Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической готовности детей с ОВЗ к школе (Вторая глава и заключение, Психология образования, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №40934

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

дошкольное образование

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №201» города Барнаула. В исследовании принимало участие 60 детей в возрасте 6-7 лет, из них 30 здоровых детей и 30 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В приложениях результаты исследования.
Есть доклад к защите.
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Глава 2 Сравнительный анализ готовности к школе детей с ограниченными возможностями и детей нормы 3
2.1 Организация исследования 3
2.2 Анализ полученных результатов 4
2.3 Рекомендации по подготовке детей к школе 21
Выводы по второй главе 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А 33


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Традиционно выделяют три составных готовности ребенка к школе. Познавательная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, смыслового запоминания, основных логических операций. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий принимать усилие к его реализации. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка.
Психологическая готовность к школе устанавливается, в первую очередь, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, для профилактики школьной неуспеваемости.
Для проведении констатирующего эксперимента была проанализирована научно-методическая литература по проблемам готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению и были подобраны методики, результаты которых являются довольно результативными и дают представление об уровне готовности ребенка к школьному обучению. Они были направлены на определение уровня сформированности личностного, эмоционально-волевого и познавательного компонентов готовности к школе детей 6-7 лет.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно хорошо ориентируются в пространстве, не умеют внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, верно воспроизводить обозначенное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, у них недостаточно хорошо развита волевая регуляция, тонкая моторика руки и координация зрения и движений руки, способность подражать образцу. По остальным аспектам готовности к школе различия также имеются, но они являются не настолько выраженными. Так, дети с ограниченными возможностями здоровья несколько больше ориентированы на дошкольные и социальные виды деятельности, чем на учебные, они менее эффективно могут находить общий язык со взрослыми, у большего количества этих детей недостаточно хорошо развито внимание, опосредованное запоминание, восприятие и понимание текста, образно-логическое и невербальное логическое мышление, воображение.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в настоящем исследовании о том, что более выраженные различия по готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе проявляются в эмоционально-волевом компоненте готовности полностью подтверждена.
Проблема готовности детей к школе остается актуальной для дальнейших исследований, а своевременное выявление нарушений в каком-либо аспекте готовности к школьному обучению позволит вовремя провести работу по их коррекции и дать ребенку возможность учиться наравне с другими детьми.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: [Текст] Учебник / Г.С. Абрамова. - М.: Прометей, 2017. - 708 с.
2. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 286 с.
3. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника [Текст] / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
4. Бабаева, Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
6. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2012. - 256 с.
7. Белкин, А.С. Педагогика детства: (основы возрастные педагогики) [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013. - 192 с.
8. Белоусова, А.К. Возрастная психология [Текст]: Учебник / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 528 с.
10. Бондарь, Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] / Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова, И.С. Константинова. - М.: Теревинф, 2013. - 280 с.
11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: Учебник / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2017. - 384 с.
12. Вайнер, М.Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС [Текст] / М.Э. Вайнер. - М.: Издательство «Центр педагогического образования», 2015. - 96 с.
13. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2012. – 289 с.
14. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст] Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
15. Воскобоева, Н.А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет / Н.А. Воскобоева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – С. 166-170.
16. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст]: 3-е изд. / Н.И. Вьюнова, Л.В. Темнова. - М.: Академический проект, 2015. - 256 с.
17. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология [Текст]: Практикум, 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. - М.: Юрайт, 2017. - 313 с.
18. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 465 с.
19. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]: Методические разработки для школьного психолога; под ред. В.В. Слободчикова – Томск: Обь, 2014. – 240 с.
20. Дедова, О.Ю. Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми стандартами обучения [Текст] / О.Ю. Дедова. - М.: АРКТИ, 2016. - 96 с.
21. Елисеева, В.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / В.В. Елисеева, А.А. Филиппова, А.А. Мирошниченко // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3. - С. 74-75.
22. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: Учебник - 2-е изд. / О.Ю. Ермолаев. - М: Флинта, 2012. - 336 с.
23. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 112 с.
24. Иванова, Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Текст] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Концепт. - 2015. – №12. - С. 141-145.
25. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
26. Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольников к школьному обучению [Текст] / В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 124 с.
27. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] / Н.В. Квач. - М.: Владос, 2012. - 298 с.
28. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
29. Кузьмина, Е.Г. Психодиагностика в сфере образования [Текст]: учеб. пособие / Е.Г. Кузьмина . - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014 . - 311 с.
30. Лункина, Е.Н. Тесты для будущих первоклассников [Текст] / Е.Н. Лункина. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 39 с.
31. Маклакова, П.А. Психологическая готовность ребенка к школе [Текст] / П.А. Маклакова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 176 с.
32. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.); под общ. ред О.А. Шульга. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 63-65.
33. Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс [Текст]: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
34. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика [Текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. - М: Юрайт, 2017. - 447 с.
35. Маталыгина, О.А. Основы педиатрии и гигиены [Текст]: Учебник для гуманитарных вузов. Стандарт третьего поколения / О.А. Маталыгина, Е.М. Булатова. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.
36. Минаева, С.В. Основные причины слабой готовности первоклассников к школьному обучению [Текст] / С.В. Минаева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №1. - С. 75-81.
37. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
39. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2017. - 66 с.
40. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
41. Современное образование [Текст]: сб. учебно-методических работ; под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
42. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
43. Специальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
44. Специальная психология в 2 т. Том 1 [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский и др.; отв. ред. В.И. Лубовский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 428 с.
45. Специальная психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
46. Спирина, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению [Текст]: Учебное пособие для подготовительного-первого классов / Н.П. Спирина, Л.Ю. Александрова. - М.: Владос, 2014. - 96 с.
47. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Д. Столяренко, Д.В. Столяренко. - М.: Феникс, 2017. - 442 с.
48. Пасечник, Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе [Текст] / Л.В. Пасечник. - М.: АРКТИ, 2012. - 68 с.
49. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст] / Г.Г. Петроченко. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
50. Психологическая готовность ребенка к школе [Текст] / авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
51. Пушкарев, М.О. Из опыта работы по обучению детей с детским церебральным параличом в младших классах средней общеобразовательной школы [Текст] / М.О. Пушкарев // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. – №3. - С. 14-17.
52. Хапачева, С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – №12. – С. 91–95.
53. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебник / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; под ред. О.В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
54. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 576 с.
55. Шульга, Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников [Текст] / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 60–66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ