Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ КАК ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 7
1.1 Место и роль Совета директоров в акционерном обществе 7
1.2 Правовой статус Совета директоров 14
2 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 21
2.1 Состав Совета директоров и порядок осуществления деятельности в обществе 21
2.2 Компетенция Совета директоров 32
3 АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 44
3.1 Сложности формирования и осуществления деятельности Советом директоров 44
3.2 Актуальные вопросы установления вознаграждения члену Совета директоров 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Стремительная трансформация советского общества, где осуществление независимой предпринимательской деятельности было невозможным, в общество, приветствующее развитие предпринимательства и стремящееся не только создать, но и развить бизнес, произошла в России после того, как прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик.
В настоящее время в Российской Федерации право создавать юридические лица и самостоятельно управлять ими, достигая цель стабильного и систематического получения прибыли, признано на уровне основного закона – Конституции Российской Федерации, где в статье 8 закреплено положение о возможности осуществления свободного обращения товаров, а также услуг, финансовых средств и свободе экономической деятельности .
Осуществление предпринимательской деятельности всегда предполагает необходимость выбора организационно-правовой формы, то есть принятия решения будет ли человек действовать самостоятельно, на свой страх и риск, приобретя статус индивидуального предпринимателя, либо примет решение о создании юридического лица.
Юридическое лицо – это субъект правоотношений, который может быть образован как одним человеком, так и несколькими, а также юридическими лицами, государством и муниципальными образованиями. Выбор организационно-правовых форм юридических лиц в России велик. Акционерное общество среди них является одним из наиболее популярных, уступая только обществам с ограниченной ответственностью, что связано в первую очередь со сложностью управления деятельностью, которая присутствует в акционерных обществах.
Акционерное общество, будучи корпоративным юридическим лицом, предполагает необходимость создания не только единоличного исполнительного органа, но и коллегиального – совета директоров.
Корпоративное управление в последние годы становится все более актуальным в силу того, что участники акционерных обществ стремятся активнее участвовать в его управлении, в том числе путем замещения должности в органах управления. Как следствие нередко возникают корпоративные споры, правовое регулирование которых существенно изменилось за последние годы.
Изучение совета директор как органа управления в акционерном обществе необходимо не только для уяснения его сущности и отдельных аспектов деятельности, но и для понимания его роли, значимости и необходимости в обществе.
Формирование и осуществление деятельности советом директоров в каждом обществе имеет свои особенности и сходства. Последние присутствуют в силу того, что напрямую закреплены в законе. Выявление причин появления различий и проблем, связанных с осуществлением управления необходимо для того, чтобы совершенствовать действующее законодательство, устраняя присутствующие в нем проблемы и коллизии.
Таким образом, проведение исследования в данной области представляется необходимым, что свидетельствует о том, что тема, выбранная для разработки в рамках выпускной квалификационной работы, актуальна.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение правового статуса совета директоров как органа управления в акционерных обществах, определении отдельных проблем, связанных с его деятельностью, а также поиск решений данных проблем.
Научная значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении существующих воззрений, а также анализе законодательства России, регламентирующего деятельность совета директоров, как основы для дальнейшего изучения данной темы.
Практическая значимость обусловлена разработкой конкретных решений в области регулирования вопросов формирования совета директоров и осуществления деятельности, а также установления вознаграждения за исполнение функция члена совета директоров.
Степень разработанности исследуемой темы относительно невысока, что связано с постоянным изменением законодательства России в рамках проводимой реформы. Как следствие проведение анализа многих проблем, связанных с правоприменением несколько опаздывает по сравнению с изменением законодательства, поскольку проблематика выявляется исключительно на основе практики.
В числе авторов, уделивших внимание изучению темы совета директоров можно отметить В.А. Белова, автора не только учебников, но и научных статей и отдельных трудов, Б.М. Гонгало, труды которого наиболее удачны с точки зрения теории и возможности практического применения, П.В. Крашенинникова, И.С. Шиткину, специализирующуюся именно на корпоративном праве. Приведенный перечень ученых и исследователей не является исчерпывающим, здесь отмечены те, чьи труды были использованы при написании настоящей работы.
Нормативная база исследования включает, в первую очередь, Конституцию Российской Федерации, федеральный закон «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Российской Федерации. Помимо указанных нормативных правовых актов при написании были использованы и иные, в том числе утратившие силу, что необходимо для анализа развития норм права, регулирующих деятельность совета директоров в акционерном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место и роль совета директоров в акционерном обществе;
проанализировать правовой статус совета директоров;
изучить состав совета директоров и порядок осуществления его деятельности;
исследовать компетенцию совета директоров;
осуществить анализ сложностей, которые возникают при формировании и осуществлении деятельности совета директоров;
охарактеризовать актуальные вопросы, связанные с установлением вознаграждения члену совета директоров.
Объектом исследования является правовое положение совета директоров акционерного общества, его формирование и осуществление деятельности.
Предмет – законодательство Российской Федерации, определяющее статус совета директоров акционерного общества, его компетенции, а также правоприменительная практика судов Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались историко-правовой метод, формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа, а также иные методы научного познания.
Настоящая работа состоит из настоящего введения, основной части, разделенной на три главы, в каждой из которых присутствует по два параграфа, заключения и библиографического списка
Завершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, представляется сделать окончательные выводы.
Изучение российской законодательства, теоретических воззрений на совет директоров как орган управления акционерным обществом и материалов судебной практики позволяет отметить, что исследуемый орган не всегда является обязательным инструментов управления. В обязательном порядке создание совета директоров на законодательном уровне предусмотрено только для публичных акционерных обществ, у которых есть право привлечения средств широкого, фактически неограниченного круга лиц. Наличие множества миноритарных акционеров, которые не имеют реальной возможности влиять на деятельность общества, а также принимаемые решения и привела к возникновению возможности создания такого органа как совет директоров.
С точки зрения теории и законодателя совет директоров должен управлять обществом, определять стратегию его развития, не вмешиваясь в непосредственную хозяйственную деятельность, где правом принятия решений обладает либо единоличный, либо коллегиальный исполнительный орган, а также топ-менеджмент.
Совет директоров как орган управления, действующий между ежегодными собраниями акционеров и избираемый на этот же период времени, формируется непосредственно самими акционерами. Определенные ограничения по количественному составу закреплены в федеральном законе «Об акционерном обществе», где указан нижний предел. Максимальное количество лиц, которые могут войти в состав совета директоров, не ограничивается. В отношении качественного состава также присутствуют определенные ограничения. Во-первых – это недопустимость включения в состав совета директоров юридические лица. Во-вторых, это необходимость отбора кандидатов исключительно из числа наиболее достойных лиц, обладающих незапятнанной репутацией.
В остальном акционеры свободы в определении состава совета директоров, возможности конкретизации их полномочий, функций, задач и обязанностей. Изучение судебной практики позволяет отметить, что корпоративные конфликты на стадии выбора совета директоров возникают не так редко. Основная причина – это отсутствие согласия между акционерами, а также конкуренция между интересами миноритарных и мажоритарных акционеров. Предполагается, что совет директоров будет независим, а его деятельность будет осуществляться исключительно на благо общества при отсутствии влияния извне. На практике даже независимые директоры, вводимые в состав совета директоров, редко бывают полностью изолированы и не подвержены влиянию. Так или иначе акционеры вольны определять кандидатов, при этом выбор разумным акционером никогда не будет сделан в пользу того кандидата, интересы которого противоречат интересам самого акционера. Лица, входящие в совет директоров, в определенной мере зависимы от решений общего собрания акционеров, которое принимает решение об установлении вознаграждения и порядка их выплаты. Таким образом, определенная зависимость совета директоров не может быть полностью исключена.
Наиболее проблемным является вопрос установления вознаграждения членам совета директоров за осуществление ими своей деятельности. Подход законодателя, которые закрепил в нормах федерального закона «Об акционерных обществах» не обязанности, а права установления вознаграждения и компенсации расходов, представляется не совсем верным. Любая деятельность, в том числе такая серьезная, как управление акционерным обществом, вне зависимости от того, является оно публичным либо не публичным, должна оплачиваться либо вознаграждаться иным образом. В противном случае отсутствует мотивация к осуществлению эффективной деятельности, что может привести к утрате смысла совета директоров как органа юридического лица.
Количество корпоративных конфликтов, которые возникают в связи с установлением и выплатой вознаграждения членам совета директоров, очень велико. Анализ судебных актов, которые принимаются судами при рассмотрении дел этой категории, свидетельствует о том, что определенное единообразие судебной практики присутствует. Основная проблема конфликта – это отсутствие детальной проработки вопроса о вознаграждении, деления его на фиксированное и поставленное в зависимость от достигнутого в результате деятельности совета директоров эффекта.
Для изменения ситуации необходимо на законодательном уровне закрепить необходимость выплаты фиксированного вознаграждения члену совета директоров, исправно исполняющему свои обязанности, а также компенсации тех расходов, которые необходимы для этого. Деятельность не должна быть безвозмездной.
Установление переменной части вознаграждения по-прежнему можно оставить на усмотрение акционеров, однако разработка и использование локальных актов, которые четко и недвусмысленно позволяют определить порядок начисления и выплаты вознаграждения членам совета директоров. Кроме того, отсутствие необходимости заключения договора с членом совета директоров также должно быть исправлено путем включения обязанности регламентации взаимоотношений между членом совета директоров и акционерами именно на уровне соглашения, то есть сделки, где будут определена права и обязанности, их ответственность.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Стр. 8220-8235.
5. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3340.
6. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 34. – Ст. 3426.
7. Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. –Ст. 1.
8. Об инвестиционных фондах: федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4562.
9. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 46. – Ст. 5557.
10. Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 29. – Ст. 4281.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 30 (Ч. I). – Ст. 4084.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»: федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 29. – Ст. 4281.
13. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.03.2003 № 370 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 13. – Ст. 1229.
14. Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: приказ ФСФР от 02.02.2012 № 12-6/пз-н (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2012 № 24341) (ред. от 30.07.2013) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – № 35.
15. О Кодексе корпоративного управления: письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 // Вестник Банка России. – 2014. – № 40.
16. О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества: письмо Центрального Банка Российской Федерации от 15.09.2016 № ИН-015-52/66 // Вестник Банка России. – 2016. – № 85.
17. Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: приказ ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2012 № 24341) (ред. от 30.07.2013) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – № 35.
18. OECD (2016), Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1787/9789264252035-ru. – Дата обращения: 24.12.2018.
19. О рекомендациях по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества информации о вознаграждении членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников публичного акционерного общества: информационное письмо Банка России от 11.12.2017 № ИН-06-28/57 // Вестник Банка России. – 2017. – № 108.
20. Обзор практики корпоративного управления в российских публичных обществах по итогам 2017 года. – 2018. – № 3 / Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/57470/Review_04122018.pdf. – Дата обращения: 08.01.2019.
21. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 2015: утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 (ред. от 28.03.2018) // Социальный мир. – 2015. – № 3, № 14.
22. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-ЭС17-2510 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Дата обращения: 24.12.2018.
23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2017 № 310-ЭС17-4537 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Дата обращения: 24.12.2018.
24. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2017 № 307-ЭС17-14865 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Дата обращения: 08.01.2019.
25. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2018 № 308-ЭС16-16966 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Дата обращения: 08.01.2019.