Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)

Работа №41033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость1600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Много приложений ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ 6
1.1. Теоретические основы формирования представлений о величинах у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах массы у обучающихся 10
1.3. Современное состояние проблемы формирования представлений о единицах массы в современной педагогической практике начальной школы 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.1.Методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2.Уровни сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 31
2.3. Проект педагогической технологии формирования представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 33
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы и источников 52
Приложение 1 58

Актуальность исследования. Изучение величин на уроках математики в начальных классах имеет большое значение в плане развития младших школьников. Задания с величинами развивают у учащихся пространственные представления, наблюдательность, тактильные и зрительные восприятия и ощущения, вооружают их практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем широко применяются в жизни. Знакомство с величинами в начальной школе и их зависимостями помогает созданию у детей целостных представлений об окружающем мире, является основой для дальнейшего изучения математики.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования предъявляет следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части изучения сформированности представлений о единицах времени [48]:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих процессов, явлений, а также оценки их количественных отношений;
- овладение основами логического мышления, математической речи, измерения, пересчета и оценки, наглядного представления данных и процессов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования предъявляет следующие требования к результатам освоения математики, в разделе «Числа и величины» и определяет характеристику выпускника начальной школы [38]:
- читать, записывать величины (в том числе массу), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (в данном случае, грамм – килограмм – центнер - тонна);
- сравнивать величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Формированию представлений о времени у детей посвящены исследования, как педагогов, так и психологов. Сущность понятия «величины» раскрыта в работах А.В. Белошистой, С.Н. Козловского, П.М. Эрдиниева, О.Д. Яцук и др. Методические приемы обучения младших школьников величинам определены в научных трудах М.И. Моро, И.Г. Терентьевой и др. Так И.М. Барсукова раскрывает проблему формирования логического мышления младших школьников при изучении массы и единиц ее измерения. С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева среди прочих величин раскрывает схематично вопросы обучения младших школьников формированию представлений о единицах измерения массы и выполнения действий с ними. Проблема формирования представлений о массе и единицах ее измерения на уроках математики в начальной школе проанализирована такими учеными, как О.О. Еремеева, А.М. Матюшкин, В.С. Овчинникова и др.
Необходимость изучения материала о величинах, а конкретно представлений о единицах массы, в курсе математики начальной школы не представляется спорной. В то же время необходимо учитывать, как отмечает Б.С. Каплан, что формирование представлений о единицах измерения массы очень трудны для младших школьников. Таким образом, очевидно противоречие между социальным заказом в формировании представлений о единицах измерения массы у младших школьников и недостаточной разработанностью технологий их формирования.
Возникает проблема: какова технология формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования представлений об измерении един массы у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: формирование представлений о величинах у младших школьников.
Предмет исследования: формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что успешное формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников осуществляется, если:
- определить содержание понятия «сформированность представлений о единицах измерения массы у младших школьников»;
- разработать проект педагогической технологии по формированию представлений о единицах измерения массы у младших школьников на основе исходного уровня их сформированности, состоящий из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного, реализующийся в последовательных пяти этапах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить уровни сформированности представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области формирования представлений у детей младшего школьного возраста – В.Б. Лебединцев, А.М. Матюшкин, О.С. Медведева и др.;
- теоретические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников – А.В. Белошистая, Н.Б Истомина и др.;
- методические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы в начальной школе – И.И. Аргинская, Н.А. Менчинская, М.И. Моро и др.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования и выборка: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (октябрь – ноябрь 2018 г.) осуществлялся подбор и анализ педагогической и методической литературы. Данные теоретического анализа, полученные в ходе работы с научными источниками, составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (декабрь 2018 г.) проведен констатирующий этап эксперимента для выявления уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
На третьем этапе (март – май 2019 г.) на основе полученных результатов разработан проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассник, который может быть использован в практике учителей начальных классов


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о единицах измерения массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
На основании выполненного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Под сформированностью представлений младших школьников о единицах массы следует понимать сформированность фиксированных значений массы, которые приняты за единицу измерения массы, и которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее на уроках математики. Ознакомление с единицами величин, в том числе и с единицами измерения массы, и их соотношениями проводится в течение всех лет обучения в начальной школе. Одной из основных задач третьего года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами массы. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений единиц массы, выраженных в одних и тех же единицах (грамм, килограмм, центнер, тонна), умножение и деление значений величины на однозначное число.
2. На основе критереально-уровневой характеристики и использования диагностического материала, позволяющего выявить уровни сформированности представлений о единицах массы, у третьеклассников определены следующие результаты: 6 обучающихся (24%) показали высокий уровень сформированности представлений о единицах времени. На среднем уровне находятся 15 учеников (60%) среди которых на пограничном к низкому уровню – 5 (25%). На низком уровне находятся 4 обучающихся (16%).
С целью повышения уровня сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников возникла необходимость создания проекта педагогической технологии.
3. При разработке проекта педагогической технологии по формированию представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики учитывались возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников.
Проект (Реализация содержания) педагогической технологии представлен следующими блоками («Грамм, килограмм», «Масса, вес», «Центнер, тонна») и этапами (предварительная диагностика уровней сформированности представлений о единицах массы; организация деятельности обучающихся по освоению и закреплению представлений о единицах массы; контроль качества усвоения материала; анализ и диагностика причин отставания обучающихся; выбор методов, позволяющих корректировать пробелы в знаниях у третьеклассников).
Технология ориентирована на повышение уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников на уроках математики. Технология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на обогащение содержания курса «Математика» программы «Школа России», и может быть рекомендована для введения в практику в начальной школе на третьем году обучения.



1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. .; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2- изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 120 с.
2. Аргинская, И. И. Математика. Метод. пособие для учителя [Текст] / И.И. Аргинская. – Москва : Издатель А.В. Мерзлов, 2005. – 132 с.
3. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
5. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций [Текст] / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов-на Дону : Феникс, 2009 – 299 с.
6. Барсукова, И. М. Развитие мышление у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] / И. М. Барсукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 69-71.
7. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
8. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2015. – 455 с.
9. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
10. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15
11. Владимирцева, С. А. Теория и методика обучения математике : общая методика [Текст] / С. А. Владимирцева. – Барнаул : БГПУ, 2007. – 189 с.
12. Волошина, М. И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики [Текст] / М. И. Волошина // Начальная школа. – 2012. – №9. – С. 15-16.
13. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2016. – № 5. – С. 33-40
14. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2015. – № 1. – С. 5-13
15. Гнитецкая, Т. Н. Кластерный подход к вопросам обучения математике [Текст] / Т. Н. Гнитецкая // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1(32). – С. 71-73.
16. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 153-160.
17. Гребенникова, Н. Л. Использование приемов моделирования при обучении младших школьников величинам [Текст] / Н. Л. Гребенникова, А. Р. Насырова // Новая наука : теоретический и практический взгляд : Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (04 ноября 2016 г., г. Ижевск) / в 2 ч. Ч.2. – Стерлитамак : АМИ, 2016. – С. 91 – 93.
18. Губанов, Е. В. Новый стандарт начального общего образования : оцениваем результаты, инновации, риски [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика : науч.-практ. журн. – Москва : Школьные технологии, 2015. – № 2. – С. 52-62
19. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей [Текст] / В. А. Далингер. – Омск : ОмИПКРО. – 2013. – 323 с.
20. Дрозд, В. Л. Практикум по методике начального обучения математике [Текст] / В. Л. Дрозд, Л. П. Катасонова, Л. В. Савицкая, А. А. Столяр. – Минск : Высш. шк., 2014. – 197 с.
21. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 259 с.
22. Еремеева, О. О. Приемы изучения величин в начальном курсе математики [Текст] / О. О. Еремеева // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С. 28-30.
23. Зайцева, С. А Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 356 с.
24. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
25. Каплан, Б. С. Методы обучения математике [Текст] / Б. С. Каплан. – Минск : Народная асвета, 1987. – 412 с.
26. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: дис. … канд. психол. наук [Текст] / А. А. Карпов. – Ярославль : ЯГПУ, 2013. – 201 с.
27. Козловский, С. Н. Методика обучения математике [Текст] : Учебное пособие / С. Н. Козловский. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 512 c.
28. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2017. – № 4. – С. 33-47
29. Матюшкин, A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. – Москва : Академия, 2012. – 522 с.
30. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 82 с.
31. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики : кн. для учителя / 2-е изд. [Текст] / С. Г. Манвелов. – Москва : Просвещение, 2015. – 175 с.
32. Математика. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2.ч. часть 1 [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – Москва : Вентана-граф, 2009. – 201 с.
33. Медведева, О. С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика [Текст] / О. С. Медведева. – Москва : Бином, 2014. – 204 c.
34. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения математике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2011. – 224 с.
35. Моро, М. И. Математика. 4 класс : 1 часть [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с.
36. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – Москва : АСТ, 2016. – 245 с.
37. Овчинникова, В. С. Методика изучения величин в начальной школе : Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» [Текст] / В. С. Овчинникова. – Москва : Мегатрон, 1998. – 258 с.
38. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2016. – 120 с.
39. Пушкарева, И. М. Методы развития словесно-логического мышление у детей младшего школьного возраста [Текст] / И. М. Пушкарева // Педагогические исследования. – 2015. – №4. – С. 85-88.
40. Светлакова, Г. И. Проблемы обучения математике младших школьников [Текст] / Г. И. Саранцев. – Волгоград : Учитель, 2012. – 224 с.
41. Скаткин, Л. Н. Обучение решению простых и усложненных видов уравнений [Текст] / Л. Н. Скаткин. – Москва : Инфра-М, 2014. – 183 с.
42. Теория и методика обучения математике : общая методика [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Суховиенко, З. П. Самигуллина, С. А. Севостьянова, Е. Н. Эрентраут. − Челябинск : Изд-во «Образование», 2010. − 65 с.
43. Терентьева, И. Г. Математика. Современная энциклопедия начальной школы [Текст] / И. Г. Терентьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 341 с.
44. Тихоненко, А. В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы [Текст] / А. В. Тихоненко. – Ростов на Дону : Изд-во ЮФУ, 2008. – 241 с.
45. Тухман, И. В. Приемы обучения величинам [Текст] / И. В. Тухман // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 18-22.
46. Урбан, М. А. Изучение массы и системы единиц измерения массы на основе общей для группы основных величин модели [Текст] / М. А. Урбан // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 32-33.
47. Чекин, А. Л. Обучение математике в начальной школе : алгоритмическая содержательная линия [Текст] / А. Чекин // Школа будущего. – 2015. – №2. – С. 154-159
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
49. Федорова, А. М. Математическое развитие детей младшего школьного возраста / М. И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
50. Фрейлах, Н. И. Математика для педагогических училищ [Текст] / Н. И. Фрейлах. – Москва : Форум-инфра-М, 2011. – 345 с.
51. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. Д. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с.
52. Царева, С. Е. Обучение величинам [Текст] / С. Е. Царева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 24-26
53. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст] / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2013. – №6. – С. 52-56.
54. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения – Математика [Текст] / Г. Шаталов // Приложение к газете «Первое сентября». 2003. – №3. – С. 3
55. Шестакова, Л. Г. Методика обучения школьников работать с величинами [Текст] / Л. Г. Шестакова. – Соликамск, 2013. – 106 с.
56. Шмырёва, Г. Г. Предупреждение ошибок в выборе арифметического действия при обучении решению уравнений усложненного вида [Текст] / Г. Г. Шмырева // Начальная школа. –2007. –№ 10. – С. 37-40.
57. Щукина, Ю. Т. Словесно-логическое мышление у младших школьников [Текст] / Ю. Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
58. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / П. М. Эрдиниев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 356 с.
59. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.
60. Code, L. B. The knowing subject Idealist studies / L. B. Code // The Hague, 1984. – v. 14. – №2. – P. 109- 126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ