Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах основной школы

Работа №40892

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Развитие лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка основной школы как методическая проблема
1.1 Преподавание русского языка иностранным обучающимся в основной
школе 10
1.2 Психолого - педагогические особенности развития лексического запаса
иностранных обучающихся на уроках русского языка 23
1.3 Анализ лексической составляющей программ и учебников по русскому
языку в 5-7 классах основной школы 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка средствами инновационных методов
2.1 Описание методики исследования и результатов констатирующего этапа
эксперимента 45
2.2 Система упражнений и дидактических материалов по развитию
лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка средствами инновационных методов 50
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента. Практические рекомендации
по обогащению лексического запаса обучающихся 62
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение

В последние годы заметно возрос интерес к изучению русского языка
во всем мире, в том числе в странах Евросоюза. Это обусловлено количеством совместных проектов, осуществляемых российскими и зарубежными бизнесменами, политиками, людьми из образовательных сфер, открытием филиалов зарубежных компаний в России, процессами рабочей, религиозной, экономической миграции, а также интересом иностранцев к культурной и политической жизни России.
С проведением летней Универсиады 2013, Чемпионата мира по водным видам спорта 2015, Кубка конфедераций 2017, Чемпионата мира по футболу 2018 и многих других международных мероприятий Казань стала привлекать всё больше туристов и иностранных гостей; поэтому процент детей, для которых русский язык неродной, в школьных классах муниципальных общеобразовательных учреждений, соответственно, повышается в геометрической прогрессии, но большинство детей мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья учатся с носителями языка в одном классе, что уже должно привести к дифференциации в программах в обучении русского языка и литературы в целом, но на данный момент раздельных программ или блоков по разделам не существует.
В федеральной целевой программе «Русский язык» [ Постановление Правительства РФ «Федеральная целевая программа «Русский язык» на 20162020 годы, 2015, с. 3], принятой Правительством Российской Федерации (20.12.2014, №2647) на 2016-2020 одной из задач ставится обеспечение эффективности и доступности системы изучения государственного языка Российской Федерации (русского языка) как родного, как неродного, как иностранного. Современная ситуация, связанная именно с обучением русскому языку как неродному, складывается следующим образом: вопервых, это, как правило, штатный учитель, имеющий стандартное филологическое
образование, которое предусматривает преподавание русского языка как родного, а во-вторых, это отсутствие специализированного учебника в общей программе обучения, ориентированного на учеников категории: русский как неродной.
В связи с этим возникла проблема не только грамотного преподавания русского языка как неродного, но и адаптации таких детей, в целом. Перед учителем стоят следующие задачи:
- правильная организация учебного процесса;
- взаимодействие носителей языка и не носителей на уроке, а также дифференциация упражнений;
- повышение лексического запаса иностранных учащихся до уровня требуемого по международным правилам и по ФГОС.
Эти все задачи влияют на актуальность данной работы, так как проблема: оптимизации преподавания русского языка иностранным учащимся - стоит остро на сегодняшний день.
Таким образом, актуальность магистерского исследования обусловлена:
- усиливающимся в последнее время притоком иностранных учащихся в общеобразовательные школы;
- недостаточной исследованностью вопросов, касающихся организации словарно-лексической работы с иностранными учащимися 5 -7 классов на уроках русского языка;
- необходимостью разработки научно обоснованной методики изучения лексико-фразеологических систем русского языка;
- отсутствием исследований по развитию лексической
способности при интегративном изучении лексики и фразеологии русского языка.
В первую очередь повышение спроса на изучение русского языка ведет к необходимости формирования лексического запаса и применению дифференцированного подхода к обучению. Проблема исследования: каковы инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся в 5-7 классах на уроках русского языка. Данная проблема не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность инновационных методов развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах (на примере международной школы г. Казани).
Объект исследования: развитие лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах (на примере международной школы г. Казани)
Предмет исследования: инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах (на базе Международной школы Казани)
Гипотеза исследования заключается в том, что инновационные методы позволят учителю русского языка и литературы правильно организовать лексическую работу на уроке, повысить уровень владения русским языком, а также грамотно дифференцировать упражнениях для иностранных учащихся и для носителей языка.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ особенностей развития лексического
запаса иностранных обучающихся на уроке русского языка в 5-7 классах;
2. Осуществить отбор и структурирование инновационных методов развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в
5-7 классах;
3. Экспериментально проверить эффективность инновационных методов развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследованием обогащения лексического запаса иностранных обучающихся, описанием связи между родным и иностранным языком в школе писали ученые 1920 годов такие как В.Г. Белинский, В.Я. Стоюнин, А.Д. Алферов, JI.B. Щерба.
В работах современных методистов и психолингвистов, таких как М.Т. Баранов, М.З. Биболетова, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А.Д. Дейкина, O.E. Дроздова, A.A. Леонтьев, Е.А. Ленская, H.A. Нефёдова, Е.Д. Розанова, H.H. Трубанева намечены пути интеграции дисциплин языкового цикла. Все они указывают на возможность выделения аналогичных, близких языковых фактов родного и иностранного языков на разных уровнях, а также выделение внутри всех языков некоторого компонента, который будет являться основой для межъязыковых сопоставлений и соответствий [Биболетова, Добрынина, Трубанева, 2005, с. 7].
Работы по лексикологии русского и английского языков В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, А.И. Смирницкого, И.В. Арнольд, Н.М. Шанского стали лингвистической основой нашего исследования, об изучении лексики русского языка в лингвострановедческом аспекте писали Е.М.
Верещагина и В.Г. Костомарова (лингвострановедческая теория слова), А. Вежбицкой, Н.Г. Комлева, А.А Брагиной, идиоматике языка A.M. Бабкина, В.Н. Телия, Д.О. Добровольского, о семантических явлениях синонимии, антонимии, омонимии - в работах Ю.Д. Апресяна, Л.В. Введенской, Л.А.Новикова, Л.В. Малаховского, для нашего исследования были также интересны работы о сопоставительном аспекте изучения лексики современного русского языка Ю.П. Солодуба, Ф.Б. Альбрехта, сравнительной типологии английского и русского языков В.Д. Аракина, работы об англизмах в русском языке В.М Аристовой, Л.П. Крысина, А.И.
Мельниковой, И.О. Наумовой, а также концепция языковой личности Ю.Н. Караулова.
Психологическими исследованиями структуры языковой способности, созданные C.JT. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.Ф. Жуйков. И.С. Якиманская, Е.Д. Божович, М.К. Кабардов мы нашли условия для решения проблемы развития языковой способности. В работах E.H. Пузанковой описаны пути формирования языковой способности учащихся на уроках русского языка.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
- анализ и синтез фундаментальной методической, лингвистической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- наблюдение за ходом учебного процесса (накопление и анализ данных);
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный анализ (обобщение и анализ диагностики, материалов экспериментального обучения).
Опытно-экспериментальной базой для исследования послужила АНОО «Международная школа Казани» иностранные учащиеся 5 - 7 классов.
Научная новизна работы состоит в выявлении и в структурировании новых инновационных методов развития лексического запаса иностранных обучающихся, а также в экспериментальном доказательстве эффективности новых методов и их влияния на мотивацию детей в обучении русскому языку.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании эффективности новых инновационных методов при развитии лексического запаса иностранных обучающихся.
Практическая значимость. Прошедшие апробацию в АНОО «Международная школа Казани» инновационные методы развития лексического запаса иностранных обучающихся 5-7 классов на уроках русского языке могут использоваться при составлении школьного курса РКИ, в учебной программе учителя русского языка и литературы, а также усовершенствовать преподавание лексики в общеобразовательных школах.
Достоверность исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью выбранных методов исследования, его цели и задач, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы в АНОО «Международная школа Казани».
Апробацией результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы АНОО «Международная школа Казани» (20 декабря 2017 г.), на международной конференции «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание» (27 декабря
2017 г.), на стипендиальной программе В.Потанина (15 февраля 2018 г. в Москве), на региональной конференции «Русский язык и славянский мир» (9 марта 2018 г.), на региональной конференции научных работ студентов, магистров и молодых ученых при институте филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого (23 марта 2018 г.) и др.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Татлыева К. «Мобильные приложения как инновационный метод обучения иностранных учащихся 5-6 классов на уроках русского языка» //сборник «Научно-исследовательские работы, посвященные традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ» - 2017. 1е место [в печати]
2) Татлыева К. «Инновационные методы увеличения лексического запаса иностранных учащихся на уроках русского языка» //сборник «Региональная научно-практическая конференция студентов и школьников «Русский язык и славянский мир», посвященный Дню славянской письменности и культуры» - 2017. 1е место [в печати]
3) Татлыева К. «Возможности использования мобильных приложений в обучении иностранному языку в основной школе» // сборник «XIII Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Наука и образование» -2017, стр.3878


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование с целью изучение инновационных методов развития лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка в 5-7 классах (на примере международной школы г. Казани) представляет научное и практическое значение для решения проблемы обогащения лексического запаса иностранных обучающихся на уроках русского языка. Данная работа преследовала цель выявить и разработать эффективные методы обогащения лексического запаса иностранных обучающихся 5-7 классов. В соответствии с психологическими исследованиями в области мотивации и интереса при изучении иностранного языка, усилия учителя должны быть устремлены на развитие внутренней мотивации обучения учеников, исходящей из самой деятельности, и обладающей наибольшей стимулирующей силой. Внутренняя мотивация обусловливает отношение учеников к предмету и обеспечивает успехи в овладении иностранным языком. Для этого учитель должен понимать потребности и интересы школьника, и использовать их как рычаги воздействия, стимулирующие их активность в овладении предметом. Современность требует от учителя знаний новых интернет технологий для организации учебной деятельности, так как они позволяют:
- качественно повысить уровень усвоения знаний, так как эти технологии включают элементы звука и видео, что играет огромную роль в формирования речевых умений и навыков;
- дифференцировать и персонализировать процесс обучения;
- проводить обучение дистанционно, независимо от того, где находится обучаемый.
Дистанционное обучение, умение самостоятельно задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Такой подход дает возможность сочетать традиционные и инновационные формы обучения, так как позволяют контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Инновационный подход с мобильными приложениями и зарубежными методиками эффективен в обучении иностранным языкам, поскольку предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн - действиях.
Использование интернета в большинстве случаев уже сейчас осуществляется через различные приложения. Мощность мобильных средств связи сегодня превосходит мощность компьютеров начала 90-х годов. Технология использования мобильных приложений даёт свои плюсы, вопервых, работы со смартфоном/планшетом/андроидом уже знакома школьнику; во-вторых, идёт охват всех 4х видов иноязычной речевой деятельности - чтения, письма, говорения и аудирования; развивается коммуникативная компетенция обучающихся; облегчается процесс обучения,
т.к. у обучающихся есть возможность исследовать, анализировать, выбирать виды деятельности, которые реальны и значимы. Уникальность мобильного обучения заключается в том, что обучающиеся, прежде всего, не привязаны к определенному времени и месту, учебный материал всегда под рукой, изучается в любое время, поэтому такое развитие событий позволяет им привыкнуть к мысли, что учиться нужно и можно всегда, в любое удобное время. А перечисленные иностранные методики позволяют развивать вдумчивого, логично-мыслящего читателя на иностранном языке.
Педагог учитывает особенности класса и учащихся, и в соответствии с ними строит изложение нового материала, творчески внедряя новые технологии (в том числе и мобильные приложения) в практику обучения.
В своём экспериментальном исследовании мы использовали мобильные приложения при обучении фонетике, аудированию, переводу и как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник, и в 7 классах зарубежные методики при развитии речи обучающихся.
Одной из приоритетных задач обучения русскому языку является
развитие продуктивных видов речевой деятельности, поэтому основное
внимание мы уделили использованию мобильных приложений в обучении
устной и письменной речи. Проведенное экспериментальное исследование на
базе АНОО «Международная школа Казани», среди иностранных учащихся
88
5-7 классов с целью выявление эффективных методик обогащения лексического запаса иностранных обучающихся, анализа возможностей использования мобильных приложений на уроках русского языка на каждом этапе обучения имело свои показательные качественные измерительные результаты. В каждом классе наблюдался, пусть не столь значительный, но результат повышения как мотивации, так и качественной успеваемости работы школьников: 5е классы - 100%, 6е классы - 85%, 7е классы -100%
В ходе эксперимента было установлено, что использование мобильных приложений в процессе обучения способствовало большей активности ребят, даже тех, которые имели менее выраженные способности и интерес к изучению русского языка, и в целом создавало атмосферу заинтересованности в классе. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в учебную
деятельность. Зарубежные методики позволили перебороть языковой барьер и свободно излагать свои мысли учащимся.
Делаем вывод, что использование мобильных приложений и зарубежных методик на уроках русского языка является одним из эффективных условий формирования учебой компетенции иностранных обучающихся. Школьники видят результаты выполненных заданий, вовлечены в учебный процесс, благодаря интересу, вызываемому использованием актуальных для них гаджетов, с помощью которых учитель приучает их к самостоятельному извлечению необходимой информации, самоанализу и самооценке.



1. Албегова, И.Ф. Образовательные информационно - коммуникационные технологии: суть, специфика и перспективы развития / И. Ф. Албегова, Г. Л. Шаматонова // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 8. С. 49-53.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
3. Бабичев, Н.В. Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного
биологического образования / Н.В. Бабичев, Н.Ю. Соколова / Е.Н. Водостоева, О.Н. Масленикова // Информатика и образование. 2008. - №9.- С. 82-84.
4. Бабичев, Н.В., Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного
образования / Н.В. Бабичев, Н.Ю. Соколова / Е.Н. Водостоева, О.Н. Масленикова - М.: Просвещение, 2010 г.
5. Балуева, Ю.В. Сетевое взаимодействие школы и социума / Попкова, А.А - М. Просвещение, 2011 с.
6. Батыгин, Г.С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве /
Социологический журнал. - 2001.- № 1. - С. 16-23.
7. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: Изд-во МПСИ, - 2008. - 352 с.
8. Бабичев Н. В., Водостоева Е. Н., Масленикова О. Н., Соколова Н. Ю. Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного образования.М. Просвещение, 2010 г. - 98 с.
9. Войскунский, А.Е Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета.
Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 90-100.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984.Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с. Гальперин, П.Я. К
теории программированного обучения. - М.: Знание, 1967. - 113 с.
11. Гергей, Т.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Т.И. Гергей, Е.Н. Машбиц Е.Н Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 41- 49.
12. Герушинский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
13. Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента (Монография), М.- Харьков: Ра-Каравелла, 2014, 63 с.
14. Горошко, Е. И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования, 2010. URL: http://ifets. ieee. org/russian/depository/v12_i2/html/12.htm
15. Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
288 с.
16. Далингер, В. А. Диалоговые обучающие программы и требования к ним.// Информатика и образование- 1986г. - №6. - С. 35-37
17. Ильина, ТА. Педагогика: общие основы педагогики. М. Просвещение, 2000г.
18. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова , Э.И.
Труве. Р/н/Д , 2010. — 88с.
19. Крючкова Л.С., Мощинская Н. М. Практичкая методика обучения русскому языку как иностранному Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ./ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480 с
20. Ксензова, Г. Ю. Инновационные методы оценочной деятельности в системе образования. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 146 с
21. Леонов, В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр - 1996 г., №
1 с. 36-41.
22. Любченко, В.В. Метод построения учебной траектории в условиях мобильного обучения / В.В. Любченко, А.С. Шинкарюк // Вестник НТУ "ХПИ". Тематический выпуск: Информатика и моделирование. - Харьков: НТУ "ХПИ". - 2011. - № 17. - С. 81 - 85.
23. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому язык / Н.С.Рождественский, В.А. Кустарева. — М.: Просвещение, 2011. — 348с.
24. Розенберг, Н.М. Проблемы измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979. - 176 с.
25. Сергеева О.Е. Веселые шаги: обучаем дошкольников русскому языку как иностранному - М.: 2005. - 24 с.
26. Симонов, В.П. Управление образовательным процессом в средней школе. - М., 1992. - 342 с.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. - 1998 - 256 с
28. Смирнов, Б.П. Технологии в образовании // Высшее образование в России.- 1999.- №1.- С. 109-112.
29. Соколова, Н.Ю. Информационные технологии в обучении. - М.: ИОСО РАО, 2002
30. Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А. В.
Соловов. - Самара: "Новая техника", 2006. - 464 с.
31. Спиваковский, А.В. Теория и практика использования информационных технологий в процессе подготовки студентов математических специальностей / А. В. Спиваковский. - Херсон: Айлант, 2003. - 224 с.
32. Столяренко Л.В. Психология и педагогика / Л.В.Столяренко - Москва 2015. - 201 с.
33. Талызина, Н.Ф. Усвоение научных понятий в школе / Н.Ф. Талызина, И. Володарская, Г.
Буткин - Учебное пособие. - Полиграф сервис Москва, 1999.
34. Тенева, Е.В. Использование современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку // Культура и образование. - Декабрь 2013. - № 4
35. Тихомиров, В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. / Международная академия открытого образования / В. П. Тихомиров [и др.].
- М.: МЭСИ, 1999. - 164 с.
36. Федеральный закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
Официальный интернет - портал правовой информации. Дата опубликования: 30.12.2012. / Режим доступа: http://pravo.gov.ru:8080/page,aspx?33603
38. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002
39. Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в средней школе. - М. Просвещение, 2000. - 260 с.
40. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому языку как иностранному. - Минск, 2011
41. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование образование / С.А. Щенников. - М.
Наука, 2002. - 234 с.
42. Яковлев, А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении // ИКТ в дистанционном образовании: доклад на круглом столе / А. И. Яковлев. М. МИА, 2006
43. Agnes Kukulska-Hulme. Mobile learning: A handbook for educators and trainers. Psychology press, 2005
44. Prensky M. Teaching digital natives: partnering for real learning. - USA: Corwin, 2010
45. Rekkedal T., T. Rekkedal and A. Dye, "Mobile Distance Learning with PDAs: Development and Testing of Pedagogical and System Solutions Supporting Mobile Distance Learners," Int'l Rev. of Research in Open and Distance Learning, vol. 8, no. 2, 2007.
46. Savill-Smith C., Attewell J., Stead G, J. Attewell, C. Savill-Smith, R. Douch and G. Parker.
Modernising Education and Training: Mobilising Technology For Learning. LSN, London. 2010.
47. [Traxler J., 2009] / Режим доступа: http://www. aupress. ca/index. php/books/120155
48. Современные информационные технологии [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www. /index. php/stati-e-learmng/e-leaming-v-rossii-%E2%80%93-itogi-2010-i-zadachi-na-201Lhtml] Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс] / Рнжим доступа: https://researchiournal.org/social/innovacionnve-metodv-obucheniva-kak-sposobv-aktivizacii-mvslitelnoi- deyat.elnost.i-st.udent.ov/
49. Методы и приемы обащения лексического запаса [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrarv.ru/item.asp?id=24890303
50. Информационный портад [Электронный ресурс] / Режим доступа: htt.ps://cyberleninka.n]/art.icle/n/tradit.sionnye-i-innovat.sionnye-formy-organizat.sii-obucheniya-nisskoy- rechiuchaschihsva

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ