Формирование навыков творческого рассказывания у детей с нарушениями речи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков творческого рассказывания у детей с нарушениями речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Творческий рассказ, как вид продуктивной деятельности ребенка 10
1.3 Обзор методик по обучению рассказыванию детей с общим
недоразвитием речи 15
Выводы по I главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Подготовка исследования навыков рассказывания у детей с общим
недоразвитием речи 20
2.2 Анализ исследования навыков рассказывания у детей с общим
недоразвитием речи 24
Выводы по II главе 32
Глава 3. Коррекционная работа по формированию навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи в структуре коррекционной логопедической работы
3.1 Развитие творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием
речи III уровня в структуре логопедического занятия 33
3.2 Контрольный эксперимент 39
Выводы по III главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения 55
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования навыков творческого рассказывания у детей с нарушениями речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Творческий рассказ, как вид продуктивной деятельности ребенка 10
1.3 Обзор методик по обучению рассказыванию детей с общим
недоразвитием речи 15
Выводы по I главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Подготовка исследования навыков рассказывания у детей с общим
недоразвитием речи 20
2.2 Анализ исследования навыков рассказывания у детей с общим
недоразвитием речи 24
Выводы по II главе 32
Глава 3. Коррекционная работа по формированию навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи в структуре коррекционной логопедической работы
3.1 Развитие творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием
речи III уровня в структуре логопедического занятия 33
3.2 Контрольный эксперимент 39
Выводы по III главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения 55
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современной логопедии является необходимость коррекции общего недоразвития речи, так как развитие всех сторон речи у детей - это условие успешного обучения в школе.
В дошкольном возрасте, когда у детей появляется большой запас знаний об окружающем, развивается творческая речевая деятельность. Дети овладевают различными способами составления рассказов и предложений, они становятся способными к действию по замыслу.
Вопросы формирования связной речи, и в частности творческой речевой деятельности, у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматриваются в работах Г.В. Чиркиной [17], Т.Б. Филичевой [30], Л.Ф. Спировой [24], В.П. Глухова [11], А.М. Бородич [6], Е.В. Ахоньковой [4], Т.С. Гусевой [13] и др. Они отмечают у дошкольников с общим недоразвитием речи трудности в овладении связной повествовательной речью, что обусловлено когнитивными и языковыми особенностями детей, а также несовершенством психолингвистических операций языковой интерпретации, комбинаторики и трансформации, которые непосредственно участвуют в процессах декодирования и кодирования текстового сообщения. Проблеме формирования творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи посвящены работы А.Е. Шибицкой, Т.А. Ткаченко [26],
Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой [28], они отмечают, что, несмотря на трудности в формировании связной речи, дошкольники с общим недоразвитием речи способны к творческому мышлению, выражению своего творческого потенциала.
Творческое рассказывание - это вид связной монологической речи, при которой дошкольники самостоятельно придумывают содержание на основе своего прошлого опыта, оформляя его в виде связного высказывания. Несмотря на то, что данная проблема в психолого-педагогической литературе
рассмотрена достаточно полно, однако формирование творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня требует более пристального внимания, нового подхода, поэтому она актуальна для нас.
Цель исследования: изучить особенности формирования навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня в структуре коррекционной логопедической работы.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи;
2) Выявить особенности сформированности навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3) Разработать комплекс логопедических занятий по формированию навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня и проверить его эффективность
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста (второй год обучения).
Предмет исследования: формирование навыков творческого
рассказывания на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отличает неумение излагать свои мысли, нарушение произношения, наличие аграмматизма, ограниченного словарного запаса, не умение последовательно рассказывать, сочинять собственные творческие рассказы. Именно коррекционная работа по развитию навыков творческого рассказывания в структуре логопедического занятия позволит повысить уровень развития связной речи детей, поможет детям легко составлять рассказы по картинкам, пересказывать, а также составлять собственные творческие рассказы.
Методологическая база исследования: концепции Р.Е. Левиной [15] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [8] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [10] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [12] о развитии связной монологической речи ре детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [30] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, методические разработки Т.С. Гусевой [13] по составлению творческих рассказов, приемы работы по составлению творческих рассказов и наглядный материал В.К. Воробьевой [10].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, метод математической обработки данных.
Этапы исследования:
I. Констатирующий эксперимент (ноябрь 2018 года)
II. Формирующий эксперимент (ноябрь 2018 - март 2019 года)
III. Контрольный эксперимент (март 2019 года)
Практическая значимость: результаты исследования, предложенная методика по формированию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями.
В дошкольном возрасте, когда у детей появляется большой запас знаний об окружающем, развивается творческая речевая деятельность. Дети овладевают различными способами составления рассказов и предложений, они становятся способными к действию по замыслу.
Вопросы формирования связной речи, и в частности творческой речевой деятельности, у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматриваются в работах Г.В. Чиркиной [17], Т.Б. Филичевой [30], Л.Ф. Спировой [24], В.П. Глухова [11], А.М. Бородич [6], Е.В. Ахоньковой [4], Т.С. Гусевой [13] и др. Они отмечают у дошкольников с общим недоразвитием речи трудности в овладении связной повествовательной речью, что обусловлено когнитивными и языковыми особенностями детей, а также несовершенством психолингвистических операций языковой интерпретации, комбинаторики и трансформации, которые непосредственно участвуют в процессах декодирования и кодирования текстового сообщения. Проблеме формирования творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи посвящены работы А.Е. Шибицкой, Т.А. Ткаченко [26],
Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой [28], они отмечают, что, несмотря на трудности в формировании связной речи, дошкольники с общим недоразвитием речи способны к творческому мышлению, выражению своего творческого потенциала.
Творческое рассказывание - это вид связной монологической речи, при которой дошкольники самостоятельно придумывают содержание на основе своего прошлого опыта, оформляя его в виде связного высказывания. Несмотря на то, что данная проблема в психолого-педагогической литературе
рассмотрена достаточно полно, однако формирование творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня требует более пристального внимания, нового подхода, поэтому она актуальна для нас.
Цель исследования: изучить особенности формирования навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня в структуре коррекционной логопедической работы.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи;
2) Выявить особенности сформированности навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3) Разработать комплекс логопедических занятий по формированию навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня и проверить его эффективность
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня шестилетнего возраста (второй год обучения).
Предмет исследования: формирование навыков творческого
рассказывания на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отличает неумение излагать свои мысли, нарушение произношения, наличие аграмматизма, ограниченного словарного запаса, не умение последовательно рассказывать, сочинять собственные творческие рассказы. Именно коррекционная работа по развитию навыков творческого рассказывания в структуре логопедического занятия позволит повысить уровень развития связной речи детей, поможет детям легко составлять рассказы по картинкам, пересказывать, а также составлять собственные творческие рассказы.
Методологическая база исследования: концепции Р.Е. Левиной [15] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [8] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [10] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [12] о развитии связной монологической речи ре детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, концепции Т.Б. Филичевой [30] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, методические разработки Т.С. Гусевой [13] по составлению творческих рассказов, приемы работы по составлению творческих рассказов и наглядный материал В.К. Воробьевой [10].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, метод математической обработки данных.
Этапы исследования:
I. Констатирующий эксперимент (ноябрь 2018 года)
II. Формирующий эксперимент (ноябрь 2018 - март 2019 года)
III. Контрольный эксперимент (март 2019 года)
Практическая значимость: результаты исследования, предложенная методика по формированию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями.
Дошкольники с нарушениями речи представляют собой неоднородную группу, у одних детей отмечается только речевое недоразвитие, у других - различные психологические, неврологические, двигательные нарушения. Существует две группы дошкольников с нарушениями речи - это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием и дети с общим недоразвитием речи. В настоящее время именно количество детей с общим недоразвитием речи возрастает с каждым годом.
У дошкольников с общим недоразвитием III уровня отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи. Однако, при успешной работе на первом году обучения с этими детьми речевые возможности дошкольников возрастают и они становятся способны к составлению творческих рассказов. Творческое рассказывание основывается на памяти и воображении, а также достаточно развитой связной речи, к которой относятся:
- умение составлять развернутые предложения,
- умение составлять короткие рассказы,
- умение последовательно и логически рассказывать, не нарушая структуру текста.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью определения уровня развития умения составлять рассказы с элементами творчества на базе «Детский сад №156 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани с дошкольниками без речевых нарушений и с заключением психолого-медико-педагогической комиссии общее недоразвитие речи III уровня (2 год обучения). Для этого были выбраны методики Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой.
Данное исследование показало, что у 60% детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано умение составлять
предложения, а 40% детей не могут самостоятельно их придумать. При составлении предложений дети допускали ошибки, либо строили короткие предложения (из 3х слов), не проявляя словесного творчества. 80% детей смогли найти некоторые смысловые и грамматические ошибки в тексте, а также исправить их.
Составление творческого рассказа по сюжетной картине вызвало затруднения у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Только 60% детей смогли самостоятельно составить предложения по картине, не соблюдая структуру повествования и не выстраивая предложения в связный рассказ. А закончить рассказ по предложенному началу способны 80% детей, хотя они допускали ошибки грамматического плана, либо придумывали короткую концовку, не проявляя нужной фантазии.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у 60% детей с общим недоразвитием речи III уровня навык творческого рассказывания сформирован недостаточно, а у 40% детей он не сформирован. Однако, дети способны к составлению коротких предложений и коротких рассказов, поэтому необходимо составить план работы по развитию именно творческого рассказывания и провести по нему коррекцию тех умений, которые не развиты у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Поэтому мы разработали перспективный план по развитию навыков творческого рассказывания и провели по нему 20 занятий. Основными задачами данной работы были:
1) Развитие воображения детей
2) Формирование творческих способностей детей
3) Обучение детей проявлению словесного творчества, умению составлять предложения, распространять и изменять их, умению находить смысловые ошибки
4) Развитие умения четкого соблюдения структуры рассказа, умения планировать собственный рассказ, умения разворачивать сюжетную линию, не ограничиваясь изображенным
5) Совершенствование грамматического строя и связной речи.
По окончании формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, которое позволило прийти к выводу, что у большинства детей экспериментальной группы повысились уровни развития навыков творческого рассказывания.
У 70% детей экспериментальной группы стал наблюдаться высокий уровень развития умения составлять рассказы с элементами творчества. Эти дошкольники научились последовательно и связно отражать в речи те или иные события, составлять распространенные предложения, придумывать рассказы по картинкам, творчески заканчивать рассказ, также дети овладели умениями правильного построения рассказа (таких как вступление, точное определение места и времени событий, кульминация, концовка и пр.), научились проявлять словесное творчество.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы научились творческому рассказыванию намного лучше детей контрольной группы, и проведенная работа с ними была эффективной.
У дошкольников с общим недоразвитием III уровня отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи. Однако, при успешной работе на первом году обучения с этими детьми речевые возможности дошкольников возрастают и они становятся способны к составлению творческих рассказов. Творческое рассказывание основывается на памяти и воображении, а также достаточно развитой связной речи, к которой относятся:
- умение составлять развернутые предложения,
- умение составлять короткие рассказы,
- умение последовательно и логически рассказывать, не нарушая структуру текста.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью определения уровня развития умения составлять рассказы с элементами творчества на базе «Детский сад №156 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани с дошкольниками без речевых нарушений и с заключением психолого-медико-педагогической комиссии общее недоразвитие речи III уровня (2 год обучения). Для этого были выбраны методики Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой.
Данное исследование показало, что у 60% детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано умение составлять
предложения, а 40% детей не могут самостоятельно их придумать. При составлении предложений дети допускали ошибки, либо строили короткие предложения (из 3х слов), не проявляя словесного творчества. 80% детей смогли найти некоторые смысловые и грамматические ошибки в тексте, а также исправить их.
Составление творческого рассказа по сюжетной картине вызвало затруднения у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Только 60% детей смогли самостоятельно составить предложения по картине, не соблюдая структуру повествования и не выстраивая предложения в связный рассказ. А закончить рассказ по предложенному началу способны 80% детей, хотя они допускали ошибки грамматического плана, либо придумывали короткую концовку, не проявляя нужной фантазии.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у 60% детей с общим недоразвитием речи III уровня навык творческого рассказывания сформирован недостаточно, а у 40% детей он не сформирован. Однако, дети способны к составлению коротких предложений и коротких рассказов, поэтому необходимо составить план работы по развитию именно творческого рассказывания и провести по нему коррекцию тех умений, которые не развиты у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Поэтому мы разработали перспективный план по развитию навыков творческого рассказывания и провели по нему 20 занятий. Основными задачами данной работы были:
1) Развитие воображения детей
2) Формирование творческих способностей детей
3) Обучение детей проявлению словесного творчества, умению составлять предложения, распространять и изменять их, умению находить смысловые ошибки
4) Развитие умения четкого соблюдения структуры рассказа, умения планировать собственный рассказ, умения разворачивать сюжетную линию, не ограничиваясь изображенным
5) Совершенствование грамматического строя и связной речи.
По окончании формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование, которое позволило прийти к выводу, что у большинства детей экспериментальной группы повысились уровни развития навыков творческого рассказывания.
У 70% детей экспериментальной группы стал наблюдаться высокий уровень развития умения составлять рассказы с элементами творчества. Эти дошкольники научились последовательно и связно отражать в речи те или иные события, составлять распространенные предложения, придумывать рассказы по картинкам, творчески заканчивать рассказ, также дети овладели умениями правильного построения рассказа (таких как вступление, точное определение места и времени событий, кульминация, концовка и пр.), научились проявлять словесное творчество.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что дети экспериментальной группы научились творческому рассказыванию намного лучше детей контрольной группы, и проведенная работа с ними была эффективной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



