Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Работа №41008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ ... 8
1.1. Тревожность как психологический феномен 8
1.2. Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 13
1.3. Психологические особенности переживания экзаменационного стресса
старшеклассниками 25
Глава 2. Практические аспекты изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ . 36
2.1. Описание и обоснование выбора методик 36
2.2. Проектирование программы психологической подготовки
старшеклассников к итоговой аттестации 39
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
Заключение 58
Список литературы

Актуальность исследования. В настоящее время является актуальной проблемой сохранение психического здоровья и формирования стрессоустойчивости современного человека. Важно совершенствовать свойство стрессоустойчивости личности, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с окружающим миром.
Проблема исследования развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации в наше время является достаточно актуальной, так как в этот период старшеклассники сталкиваются с проблемами, которые связанны как с возрастными изменениями, так и с недостаточным количеством мероприятий, посвященных профилактике тревожных состояний и развитию стрессоустойчивости.
Степень изученности темы исследования. Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались Р. Лазарус [27], Г.Селье [42] и др. Стрессоустойчивость рассматривалась ими как «адаптационная энергия», которая осуществляется на третьей стадии в теории о стрессе Г.Селье.
В отечественной психологии данную проблему исследовали: Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Н.И.Вебер, Р.М.Грановская, И.А.Джидарьян, О.А.Карабанова, Т.Л.Крюкова, Л.А.Китаев-Смык, А.Е.Личко, О.В.Лозгачева, А.Б.Леонова, В.В.Собольников и др. Отечественные авторы понимали под стрессоустойчивостью совокупность компонентов личности, которая обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности.
Проблему стрессоустойчивости в подростковом возрасте рассматривали Л. И. Божович, А.И. Жуков, А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванникова, Л. Е. Личко, Д.А. Леонтьева, С.С. Либих, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B. E. Рожнов,М.Ю.Чибисова и др. Данный возрастной период сопровождается поиском идентичности, личностном и профессиональном самоопределении, всё это может вызвать стресс у старшеклассников, так же, к перечисленным трудностям добавляется проблема сдачи выпускных экзаменов. Именно экзаменационный стресс является одним из главных причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников.
В нашей стране проблема развития стрессоустойчивости старших школьников в процессе подготовки к итоговой аттестации на сегодняшний день является не достаточно изученной, так как существует противоречие между отсутствием системы психологических и социальных технологий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, и необходимостью профилактических мероприятий, основанных на методиках психологической коррекции стресса. Проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников связана с кардинальными изменениями личности подростков. Они характеризуются тревожностью, противоречивостью чувств, нравственной неустойчивостью, нестабильной самооценкой, что служит причиной низкого уровня стрессоустойчивости.
Для борьбы со стрессом, старшеклассникам необходимо уметь управлять своей психической деятельностью и развивать эмоциональную устойчивость. Для успешного развития стрессоустойчивости необходимо проводить регулярные психолого - педагогические занятия, которые будут заключаться в комплексном подходе, и использовать различные формы психологической поддержки (групповые, индивидуальные консультации выпускников, составление рекомендаций, индивидуальные консультации родителей выпускников).
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Предмет - уровень тревожности и стрессоустойчивости
Гипотеза. Особенности структуры тревожности (ситуативная и личностная тревожность) у старшеклассников обуславливает уровень стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен
2. Выявить особенности стрессоустойчивости у старшеклассников
3. Изучить психологические особенности переживания
экзаменационного стресса старшеклассниками
4. Провести эмпирическое изучения взаимосвязи уровня тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ
5. Разработать программу психологической подготовки старшеклассников к итоговой аттестации
Методы исследования:
- Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.
- Анкета «Готовности к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой (шкала знаний о процедуре, шкала уровня тревожности, шкала владения навыками самоконтроля и самоорганизации)
- тест Спилбергера-Ханина (ситуативная тревожность, личная тревожность)
- Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения (шесть стратегий) (С.В. Неделина)
Эмпирическая база исследования В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили 40 подростков - учащиеся 11 классов средней школы №64 г.Казани, что составило 2 выборки по 20 человек в каждой.
Выборка 1 - экспериментальная группа - подростки, с которыми были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации. Выборка 2 - контрольная группа подростки, с которыми не были проведены занятия психологической подготовки к итоговой аттестации.
Теоретическая и практическая значимость исследования - разработанная и апробированная нами программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации может быть использована в образовательных организациях.
Структура работы. Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что особенно актуальным в условиях образовательной деятельности становится развитие стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации. Л.С.Выготский полагал, что стрессоустойчивость и тревожные состояния формируются в деятельности, а стрессоустойчивость школьников развивается в учебной деятельности. Учебная деятельность, является формой реализации способностей ученика. Именно в ней подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому необходима такая организация учебного процесса, которая будет снижать конфликтогенность учебной деятельности и в то же время решать задачу формирования стрессоустойчивости. В данный возрастной период у подростка возникает такая проблема, как сдача экзаменов, которая сопровождается сильным психическим напряжением. В связи с этим становится особенно важным психолого-педагогическое сопровождение с целью развития стрессоустойчивости.
Подростковый возраст имеет множество особенностей, которые необходимо учесть при развитии стрессоустойчивости. Так, можно выделить следующие психологические особенности старшеклассников, влияющие на формирование стрессоустойчивости: потребность в самостоятельности, в самооценке, в самовоспитании, в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, сконцентрированность на собственной личности. Следовательно, для старшеклассников будет актуальна помощь в самопознании и в адекватном анализе своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо
развивать у учащихся такие свойства личности, как: уверенность в себе; саморегуляцию и саморефлексию.
В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня стрессоустойчивости и тревожности у старшеклассников, а также выявлена взаимосвязь данных параметров. Для контрольной группы респондентов характерен высокий уровень тревожности, недостаточное владение навыками самоконтроля и низкий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что у большинства респондентов могут возникнуть проблемы, связанные с преодоление стресса, саморегуляции и недостаточный веры в свои силы. Данные факторы необходимо учесть при разработке и реализации программы развития старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
Также нами была разработана (на основе данных диагностик и анализа психологической и педагогической литературы) и апробирована программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации.
После разработки и апробации программы развития стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации, нами был реализован комплекс методик, с целью оценки эффективности данной программы. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, в результате полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа по развитию стрессоустойчивости старшеклассников в период итоговой аттестации является эффективной и результативной, потому, как, после ее реализации результаты в экспериментальной группе были более высокими.



1. Аболин, Л. М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека - Казань: КазГУ, 1987. - 248 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2014. - 89 с.
3. Баранов, А. А. Психологическая стрессоустойчивость и
мастрество педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф.
дисс.. ..докт. психол. наук - СПб., 2012. - 41 с.
4. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014.- С.74
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова. В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2013.
6. Ванакова Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости
субъектов образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 3 (10). - С. 36-40.
7. Варданян, Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы - М.: Лань, 2011. - 543 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. - М.: 2012. - 167 с.
9. Выготский Л. С. Проблема возраста: учеб. пособие. - М., 1984. -
247 с.
10. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей: учеб. пособие. - СПб.: Питер, - 2016. - 224 с.
11. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Леонидова И. С. Исследование
стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к
итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 151-155.
60
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://polbu.ru/zaharov nevroz/
13. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 59-68
14. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. - М., 1975
15. Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде.// Журнал «Психология и писхопрофилактика».- из-во Костромского ГПУ.-Кострома. 2011.-С.25-28
16. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина. - М. - 2011. - 464
с.
17. Кон И. С. Психология старшеклассников. - М: Москва, - 2013. -
247 с.
18. Кон, И. С. Социальный статус юношества // Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., 2014.
19. Кондратенко, Т.Н. Психология студенчества- М.: Академия, 2010. - 268 с.
20. Кондратьев, Ю.М. Социальная психология студенчества - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 160 с.
21. Коротченко Н. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». - М: Паганель, 2011.
22. Костылева А. Как успешно сдать ЕГЭ. Технология психологического сопровождения старшеклассников. - «Школьный психолог». - 2012. - № 3. С. 50-57.
23. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника. //Психологические особенности формирования личности школьника. Сб. научных трудов. М.,2011. - с.4-11.
24. Крюкова, Т. Л. Молодежь, стресс и копинг: изучение
психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2010. — С. 95-98.
25. Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Теоретический анализ проблемы
психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 42-49. — URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12958/ (дата обращения: 23.04.2018).
26. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизенный цикл развития человека - М.: Сфера, 2015. - С. 280-315.
27. Лазарус, Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Под ред. Л. Лева. - Л., 1970. - 127 с.
28. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. - М. : СГУ, 2015. - 263 с.
29. Леонова, А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. на соиск. ст. докт. психол. наук / А. Б. Леонова. — М.: Изд-во ИП АН СССР, 1988. — 170 с.
30. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2011.
31. Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. — 2015. — № 4. — С. 28-34.
32. Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей - СПб.: Речь, 2012.
33. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 3341
34. Павлова, М. А. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» / М. А. Павлова, О. С. Гришанова — М.: Волгоград: Учитель, 2015. — 106 с.
35. Пасынкова, Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. — 2016. — Т. 17. — С. 78-91.
36. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2016. — 288 с.
37. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М. [и др.] : МПСИ [и др.], 2010. — 304 с.
38. Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, Назарова Инна Николаевна. Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов [Текст] / Журнал Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 8.
39. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. Центр. -Минск: Знание, 2014. -315 с.
40. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога - М.: Владос. 2015. - 368 с.
41. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии: пер. с англ.. - СПб. [и др.] : Ювента [и др.], 2013. - 347 с.
42. Селье, Г. Стресс без дистресса - М.: Просвещение, 1979. - 124 с.
43. Серегина, Е. А. Здоровьесберегающая подготовка
старшеклассников к единому государственному экзамену / Е. А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10. — С. 170-174.
44. Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности» / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 24-32.
45. Столяренко, Л. Д. Психология - Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. -
448 с
46. Субботин, С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя / Дис...канд. Психол. наук. - Пермь, 1992. - 159 с.
47. Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 192 с.
48. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих; пер. с англ. О. Седакова // Символ. - 2012. - № 28. - С. 7 - 119
49. Фрейд. З. Собрание сочинений. В 10 т. / Т. 6. Истерия и страх / З.Фрейд. - М. : СТД, 2016 - 320 с.
50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени ; Самоанализ / К. Хорни; пер. с англ. В. В. Старовойтова; общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. — М. : Прогресс [и др.], 2013.
51. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 1. - Том 10. - 2016.
52. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2016. — 130 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ