Введение 3
1 Понятие и сущность малой группы и ее границы в психологии. 5
2 Классификация малых групп 10
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность темы работы обусловлена большой ролью, которую играют малые группы – семейные, учебные, производственные, спортивные и другие – в жизни общества, организации и конкретного человека. Они представляют собой базовый элемент структурных образований общества в социальной, экономической, культурной политической сферах, обеспечивают их функционирование и развитие.
Малые группы выступают основным звеном формирования, поддержания и развития связи между индивидом и обществом, его социальными институтами. Они обеспечивают своим членам реализацию индивидуальных целей и потребностей, предметное и социальное обучение, чувство безопасности относительно внешней среды. Поэтому понять в полной мере социальные процессы и поведение человека, совместную деятельность и общение, сотрудничество и противоборство людей и т.д. можно тогда, когда во внимание принимается малая группа.
Малые группы привлекают к себе повышенное внимание специалистов разных дисциплин. С конца 19-го века и по настоящее время проведено колоссальное количество теоретических, экспериментальных прикладных исследований в области малых групп. Эти исследования проводились в рамках психологии, социологии и конфликтологии, педагогики и психотерапии.
Социальная психология при изучении малых групп анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития групповых процессов, протекающих в общностях людей.
Таким образом, целью данной работы является изучение сущности и понятия малой группы, определение ее границ и дать классификацию малых групп.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие малой группы;
- определить границы малой группы;
- изучить классификацию малых групп.
Объектом изучения являются закономерности возникновения, функционирования и развития малых групп. Предметом изучения являются – отношения людей, возникающие в малых группах.
При написании работы и изучении темы работы нами были применены следующие методы работы с научной информацией: анализа, синтеза, дедукции и индукции.
При подготовке работы нами изучены учебные пособия различных авторов в области социальной психологии.
Структура работы состоит из введения, параграфов основной части, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги изучения понятия малой группы, ее границ и классификации, отметим, что малая группа - основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека - малые группы.
Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.
Отсюда следует вывод о том, что малая группа выполняет различные социальные функции, которые могут быть разделены на два блока: по отношению к обществу/организации и по отношению к своим членам.
Малая группа представляет собой базовый элемент социальной и экономической структуры общества или организации. Функции малой группы заключаются в обеспечении информирования своих членов, в их обучение. Она содействует в реализации индивидуальных целей, удовлетворении социальных потребностей. Малая группа обеспечивает чувство безопасности, а также осуществляет контроль и нормирование.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что задачи поставленные в начале работы разрешены, а цель работы по изучению понятия и границ малых групп достигнута.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 384
2. Капцов А.В. Структура взаимодействий в малой группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2017. - № 1 (21). - С. 147-158.
3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. -2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014.- 408 с.
4. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп : учебное пособие / А.В. Сидоренков.- Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 381 с.
5. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 520 с.