 2 Методические особенности развития личностных качеств младших школьников на уроках математики 13
2.1 Диагностика уровня развития личностных качеств младших школьников 13
2.2. Методические рекомендации по развитию личностны качеств младших школьников на уроках математики 17
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития личностных качеств младших школьников 5
1.1 Развитие личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 5
1.2 Условия формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе 9
Глава 2 Методические особенности развития личностных качеств младших школьников на уроках математики 13
2.1 Диагностика уровня развития личностных качеств младших школьников 13
2.2. Методические рекомендации по развитию личностны качеств младших школьников на уроках математики 17
Заключение 25
Список использованных источников 27
Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления современных позиций и целей образования. Введенный в последние годы новый федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) ориентирует не только на достижение предметных результатов образования, но и на формирование личности обучающихся, развитие их личностных качеств.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития личностных качеств в силу изменяющейся социальной ситуации развития, изменяющегося ведущего вида деятельности младших школьников, становления субъектной и личностной позиции ребенка. В связи с этим актуальной задачей современного этапа развития начального образования является разработка содержательного аспекта и поиск оптимальных путей организации формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе. Необходимо отметить, что каждый учебный предметв контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств ребенка.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики» является актуальной.
Цель исследования – изучение методических особенностей развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить особенности развития личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;
изучить педагогические условия развития личностных качеств младших школьников в учебном процессе;
провести диагностику уровня сформированности личностных качеств младших школьников;
разработать методические рекомендации по развитию личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс развития личностных качеств в начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития личностных качеств на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющейся информации, изучение нормативной и методической литературы по обучению в начальной школе.
Теоретическую базу исследования составили исследования О.П. Зайцевой, Е.А. Никифоровой, Т.М. Михайленко, О.А. Шириной и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития личностных качеств в силу изменяющейся социальной ситуации развития, изменяющегося ведущего вида деятельности младших школьников, становления субъектной и личностной позиции ребенка. В связи с этим актуальной задачей современного этапа развития начального образования является разработка содержательного аспекта и поиск оптимальных путей организации формирования личностных качеств младших школьников в учебном процессе. Необходимо отметить, что каждый учебный предметв контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств ребенка.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики» является актуальной.
Цель исследования – изучение методических особенностей развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить особенности развития личностных качеств младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;
изучить педагогические условия развития личностных качеств младших школьников в учебном процессе;
провести диагностику уровня сформированности личностных качеств младших школьников;
разработать методические рекомендации по развитию личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс развития личностных качеств в начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития личностных качеств на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования – анализ, обобщение, систематизация имеющейся информации, изучение нормативной и методической литературы по обучению в начальной школе.
Теоретическую базу исследования составили исследования О.П. Зайцевой, Е.А. Никифоровой, Т.М. Михайленко, О.А. Шириной и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Личность младших школьников находится на стадии формирования, у детей только закладываются ценности, основы нравственных убеждений, на основе которых базируются качества. Анализ характеристик личности обучающихся начальных классов позволил выделить следующие личностные качества, присущие младшего школьника: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.
Предпосылками для их формирования выступает ряд психофизиологических изменений в развитии ребенка: ведущий вид деятельности, референтная социальная группа, сущность его субъектной и личностной позиции. Приход в школу и осуществление новых для него культурных практик позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности, которая представляет богатый материал для формирования личностных качеств. В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками младший школьник все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения социально-нравственных проблем.
В качестве педагогических условий развития личностных качеств младших школьников мы выделили использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, технологии проблемного диалога, проектной деятельности, развивающей составляющей любого задания, предложенного учащимся, обучение детей приемам групповой и парной работы, навыкам конструктивного взаимодействия, помощь в разрешении учебных конфликтов между учащимися, возможность нравственного выбора обучающимся в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Проведенная диагностика уровня развития личностных качеств у второклассников позволила заключить, что у большинства испытуемых средний уровень сформированности личностных качеств, в частности уровень проявления социально ценных качеств личности, высокий уровень социальной адаптированности к школьной жизни и потребность в познании. Однако имеются такие качества личности, как: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества, самооценка, которые необходимо формировать для дальнейшего успешного обучения учащихся и их личностного роста.
Каждый учебный предмет в контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств. Для формирования личностных качеств на уроках математики в начальной школе мы рекомендуем тщательно формулировать воспитательные задачи (при работе с сюжетными или текстовыми задачами), подбирать содержание текстовых задач и других учебных заданий, применять различные виды действий в учебной деятельности (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания и действие смыслообразования), использовать разнообразные способы организации деятельности младших школьников (устный счет, беседа, рассказ, сообщение ученика, контроль и самоконтроль результатов деятельности и др.).
Предпосылками для их формирования выступает ряд психофизиологических изменений в развитии ребенка: ведущий вид деятельности, референтная социальная группа, сущность его субъектной и личностной позиции. Приход в школу и осуществление новых для него культурных практик позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую позицию и перейти к выполнению общественно значимой деятельности, которая представляет богатый материал для формирования личностных качеств. В общении со взрослыми ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками младший школьник все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения социально-нравственных проблем.
В качестве педагогических условий развития личностных качеств младших школьников мы выделили использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, технологии проблемного диалога, проектной деятельности, развивающей составляющей любого задания, предложенного учащимся, обучение детей приемам групповой и парной работы, навыкам конструктивного взаимодействия, помощь в разрешении учебных конфликтов между учащимися, возможность нравственного выбора обучающимся в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Проведенная диагностика уровня развития личностных качеств у второклассников позволила заключить, что у большинства испытуемых средний уровень сформированности личностных качеств, в частности уровень проявления социально ценных качеств личности, высокий уровень социальной адаптированности к школьной жизни и потребность в познании. Однако имеются такие качества личности, как: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества, самооценка, которые необходимо формировать для дальнейшего успешного обучения учащихся и их личностного роста.
Каждый учебный предмет в контексте конкретного содержания раскрывает определенные возможности для формирования личностных качеств. Для формирования личностных качеств на уроках математики в начальной школе мы рекомендуем тщательно формулировать воспитательные задачи (при работе с сюжетными или текстовыми задачами), подбирать содержание текстовых задач и других учебных заданий, применять различные виды действий в учебной деятельности (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания и действие смыслообразования), использовать разнообразные способы организации деятельности младших школьников (устный счет, беседа, рассказ, сообщение ученика, контроль и самоконтроль результатов деятельности и др.).
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Исторический материал, как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование рефлексии младших школьников на уроках математики (Методика обучения математике в начальной школе, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



