ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ ... 8
1.1. Тревожность как психологический феномен 8
1.2. Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3. Психологические особенности переживания экзаменационного стресса
старшеклассниками 25
Глава 2. Практические аспекты изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ . 36
2.1. Описание и обоснование выбора методик 36
2.2. Проектирование программы психологической подготовки
старшеклассников к итоговой аттестации 39
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
Заключение 58
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ ... 8
1.1. Тревожность как психологический феномен 8
1.2. Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3. Психологические особенности переживания экзаменационного стресса
старшеклассниками 25
Глава 2. Практические аспекты изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ . 36
2.1. Описание и обоснование выбора методик 36
2.2. Проектирование программы психологической подготовки
старшеклассников к итоговой аттестации 39
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
Заключение 58
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время является актуальной проблемой сохранение психического здоровья и формирования стрессоустойчивости современного человека. Важно совершенствовать свойство стрессоустойчивости личности, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с окружающим миром.
Проблема исследования развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации в наше время является достаточно актуальной, так как в этот период старшеклассники сталкиваются с проблемами, которые связанны как с возрастными изменениями, так и с недостаточным количеством мероприятий, посвященных профилактике тревожных состояний и развитию стрессоустойчивости.
Степень изученности темы исследования. Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались Р. Лазарус [27], Г.Селье [42] и др. Стрессоустойчивость рассматривалась ими как «адаптационная энергия», которая осуществляется на третьей стадии в теории о стрессе Г.Селье.
В отечественной психологии данную проблему исследовали: Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Н.И.Вебер, Р.М.Грановская, И.А.Джидарьян, О.А.Карабанова, Т.Л.Крюкова, Л.А.Китаев-Смык, А.Е.Личко, О.В.Лозгачева, А.Б.Леонова, В.В.Собольников и др. Отечественные авторы понимали под стрессоустойчивостью совокупность компонентов личности, которая обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности.
Проблему стрессоустойчивости в подростковом возрасте рассматривали Л. И. Божович, А.И. Жуков, А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванникова, Л. Е. Личко, Д.А. Леонтьева, С.С. Либих, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B. E. Рожнов,М.Ю.Чибисова и др. Данный возрастной период сопровождается поиском идентичности, личностном и профессиональном самоопределении, всё это может вызвать стресс у старшеклассников, так же, к перечисленным трудностям добавляется проблема сдачи выпускных экзаменов. Именно экзаменационный стресс является одним из главных причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников.
В нашей стране проблема развития стрессоустойчивости старших школьников в процессе подготовки к итоговой аттестации на сегодняшний день является не достаточно изученной, так как существует противоречие между отсутствием системы психологических и социальных технологий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, и необходимостью профилактических мероприятий, основанных на методиках психологической коррекции стресса. Проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников связана с кардинальными изменениями личности подростков. Они характеризуются тревожностью, противоречивостью чувств, нравственной неустойчивостью, нестабильной самооценкой, что служит причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
Для борьбы со стрессом, старшеклассникам необходимо уметь управлять своей психической деятельностью и развивать эмоциональную устойчивость. Для успешного развития стрессоустойчивости необходимо проводить регулярные психолого - педагогические занятия, которые будут заключаться в комплексном подходе, и использовать различные формы психологической поддержки (групповые, индивидуальные консультации выпускников, составление рекомендаций, индивидуальные консультации родителей выпускников).
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Предмет - уровень тревожности и стрессоустойчивости
Гипотеза. Особенности структуры тревожности (ситуативная и личностная тревожность) у старшеклассников обуславливает уровень стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен
2. Выявить особенности стрессоустойчивости у старшеклассников
3. Изучить психологические особенности переживания
экзаменационного стресса старшеклассниками
4. Провести эмпирическое изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ
5. Разработать программу психологической подготовки старшеклассников к итоговой аттестации
Методы исследования:
- Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.
- Анкета «Готовности к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой (шкала знаний о процедуре, шкала уровня тревожности, шкала владения навыками самоконтроля и самоорганизации)
- тест Спилбергера-Ханина (ситуативная тревожность, личная тревожность)
- Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения (шесть стратегий) (С.В. Неделина)
Эмпирическая база исследования В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили 40 подростков - учащиеся 11 классов средней школы №64 г.Казани, что составило 2 выборки по 20 человек в каждой.
Выборка 1 - экспериментальная группа - подростки, с которыми были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации. Выборка 2 - контрольная группа подростки, с которыми не были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации.
Теоретическая и практическая значимость исследования - разработанная и апробированная нами программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации может быть использована в образовательных организациях.
Структура работы. Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема исследования развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации в наше время является достаточно актуальной, так как в этот период старшеклассники сталкиваются с проблемами, которые связанны как с возрастными изменениями, так и с недостаточным количеством мероприятий, посвященных профилактике тревожных состояний и развитию стрессоустойчивости.
Степень изученности темы исследования. Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались Р. Лазарус [27], Г.Селье [42] и др. Стрессоустойчивость рассматривалась ими как «адаптационная энергия», которая осуществляется на третьей стадии в теории о стрессе Г.Селье.
В отечественной психологии данную проблему исследовали: Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Н.И.Вебер, Р.М.Грановская, И.А.Джидарьян, О.А.Карабанова, Т.Л.Крюкова, Л.А.Китаев-Смык, А.Е.Личко, О.В.Лозгачева, А.Б.Леонова, В.В.Собольников и др. Отечественные авторы понимали под стрессоустойчивостью совокупность компонентов личности, которая обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности.
Проблему стрессоустойчивости в подростковом возрасте рассматривали Л. И. Божович, А.И. Жуков, А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванникова, Л. Е. Личко, Д.А. Леонтьева, С.С. Либих, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B. E. Рожнов,М.Ю.Чибисова и др. Данный возрастной период сопровождается поиском идентичности, личностном и профессиональном самоопределении, всё это может вызвать стресс у старшеклассников, так же, к перечисленным трудностям добавляется проблема сдачи выпускных экзаменов. Именно экзаменационный стресс является одним из главных причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников.
В нашей стране проблема развития стрессоустойчивости старших школьников в процессе подготовки к итоговой аттестации на сегодняшний день является не достаточно изученной, так как существует противоречие между отсутствием системы психологических и социальных технологий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, и необходимостью профилактических мероприятий, основанных на методиках психологической коррекции стресса. Проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников связана с кардинальными изменениями личности подростков. Они характеризуются тревожностью, противоречивостью чувств, нравственной неустойчивостью, нестабильной самооценкой, что служит причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
Для борьбы со стрессом, старшеклассникам необходимо уметь управлять своей психической деятельностью и развивать эмоциональную устойчивость. Для успешного развития стрессоустойчивости необходимо проводить регулярные психолого - педагогические занятия, которые будут заключаться в комплексном подходе, и использовать различные формы психологической поддержки (групповые, индивидуальные консультации выпускников, составление рекомендаций, индивидуальные консультации родителей выпускников).
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Предмет - уровень тревожности и стрессоустойчивости
Гипотеза. Особенности структуры тревожности (ситуативная и личностная тревожность) у старшеклассников обуславливает уровень стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен
2. Выявить особенности стрессоустойчивости у старшеклассников
3. Изучить психологические особенности переживания
экзаменационного стресса старшеклассниками
4. Провести эмпирическое изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ
5. Разработать программу психологической подготовки старшеклассников к итоговой аттестации
Методы исследования:
- Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.
- Анкета «Готовности к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой (шкала знаний о процедуре, шкала уровня тревожности, шкала владения навыками самоконтроля и самоорганизации)
- тест Спилбергера-Ханина (ситуативная тревожность, личная тревожность)
- Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения (шесть стратегий) (С.В. Неделина)
Эмпирическая база исследования В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили 40 подростков - учащиеся 11 классов средней школы №64 г.Казани, что составило 2 выборки по 20 человек в каждой.
Выборка 1 - экспериментальная группа - подростки, с которыми были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации. Выборка 2 - контрольная группа подростки, с которыми не были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации.
Теоретическая и практическая значимость исследования - разработанная и апробированная нами программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации может быть использована в образовательных организациях.
Структура работы. Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ литературы показал, что особенно актуальным в условиях образовательной деятельности становится развитие стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации. Л.С.Выготский полагал, что стрессоустойчивость и тревожные состояния формируются в деятельности, а стрессоустойчивость школьников развивается в учебной деятельности. Учебная деятельность, является формой реализации способностей ученика. Именно в ней подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому необходима такая организация учебного процесса, которая будет снижать конфликтогенность учебной деятельности и в то же время решать задачу формирования стрессоустойчивости. В данный возрастной период у подростка возникает такая проблема, как сдача экзаменов, которая сопровождается сильным психическим напряжением. В связи с этим становится особенно важным психолого-педагогическое сопровождение с целью развития стрессоустойчивости.
Подростковый возраст имеет множество особенностей, которые необходимо учесть при развитии стрессоустойчивости. Так, можно выделить следующие психологические особенности старшеклассников, влияющие на формирование стрессоустойчивости: потребность в самостоятельности, в самооценке, в самовоспитании, в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, сконцентрированность на собственной личности. Следовательно, для старшеклассников будет актуальна помощь в самопознании и в адекватном анализе своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо
развивать у учащихся такие свойства личности, как: уверенность в себе; саморегуляцию и саморефлексию.
В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня стрессоустойчивости и тревожности у старшеклассников, а также выявлена взаимосвязь данных параметров. Для контрольной группы респондентов характерен высокий уровень тревожности, недостаточное владение навыками самоконтроля и низкий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что у большинства респондентов могут возникнуть проблемы, связанные с преодоление стресса, саморегуляции и недостаточный веры в свои силы. Данные факторы необходимо учесть при разработке и реализации программы развития старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Также нами была разработана (на основе данных диагностик и анализа психологической и педагогической литературы) и апробирована программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
После разработки и апробации программы развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации, нами был реализован комплекс методик, с целью оценки эффективности данной программы. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, в результате полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа по развитию стрессоустойчивости старшеклассников в период итоговой аттестации является эффективной и результативной, потому, как, после ее реализации результаты в экспериментальной группе были более высокими.
Подростковый возраст имеет множество особенностей, которые необходимо учесть при развитии стрессоустойчивости. Так, можно выделить следующие психологические особенности старшеклассников, влияющие на формирование стрессоустойчивости: потребность в самостоятельности, в самооценке, в самовоспитании, в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, сконцентрированность на собственной личности. Следовательно, для старшеклассников будет актуальна помощь в самопознании и в адекватном анализе своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо
развивать у учащихся такие свойства личности, как: уверенность в себе; саморегуляцию и саморефлексию.
В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня стрессоустойчивости и тревожности у старшеклассников, а также выявлена взаимосвязь данных параметров. Для контрольной группы респондентов характерен высокий уровень тревожности, недостаточное владение навыками самоконтроля и низкий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что у большинства респондентов могут возникнуть проблемы, связанные с преодоление стресса, саморегуляции и недостаточный веры в свои силы. Данные факторы необходимо учесть при разработке и реализации программы развития старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Также нами была разработана (на основе данных диагностик и анализа психологической и педагогической литературы) и апробирована программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
После разработки и апробации программы развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации, нами был реализован комплекс методик, с целью оценки эффективности данной программы. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, в результате полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа по развитию стрессоустойчивости старшеклассников в период итоговой аттестации является эффективной и результативной, потому, как, после ее реализации результаты в экспериментальной группе были более высокими.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИКА СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Психологические факторы и особенности проявления тревоги у старших школьников перед экзаменами (Херсонский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Феноменология и динамика стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



