Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №41042

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования: 35 учащихся 8-х классов
Есть приложение (Карта опросника Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация»).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5
1.1 Проектная деятельность учащихся 5
1.2 Методы организации проектной деятельности учащихся 9
1.3 Особенности применения метода проектов на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 13
Глава 2 Исследование особенностей влияния уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов на учебную мотивацию учащихся 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Разработка и проведение уроков курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением метода проектов 20
2.3 Анализ результатов исследования 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 45


Актуальность исследования. В ФГОС ООО говорится, что реализация предметного содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является проектная работа. В ходе проектной работы обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных проектных задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности. Также проектная деятельность оказывает влияние на повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета, в том числе и курса ОБЖ.
Степень изученности. Проблеме формирования проектных умений у учащихся посвящено значительное количество исследований. Так, феномен «исследовательские умения», «проектные умения» описаны А. И. Савенковым, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение интереса и мотивации к проектной работе в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.В. Рыжовой и др. В работах исследователей (Д.А. Маловичко, Р.П. Шульга и др.), также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности проектных умений у учащихся. Однако проблеме развития мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности в научной литературе уделено недостаточное внимание, что и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – обосновать условия повышения мотивации учащихся в процессе организации на уроках ОБЖ проектной деятельности.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках ОБЖ.
Предмет исследования – влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
Гипотеза исследования: разработать уроки ОБЖ по разделу «Глобальные проблемы человечества» с использованием метода проекта, то можно повысить учебную мотивацию учащихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы использования проектного метода на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Разработать серию уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по повышению мотивации учащихся 8-х класса посредством применения метода проектов.
3. Проверить в экспериментальном исследовании влияние проектного обучения по глобальным проблемам человечества на мотивацию учащихся в процессе обучения ОБЖ.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; моделирование – разработка уроков ОБЖ, тестирование; количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость. Результаты, полученные в исследовании (технологические карты уроков), могут быть использованы в работе учителей ОБЖ по повышению учебной мотивации учащихся 8-х классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности предполагает систематическое обращение учителя к методу проектов и привлечение групповых форм работы младших школьников. Следует отметить, что в ситуации совершенствования учебной самостоятельности учащихся 5-8 классов именно групповые практические работы позволяют организовать деятельность с опорой на личный опыт, развивать самостоятельность и любознательность, проектные и творческие навыки школьников.
В настоящее время разработана классификация учебных проектов, куда входят исследовательские проекты, основанные на решении и достижении определенной цели посредством исследования проблемы. Создаются по типу реалистичных исследований, имеют строгую структуру. Информационные проекты – по своему содержательному наполнению и применению в учебном процессе являются частью исследовательского проекта. Творческие проекты – не имеют строгой структуры строения. Основная цель развитие творческих способностей ребенка. Социально-ориентированные – несут в себе теоретическую и практическую значимость для общества.
Проекты классифицируют также и по другим критериям: по продолжительности: краткосрочные (на 1-2 занятия); среднесрочные (изучение 1-2 тем); долгосрочные (осуществляют во внеурочное время). По интеграции: проекты, основанные на информации взятой только с одного учебного предмета или дисциплины; проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин. По числу участников проекта: индивидуальные, проект выполняется одни учащимся; групповые, над проектом работает группы учащихся; коллективные, над проектом работает весь класс.
Урок-проект мотивирует на творчество, как учителя, так и учащихся, активизирует поисково-исследовательскую деятельность учащихся, предполагает практическую работу каждого ученика. На исследовательском этапе работы учащиеся создают информационную модель исследуемого объекта и осуществляют системно-логический анализ этого объекта. Форму практической реализации деятельности каждая группа учащихся определяет сама (тезисы, доклад, отчёт, презентация с использованием компьютерных технологий (редактор для создания презентаций POWER POINT) согласно требованиям оформления проекта). Роль учителя на уроке-проекте: создание условий и организация деятельности, мотивация к творчеству и на успех, консультация и помощь при обращении учащихся, моральная поддержка: обязательно все работы, даже неудавшиеся, устно поощряются /за попытку решить проблему/. Ведь не секрет: истинное творчество любит свободу выбора, а успех окрыляет и стимулирует на новое творчество.
В ходе исследования были разработаны технологические карты 3-х уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-зх классов с использованием метода проектов. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что после апробации уроков ОБЖ с использованием метода проектов значительно повысилась учебная мотивация учащихся. На контрольном этапе не выявлены восьмиклассники экспериментальной группы с низким уровнем учебной мотивации. Это свидетельствует о том, что содержание формирующего этапа наблюдается сознательное отношение к выбору учебного курса, они четко представляют себе то, что хотят получить в результате изучения того или иного курса.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута. Задачи решены, гипотеза подтверждена



1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты на уроках ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
2. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках обж [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 1. – C. 224-230.
3. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
4. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. – Казань, 2014. – С. 205–211.
5. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «проектные умения» [Текст] / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2017. – № 2. С. 97-112.
6. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
7. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
8. Куликовская, И. Э. Учебные проекты на уроках на уроках ОБЖ [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : АСТ, 2015. – 80 с.
9. Кутищева, Е. М. Проектно-исследовательская деятельность в работе с на уроках ОБЖ [Текст] / Е. М. Кутищева // Молодой ученый. – № 4. – 2016. – С. 113-117.
10. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
11. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург , 2006. 18 с
12. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
13. Миленко, В. Проектная деятельность как специфический вид деятельности на уроках ОБЖ [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 25-31.
14. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
15. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2014. – 112 с.
16. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А. Н. Поддьяков. – Москва : Российское психологическое общество, 2016. – 85 с.
17. Рыжова, Л. В. Методика детского проектирования [Текст] : книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2017. – 221 с.
18. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного школьного образования [Текст] / А. И. Савенков // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 4–15.
19. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
20. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
21. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
22. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
23. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
25. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р. П. Шульга // Начальная школа. – №12. – 2016. – С. 9-10.
26. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2017.– № 4. – С. 445-447.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ