Введение 3
ГЛАВА 1. Концепт «повестка дня» как феномен теории
коммуникации 11
1.1 Теоретический аспект понятия «повестка дня» 11
1.2 Журналистские формы и методы формирования повестки дня 24
ГЛАВА 2. Региональная и федеральная картины мира как потенциальная повестка дня СМИ 35
2.1 Специфика деятельности СМИ в зависимости от территории распространения 35
2.2 Региональные телевизионные СМИ как инструмент формирования повестки дня 45
ГЛАВА 3. Исследование своеобразия формирования повестки дня в новостных программах федеральных и региональных телеканалов 54
3.1 Общая характеристика исследования 54
3.2Результаты анализа эмпирической базы 61
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
Приложения 83
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа федеральных и региональных телевизионных СМИ как самостоятельных субъектов формирования информационной повестки дня.
Многообразие медиаинструментов воздействия на аудиторию провоцирует информационный шум, который, наряду с манипулированием общественным мнением, может привести к измененному восприятию реального положения дел и, как следствие, приостанавливать процесс принятия решений по социально значимым вопросам. Медийная повестка дня выступает своеобразным индикатором опосредованных отношений между категориями «общество» и «государство», также может являться показателем информационных установок и предпочтений действующих политических сил.
Государственные СМИ выступают политическим рупором власти, инструментом идеологического воздействия на население. Коммерческие издания ориентированы на получение финансовой прибыли путем формирования у аудитории культуры потребления. Государственные и коммерческие издания тяготеют к манипулятивной журналистике, ставка на которую весьма опасна.
С точки зрения тотальности воздействия на аудиторию телевидение выступает главным каналом трансляции информации, которая потенциально является контентом для формирования общественного мнения. Информационные службы телевизионных каналов устанавливают повестку дня и тем самым предлагают телезрителям готовый список первоочередных задач, стоящих перед властными структурами и обществом, диктуют механизм социального действия для их решения. С упрочением информации в качестве ведущей ценности современности мы наблюдаем, как медийная повестка дня отождествляется с картиной мира. В большинстве своем
повесткообразующими становятся акторы и факты, находящиеся вне публичной сферы или руководствующиеся неоднозначными целями.
Концепт «повестка дня» проработан не до конца, нет определенных методологических подходов, применяемых для изучения и теоретического обоснования данного феномена.
Есть потребность в описании механизмов формирования медийной повестки локального уровня. Политическая и социальная обстановки в регионах, территориально и по уровню экономического благосостояния находящихся далеко от государственного центра, требуют глубокого изучения с точки зрения ее отражения в СМИ федерального уровня.
Степень научной разработанности темы нельзя назвать достаточно глубокой, принимая во внимание ее несколько междисциплинарный характер. Концепция «повестка дня» находится в центре исследовательского интереса таких наук, как политология, социология и коммуникавистика. Изучаются сущностные характеристики, признаки и природа данного феномена.
На протяжении XX-XXI вв. рядом исследователей - Н. Луманом, У.Липпманом, П. Лазерсфельдом - предпринимаются попытки дать универсальное определение понятию «повестка дня», классифицировать разные типы повесток дня.
С развитием теории коммуникации Б. Беренсону и Дж. Клапперу удается выявить причинно-следственные связи формирования политической и общественной повесток дня.
Благодаря трудам М. Маккомбса и Д. Шоу, вопрос повестки дня начал рассматриваться в рамках более обширного процесса — установления повестки дня.
С. Корконосенко, Ч. Кули, А. Тертычным, М. Кимом и Ю. Хабермасом рассмотрены механизмы конструирования информационной повестки дня посредством массмедиа.
Дж. Диаринг и Э. Роджерс разработали модель взаимодействия
политической, общественной и медийной повесток дня.
На сегодняшний день не в полной мере понятными остаются вопросы о том, какова конкуренция между актуальными проблемами современности, которые попадают в ИПД различных видов. Дополнительного научного рассмотрения также требует взаимосвязь между субъектами и институтами, от которых могут зависеть качественные характеристики информационной повестки дня.
Объект исследования - региональные и федеральные телевизионные СМИ как субъект формирования информационной повестки дня. Предметом исследования выступает реализация функции установления повестки дня информационными программами Первого канала, телеканалов «Россия 1», «Россия. Татарстан» и ТНВ.
Цель магистерской работы - выявить своеобразие формирования повестки дня на региональном и федеральном уровнях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические труды, посвященные исследованию понятия «повестка дня».
2. Изучить журналистские методы, приемы и механизмы формирования информационной повестки дня.
3. Рассмотреть региональные и федеральные телевизионные СМИ в качестве субъекта установления повестки дня.
4. Разработать критерии определения особенностей формирования информационной повестки дня.
5. Оценить повестку дня выпусков информационных программ «Время», «Вести», «Новости Татарстана» и «Вести - Татарстан».
Мы выдвигаем гипотезу научного исследования, которая заключается в следующем: Пересечение региональной и федеральной медийных повесток дня возможно при соблюдении трех условий:
1. Г лобальность и сенсационность события.
2. Выступление в качестве ньюсмейкеров крупных политических
фигур или аналогичных групп влияния.
3. Наличие признака пропаганды идей действующей
государственной власти.
Теоретико-методологической базой исследования послужила литература следующих авторов:
1) при изучении теоретического обоснования феномена «повестка дня» в рамках политического и коммуникативного подходов использованы труды Н. Лумана, А. Моля, Т. Цвика, В. Ачкасовой, Е. Дьяковой, С. Корконосенко,
С. Г ончаровой и А. Казакова;
2) при выявлении характеристик моделей обработки и презентации фактов в рамках повестки дня - работы С. Кары-Мурзы, И. Дзялошинского, Н. Лумана, А. Грабельникова, Я. Засурского и А. Демьяненко;
3) при изучении деятельности региональных СМИ использованы статьи Ж. Солдатовой, Е. Дорощук, М. Хучиева, Э. Кивель и А. Вертешина,
С. Таишевой, Е.Валеевой, И. Ахметзянова.
Эмпирической базой исследования послужили материалы региональных и федеральных информационных программ, транслирующихся в эфире Первого канала, телеканалов «Россия 1», ТНВ и «Вести - Татарстан». В общей сложности проанализировано более 850 материалов, общий хронометраж которых составил 58,4 ч эфирного времени. Хронологические рамки исследования: 1-28 февраля 2018 года.
В ходе исследования, при написании теоретических глав применялись методы анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции, абстрагирования, системного и сравнительно-сопоставительного анализов. При проведении эмпирического исследования применялись методы: анализа и синтеза, системного анализа, гипотетико-дедуктивного метода, системного метода, контент-анализа - при разработке исследовательской документации и инструментария; наблюдения, описания, измерения, контент-анализа, сравнительно-сопоставительного метода - при сборе первичной информации; типологического анализа - при характеристике исследуемых СМИ;
системного, сравнительно-сопоставительного, анализа и синтеза, описания, контент-анализа - при рассмотрении результатов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
— Теоретическое обоснование медийного аспекта понятия «повестка дня» проходило по мере развития теории массовой коммуникации, которому предшествовало толкование понятия с точки зрения политического подхода. Медийная повестка дня представляет собой перечень тем, презентованных аудитории в результате особых механизмов обработки, которые продиктованы явными или скрытыми целями властных структур и влиятельных фигур, актуальной стратегией развития государства и концепцией СМИ. В нашем понимании повестка дня в контексте федерального и регионального взаимодействия медиасистем представляет собой конкуренцию информационных поводов.
— События, протекающие на территории отдельного субъекта Российской Федерации, должны обладать определенными признаками, чтобы перейти из региональной в федеральную повестку и быть представленными в массмедийном пространстве. Речь идет о признаках сенсационности, глобальности, отнесенности к криминалу и принадлежности к актуальным политическим процессам.
— Федеральная повестка дня, сформулированная службами новостей Первого канала и «Россия 1» отражает события, касающиеся главных медийных персон страны - первых лиц государства. При этом наблюдается эффект введения населения в заблуждение в области социально значимых проблем, требующих действий от властных структур. Так, 76 % медийной повестки дня Первого канала составляют события, инициированные государственными структурами. На телеканале «Россия 1» доля таких информационных сообщений составила 78 %.
— Региональная повестка дня, представленная телеканалами ТНВ и «Россия. Татарстан» не в полной мере удовлетворяет потребности жителей Республики Татарстан в полезной информации. Это можно проследить по тому, что среднестатистический телевизионный сюжет «Новостей Татарстана», как и конкурирующей программы «Вести - Татарстан», создан в интересах управленческих групп, государственных ведомств и политических фигур.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем изучена и описана информационная повестка дня телевизионных СМИ, территорией распространения которых является Республика Татарстан. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ информационной политики региональных и федеральных телеканалов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования деятельности региональных новостных служб в вопросе формирования информационной повестки дня, ориентированной на социальные интересы и политические предпочтения общественности Республики Татарстан.
Также исследовательские наработки могут послужить в качестве материалов для подготовки лекций и практических занятий со студентами- политологами, а также - студентами-журналистами по следующим дисциплинам: «Социология СМИ», «Актуальные проблемы современности и журналистика» и «Основы теории журналистики».
Апробация работы. Основные положения и тезисы, касающиеся особенностей формирования повестки дня на региональных и федеральных телеканалах обсуждались на заседании кафедры и на тематических семинарах.
Структура магистерской диссертации состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется состояние ее научной разработанности, определяются предмет и объект исследования, цель и задачи работы, формулируется научная новизна и практическая значимость, а также выдвигается гипотеза исследования и представляются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Концепт «повестка дня» как феномен теории коммуникации» исследованы сущностные характеристики и основные положения феномена «повестка дня», который стал объектом осмысления исследователей политологии, социологии и коммуникавистики. В первом параграфе «Теоретический аспект понятия «повестка дня» данной главы представлен обзор фундаментальных трудов, посвященных теме магистерской диссертации, продемонстрирован процесс развития учения о конценции «повестка дня» по мере становления теории массовой коммуникации. Во втором параграфе «Журналистские формы и методы формирования повестки дня» представлены теоретические вопросы известных науке механизмов выявления, установления и формирования медийной повестки дня.
Во второй главе «Региональная и федеральная картины мира как потенциальная повестка дня СМИ» исследована телевизионная журналистика как тотальный субъект формирования информационной повестки дня. Представлен анализ тематического разнообразия программ, составляющих предмет исследования. В первом параграфе «Специфика деятельности СМИ в зависимости от территории распространения» второй главы рассмотрены особенности региональных телекомпаний, обусловленные характеристикой охвата потенциальной аудитории. Во втором параграфе «Региональные телевизионные СМИ как инструмент формирования повестки дня» рассмотрены возможности, функции, особенности местных телевизионных СМИ в вопросе формирования медийной повестки дня как регионального, так и федерального уровня.
В третьей главе - «Исследование своеобразия формирования повестки дня в новостных программах федеральных и региональных телеканалов» - магистерской работы представлены аспекты практического исследования. Первый параграф в структуре заключительной главы «Общая характеристика исследования» представляет собой формулирование цели и задач практической части работы, описание методов исследования, применяемых для анализа эмпирической базы, и процесса разработки критериев для проведения контен-анализа. Во втором параграфе «Результаты анализа эмпирической базы», который преследует цель выявления своеобразия формирования повестки дня в программах «Время», «Вести», «Новости Татарстана» и «Вести - Татарстан», представлено сравнительно-сопоставительное исследование способов, технологий, методов формирования повестки дня, отличающих журналистскую деятельность Первого канала, «Россия 1», ТНВ и «Россия. Татарстан».
Журналистика как социальная практика опосредования отношений, складывающихся между обществом и властью, выступает индикатором политической и социальной обстановки в государстве. СМИ обеспечивают публичную сферу, благодаря которой становится возможной коммуникация между акторами, имеющими разную степень влияния и сил. Механизмом, позволяющим выполнить функцию индикатора, принято считать информационную повестку дня.
Эффект установления повестки дня изучается в рамках политического, социологического и коммуникативного подходов и в большинстве случаев рассматривается как низший тип коммуникации — стратегическая коммуникация, так как подразумевает под собой манипуляцию общественным мнением. Медиаффект, который зачастую применяется для описания информационных продуктов, находящихся под разнонаправленным влиянием государства, обладает мощным потенциалом явного и латентного воздействия.
Журналистика имеет в своем арсенале множество механизмов установления медийной повестки дня. В практике манипулятивных массмедиа разработано множество приемов и методов для каждого канала массовой коммуникации с учетом их технических особенностей.
Специфическими по ряду признаков субъектами формирования информационной повестки дня являются телевизионные СМИ, функционирующие на региональном уровне. Доступность широким массам и близость к потенциальной аудитории определяют такие СМИ как наиболее эффективный социальный институт, способный создавать социально ориентированные журналистские продукты. Локальные СМИ учитывают информационные потребности общества благодаря тому, что, во-первых, журналисты существуют в той же социальной обстановке, что и аудитория, во-вторых, расстояние между акторами публичной сферы минимальное.
Сущностные характеристики информационной повестки дня СМИ можно объективно оценить по следующим критериям: степени пересечения реальной и медийной повесток дня, по характеру освещения политической и социальной обстановки, по отбору фактов для информирования аудитории, по глобализации проблем, оперативности, степени преобладания информационных поводов, предложенных рядовыми гражданами, над теми, которые исходят от властными структур.
Информационные программы «Время», «Вести», «Новости Татарстана» и «Вести-Татарстан» выступают опосредующей структурой между обществом и властью. В материалах данных СМИ представлены оба потенциальных актора публичной сферы. Социальная и политическая обстановка отражена в медийной повестке дня каждого СМИ. Реальная повестка дня существенно отличается от информационной на Первом канале, «Россия 1» и «Россия. Татарстан» 68 % информационных поводов материалов, вышедших в эфир перечисленных каналов, составляют темы, предложенные властными структурами. В качестве героев, экспертов в новостных выпусках выступают представители власти и служащие в государственных организациях. Телевизионные СМИ как регионального, так и федерального уровня являются лишь индикатором политических действий власти. Потребность аудитории и журналистов в участии в политической среде пересекается с областью потребления, люди в которой выступают не в качестве граждан, а «человеческих существ». В этом случае журналистский продукт поступает на службу экономической и политической агитации. Сама публичная сфера оборачивается в аполитичную.
Медийная повестка региональной информационной программы «Новости Татарстана» на канале ТНВ обеспечивает данному СМИ особую роль активного социального института. Татарстанская служба информации выполняет функцию опосредующей структуры, работает над обеспечением полноценной публичной сферы вокруг общества и власти. Коллектив редакции привлекает рядовых телезрителей в публичную сферу. Благодаря этому в материалах наблюдается плюрализм мнений - в 47,1 процентах сюжетов героями, действующими лицами выступают жители республики. Развитие способности телезрителей к рационально-критическому мышлению достигается за счет прозрачной журналистской практики корреспондентов, достоверного информирования о политической и социальной ситуации. Программа «Новости Татарстана» осуществляет контроль над исполнением властью политических обязанностей. Массмедиа в соавторстве с рядовыми гражданами поднимает социально значимые вопросы, тем самым расширяет круг социальных задач республики, страны.
При формировании медийной повестки дня федеральные СМИ используют технологии спин-докторинга, манипулирования чувством страха, прибегают к приему утверждения и повторения. Для механизмов построения региональной повестки дня характерны приемы упрощения и стереотипизации, фрейминга и метод дробления и срочности.
1. Ачкасова В. А. Принцип «повестка дня» как доминанта медийного
пространства // Журналистский ежегодник. Томск.: Национальный
исследовательский Томский государственный университет. — 2013. — №2 .— С. 8-15.
2. Багиров Б. Б. Журналистика и политика / Б. Б. Багиров, М. М. Ковалева // Социологические исследования. - 2001, №8. С. 68-69.
3. Вахштайн В. Социология повседневности: от «практики» к «фрейму» // Журнал «Социологическое обозрение».- М.: .Институт социологии РАН. -
2003. - №1. - С. 69-74.
4. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А. А. Грабельников. - М.: Гардарики, 2001. - 445 с.
5. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 528 с.
6. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня. Научный ежегодник ИФиП. - УрО: РАН. - 2002. - №2. - С. 145-152.
7. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Социокультурные механизмы установления повестки дня. // Научный ежегодник ИФиП. - УрО: РАН. -
2011. - №2. - С. 116-123.
8. Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной компании: уроки эффективности / И. М. Дзялошинский. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 159 с.
9. Зайцев А. П. Публичная сфера как поле диалога государства и гражданского общества / А. П. Зайцев. - М. Вестник КГУ им. Некрасова.
2013 №1. 15с.
10. Засурский Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие / Я. Н. Засурский. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 303с.
11. Демидов А. И. Политология: учебник для вузов / А. И. Демидов, В. М. Долгов, А. В. Малько. - М.: Гардарики, 2004. - 397 с.
12. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 447 с.
13. Вычуб Г. С. Проблематика периодической печати: учебное пособие / Г. С. Вычуб, Т. И. Фролова. - М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2008. - 112 с.
14. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 348с .
15. Ким М. Н. Новостная журналистика: учебник / М. Н. Ким. - СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 2005. - 352 с.
16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
17. Корконосенко С. Г. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов. / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.
18. Кравченко А. И. Социология: учебник для студентов вузов / А. И.
Кравченко. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 382 с.
19. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью: учебник для вузов / А. Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина.- СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
20. Куц Г. Установление повестки дня и политический режим: проблема корреляции // Изменение России: политические повестки и стратегии : Междунар. науч. конф.: тезисы докладов. М.- 2010.- № 5 - С. 121-125.
21. Луман. Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
22. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с.
23. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - 3-е изд.- М.: Изд-во
ЛКИ, 2008. - . 416 с.
24. Никитина Е. С. Место и роль гражданского общества во внутриполитических конфликтах России: дис. д-ра полит. наук: 23.00.02 / Е. С. Никитина.- М., 2011. - 178 с.
25. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Шкодина, С. Г. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 316 с.
26. Федоркин Н. С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2005. - №4 - 104 с .
27. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов / Л. Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2004. - 397 с.
28. Фомичева И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.
29. Фролов С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. - 5-е изд. доп. - М.: Гардарики, 2000. - 344 с.
30. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее участие в общественном диалоге: учебник / Т. И. Фролова. - М.: Пульс, 2003. - 242 с.
31. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2001. - 287 с.
32. Демьяненко Н. И. [Электронный ресурс]: Использование
манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема / Н. И. Демьяненко. - М, 2012. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-manipulyativnyh-tehnologiy-v-smi- kak-realnava-problema (дата обращения: 15.09.2018).
33. Вербилович О. Г. [Электронный ресурс]: Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал. Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии / О. Г. Вербилович. - М, 2013 - 44 с. Режим доступа:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата обращения: 15.09.2018).
34. Вертешин А. А. [Электронный ресурс]: Региональная журналистика:
Особенности взаимодействия с местной властью. / А. А. Вертешин. - М,
2012. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/regionalnava-
zhumalistika-osobennosti-vzaimodevstviva-s-mestnov-vlastvu (дата обращения:
15.09.2018) .
35. Иванова Е. А. [Электронный ресурс]: Публичная сфера. Заметки о
мотивации гражданских журналистов. Публичная сфера: теория,
методология, кейс стадии / Е. А. Иванова. - М, 2013. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата
обращения: 15.09.2018).
36. Кивель Э. Р. [Электронный ресурс]: Факторы трансформации
медиаполитической системы Республики Татарстан (2000-2011 гг.) / Э. Р. Кивель. - СПб, 2012. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/faktorv- transformatsii-mediapoliticheskov-sistemv-respubliki-tatarstan-2000-2011-gg (дата обращения: 15.09.2018).
37. Казаков А. А. Теория установления повестки дня vs. Фрейминг: к вопросу о соотношении подходов // Полития. - 2015.- № 76 - С. 103-108.
38. Королько В. В. [Электронный ресурс]: Основы паблик рилейшнз / В.
В. Королько. - СПб, 2006 - 586 с. Режим доступа:
http://business.polbu.ru/korolko pr/ch85 v.html (дата обращения: 15.09.2018).
39. Липпман У. Общественное мнение / пер. Барчуновой Т.И. - М.:
Институт Фонда «Общественное мнение».- 2004. - 384.
40. Почепцов Г.Г. Нарративный инструментарий воздействия //
Верхневолжский филологический вестник. - Верхневолжск: ФГБОУ
«Верхневолжский филологический университет им. К.Д.Ушинского».- 2015.- № 3. - С. 68-74.
41. Солдатова Ж. Г. [Электронный ресурс]: Особенности развития
региональных СМИ России / Ж. Г. Солдатова. - СПб, 2012. Режим доступа: https://cvberleninka.rU/article/n/osobennosti-razvitiva-regionalnvh-smi-rossii (дата обращения: 15.09.2018).
42. Сербина Г.Н. Формирование новостной повестки дня: критический
анализ теории agenda-setting. // Вестник Томского государственного университета.- Томск: Национальный исследовательский Томский
государственный университет - 2013.- № 397.- С.56-61.
43. Таишева С. Н. Институциональная структура регионального массмедийного пространства: типологические модели, тенденции развития (На примере Республики Татарстан) / авт. дис. канд. филол. наук: 10.01.10. 24 с.
44. Тягунова Т. В. [Электронный ресурс]: Социоструктурная
трансформация публичной сферы Ю. Хабермаса (реферативный перевод). Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии / Т. В. Тягунова. - М, 2013 - 59с. Режим доступа:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата
обращения: 15.09.2018).
45. Хлебникова Н. В. [Электронный ресурс]: Гражданская журналистика: к
истории становления термина. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова / Н. В. Хлебникова. - М, 2015 Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896 (дата обращения:
15.09.2018) .
46. Хучиев М. М. [Электронный ресурс]: Специфика функционирования регионального телевидения / М. М. Хучиев. - М, 2012. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/spetsifika-funktsionirovaniva-regionalnogo- televideniva-metodika-i-printsipy (дата обращения: 15.09.2018).
47. АО «ТАТМЕДИА» [Электронный ресурс]: портал средств массовой
коммуникации Республики Татарстан 2013. Режим доступа:
http://tatmedia.ru/aotatmedia/ (дата обращения: 11.09.2018).
48. Доверяют ли россияне сообщениям СМИ о состоянии экономики
[Электронный ресурс]: независимая социологическая служба «Фонд «Общественное мнение» 2003-2016. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i- intemet/12608 (дата обращения 20.04.2016).
49. О миссии журналиста «донести до народа то, что творится в стране»
[Электронный ресурс]: независимая социологическая служба «Фонд
«Общественное мнение» 2003-2016. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i- internet/10941 (дата обращения 20.04.2016).
50. СМИ России в 2016 году. Анализ данных за 25 лет [Электронный
ресурс]: портал MediaDigger 2016. Режим доступа:
http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения: 15.09.2018).
ИСТОЧНИКИ
51-261. Время. [информационная телепрограмма] / Первый канал. февраль 2018. - Ежеднев.
262-507. Вести. [информационная телепрограмма] / ГТРК «Россия» февраль 2018. - Ежеднев.
508-681. Новости Татарстана. [информационная телепрограмма] / ТРК «Новый век» февраль 2018. - Ежеднев.
682-904. Вести-Татарстан. [информационная телепрограмма] / ГТРК «Татарстан» февраль 2018. - Ежеднев.