Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Много приложений ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ 6
1.1. Теоретические основы формирования представлений о величинах у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах массы у обучающихся 10
1.3. Современное состояние проблемы формирования представлений о единицах массы в современной педагогической практике начальной школы 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.1.Методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2.Уровни сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 31
2.3. Проект педагогической технологии формирования представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 33
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы и источников 52
Приложение 1 58
База исследования: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Много приложений ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ 6
1.1. Теоретические основы формирования представлений о величинах у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах массы у обучающихся 10
1.3. Современное состояние проблемы формирования представлений о единицах массы в современной педагогической практике начальной школы 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕДИНИЦАХ МАССЫ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.1.Методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2.Уровни сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 31
2.3. Проект педагогической технологии формирования представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики 33
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы и источников 52
Приложение 1 58
Актуальность исследования. Изучение величин на уроках математики в начальных классах имеет большое значение в плане развития младших школьников. Задания с величинами развивают у учащихся пространственные представления, наблюдательность, тактильные и зрительные восприятия и ощущения, вооружают их практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем широко применяются в жизни. Знакомство с величинами в начальной школе и их зависимостями помогает созданию у детей целостных представлений об окружающем мире, является основой для дальнейшего изучения математики.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования предъявляет следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части изучения сформированности представлений о единицах времени [48]:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих процессов, явлений, а также оценки их количественных отношений;
- овладение основами логического мышления, математической речи, измерения, пересчета и оценки, наглядного представления данных и процессов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования предъявляет следующие требования к результатам освоения математики, в разделе «Числа и величины» и определяет характеристику выпускника начальной школы [38]:
- читать, записывать величины (в том числе массу), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (в данном случае, грамм – килограмм – центнер - тонна);
- сравнивать величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Формированию представлений о времени у детей посвящены исследования, как педагогов, так и психологов. Сущность понятия «величины» раскрыта в работах А.В. Белошистой, С.Н. Козловского, П.М. Эрдиниева, О.Д. Яцук и др. Методические приемы обучения младших школьников величинам определены в научных трудах М.И. Моро, И.Г. Терентьевой и др. Так И.М. Барсукова раскрывает проблему формирования логического мышления младших школьников при изучении массы и единиц ее измерения. С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева среди прочих величин раскрывает схематично вопросы обучения младших школьников формированию представлений о единицах измерения массы и выполнения действий с ними. Проблема формирования представлений о массе и единицах ее измерения на уроках математики в начальной школе проанализирована такими учеными, как О.О. Еремеева, А.М. Матюшкин, В.С. Овчинникова и др.
Необходимость изучения материала о величинах, а конкретно представлений о единицах массы, в курсе математики начальной школы не представляется спорной. В то же время необходимо учитывать, как отмечает Б.С. Каплан, что формирование представлений о единицах измерения массы очень трудны для младших школьников. Таким образом, очевидно противоречие между социальным заказом в формировании представлений о единицах измерения массы у младших школьников и недостаточной разработанностью технологий их формирования.
Возникает проблема: какова технология формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования представлений об измерении един массы у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: формирование представлений о величинах у младших школьников.
Предмет исследования: формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что успешное формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников осуществляется, если:
- определить содержание понятия «сформированность представлений о единицах измерения массы у младших школьников»;
- разработать проект педагогической технологии по формированию представлений о единицах измерения массы у младших школьников на основе исходного уровня их сформированности, состоящий из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного, реализующийся в последовательных пяти этапах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить уровни сформированности представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области формирования представлений у детей младшего школьного возраста – В.Б. Лебединцев, А.М. Матюшкин, О.С. Медведева и др.;
- теоретические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников – А.В. Белошистая, Н.Б Истомина и др.;
- методические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы в начальной школе – И.И. Аргинская, Н.А. Менчинская, М.И. Моро и др.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования и выборка: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (октябрь – ноябрь 2018 г.) осуществлялся подбор и анализ педагогической и методической литературы. Данные теоретического анализа, полученные в ходе работы с научными источниками, составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (декабрь 2018 г.) проведен констатирующий этап эксперимента для выявления уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
На третьем этапе (март – май 2019 г.) на основе полученных результатов разработан проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассник, который может быть использован в практике учителей начальных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования предъявляет следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части изучения сформированности представлений о единицах времени [48]:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих процессов, явлений, а также оценки их количественных отношений;
- овладение основами логического мышления, математической речи, измерения, пересчета и оценки, наглядного представления данных и процессов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования предъявляет следующие требования к результатам освоения математики, в разделе «Числа и величины» и определяет характеристику выпускника начальной школы [38]:
- читать, записывать величины (в том числе массу), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (в данном случае, грамм – килограмм – центнер - тонна);
- сравнивать величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Формированию представлений о времени у детей посвящены исследования, как педагогов, так и психологов. Сущность понятия «величины» раскрыта в работах А.В. Белошистой, С.Н. Козловского, П.М. Эрдиниева, О.Д. Яцук и др. Методические приемы обучения младших школьников величинам определены в научных трудах М.И. Моро, И.Г. Терентьевой и др. Так И.М. Барсукова раскрывает проблему формирования логического мышления младших школьников при изучении массы и единиц ее измерения. С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева среди прочих величин раскрывает схематично вопросы обучения младших школьников формированию представлений о единицах измерения массы и выполнения действий с ними. Проблема формирования представлений о массе и единицах ее измерения на уроках математики в начальной школе проанализирована такими учеными, как О.О. Еремеева, А.М. Матюшкин, В.С. Овчинникова и др.
Необходимость изучения материала о величинах, а конкретно представлений о единицах массы, в курсе математики начальной школы не представляется спорной. В то же время необходимо учитывать, как отмечает Б.С. Каплан, что формирование представлений о единицах измерения массы очень трудны для младших школьников. Таким образом, очевидно противоречие между социальным заказом в формировании представлений о единицах измерения массы у младших школьников и недостаточной разработанностью технологий их формирования.
Возникает проблема: какова технология формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования представлений об измерении един массы у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: формирование представлений о величинах у младших школьников.
Предмет исследования: формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что успешное формирование представлений о единицах измерения массы у младших школьников осуществляется, если:
- определить содержание понятия «сформированность представлений о единицах измерения массы у младших школьников»;
- разработать проект педагогической технологии по формированию представлений о единицах измерения массы у младших школьников на основе исходного уровня их сформированности, состоящий из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного, реализующийся в последовательных пяти этапах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить уровни сформированности представлений о единицах измерения массы у младших школьников.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников на уроках математики.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования в области формирования представлений у детей младшего школьного возраста – В.Б. Лебединцев, А.М. Матюшкин, О.С. Медведева и др.;
- теоретические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы у младших школьников – А.В. Белошистая, Н.Б Истомина и др.;
- методические разработки в области формирования представлений о единицах измерения массы в начальной школе – И.И. Аргинская, Н.А. Менчинская, М.И. Моро и др.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент.
База исследования и выборка: опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 25» г.Нижневартовска. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 3 А класса.
Этапы исследования:
На первом этапе (октябрь – ноябрь 2018 г.) осуществлялся подбор и анализ педагогической и методической литературы. Данные теоретического анализа, полученные в ходе работы с научными источниками, составили основу системного изложения теоретической части работы.
На втором этапе (декабрь 2018 г.) проведен констатирующий этап эксперимента для выявления уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
На третьем этапе (март – май 2019 г.) на основе полученных результатов разработан проект педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта педагогической технологии формирования представлений о единицах измерения массы у третьеклассник, который может быть использован в практике учителей начальных классов
Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о единицах измерения массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
На основании выполненного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Под сформированностью представлений младших школьников о единицах массы следует понимать сформированность фиксированных значений массы, которые приняты за единицу измерения массы, и которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее на уроках математики. Ознакомление с единицами величин, в том числе и с единицами измерения массы, и их соотношениями проводится в течение всех лет обучения в начальной школе. Одной из основных задач третьего года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами массы. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений единиц массы, выраженных в одних и тех же единицах (грамм, килограмм, центнер, тонна), умножение и деление значений величины на однозначное число.
2. На основе критереально-уровневой характеристики и использования диагностического материала, позволяющего выявить уровни сформированности представлений о единицах массы, у третьеклассников определены следующие результаты: 6 обучающихся (24%) показали высокий уровень сформированности представлений о единицах времени. На среднем уровне находятся 15 учеников (60%) среди которых на пограничном к низкому уровню – 5 (25%). На низком уровне находятся 4 обучающихся (16%).
С целью повышения уровня сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников возникла необходимость создания проекта педагогической технологии.
3. При разработке проекта педагогической технологии по формированию представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики учитывались возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников.
Проект (Реализация содержания) педагогической технологии представлен следующими блоками («Грамм, килограмм», «Масса, вес», «Центнер, тонна») и этапами (предварительная диагностика уровней сформированности представлений о единицах массы; организация деятельности обучающихся по освоению и закреплению представлений о единицах массы; контроль качества усвоения материала; анализ и диагностика причин отставания обучающихся; выбор методов, позволяющих корректировать пробелы в знаниях у третьеклассников).
Технология ориентирована на повышение уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников на уроках математики. Технология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на обогащение содержания курса «Математика» программы «Школа России», и может быть рекомендована для введения в практику в начальной школе на третьем году обучения.
На основании выполненного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Под сформированностью представлений младших школьников о единицах массы следует понимать сформированность фиксированных значений массы, которые приняты за единицу измерения массы, и которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее на уроках математики. Ознакомление с единицами величин, в том числе и с единицами измерения массы, и их соотношениями проводится в течение всех лет обучения в начальной школе. Одной из основных задач третьего года обучения становится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношения между единицами массы. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программой предусмотрено также изучение сложения и вычитания значений единиц массы, выраженных в одних и тех же единицах (грамм, килограмм, центнер, тонна), умножение и деление значений величины на однозначное число.
2. На основе критереально-уровневой характеристики и использования диагностического материала, позволяющего выявить уровни сформированности представлений о единицах массы, у третьеклассников определены следующие результаты: 6 обучающихся (24%) показали высокий уровень сформированности представлений о единицах времени. На среднем уровне находятся 15 учеников (60%) среди которых на пограничном к низкому уровню – 5 (25%). На низком уровне находятся 4 обучающихся (16%).
С целью повышения уровня сформированности представлений о единицах массы у третьеклассников возникла необходимость создания проекта педагогической технологии.
3. При разработке проекта педагогической технологии по формированию представлений о единицах массы у третьеклассников на уроках математики учитывались возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников.
Проект (Реализация содержания) педагогической технологии представлен следующими блоками («Грамм, килограмм», «Масса, вес», «Центнер, тонна») и этапами (предварительная диагностика уровней сформированности представлений о единицах массы; организация деятельности обучающихся по освоению и закреплению представлений о единицах массы; контроль качества усвоения материала; анализ и диагностика причин отставания обучающихся; выбор методов, позволяющих корректировать пробелы в знаниях у третьеклассников).
Технология ориентирована на повышение уровня сформированности представлений о единицах измерения массы у третьеклассников на уроках математики. Технология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на обогащение содержания курса «Математика» программы «Школа России», и может быть рекомендована для введения в практику в начальной школе на третьем году обучения.



