Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад и презентация к нему.
Введение 3
Глава 1. Правовая основа защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в России таможенными органами 7
1.1. Понятие, сущность и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации 7
1.2. Нормативно правовые основы интеллектуальной собственности в России.........................................................................................................................14
Глава 2. Анализ практики защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами 28
2.1 Всемирная организация интеллектуальной собственности и международная охрана интеллектуальной собственности 28
2.2 Процедура защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами 35
2.3. Проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Евразийского экономического союза 43
Глава 3. Совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами РФ 50
3.1. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров за использование объектов интеллектуальной собственности 50
3.2. Совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами 54
Заключение 60
Список использованных источников 64
В последние годы во всем мире наряду с такими видами собственности, как недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т.д., все большее значение приобретает интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами - патентами или свидетельствами, либо законодательно установленными нормами авторского права.
В современных условиях право интеллектуальной собственности приобретает все возрастающее значение, это связано со все возрастающим объемом торговли не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. На международную передачу технологий приходится около 7% прибыли, получаемой в мировом товарообороте .
Другим важным моментом является стремление государств производителей высокотехнологичных товаров (США, Германия Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров, которые обходятся их производителям гораздо дешевле, как ввиду бесплатного использования научно-технических достижений, потребовавших вложений крупных капиталов в НИОКР, так и за счет более дешевой рабочей силы. Дешевле она как раз в странах, где осуществляется и допускается (иногда сознательно в интересах повышения занятости) контрафактное производство (прежде всего это страны Юго-Восточной Азии).
Актуальность данной темы состоит в том, что обеспечение надлежащего уровня защиты прав интеллектуальной собственности становится одним из основных факторов, определяющих уровень развития страны, ее положение в мире. На таможенные органы возлагается ряд задач по борьбе с незаконным оборотом интеллектуальной собственности на территории Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), так как именно таможенные органы могут предотвратить ввоз контрафактных товаров на таможенную территорию или вывоз в другие государства.
Целью дипломного проекта является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- изучить нормативно правовые основы интеллектуальной собственности в России;
- проанализировать деятельность всемирной организации интеллектуальной собственности и особенности международной охраны интеллектуальной собственности;
- исследовать процедуру защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами;
- выявить проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Евразийского экономического союза;
- раскрыть процесс включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров за использование объектов интеллектуальной собственности;
- определить пути совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе деятельности таможенных органов связанной с защитой прав интеллектуальной собственности.
Предмет исследования – являются нормы права, регламентирующие защиту прав на интеллектуальную собственность таможенными органами, а также практика реализации данных норм.
Степень научной разработанности темы. Среди современных ученых в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности следует назвать В.А. Дозорцева, А.П. Сергеева, И.А. Близнеца, И.А. Зенина, Э.П. Гаврилова, И.А. Грингольца, В.О. Калятина, Е.А. Павлову, О.Ю. Шилохвост, С.П. Гришаева, В.Н. Дементьева, В.И. Еременко, Л.А. Трахтенгерца.
Целый ряд авторов посвятили свои работы правовой охране и защите средств индивидуализации. Среди них назовем С.А. Горленко, В.В. Орлову, А.П. Рабец, И.А. Петрова, O.A. Городова, Е.А. Зайцеву, Д.А. Белову, А.Н. Григорьева.
В последние годы в России становятся все более актуальными вопросы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности за рубежом. Данные вопросы рассматривались в работах В.М. Мельникова, K.M. Беликовой.
Проблемы формирования и развития системы правовой охраны прав интеллектуальной собственности в Европейском союзе исследовались А.И. Абдуллиным.
Разработкой вопросов о влиянии международно-правовых норм на российское законодательство об интеллектуальной собственности занимались П.А. Мартынов и А.Н. Сафронов.
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
В частности, системный метод применялся при исследовании вопросов обеспечения защиты прав на интеллектуальную собственность таможенными органами.
Функциональный метод оказался востребованным при анализе и обосновании основных направлений защиты прав на интеллектуальную собственность таможенными органами.
При разработке понятийного аппарата исследования, уяснении содержания и смысла соответствующих положений законодательства и других источников права комплексно использовались приемы логического, формально-юридического, сравнительно-правового методов.
Научно-практическая значимость исследования определяется необходимостью глубокого, всестороннего изучения рассмотренной в настоящем исследовании проблематики.
Практическая (социальная) значимость данного исследования видится, прежде всего, в выработке рекомендаций по совершенствованию способов защиты прав на интеллектуальную собственность таможенными органами.
Структура работы состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников
Право интеллектуальной собственности, институт защиты прав интеллектуальной собственности – для России область относительно новая. В то время как большинство стран мира уже давно обратили должное внимание на этот аспект сферы деятельности человека, общества, государства. Каждый товар или услуга, получившие популярность на рынке, включают в себя объект интеллектуальной собственности и соответствующие права.
В настоящий момент не может вызывать сомнений тот факт, что таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты интеллектуальной собственности. Это вызвано тем, что интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования, а в последние годы привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией. По свидетельству мировой практики, очевидно, что нарушения прав интеллектуальной собственности можно фиксировать с момента ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
За относительно короткий промежуток времени в России сформирована достаточно сильная правовая база защиты прав интеллектуальной собственности, в целом, и в таможенном законодательстве, в частности. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в РФ построен на основе положений Соглашения Всемирной Торговой Организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
На сегодняшний день существует множество проблем, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. По данным таможенных органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается.
На практике существуют два способа решения названных проблем с помощью таможенных органов:
1) факт нарушения исключительного права на объект интеллектуальной собственности может быть выявлен при пересечении товара через границу. В этом случае сотрудниками таможенного органа осуществляется приостановление выпуска товаров, содержащих ОИС. После этого составляется акт таможенного осмотра.
2) проблемы защиты прав интеллектуальной собственности могут быть решены при проведении таможенной проверки в торговых точках реализации потенциального нарушителя исключительного права на ОИС. Осуществление таможенной проверки возможно по заявлению правообладателя или его уполномоченного представителя в таможенный орган в отношении юридического лица, которое нарушает исключительные права правообладателя. Таможенная проверка проводится на установление признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры. Затем производятся изъятие товаров и наложение ареста.
В практике деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере защиты интеллектуальной собственности можно выделить две основные проблемы, преодоление которых приведет к повышению эффективности института защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами:
- непроработанность механизма таможенного регулирования в сфере нарушений интеллектуальных прав в интернет – пространстве;
- слабая заинтересованность правообладателей в защите собственных объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать вывод, что таможенные органы играют ключевую роль в защите правообладателей объектов интеллектуальной собственности при перемещении их через таможенную границу ЕАЭС. Эффективность проводимой таможенными органами работы заключается не только в обнаружении правонарушителей, но и в том, что подавляющее большинство судебных дел об административных правонарушениях, возбужденных по заявлению таможенных органов, завершается в пользу правообладателей товарных знаков, в результате чего контрафактная продукция не попадает на российский рынок. Принимая во внимание, что таможенным органам принадлежит ключевая роль в противодействии торговле контрафактной продукцией, перед ФТС России стоит задача дальнейшей активизации деятельности по направлению защиты прав интеллектуальной собственности.
В РФ активно проводятся меры, направленные на приведение национального законо¬дательства в области охраны интеллектуальной собственности в соответствие международным требованиям. Одной из причин невыполнения функции защиты интеллектуальной собственности таможенными органами является отсутствие надлежащего правового меха-низма реализации данной функции, недостаточность правового регулирования по вопросам осуществления таможенного оформления и таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности.
Изменить ситуацию возможно не только законодательным путем, внеся необходимые дополнения в правовые нормативные акты с учетом требований и условий международных соглашений и международной практики, но и с помощью более тесного взаимодействия таможенных органов с правообладателями и их представителями.
Большую роль может сыграть предоставление владельцем исключительных прав до¬кументального материала, который помог бы сотрудникам таможенных органов выявлять товары, изготовленные с нарушением запретов. Однако хотелось бы отметить, что борьба с контрафактной продукцией руками одной лишь таможенной службы возможна и реаль¬на только при условии действия грамотного таможенного законодательства об интеллектуальной собственности, активности правообладателей, наличия квалифицированных кадров должностных лиц таможенных органов по идентификации контрафактной продукции, от¬сутствия коррумпированности должностных лиц таможенных органов, сокращения пере¬мещений продукции контрабандным путем.
От решения проблемы создания эффективной системы охраны интеллектуальной соб¬ственности зависит прочность фундамента для инновационной модели развития России, ее модернизации, повышения конкурентоспособности в мировой социально-экономической системе, выполнения всех международных обязательств нашей страной и недопущения на российский рынок некачественной продукции. В целях совершенствования государственной системы защиты интеллектуальной собственности, необходимо обратить внимание на основ¬ные проблемы, существующие в правоприменении на сегодняшний день и выявленные на основе проведенного сравнительного анализа государственного регулирования перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в России и других странах.
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886), ст. 2(4), 2(7) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.
2. Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (1961) // Бюллетень международных договоров. - 2005. - № 7.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 29.04.2018).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. http://www.eurasiancommission.org/(дата обращения: 15.04.2018).
5. Договор ВОИС по авторскому праву (1996) [Электронный ресурс] // http://www.fips.ru/avp/law/inter/copyright.htm (дата обращения: 15.04.2018).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
9. Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 11. - Ст. 1100.
10. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О передаче прав на единые технологии» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6239.
12. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 (ред. от 30.08.2017) «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности») // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 14. - Ст. 1627.
13. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // Собрание законодательства РФ. -2013. - № 38. - Ст. 4823.
14. Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 № 15592) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 6. - 2010.
15. Соглашение от 09.12.2010 «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» // Патенты и лицензии. - 2011. - № 8.
Литература
16. Агамагомедова С. А. Административно - правовой механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Евразийского экономического союза / Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. – Москва. – 2015. – С.222 - 223.
17. Агамагомедова, С. А. Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Таможенного кодекса таможенного союза / С. А. Агамагомедова // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2010. – № 8. – С. 14–20.
18. Агамагомедова С.А. Модель административно-правового механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами на территории Евразийского экономического пространства // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 4. - С. 46 - 47.
19. Агамагомедова С.А. Таможенный союз: унифицируем охрану и защиту прав интеллектуальной собственности. Патенты и лицензии. - 2012. - № 1. - С. 44–50.
20. Алиев С. Б., Измайлова Е. Ю. Правовые основы регулирования интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2015. - №3 (28). - С.70 - 78.
21. Астанин В. В. Коррупционные риски в деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом // Законы России: опыт, анализ, практика / В. В. Астанин. – 2013. – URL:http://www.juristlib.ru/book_4051.html (дата обращения: 15.04.2018).
22. Гаврилов Э.П., Еременко, В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный).– Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 15.04.2018).
23. Герасютина О.В. Нужна ли «EX-OFFICIO»? // Таможня. - 2013. - № 9. - С. 22-27.
24. Гошин В.А. Кодекс лицом к декларанту. Электронный ресурс. Российская газета. Экономика. http://www.rg.ru/2014/09/02/tamozh.html (дата обращения: 14.04.2018).
25. Дятлов С.А., Новиков А. Б. Международные аспекты регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - № 1. - С. 52-57.
26. Зыков А. А., Зыкова А. А. перспективы развития Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции в 2-х частях. – М.: 2016. - С. 813–822.
27. Иванов Н.В. Авторские и смежные права. 2-е издание / под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2015. – 328 с.
28. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы / Г. В. Бромберг, Б. С. Розов. – М.: ИНИЦ, 1998. - 394 с.
29. Информационно- поисковая система Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) [Электронный ресурс] www.wipo.int/classifications/ipc/ipc8/?lang=en(дата обращения 14.04.2018).
30. Иоффе О. С. Советское гражданское право: В 3 т. Т. 3. – Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. – 347 с.
31. Камагина Е. Параллельный импорт - загогулина закона или петля для российского бизнеса? – URL: www.Delopress.ru/articles.phn?n=8385. (дата обращения: 10.05.2018).
32. Ковалева Я.А. Охраняемые элементы произведения: часть произведения, наименование, персонаж // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 331 – 334.
33. Лопатин В.Н. Государственные регуляторы формирования и развития рынка интеллектуальной собственности в странах Таможенного союза и СНГ в 2014 году // Право интеллектуальной собственности. – 2015 – №2(40). – С. 29-40.
34. Лопатин В.Н. Семь уроков кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Юридический мир. - 2014. – С. 39-46.
35. Марцева Т. Г. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в рамках присоединения Рос- сии к ВТО / Т. Г. Марцева, Р. В. Самохин. // 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы V Международной научно-практической конференции. 2014. - С. 222–231.
36. Марцева Т. Г. Правовое регулирование института интеллектуальной собственности в международном праве / Т. Г. МАрцева // Фундаментальные и прикладные науки сегодня Материалы VI международной научно- практической конференции. North Charleston, SC, US, 2015. - С. 280–291.
37. Марцева Т. Г. Особенности становления системы правового регулирования рынка интеллектуальной собственности в условиях межгосударственного сотрудничества стран-участниц СНГ / Т. Г. Марцева, Я. Г. Небылова. Киров, 2016. - С. 252–262.
38. Марцева Т. Г. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности на территории СНГ / Т. Г. Марцева // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе Красно- дар, 2015. - С. 754–765.
39. Марцева Т. Г. Управление механизмом охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности в рамках системы экономической безопасности страны (таможенный аспект) / Т. Г. Марцева, Р. В. Самохин. // Казанская наука. 2014. - № 1. - С. 77–80.
40. Новоселова Л.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования / Л.А. Новоселова. – М. : Норма, Инфра-М, 2014. – 128 с.
41. Право интеллектуальной собственности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /. Н. М. Коршунов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ‐ДАНА: Закон и право, 2012. - 412 с.
42. Селищева Т.А. Формирование информационно-интел- лектуальной системы стран Евразийского экономического сообщества // В сборнике: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2013 год: сборник докладов. Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Факультет экономики и финансов, учетно-экономическое отделение. - 2014. - С. 351-354.
43. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 283 с.
44. Сысоева В.В., Сурник А.П. Защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Таможенного союза // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - №10. - С.40-49.
45. Таможня и общество против контрафакта [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.customs.ru. (дата обращения: 10.05.2018).
46. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. – М.: 2017.
47. Фаляхов Р. Не параллельно потребителю [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru. (дата обращения: 10.05.2018).
48. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. – М.: Магистр, 2012. – 342 с.
49. Эдиев Р. А. Этапы формирования политико-правовых норм по защите интеллектуальной собственности//Журнал государственное и муниципальное управление, ученые записки СКАГС. - 2016. - №1. - С. 247-253.
50. Xavier Linant de Bellefonds. Droitsd’auteuretdroitsvoisins. – Paris: Editions Dalloz, 2002. - p. 485.
51. Roland Dumas. La propriétélittéraireetartistique. – Paris: Presses universitaires de France, 1987. -p.350-352.