Влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка исследования: 35 учащихся 8-х классов
Есть приложение (Карта опросника Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация»).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5
1.1 Проектная деятельность учащихся 5
1.2 Методы организации проектной деятельности учащихся 9
1.3 Особенности применения метода проектов на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 13
Глава 2 Исследование особенностей влияния уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов на учебную мотивацию учащихся 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Разработка и проведение уроков курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов 20
2.3 Анализ результатов исследования 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 45
Есть приложение (Карта опросника Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация»).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5
1.1 Проектная деятельность учащихся 5
1.2 Методы организации проектной деятельности учащихся 9
1.3 Особенности применения метода проектов на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 13
Глава 2 Исследование особенностей влияния уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов на учебную мотивацию учащихся 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Разработка и проведение уроков курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов 20
2.3 Анализ результатов исследования 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 45
Актуальность исследования. В ФГОС ООО говорится, что реализация предметного содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является проектная работа. В ходе проектной работы обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных проектных задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности. Также проектная деятельность оказывает влияние на повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета, в том числе и курса ОБЖ.
Степень изученности. Проблеме формирования проектных умений у учащихся посвящено значительное количество исследований. Так, феномен «исследовательские умения», «проектные умения» описаны А. И. Савенковым, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение интереса и мотивации к проектной работе в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.В. Рыжовой и др. В работах исследователей (Д.А. Маловичко, Р.П. Шульга и др.), также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности проектных умений у учащихся. Однако проблеме развития мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности в научной литературе уделено недостаточное внимание, что и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – обосновать условия повышения мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках ОБЖ.
Предмет исследования – влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
Гипотеза исследования: разработать уроки ОБЖ по разделу «Глобальные проблемы человечества» с использованием метода проекта, то можно повысить учебную мотивацию учащихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Разработать серию уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по повышению мотивации учащихся 8-х класса посредством применения метода проектов.
3. Проверить в экспериментальном исследовании влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; моделирование – разработка уроков ОБЖ, тестирование; количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании (технологические карты уроков), могут быть использованы в работе учителей ОБЖ по повышению учебной мотивации учащихся 8-х классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Степень изученности. Проблеме формирования проектных умений у учащихся посвящено значительное количество исследований. Так, феномен «исследовательские умения», «проектные умения» описаны А. И. Савенковым, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение интереса и мотивации к проектной работе в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.В. Рыжовой и др. В работах исследователей (Д.А. Маловичко, Р.П. Шульга и др.), также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности проектных умений у учащихся. Однако проблеме развития мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности в научной литературе уделено недостаточное внимание, что и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – обосновать условия повышения мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках ОБЖ.
Предмет исследования – влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
Гипотеза исследования: разработать уроки ОБЖ по разделу «Глобальные проблемы человечества» с использованием метода проекта, то можно повысить учебную мотивацию учащихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Разработать серию уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по повышению мотивации учащихся 8-х класса посредством применения метода проектов.
3. Проверить в экспериментальном исследовании влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; моделирование – разработка уроков ОБЖ, тестирование; количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании (технологические карты уроков), могут быть использованы в работе учителей ОБЖ по повышению учебной мотивации учащихся 8-х классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности предполагает систематическое обращение учителя к методу проектов и привлечение групповых форм работы младших школьников. Следует отметить, что в ситуации совершенствования учебной самостоятельности учащихся 5-8 классов именно групповые практические работы позволяют организовать деятельность с опорой на личный опыт, развивать самостоятельность и любознательность, проектные и творческие навыки школьников.
В настоящее время разработана классификация учебных проектов, куда входят исследовательские проекты, основанные на решении и достижении определенной цели посредством исследования проблемы. Создаются по типу реалистичных исследований, имеют строгую структуру. Информационные проекты – по своему содержательному наполнению и применению в учебном процессе являются частью исследовательского проекта. Творческие проекты – не имеют строгой структуры строения. Основная цель развитие творческих способностей ребенка. Социально-ориентированные – несут в себе теоретическую и практическую значимость для общества.
Проекты классифицируют также и по другим критериям: по продолжительности: краткосрочные (на 1-2 занятия); среднесрочные (изучение 1-2 тем); долгосрочные (осуществляют во внеурочное время). По интеграции: проекты, основанные на информации взятой только с одного учебного предмета или дисциплины; проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин. По числу участников проекта: индивидуальные, проект выполняется одни учащимся; групповые, над проектом работает группы учащихся; коллективные, над проектом работает весь класс.
Урок-проект мотивирует на творчество, как учителя, так и учащихся, активизирует поисково-исследовательскую деятельность учащихся, предполагает практическую работу каждого ученика. На исследовательском этапе работы учащиеся создают информационную модель исследуемого объекта и осуществляют системно-логический анализ этого объекта. Форму практической реализации деятельности каждая группа учащихся определяет сама (тезисы, доклад, отчёт, презентация с использованием компьютерных технологий (редактор для создания презентаций POWER POINT) согласно требованиям оформления проекта). Роль учителя на уроке-проекте: создание условий и организация деятельности, мотивация к творчеству и на успех, консультация и помощь при обращении учащихся, моральная поддержка: обязательно все работы, даже неудавшиеся, устно поощряются /за попытку решить проблему/. Ведь не секрет: истинное творчество любит свободу выбора, а успех окрыляет и стимулирует на новое творчество.
В ходе исследования были разработаны технологические карты 3-х уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-зх классов с использованием метода проектов. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что после апробации уроков ОБЖ с использованием метода проектов значительно повысилась учебная мотивация учащихся. На контрольном этапе не выявлены восьмиклассники экспериментальной группы с низким уровнем учебной мотивации. Это свидетельствует о том, что содержание формирующего этапа наблюдается сознательное отношение к выбору учебного курса, они четко представляют себе то, что хотят получить в результате изучения того или иного курса.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута. Задачи решены, гипотеза подтверждена
В настоящее время разработана классификация учебных проектов, куда входят исследовательские проекты, основанные на решении и достижении определенной цели посредством исследования проблемы. Создаются по типу реалистичных исследований, имеют строгую структуру. Информационные проекты – по своему содержательному наполнению и применению в учебном процессе являются частью исследовательского проекта. Творческие проекты – не имеют строгой структуры строения. Основная цель развитие творческих способностей ребенка. Социально-ориентированные – несут в себе теоретическую и практическую значимость для общества.
Проекты классифицируют также и по другим критериям: по продолжительности: краткосрочные (на 1-2 занятия); среднесрочные (изучение 1-2 тем); долгосрочные (осуществляют во внеурочное время). По интеграции: проекты, основанные на информации взятой только с одного учебного предмета или дисциплины; проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин. По числу участников проекта: индивидуальные, проект выполняется одни учащимся; групповые, над проектом работает группы учащихся; коллективные, над проектом работает весь класс.
Урок-проект мотивирует на творчество, как учителя, так и учащихся, активизирует поисково-исследовательскую деятельность учащихся, предполагает практическую работу каждого ученика. На исследовательском этапе работы учащиеся создают информационную модель исследуемого объекта и осуществляют системно-логический анализ этого объекта. Форму практической реализации деятельности каждая группа учащихся определяет сама (тезисы, доклад, отчёт, презентация с использованием компьютерных технологий (редактор для создания презентаций POWER POINT) согласно требованиям оформления проекта). Роль учителя на уроке-проекте: создание условий и организация деятельности, мотивация к творчеству и на успех, консультация и помощь при обращении учащихся, моральная поддержка: обязательно все работы, даже неудавшиеся, устно поощряются /за попытку решить проблему/. Ведь не секрет: истинное творчество любит свободу выбора, а успех окрыляет и стимулирует на новое творчество.
В ходе исследования были разработаны технологические карты 3-х уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-зх классов с использованием метода проектов. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что после апробации уроков ОБЖ с использованием метода проектов значительно повысилась учебная мотивация учащихся. На контрольном этапе не выявлены восьмиклассники экспериментальной группы с низким уровнем учебной мотивации. Это свидетельствует о том, что содержание формирующего этапа наблюдается сознательное отношение к выбору учебного курса, они четко представляют себе то, что хотят получить в результате изучения того или иного курса.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута. Задачи решены, гипотеза подтверждена



