Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища).
|
Введение 3
Глава 1. Святые места ислама 10
1.1 Мекка 10
1.2 Медина 25
1.3 Аль-Акса 36
1.4 Мавзолеи и завии или суфийские места поклонения мусульман 43
1.5. Природные объекты - места поклонения мусульман 49
Глава 2. Болгарское городище как объект туризма и паломничества 54
2.1 Принятие ислама в Болгаре. Исторические-архитектурные памятники и исламские святыни Болгара 54
2.2. Возрождение Болгара как место паломничества современных мусульман 66
Заключение 69
Список литературы 71
Глава 1. Святые места ислама 10
1.1 Мекка 10
1.2 Медина 25
1.3 Аль-Акса 36
1.4 Мавзолеи и завии или суфийские места поклонения мусульман 43
1.5. Природные объекты - места поклонения мусульман 49
Глава 2. Болгарское городище как объект туризма и паломничества 54
2.1 Принятие ислама в Болгаре. Исторические-архитектурные памятники и исламские святыни Болгара 54
2.2. Возрождение Болгара как место паломничества современных мусульман 66
Заключение 69
Список литературы 71
Ежегодно сотни тысяч людей совершают паломничество. Они отправляются как к традиционным святыням, так и к тем, которые появились недавно. Паломничество начинает близко примыкать к туризму, а то и вовсе подменяться им.
В наши дни все больше становится актуальной тема религиозного туризма, а именно паломничества. Религиозный туризм подразумевает путешествия к религиозным центрам, святым местам, которые находятся за пределами привычной обстановки для паломника. Цели паломничества индивидуальны, но чаще всего это: замаливание грехов; обретение благодати; молитвы за родных; демонстрация преданности вере; выражение благодарности; желание исцелиться от душевных и физических недугов.
Многим известно, что хадж - паломничество является одним из обязательных условий в религиозной практике мусульман. Каждый мусульманин, имея возможность, обязательно посетит святые места своей религии. При такой сложной и все-таки не всем посильной практике, нужно иметь определенную физическую, духовную, интеллектуальную подготовку. Сейчас бесчисленное количество специальных туров, где верующий может, как осуществить столь важную религиозную обязанность, так и получить культурно-познавательное обогащение.
Все же помимо традиционных и уже всем привычных самых главных исламских святынь, Мекки и Медины, в каждой местности складываются свои обряды почитания местных святынь. Такими, к примеру, являются почтение могил сподвижников пророка Мухаммада (сахаба), мусульманских святых (аулийа), шейхов, мавзолеев, святых источников.
Места поклонения распространены во всем мире. Они возникли в древние времена и сохранялись до настоящих дней. Эти места паломничества обладают некоторыми функциями, благодаря которым верующие восполняют свои религиозные потребности.
Если ранее наиболее важными были, к примеру, природные места поклонения: гора, родник, наделенные некоторыми свойствами, к которым собирались люди, проживающие в пределах какой-либо территории, для проведения общественных и индивидуальных ритуалов, то позднее созданные людьми места поклонения, такие, к примеру, как мечети, мавзолеи, завии, такья, ханаки, так же наделялись свойствами высших сил, наряду с природными местами поклонения. Преемственность мест поклонения при смене религиозных направлений в регионах характерна для всех исторических эпох. Народ, проживающий на какой-либо территории при смене религии не забывает памятные места и ассоциирует их с новыми традициями.
«Набор татаро-мусульманских обрядов, ритуалов, памятных дней, имеет очень важную роль в поддержании этничности, усиления объединения и ее сохранения. Поэтому у татар, в частности у мусульман, принято отмечать годовщины, мавлиды и ежегодные зияраты на памятные места.» Для татар, город Болгар является местом, напоминающим о наследии народа, об их связи с исламом, о великих учёных, которые служили процветанию духовной и интеллектуальной составляющей для народа, которые тоже в свое время посещали Болгар, так же это почтение сахабов которые принесли религию в данный регион. Именно поэтому Болгар является местной святыней, местной памятью и по сей день.
Целью данной работы является: анализ роли и места, которое занимает исторический памятник Болгарское городище, в контексте общеисламских традиций и ритуалов паломничества.
Предметом исследования являются исламские исторические памятники и святыни.
Объектом исследования - история и значение памятников и святынь как объектов туризма (паломничества) мусульман на примере Болгарского городища.
Задачи:
1) Изучить данные о местонахождении священных мест в исламе.
2) Изучить эволюцию памятников
3) Рассмотреть Болгарское городище с точки зрения традиций паломничества к святым местам в исламе.
В данной работе был использован такой исторический источник как Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. Это - чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую Болгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.).
Историографию данной работы условно можно подразделить на две группы: Это непосредственно некоторые разделы из истории Халифата, и исторические сведения, в контексте которых понималась история памятников, и вторая часть это сама история памятника или святыни, начиная от создания и завершая многочисленными реконструкциями.
Исторические сведения были почерпнуты из книги Большакова О.Г. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633 М.: Восточная литература; 2002. Книга является первым томом "Истории Халифата". В ней рассматриваются зарождение и формирование ислама в период проповеднической деятельности Мухаммада и образование при первом его преемнике мусульманского государства, Халифата, на территории Аравии. Эта книга особенно информативна и полезна при изучении зарождения ислама, а так же исторического контекста для понимания происходящих событий, в момент появления главных мусульманских святынь, и последующее их существование.
Так же особо ценным в поисках исторической справки была книга «История ислама» знаменитого исламоведа Маршалла Ходжсона . Эта книга представляет собой фундаментальный труд по истории исламской цивилизации, который охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Автор всесторонне исследует исламское общество на всех этапах его эволюции, детально анализирует не только исторические события, но и развитие религии, философии, культуры, экономических отношений и даже влияние природных факторов и климата.
Об истории памятника одной из главных мусульманских святынь Мекки послужила книга История Мекки Мукаррамах, Доктор Мухаммад Ильяс Абдул Гани, первое издание, опубликованное издательством «Al- Rasheed Printers»- 2004. Книга детально описывает, названия каждой составляющей святыни Мекки Мечети аль-Харам, Каабу. Описывает предысторию исламской святыни, просматривает эволюцию в связи с реконструкциями.
Так же полезными были сведения из такой литературы как: Нуруллина Г.Ф., Гусейнова П.О. Путеводитель паломника. Высокочтимая Мекка - Лучезарная Медина , Якупов В. Хадж и Умра. Путеводитель по Мекке и Медине, Магомедов Абдулла. Мекка Медина зияраты , Кротов А. В., Медина. Мекка. Хадж. Заметки паломника. Данные книги содержат в себе, как краткие исторические описания объектов паломничества, их значения в мусульманском пространстве, но еще и некоторые предупреждения и правила посещения для паломников.
В книге Носенко Т. В. Три лика Иерусалима , которая посвящена истории становления Иерусалима и трех монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама, идет речь о возникновении религиозных святынь, развитии традиций паломничества, связанных с Иерусалимом, в частности о истории, интересующей по теме, Мечети «Масджит Аль-Акса». Справочные материалы были почерпаны из исламских энциклопедий: Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь , Алиев С. М, Афсахзод, Ашрафян К. 3. и другие. Ислам. Краткий справочник и Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М., Ислам: Энциклопедический словарь.
О Болгарском городище повествует книга Айдарова С. С. Аксеновой Н. Д. Великие Болгары: путеводитель по Болгарскому историко
архитектурному заповеднику. Эта книга знакомит с прошлым болгар, предков современных татар. В книге имеется описание архитектуры города, а так же рассказывается о культуре болгар. Так же книга Аксеновой Н.Д. Жилые дома в Болгарах в районе Ханской усыпальницы и Малого минарета (по материалам раскопок 1967-1971 гг.) и полезным и познавательны в работе был отчет Шульгина П.М. Отчето научно-исследовательской работе по теме «Программа развития Болгарского государственногоисторико- архитектурного музея-заповедника на 2009-2019 гг.», М. 2009
Давлетшин Г. М. Ислам и мусульманская культура в истории татарского народа. В учебном пособии для студентов излагается информация о распространении, становлении и развитии ислама, просвещении у болгар.
Так же при описании памятников Болгарского городища был использован журнал. «Зиярат (посещение) Святого Болгара» , автор Якупов
В.М., в котором так же имеются сведения об архитектурных памятниках и их реконструкциях.
При описании святого ключа Биляра была ценна книга Хузина Ф.Ш. Биляр - Великий город. К.: Татар.кн. изд-во, 2007. Книга содержит в себе информацию, с мест археологических раскопок Биляра, а так же описывает все самые известные места и святыни.
Были очень познавательными и информативными статьи: Валеева Р.М. О состоянии объектов Болгар и Свияжска и соответствии их требованиям конвенции Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО , Гусевой Ю. Н. «Суфийские братства, «бродячие муллы» и «святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления«неофициального ислама» , Юсупова Р.Р., Валеева Р.М. «Древний болгар - столица Волжской Болгарии и Золотой Орды: научные и творческие аспекты современного возрождения.» , Уразмановой Р. К. «Народные праздники и традиции национальной кухни».
Практическая значимость работы заключается в использовании данного материала для преподавания в вузах и других образовательных учреждениях.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В наши дни все больше становится актуальной тема религиозного туризма, а именно паломничества. Религиозный туризм подразумевает путешествия к религиозным центрам, святым местам, которые находятся за пределами привычной обстановки для паломника. Цели паломничества индивидуальны, но чаще всего это: замаливание грехов; обретение благодати; молитвы за родных; демонстрация преданности вере; выражение благодарности; желание исцелиться от душевных и физических недугов.
Многим известно, что хадж - паломничество является одним из обязательных условий в религиозной практике мусульман. Каждый мусульманин, имея возможность, обязательно посетит святые места своей религии. При такой сложной и все-таки не всем посильной практике, нужно иметь определенную физическую, духовную, интеллектуальную подготовку. Сейчас бесчисленное количество специальных туров, где верующий может, как осуществить столь важную религиозную обязанность, так и получить культурно-познавательное обогащение.
Все же помимо традиционных и уже всем привычных самых главных исламских святынь, Мекки и Медины, в каждой местности складываются свои обряды почитания местных святынь. Такими, к примеру, являются почтение могил сподвижников пророка Мухаммада (сахаба), мусульманских святых (аулийа), шейхов, мавзолеев, святых источников.
Места поклонения распространены во всем мире. Они возникли в древние времена и сохранялись до настоящих дней. Эти места паломничества обладают некоторыми функциями, благодаря которым верующие восполняют свои религиозные потребности.
Если ранее наиболее важными были, к примеру, природные места поклонения: гора, родник, наделенные некоторыми свойствами, к которым собирались люди, проживающие в пределах какой-либо территории, для проведения общественных и индивидуальных ритуалов, то позднее созданные людьми места поклонения, такие, к примеру, как мечети, мавзолеи, завии, такья, ханаки, так же наделялись свойствами высших сил, наряду с природными местами поклонения. Преемственность мест поклонения при смене религиозных направлений в регионах характерна для всех исторических эпох. Народ, проживающий на какой-либо территории при смене религии не забывает памятные места и ассоциирует их с новыми традициями.
«Набор татаро-мусульманских обрядов, ритуалов, памятных дней, имеет очень важную роль в поддержании этничности, усиления объединения и ее сохранения. Поэтому у татар, в частности у мусульман, принято отмечать годовщины, мавлиды и ежегодные зияраты на памятные места.» Для татар, город Болгар является местом, напоминающим о наследии народа, об их связи с исламом, о великих учёных, которые служили процветанию духовной и интеллектуальной составляющей для народа, которые тоже в свое время посещали Болгар, так же это почтение сахабов которые принесли религию в данный регион. Именно поэтому Болгар является местной святыней, местной памятью и по сей день.
Целью данной работы является: анализ роли и места, которое занимает исторический памятник Болгарское городище, в контексте общеисламских традиций и ритуалов паломничества.
Предметом исследования являются исламские исторические памятники и святыни.
Объектом исследования - история и значение памятников и святынь как объектов туризма (паломничества) мусульман на примере Болгарского городища.
Задачи:
1) Изучить данные о местонахождении священных мест в исламе.
2) Изучить эволюцию памятников
3) Рассмотреть Болгарское городище с точки зрения традиций паломничества к святым местам в исламе.
В данной работе был использован такой исторический источник как Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. Это - чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую Болгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.).
Историографию данной работы условно можно подразделить на две группы: Это непосредственно некоторые разделы из истории Халифата, и исторические сведения, в контексте которых понималась история памятников, и вторая часть это сама история памятника или святыни, начиная от создания и завершая многочисленными реконструкциями.
Исторические сведения были почерпнуты из книги Большакова О.Г. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии, 570—633 М.: Восточная литература; 2002. Книга является первым томом "Истории Халифата". В ней рассматриваются зарождение и формирование ислама в период проповеднической деятельности Мухаммада и образование при первом его преемнике мусульманского государства, Халифата, на территории Аравии. Эта книга особенно информативна и полезна при изучении зарождения ислама, а так же исторического контекста для понимания происходящих событий, в момент появления главных мусульманских святынь, и последующее их существование.
Так же особо ценным в поисках исторической справки была книга «История ислама» знаменитого исламоведа Маршалла Ходжсона . Эта книга представляет собой фундаментальный труд по истории исламской цивилизации, который охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Автор всесторонне исследует исламское общество на всех этапах его эволюции, детально анализирует не только исторические события, но и развитие религии, философии, культуры, экономических отношений и даже влияние природных факторов и климата.
Об истории памятника одной из главных мусульманских святынь Мекки послужила книга История Мекки Мукаррамах, Доктор Мухаммад Ильяс Абдул Гани, первое издание, опубликованное издательством «Al- Rasheed Printers»- 2004. Книга детально описывает, названия каждой составляющей святыни Мекки Мечети аль-Харам, Каабу. Описывает предысторию исламской святыни, просматривает эволюцию в связи с реконструкциями.
Так же полезными были сведения из такой литературы как: Нуруллина Г.Ф., Гусейнова П.О. Путеводитель паломника. Высокочтимая Мекка - Лучезарная Медина , Якупов В. Хадж и Умра. Путеводитель по Мекке и Медине, Магомедов Абдулла. Мекка Медина зияраты , Кротов А. В., Медина. Мекка. Хадж. Заметки паломника. Данные книги содержат в себе, как краткие исторические описания объектов паломничества, их значения в мусульманском пространстве, но еще и некоторые предупреждения и правила посещения для паломников.
В книге Носенко Т. В. Три лика Иерусалима , которая посвящена истории становления Иерусалима и трех монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама, идет речь о возникновении религиозных святынь, развитии традиций паломничества, связанных с Иерусалимом, в частности о истории, интересующей по теме, Мечети «Масджит Аль-Акса». Справочные материалы были почерпаны из исламских энциклопедий: Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь , Алиев С. М, Афсахзод, Ашрафян К. 3. и другие. Ислам. Краткий справочник и Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М., Ислам: Энциклопедический словарь.
О Болгарском городище повествует книга Айдарова С. С. Аксеновой Н. Д. Великие Болгары: путеводитель по Болгарскому историко
архитектурному заповеднику. Эта книга знакомит с прошлым болгар, предков современных татар. В книге имеется описание архитектуры города, а так же рассказывается о культуре болгар. Так же книга Аксеновой Н.Д. Жилые дома в Болгарах в районе Ханской усыпальницы и Малого минарета (по материалам раскопок 1967-1971 гг.) и полезным и познавательны в работе был отчет Шульгина П.М. Отчето научно-исследовательской работе по теме «Программа развития Болгарского государственногоисторико- архитектурного музея-заповедника на 2009-2019 гг.», М. 2009
Давлетшин Г. М. Ислам и мусульманская культура в истории татарского народа. В учебном пособии для студентов излагается информация о распространении, становлении и развитии ислама, просвещении у болгар.
Так же при описании памятников Болгарского городища был использован журнал. «Зиярат (посещение) Святого Болгара» , автор Якупов
В.М., в котором так же имеются сведения об архитектурных памятниках и их реконструкциях.
При описании святого ключа Биляра была ценна книга Хузина Ф.Ш. Биляр - Великий город. К.: Татар.кн. изд-во, 2007. Книга содержит в себе информацию, с мест археологических раскопок Биляра, а так же описывает все самые известные места и святыни.
Были очень познавательными и информативными статьи: Валеева Р.М. О состоянии объектов Болгар и Свияжска и соответствии их требованиям конвенции Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО , Гусевой Ю. Н. «Суфийские братства, «бродячие муллы» и «святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления«неофициального ислама» , Юсупова Р.Р., Валеева Р.М. «Древний болгар - столица Волжской Болгарии и Золотой Орды: научные и творческие аспекты современного возрождения.» , Уразмановой Р. К. «Народные праздники и традиции национальной кухни».
Практическая значимость работы заключается в использовании данного материала для преподавания в вузах и других образовательных учреждениях.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
С появлением и развитием ислама, пророком Мухаммадом изначально был определен духовный центр всех мусульман. Таким центром сталаКааба, которая с течением времени превратилось в мекканский храм Масджит ал- Харам, вторым по значимости местом мусульманского поклонения стала священная мечеть Масджит ан-Наби в Медине. С тех пор, еще при жизни пророка, по мере распространения религии, стали появляться и другие мечети, молельные дома, обращенные своим ориентиром на Каабу.
Позднее, после смерти пророка стали появляться и другие объекты поклонения, паломничества. Это могли быть могилы сахабов, святых.
В результате процесса становления ислама на территориях, где укоренился ислам сформировались три типа объектов паломничества. Первая представлена мечетями, Масджит ал-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Масджит ан-Наби (Мечеть Пророка) в Медине, Масджит Аль-Акса в Иерусалиме.
Второй тип связан с почитанием мавзолеев, завий, такья, могил местных святых, к которым многие верующие постоянно совершают паломничество. Например: завия «Сиди Сахаб» в Кайруане (Тунис), могила Батал-Хаджи в Сурхахах (Ингушетия, РФ), могила Зайнуллы Расулева в городе Троицке (Челябинская обл., РФ).
И третий тип природные объекты, которые тоже имеют популярность. К примеру, в Татарстане это «Святой ключ», «Хужалар тывы» в Биляре. Также в Атнинском районе - гора Кала тау «Крепость-гора», «Город- гора».Недалеко от деревень Айшиз и Кубиан на высоком берегу старого ручья реки Ашит, археологи обнаружили остатки древнего поселения, получившего научное название «город Айшияз». Местное население называет это место «Ханским кладбищем».В республике Башкортостан это известные горы Нарыстау и Ярыштау.
Само по себе почитание и посещение Болгарского городища, как места, священного для потомков болгар, не прекращалось никогда, но до 1989 года не было массовым. Ежегодное паломничество в Болгар охватило тысячи людей, объединило мусульман России. Теперь Болгар является важным местом паломничества для мусульман России. Это самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества. Город Болгар превращается постепенно в авторитетный научный и культурный центр исламского мира. Так же стоит отметить, что Болгарское городище входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Открылась так же Болгарская исламская академия (4 сентября 2017 года), что несомненно повысило религиозный статус Болгар.
Традиционные сборы мусульман «зиярат ас-салихин» или «Изге Болгар Жыены» в Болгарах включают кроме чтения проповедей и молитв, посещение могил предков и людей, известных своей святостью.
Изучив и проанализировав историю и эволюцию, типы исламских святынь и памятников можно понять и сделать следующий вывод, что из всех трех типов: заповедные мечети и святыни ислама (Мекка, Медина, и Масджит Аль-Акса в Иерусалиме); мавзалеи, завии и места захоронения сахабов и природные мест поклонения, исторический памятник Болгарское городище, в контексте общеисламских традиций и ритуалов паломничества, относится к второму типу. Так как в историко-архитектурном заповеднике Болгарское городище есть могила сахабов, Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата.
Эти памятники архитектуры ислама в Болгаре, имеют свою историю, и хранят ее по сей день.
Позднее, после смерти пророка стали появляться и другие объекты поклонения, паломничества. Это могли быть могилы сахабов, святых.
В результате процесса становления ислама на территориях, где укоренился ислам сформировались три типа объектов паломничества. Первая представлена мечетями, Масджит ал-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Масджит ан-Наби (Мечеть Пророка) в Медине, Масджит Аль-Акса в Иерусалиме.
Второй тип связан с почитанием мавзолеев, завий, такья, могил местных святых, к которым многие верующие постоянно совершают паломничество. Например: завия «Сиди Сахаб» в Кайруане (Тунис), могила Батал-Хаджи в Сурхахах (Ингушетия, РФ), могила Зайнуллы Расулева в городе Троицке (Челябинская обл., РФ).
И третий тип природные объекты, которые тоже имеют популярность. К примеру, в Татарстане это «Святой ключ», «Хужалар тывы» в Биляре. Также в Атнинском районе - гора Кала тау «Крепость-гора», «Город- гора».Недалеко от деревень Айшиз и Кубиан на высоком берегу старого ручья реки Ашит, археологи обнаружили остатки древнего поселения, получившего научное название «город Айшияз». Местное население называет это место «Ханским кладбищем».В республике Башкортостан это известные горы Нарыстау и Ярыштау.
Само по себе почитание и посещение Болгарского городища, как места, священного для потомков болгар, не прекращалось никогда, но до 1989 года не было массовым. Ежегодное паломничество в Болгар охватило тысячи людей, объединило мусульман России. Теперь Болгар является важным местом паломничества для мусульман России. Это самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества. Город Болгар превращается постепенно в авторитетный научный и культурный центр исламского мира. Так же стоит отметить, что Болгарское городище входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Открылась так же Болгарская исламская академия (4 сентября 2017 года), что несомненно повысило религиозный статус Болгар.
Традиционные сборы мусульман «зиярат ас-салихин» или «Изге Болгар Жыены» в Болгарах включают кроме чтения проповедей и молитв, посещение могил предков и людей, известных своей святостью.
Изучив и проанализировав историю и эволюцию, типы исламских святынь и памятников можно понять и сделать следующий вывод, что из всех трех типов: заповедные мечети и святыни ислама (Мекка, Медина, и Масджит Аль-Акса в Иерусалиме); мавзалеи, завии и места захоронения сахабов и природные мест поклонения, исторический памятник Болгарское городище, в контексте общеисламских традиций и ритуалов паломничества, относится к второму типу. Так как в историко-архитектурном заповеднике Болгарское городище есть могила сахабов, Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата.
Эти памятники архитектуры ислама в Болгаре, имеют свою историю, и хранят ее по сей день.
Подобные работы
- Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



