Введение 3
Глава I. Общая характеристика эпохи И.Г. Фихте 5
1.1 Биография И.Г. Фихте 5
1.2 Социально-политическая обстановка в годы жизни мыслителя 11
Глава II Политические идеи И.Г. Фихте 15
2.1 Учение И.Г. Фихте о политике 15
2.2 Учение И.Г. Фихте о государстве 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Актуальность исследования. Иоганн Готтлиб Фихте был выдающимся немецким философом и представителем идеализма. Вдохновленный чтением И. Канта, И.Г. Фихте, разработал в течение последнего десятилетия восемнадцатого века радикально переработанную и строго систематическую версию трансцендентального идеализма, которую он назвал «Wissenschaftslehre». Возможно, наиболее характерной, а также самой противоречивой особенностью Wissenschaftslehre (по крайней мере, в ее более ранней и наиболее влиятельной версии) является попытка И.Г. Фихте обосновать всю его систему на одной лишь концепции субъективности или, как выразился И.Г. Фихте, «чистого Я». В течение своей карьеры в Университете Йены (1794-1799) И.Г. Фихте разработал сложную трансцендентальную систему, которая охватывала философию науки, этики, философию права и государства, а также философии религии.
Объектом исследования является немецкая философия в период формирования германского государства.
Предметом исследования является биография и исторический контекст жизни, а также политические и социально-правовые взгляды И.Г. Фихте.
Цель курсовой работы – исследовать творчество И.Г. Фихте в области политики и теории государства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить биографию И.Г. Фихте;
– дать характеристику социально-политическая обстановка в годы жизни мыслителя;
– исследовать учение И.Г. Фихте о политике;
– исследовать учение И.Г. Фихте о государстве.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: анализ исторических и специальных правовых источников, методы обобщения, описания и другие методы научного познания.
Теоретической базой послужила классическая и современная научная литература по истории государства и права, а также работы И.Г. Фихте и его комментаторов.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников
Таким образом, можно сказать, что великим философом И. Г. Фихте сделала случайность. Благодаря ей и, разумеется, собственным феноменальным талантам, он смог завершить обучение и сформировать свою философию в годы, которые однозначно являются трагическими для всего немецкого народа. Именно активные политические процессы в Европе в те годы повлияли на развитие философии И.Г. Фихте, а именно на его концепции права и национального государства.
Можно сказать, что общественно-политические взгляды И.Г. Фихте тесным образом были связаны с понятием свободы. Сущность самосознания для него заключалась именно в свободе. Сама же свобода понималась как деятельность самосознания, противостоящего пассивной природе.
Отличием идеи Фихте является его понимание индивидуальности и свободы, как добровольного ограничения во имя других. Мыслитель подчеркивал, что человек только среди людей становится человеком. Из этого следует, что если вообще должны быть люди, то должны быть многие. Признание другого происходит либо через сферу права и политики, либо через моральный закон, призывающий видеть в каждом человеке цель его собственного существования. Таким образом множественность свободных индивидов является условием свободного существования самого «Я» и общества в целом. Из этого в поздних работах Фихте вытекает идея государственного социализма основанного в рамках национального государства. При этом нужно помнить, что «нация» в начале 19 в. в германских государствах была скорее идеей, объединяющей их граждан в борьбе с иноземными захватчиками. Идеальному же государству по мысли философа отводилось решение задач по воспитанию будущих поколений, способных в исторической перспективе достичь совершенства. История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее сведение мира Природы ради мира Должного или Морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состоянию, в котором господствует свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание, а вся история есть ни что иное как попытка человечества установить господство над природной необходимостью. Именно через данную цепочку умозаключений И.Г. Фихте определяет свой проект национального государства, которое по его мысли должно было нивелировать все негативное, что он имел несчастье наблюдать в годы разорения его страны захватчиками и способствовать утверждению нации, основанной на принципах морали, индивидуализма и свободы.
1. Вишневский М.И. Философия. Учебное пособие / М. И. Вишневский. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 479 с.;
2. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. – М.: Мысль, 1979. – 448 с.;
3. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. – М., 1990. – 325 с.;
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.;
5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. –416 с.;
6. Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант и Г. Фихте). М.: Наука, 1986. – 153 с.;
7. Кедури Э. Национализм. СПб.: Алетейя, 2010. – 136 с.;
8. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д.ф.н. В. В. Васильева. – М.: Республика, 2004. – 542 с.;
9. Крейе Э.Э. Политика Меттерниха. Германия в противоборстве с Наполеоном (1799-1814гг.) М.: Центрполиграф, 2015. – 384 с.;
10. Перцев В.Н. Очерк истории Германии XVIII века. Минск: Министерство высшего образования, Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина, 2000. – 80 с.;
11. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство/Пер с нем. Э. Эссена. – М.: Красная Новь; Главполитпросвет, 1923. – 173 с.;
12. Фихте И.Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. – 392 с.;
13. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. СПб.: Наука, 2009. – 352 с.;
14. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995. – 656 с.;
15. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. История философии в памятниках, М.: «Канон+», 1997. – 400 с.;
16. Фишер К. Фихте. Жизнь, сочинения и учение // История новой философии. Шестой том / Примечания и послесловие А. Б. Рукавишникова. – СПб.: РХГИ, 2004. – 723 с.
17. Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель) и философская проблематика современности. Пер. с нем. А.П. Шурбелёва. – СПб.: Владимир Даль, 2016. – 496 с.