ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК 20
2.1 Задачи систем управления цепями поставок 21
2.2 Автоматизация задач SCM систем 22
2.3 Кейс: проблема последнего километра 23
2.4 Идея решения кейса 25
2.4.1 Доказательство целесообразности решения 25
2.4.2 Описание предлагаемого решения 27
2.4.3 Требования к решению 28
2.4.4 Альтернативные решения 30
3 ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 33
3.1 ROS 33
3.2 Gazebo 34
3.3 Rviz 35
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО РОБОТА «ЮНИОР» 36
4.1 Мобильный робот Аврора «Юниор 37
4.1.1 Физические характеристики робомобиля 39
4.2 Моделирование основных элементов робомобиля 39
4.3 Суставы, моторы и трансмиссия модели 40
4.4 Симуляция датчиков 42
4.5 Настройка ПИД регуляторов модели робота 43
4.5.1 Понятие ПИД регулятора 43
4.5.2 Метод Зиглера-Никольса для настройки ПИД регулятора 46
4.5.3 Настройка ПИД регулятора для модели 47
5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МОДЕЛИ РОБОТА «ЮНИОР» 50
5.1 Принцип рулевого управления и геометрии Акерманна 50
5.2 Разработка контроля рулевого управления модели робота 51
6 СИСТЕМА НАВИГАЦИИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО РОБОТА «ЮНИОР» 54
6.1 Система навигации в ROS 54
6.1.1 Модуль move_base 56
6.1.2 Необходимые компоненты системы навигации 57
6.2 Преобразование сигналов системы навигации в сигналы управления
робомобилем 58
6.3 Корректировка данных с лазера модели робота 58
6.4 Конфигурация локального планировщика 59
6.4.1 Конфигурация робота 62
6.4.2 Точность конечной позиции 63
6.4.3 Конфигурация траектории 63
6.4.4 Конфигурация препятствий 65
6.4.5 Параметры оптимизации 67
6.4.6 Конфигурация планирования в особых топологиях 68
6.4.7 Другие параметры 69
6.5 Конфигурация глобального планировщика 70
6.6 Конфигурация карт стоимости планировщика 71
6.6.1 Понятие карты стоимости 71
6.6.2 Общая конфигурация карт стоимостей 74
6.6.3 Конфигурация глобальной карты стоимости 75
6.6.4 Конфигурация локальной карты стоимости 75
6.7 Апробация системы навигации в Rviz 76
7 КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ КЕЙСА 78
7.1 Создание мира в Gazebo 78
7.2 Апробация автономной навигации робота в точки доставок 79
8 ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 81
8.1 Разработка системы управления движением робомобиля 81
8.2 Имплементация ROS пакетов системы навигации 82
8.3 Апробация задачи последнего километра в искусственных городских условиях 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
В последние 20-25 лет появилась область робототехники, которая сосредоточена на разработке новых автомобилей, называемых интеллектуальными транспортными средствами (ТС). На сегодняшний день автомобиль является одним из самых важных изобретений двадцатого века. В мире насчитывается более 800 миллионов автомобилей, и ожидается, что это число удвоится в ближайшие десять лет [1]. Это обстоятельство повлекло за собой активную разработку методов автоматизации типовых задач, выполняемых людьми в процессе вождения.
Определим интеллектуальное транспортное средство как транспортное средство, оснащенное устройствами восприятия, принятия решения и контроля, которые позволяют автоматизировать задачи вождения. В задачи вождения включаются: безопасное следование полосам движения по правилам дорожного движения; объезд всевозможных препятствий, включая обгон других транспортных средств; отслеживание поведения окружающих объектов c оценкой вероятности возникновения опасной ситуаций на дороге; следование по маршруту, определённому пользователем. Такое решение разрабатывается для обеспечения безопасности и удобства пассажиров.
Интеграция интеллектуальных ТС в жизнь человечества находится на начальном уровне. Технологии и методы для беспилотных транспортных средств все еще находятся на стадии апробации в реальных условиях. Разработка интеллектуальных беспилотных автомобилей является популярным
направлением исследований среди крупных автомобильных компаний BMW [2], Tesla [3], а также ИТ-компаний - Яндекс [4], Google [5], Baidu (проект Apollo) [6], Uber [7].
Применение автономных ТС в других задачах (помимо перевозки пассажиров) так же вызывает интерес крупных инвестиционных компаний. Исследования ведутся в таких отраслях экономики, как:
• сельское хозяйство,
• добыча полезных ископаемых,
• строительство,
• поисково-спасательные работы,
• многие другие [1] [8].
Основной мотивацией для автоматизации такого типа задачи как управление ТС является снижение расходов на персонал, увеличение количества времени работы и исключение негативных человеческих факторов. Вопрос о целесообразности применения труда человека или робота, не имеет универсального ответа и рассматривается индивидуально в каждом частном случае.
Важно отметить, что с течением времени технология роботизации ТС нашла применение в области менеджмента и логистики - системе управления цепями поставок (далее SCM система) [9]. В частности, в последнее время актуальным становится решение задачи последнего километра, т.е. доставка товара со склада непосредственно конечному получателю [10]. В связи с желанием сократить ресурсные и временные затраты на доставку в конечные точки традиционным способом (человек-курьер), транспортные компании рассматривают альтернативные подходы, использующие беспилотные транспортные средства: беспилотные летательные аппараты (БЛА) и
беспилотные наземные роботы (БНР) [11].
В данной работе рассматривается решение задачи последнего километра на основе мобильного робота российской компании «Юниор», включающее создание реалистичной модели робота, и последующая апробация модели для решения задачи доставки. Этап создания модели включает в себя как компьютерное моделирование, так и разработку системы управления роботом, включая проектирование контроллеров приводов и системы автономной навигации и ориентирования. Подробное обоснование поставленных задач приводится главах 2 и 4.
Необходимо отметить, что для робота «Юниор» отсутствует компьютерная модель для моделирования реалистичного поведения. Производителем робота предоставляются только базовые пакеты для управления движением колес робота и доступа к показаниям бортовых датчиков робота для использования в системе ROS. Вследствие этого, данная работа несет существенную научно-практическую новизну, реализуя реалистичную модель робота, систему автономной навигации и пример технологического решения проблемы последнего километра.
Данная работа состоит из нескольких этапов:
1) Обзор литературы. Изучение и анализ научных работ по тематике беспилотного транспорта и методов решения интеллектуальных задач для мобильных роботов.
2) Система управления цепями поставок. Этот этап включает определение понятий и перечня решаемых задач. Подробный анализ задач, которые могут быть эффективно решены методами робототехники. Формулировка решения кейса доставки товаров на базе мобильного робота «Юниор».
3) Модель мобильного робота «Юниор». Этот этап содержит описание процесса моделирования робота для среды Gazebo, включая определение значения параметров ПИД регулятора для каждого из приводов.
4) Система управления роботом «Юниор». Расширение модели робота набором нод, отвечающих за высокоуровневый контроль рулевыми и приводными колесами робота.
5) Система автономной навигации мобильного робота «Юниор». Конфигурирование подходящих и реализация отсутствующих необходимых элементов системы автономной навигации для робота «Юниор».
6) Моделирование решения кейса доставки. Использование разработанной системы для моделирования варианта решения задачи последнего километра.
7) Выводы и планируемые исследования. Выводы о проделанной работе, направления последующих исследований и смежных тем.
Данная работа предлагает концепцию решения проблемы последнего километра. Проблема последнего километра описывает задачу доставки товара из единой транспортной точки в конечную точку назначения. Так как серьезные затраты на осуществление доставок в конечную точку являются проблемой многих транспортных компаний, в настоящий момент разрабатываются пути решения этой проблемы. Одно из инновационных направлений - использование роботов в качестве автономных интеллектуальных агентов, которые будут доставлять товары в несколько точек в населенном пункте.
Робот «Юниор» является малоразмерным мобильным роботом с рулевой системой управления. Такая система управления присутствует в полно-размерных автомобилях. Дополнительно, в робомобиле присутствует верхняя крышка, под которой располагается пространство для возможного хранения товаров для доставки. Такой мобильный робот является потенциальным решением для поставленной задачи. Однако для её решения необходимо разработать соответствующее базовое и специфичное цели программное обеспечение робота: создание модели робота, настройка системы навигации, апробация решения последнего километра в симуляции. Необходимость разработки базового ПО заключается в том, что компания- производитель предоставляет минимальный набор ROS-пакетов, которые позволяют только получать данные с датчиков и посылать команды на моторы робота.
Для создания модели робота использовался симулятор Gazebo, интегрированный в ROS. Созданная модель соответствует реальным размерам робота, его массовым характеристикам элементами, наличию сенсоров. По завершении этапа моделирования была подготовлена и написана научная публикация для международной конференции «International Conference on
Artificial Life and Robotics» ICAROB [58]. Статья была принята к печати и будет индексирована в БД Scopus.
Далее для модели робота был настроен Система навигации (глобальный планировщик, локальный планировщик, конфигурации карт стоимостей), проведены первичные эксперименты в симуляции. Для будущей апробации задачи последнего километра был создан виртуальный мир с имитацией городской среды и девятью различными целями в нем.
Предложенное решение демонстрирует концепт автоматизированного последнего километра и может быть развит как полноценный проект на реальном роботе «Юниор». Идеи и план по дальнейшей реализации рассмотрены в главе
8. Весь исходный код, использованная литература и статья для ICAROB 2019 загружены в систему контроля версий GitLab: http://gititis.kpfu.ru/XEN/lirs- development-junior-car.
1. Siciliano B., Oussama K. Handbook of robotics. Springer, 2016.
2. BMW says self-driving car to be Level 5 capable by 2021 [Электронный ресурс] // Automotive News: [сайт]. [2017]. URL: https://www.autonews.com/article/ 20170316/MOBILITY/170319877/bmw-says-self-driving-car-to-be-level-5- capable-by-2021 (дата обращения: 10.05.2019).
3. Future of Driving [Электронный ресурс] // Tesla: [сайт]. [2019]. URL: https:// www.tesla.com/autopilot?redirect=rn (дата обращения: 01.05.2019).
4. Беспилотник на дорогах Сколково [Электронный ресурс] // Яндекс Такси: [сайт]. [2018]. URL: https://taxi.yandex.ru/blog/bespilotnik-v-skolkovo (дата обращения: 02.05.2019).
5. Waymo [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия:
[сайт]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Waymo (дата обращения:
03.05.2019) .
6. Apollo Open Platform [Электронный ресурс] // Apollo: [сайт]. [2018]. URL: http://apollo.auto/ (дата обращения: 04.05.2019).
7. Uber [Электронный ресурс] // Uber: [сайт]. URL: https://www.uber.com/info/ atg/technology/ (дата обращения: 05.05.2019).
8. Christensen H., Okamura A., Mataric M., Kumar V., Hager G., Choset H. Next generation robotics // arXiv preprint arXiv: 1606.09205, 2016.
9. Wen J., He L., Zhu F. Swarm Robotics Control and Communications: Imminent Challenges for Next Generation Smart Logistics // IEEE Communications Magazine, Vol. 56, No. 7, 2018. pp. 102-107.
10 Brunner G., Szebedy B., Tanner S., Wattenhofer R. The Urban Last Mile Problem:
' Autonomous Drone Delivery to Your Balcony // arXiv preprint arXiv: 1809.08022,
2018.
11 Marks M. Robots in Space: Sharing Our World with Autonomous Delivery . Vehicles // Available at SSRN 3347466, 2019.
12 Jain D., Sharma Y. Adoption of next generation robotics: A case study on Amazon . // A Case Research Journal, Vol. 3, 2017. pp. 9-23.
13 Starship [Электронный ресурс] // Starship: [сайт]. URL: https://
. www.starship.xyz/ (дата обращения: 15.05.2019).
14 Marble [Электронный ресурс] // Marble: [сайт]. [2019]. URL: https:// . www.marble.io/ (дата обращения: 15.05.2019).
15 Bite the futue [Электронный ресурс] // Kiwibot: [сайт]. [2019]. URL: https:// . www.kiwicampus.com/ (дата обращения: 16.05.2019).
16 Brunner G., Szebedy B., Tanner S., Wattenhofer R. The Urban Last Mile Problem:
. Autonomous Drone Delivery to Your Balcony // arXiv preprint arXiv: 1809.08022,
2018.
17 Chong Z., Qin B., Bandyopadhyay T., Wongpiromsarn T., Rankin E., Ang M.,
. Frazzoli E., Rus D., Hsu D., Low K. Autonomous personal vehicle for the first-
and last-mile transportation services // IEEE 5th International Conference on Cybernetics and Intelligent Systems (CIS). 2011. pp. 253-260.
18 Murai R., Sakai T., Kawano H., Matsukawa Y., Kitano Y., Honda Y., Campbell
. K. A novel visible light communication system for enhanced control of autonomous delivery robots in a hospital // IEEE/SICE International Symposium on System Integration (SII). 2012. pp. 510-516.
19 Wu J., Chaoshun L., Lijun Z., Ruifeng L., Guanglin W. Design and ■ implementation of an omnidirectional mobile robot platform with unified I/O
interfaces // In Mechatronics and Automation (ICMA), 2017 IEEE International
Conference on. 2017. pp. 410-415.
20 Feng Y., Chengjun D., Xia L., Xinghua Z. Integrating Mecanum wheeled omni- . directional mobile robots in ROS // In Robotics and Biomimetics (ROBIO), 2016
IEEE International Conference on. 2016. pp. 643-648.
21 Wu P., Kai W., Juzhong Z., Qi Z. Optimal Design for PID Controller Based on DE . Algorithm in Omnidirectional Mobile Robot // MATEC Web of Conferences.
2017. Vol. 95. P. 08014.
22 Yip H.M., Ho K.K., Chu M.H.A., Lai K.W. Development of an omnidirectional . mobile robot using a RGB-D sensor for indoor navigation // The 4th Annual IEEE
International Conference on Cyber Technology in Automation, Control and
Intelligent. 2014. pp. 162-167.
23 Doroftei I., Grosu V., Spinu V. Omnidirectional mobile robot-design and . implementation // Bioinspiration and Robotics Walking and Climbing Robots.
2007.
24 Kanjanawanishkul K. Omnidirectional wheeled mobile robots: wheel types and . practical applications // International Journal of Advanced Mechatronic Systems,
Vol. 6, No. 6, 2015. pp. 289-302.
25 Ismael O.Y., Hedley J. Analysis, design, and implementation of an omnidirectional . mobile robot platform // American Scientific Research Journal for Engineering,
Technology, and Sciences (ASRJETS), Vol. 22, No. 1, 2016. pp. 195-209.
26 Ren C., Ma S. Analysis and control of an omnidirectional mobile robot // IEEE . ISR 2013. 2013. pp. 1-6.
27 Ren C., Ma S. Dynamic modeling and analysis of an omnidirectional mobile robot ■ // 2013 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems.
2013. pp. 4860-4865.
28 Diegel O., Aparna B., Glen B., Johan P., Sylveste T. Improved mecanum wheel . design for omni-directional robots // In Proc. 2002 Australasian Conference on
Robotics and Automation. 2002. pp. 117-121.
29 Ramirez-Serrano A., Roman K. Modified mecanum wheels for traversing rough . terrains // 2010 Sixth International Conference on Autonomic and Autonomous
Systems. 2010. pp. 97-103.
30 Salih J.E.M., Mohamed R., Sazali Y., Abdul H.A., Mohd R.M. Designing omni- . directional mobile robot with mecanum wheel // American Journal of Applied
Sciences, Vol. 3, No. 5, 2006. pp. 1831-1835.
31 Tapia J., Eric W., Patrick B., Aldo J., Ethan C., John P., Dan C., Mo J., Benjamin . C. Autonomous mobile robot platform with multi-variant task-specific end-
effector and voice activation // 2016 World Automation Congress (WAC). 2016.
pp. 1-6.
32 Sarmento L., Francisco N., Ricardo S.M., Joao S., Joao, Sena Esteve. Remote . control system for a mobile platform with four Mecanum wheels // International
Journal of Mechatronics and Applied Mechanics, No. 1, 2017. pp. 274-281.
33 Lam H.K. Doing good across organizational boundaries: Sustainable supply chain . practices and firms’ financial risk // International Journal of Operations &
Production Management, Vol. 38, No. 12, 2018. pp. 2389-2412.
34 Tjahjono B., Esplugues C., Ares E., Pelaez G. What does industry 4.0 mean to . supply chain? // Procedia Manufacturing, Vol. 13, 2017. pp. 1175-1182.
35 Singh N. Emerging technologies to support supply chain management // ■ Communications of the ACM, Vol. 46, No. 9, 2003. pp. 243-247.
36 Alicke K., Rexhausen D., Seyfert A. Supply chain 4.0 in consumer goods // . Mckinsey & Company, 2017.
37 Проект "Каргобот" [Электронный ресурс] // Avrora Robotics: [сайт]. [2018].
. URL: https://avrora-robotics.com/ru/projects/passenger-logistics/ (дата
обращения: 27.04.2019).
38 Quigley M., Conley K., Gerkey B., Faust J., Foote T., Leibs J., Wheeler R., Ng . A.Y. ROS: an open-source Robot Operating System // ICRA workshop on open
source software. Kobe, Japan. 2009. Vol. 3. P. 5.
39 Sagitov A., Gerasimov Y. Towards DJI Phantom 4 Realistic Simulation with . Gimbal and RC Controller in ROS/Gazebo Environment // 10th International
Conference on Developments in eSystems Engineering (DeSE). 2017. pp. 262266.
40 Afanasyev I., Sagitov A., Magid E. ROS-based SLAM for a Gazebo-simulated . mobile robot in image-based 3D model of indoor environment // International
Conference on Advanced Concepts for Intelligent Vision Systems. 2015. pp. 273283.
41 Sokolov M., Afanasyev I., Lavrenov R., Sagitov A., Sabirova L., Magid E.
. Modelling a crawler-type UGV for urban search and rescue in Gazebo
environment // Artificial Life and Robotics (ICAROB 2017), International Conference on. 2017. pp. 360-362.
42 Pepper C., Balakirsky S., Scrapper C. Robot simulation physics validation // . Proceedings of the 2007 Workshop on Performance Metrics for Intelligent
Systems. 2007. pp. 97-104.
43 Pecka M., Zimmermann K., Svoboda T. Fast simulation of vehicles with non- ■ deformable tracks // 2017 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent
Robots and Systems (IROS). 2017. pp. 6414-6419.
44 Yao W., Dai W., Xiao J., Lu H., Zheng Z. A simulation system based on ros and . gazebo for robocup middle size league // IEEE international conference on robotics
and biomimetics (ROBIO). 2015. pp. 54-59.
45 Qian W., Xia Z., Xiong J., Gan Y., Guo Y., Weng S., Deng H., Hu Y., Zhang J. . Manipulation task simulation using ROS and Gazebo // IEEE International
Conference on Robotics and Biomimetics (ROBIO 2014). 2014. pp. 2594-2598.
46 Kohlbrecher S., Meyer J., Graber T., Petersen K., Von Stryk O., Klingauf U.
. Robocuprescue 2014-robot league team hector darmstadt (Germany) //
RoboCupRescue 2014, 2014.
47 Kermorgant O. A dynamic simulator for underwater vehicle-manipulators // . International Conference on Simulation, Modeling, and Programming for
Autonomous Robots. 2014. pp. 25-36.
48 Rohmer E., Singh S.P., Freese M. V-REP: A versatile and scalable robot . simulation framework // 2013 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent
Robots and Systems. 2013. pp. 1321-1326.
49 Ziegler J.G., Nichols N.B. Optimum settings for automatic controllers // trans.
. ASME, Vol. 64, No. 11, 1942.
50 Planning for car-like robots [Электронный ресурс] // Ros.org: [сайт]. URL: http:/ . /wiki.ros.org/teb_local_planner/Tutorials/Planning%20for%20car-like%20robots
(дата обращения: 20.01.2019).
51 Rosmann C., Hoffmann F., Bertram T. Kinodynamic trajectory optimization and ■ control for car-like robots // 2017 IEEE/RSJ International Conference on
Intelligent Robots and Systems (IROS). 2017. pp. 5681-5686.
52 Rosmann C., Feiten W., Wosch T., Hoffmann F., Bertram T. Trajectory . modification considering dynamic constraints of autonomous robots // ROBOTIK
2012; 7th German Conference on Robotics. 2012. pp. 1-6.
53 Rosmann C., Feiten W., Wosch T., Hoffmann F., Bertram T. Efficient trajectory . optimization using a sparse model // 2013 European Conference on Mobile Robots.
2013. pp. 138-143.
54 Quinlan S., Khatib O. Elastic bands: Connecting path planning and control // . Proceedings IEEE International Conference on Robotics and Automation. 1993.
pp. 802-807.
55 Rosmann C., Hoffmann F., Bertram T. Integrated online trajectory planning and . optimization in distinctive topologies // Robotics and Autonomous Systems, Vol.
88, 2017. pp. 142-153.
56 Rosmann C., Hoffmann F., Bertram T. Planning of multiple robot trajectories in . distinctive topologies // 2015 European Conference on Mobile Robots (ECMR).
2015. pp. 1-6.
57 Limpert N., Schiffer S., Ferrein A. A local planner for Ackermann-driven vehicles . in ROS SBPL // 2015 Pattern Recognition Association of South Africa and
Robotics and Mechatronics International Conference (PRASA-RobMech). 2015.
pp. 172-177.
58 Shabalina K., Sagitov A., Su K., Hsia K.H., Magid E. Avrora Unior Car-like Robot . in Gazebo Environment // International Conference on Artificial Life and Robotics
(ICAROB). 2019 (in press). pp. 116-119.
59 Move_base [Электронный ресурс] // Ros.org: [сайт]. URL: http://wiki.ros.org/
■ move_base?distro=melodic (дата обращения: 25.01.2019).
60 Рулевое управление [Электронный ресурс] // MirFord.ru: [сайт]. [2017]. URL:
■ http://www.mirford.ru/ford-mondeo/166.htm (дата обращения: 15.02.2019).
61 ПИД-регулятор [Электронный ресурс] // Википелия - Свободная
. энциклопедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%9F%D0%98%D0%94-
%D 1 %80%D0%B5%D0%B3%D 1 %83%D0%BB%D 1 %8F%D 1 %82%D0%BE %D1%80 (дата обращения: 20.12.2018).